СОДЕРЖАНИЕ
1. Ознакомление с порядком проведения работ, аппаратуры, измерительными приборами
2. Режимы работы источника электрической энергии.
3.Построение потенциальной диаграммы.
Тема №1 : Ознакомление с порядком выполнения лабораторных работ
аппаратурой и электроизмерительными приборами.
Цель работы: Ознакомится с техникой безопасности, устройством стендов, аппаратурой и электроизмерительными приборами, с условными обозначениями их на схемах, правилами отсчета показаний, получить общее представление о сборке схем.
Оборудование: Универсальный стенд.
Прибор универсальный измерительный.
Содержание отчета:
- название лабораторной работы;
- электрические схемы;
- заполненные таблицы;
- все расчеты к таблицам и дополнительные расчеты;
- основные выводы;
правила оформления: все схемы, графики, таблицы должны быть выполнены карандашом (ручкой) аккуратно с применением чертежных инструментов – линейки, шаблонов, циркуля и т.п.
Ход работы.
1. Подготовка к работе.
1.1.Изучить измерительные приборы используемые при проведении лабораторных работ.
2. Основные правила техники безопасности при работе в электрической лаборатории.
2.1.Приступая к работе с электротехническими устройствами, помните об опасности поражения электрическим током и будьте осторожны.
2.2.Прежде чем приступить к сборке электрической схемы, убедитесь, что источники питания отключены, указатели положения элементов регулирования в лабораторных автотрансформаторах расположены в позиции «0».
2.3. Сборка схемы ведется от источника тока, но источник тока подключается в последнюю очередь. При разборке схемы, прежде всего необходимо отключить источник тока. Все реостаты , включаемые в цепь, должны быть установлены на максимум сопротивления.
2.4.Общим правилом является соединение сначала участков цепи с последовательным соединением элементов испытуемого устройства и приборов, а затем параллельных ветвей объекта исследования и приборов. В последнюю очередь включают обмотки вольтметров и параллельные обмотки ваттметров.
2.5. собранную цепь обязательно показать для проверки преподавателю и только с его разрешения можно включить источник питания, чтобы убедится в возможности проведения опыта при заданных пределах измерения величин. Нельзя приступать к измерениям, не будучи уверенным, что цепь собрана правильно.
2.6. Убедитесь в исправности изоляции соединительных проводов. Не пользуйтесь проводами без наконечников или штырей.
2.7. При сборке цепей избегайте пересечения проводов и обеспечьте высокую плотность контактов всех разъемных соединений. Не оставляйте без присмотра электрическую цепь, находящуюся под напряжением.
2.8. Не прикасайтесь к неизолированным элементам соединительных и коммутационных устройств, находящихся под напряжением. Особую осторожность соблюдайте при исследовании участков цепи с последовательным соединением дросселей и конденсаторов.
2.9. Прежде чем разбирать цепи или производить любые подключения в них , убедитесь, что источники питания отключены. Обнаружив любую неисправность в электротехническом устройстве, немедленно отключите цепь питания сети и сообщите об этом руководителю лабораторного занятия.
2.10.По окончанию занятий отключите источники тока, разберите цепи, соберите провода в пакеты и уберите их в отведенное для них место.
3.На стенде собрать схему для проведения измерений рис 1.используя э.д.с. Е3.
4. Результаты наблюдений и вычислений.
ЭДС Е= В, ток l = А, напряжение U = В.
5.Указания к расчетам и оформлению отчета.
По данным наблюдений вычислить: сопротивление потребителей и мощность с указанием формул вычислений.
R= Ом, Р= Вт
6. Начертить и собрать цепь с последовательным соединением активного сопротивления R 16 и катушки индуктивности L2 рис 2.
Рис 2
7. Измерить ток, напряжение ,мощность на индуктивном элементе.
l = А, U= В, Р = Вт,
8. По результатам наблюдений вычислит полное сопротивление Z=U/l = Ом.
9.:Вывод при оценке полученных результатов.
А)соблюдения правил безопасности в лаборатории.
Б) назначение элементов, составляющих электрическую цепь рис1, рис2.
В) последовательность действия при сборке.
Контрольные вопросы.
1.Какова цель лабораторной работы?
2.Из каких элементов состоит электрическая цепь и каково их значение?
3.Что называется узлом и ветвью электрической сети?
4.Каков порядок сборки электрической цепи?
5.Какие системы электроизмерительных приборов вы знаете?
6.Как условно изображают магнитоэлектрическую, электромагнитную и электродинамическую систему приборов?
7.Как поступить, если стрелка амперметра с односторонней шкалой, отклоняется влево от нулевой отметки?
8.Как поступить если стрелка вольтметра отклонится за последнее правое деление шкалы?
9.Начертите схему включения вольтметра
Лабораторная работа №2.
Тема: Режимы работы источника электрической энергии.
Цель работы: Изучить режимы работы источника электрической энергии определить его внутренне сопротивление, проанализировать соотношение между э.д.с. и напряжением на его зажимах в различных режимах.
Оборудование: универсальный стенд.
Содержание отчета:
- название лабораторной работы;
- электрические схемы;
- заполненные таблицы;
- все расчеты к таблицам и дополнительные расчеты;
- основные выводы;
правила оформления: все схемы, графики, таблицы должны быть выполнены карандашом (ручкой) аккуратно с применением чертежных инструментов – линейки, шаблонов, циркуля и т.п.
Ход работы.
1. Собрать цепь по схеме рис 1.
2. При включенном рубильнике измерить э.д.с исследуемого источника питания Е= В. вольтметр РV11 при разомкнутой цепи перемычка перед амперметром РА23 убрана.
3. Установить перемычку и записать показания амперметра РА23 I= А. и вольтметра РV21 U= В напряжение на внешнем участке.
4. Пользуясь законом Ома для участка цепи и для полной цепи определить сопротивление нагрузки R и внутреннее сопротивление источника питания rо.
5. Вычислить КПД источника.
?=Рп/Ри=UI/IЕ=U/Е
6. Описать работу источника знергии (используя дополнительную энергию или интернет ресурс) в режиме потребителя.
7.Сделать вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы:
1.Какие режимы вы знаете.
2.Что такое внутреннее сопротивление.
3.Как определить коэффициент полезного действия.
4.Что такое сопротивление нагрузк