kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине: Экология. Тема «ГОРОДСКАЯ СРЕДА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке урока рассматриваются вопросы, касающиеся городской квартиры и требования к ее экологической безопасности, влияние шума и вибрации на организм человека.

Данная методическая работа может быть полезна преподавателям при подготовке к уроку по экологии в соответствии с рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных учреждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине: Экология. Тема «ГОРОДСКАЯ СРЕДА»»

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Калужский торгово-экономический колледж»




















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА





по дисциплине: Экология

тема «ГОРОДСКАЯ СРЕДА»






















Разработал: преподаватель Черняк Н.А.










Калуга, 2016

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке урока рассматриваются вопросы, касающиеся городской квартиры и требования к ее экологической безопасности, влияние шума и вибрации на организм человека.

Данная методическая работа может быть полезна преподавателям при подготовке к уроку по экологии в соответствии с рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных учреждений.


































СОДЕРЖАНИЕ



Аннотация……………………………………………………………….......

3

Введение……………………………………………………………………..

4

Технологическая карта урока……………………………………………...

6

Структура урока…………………………………………………………….

9

Ход урока…………………………………………………………………....

11

Заключение………………………………………………………………….

19

Список использованной литературы………………………………………

20

Приложения………………………………………………………………….

21































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы очевидна, комфортность жилища является одним из главных материальных условий жизни современного человека. Состояние жилища направлено на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, используется как место проживания, отдыха, творческой деятельности.

Среднестатистический гражданин сталкивается с определенными эколого - экономическими рисками не только при выборе и приобретении, но и в процессе ремонта и обустройства жилища. В перечень подобных рисков можно отнести: состояние жилища и придомовой территории, качество отделочных материалов, приоритеты в выборе техники и др. Финансовые возможности конкретной семьи, безусловно, существенно влияют на фактор экологической безопасности.

Современное развитие техники, оснащение предприятий мощными и быстродвижущимися машинами и механизмами приводит к тому, что человек постоянно подвергается воздействию шума все возрастающей интенсивности. Повышение уровня шума и вибрации на рабочих местах оказывает вредное воздействие на организм человека. В результате длительного воздействия шума нарушается нормальная деятельность сердечно - сосудистой и нервной системы, пищеварительных и кроветворных органов, развивается профессиональная тугоухость, прогрессирование которой может привести к полной потере слуха.

На промышленных предприятиях среди производственных вредностей одно из ведущих мест занимает шум и вибрация. Вредное воздействие повышенного уровня шума на организм человека общеизвестно, поэтому актуальность данной проблемы очевидна.

На здоровье человека негативно влияет и радиоактивное излучение. Мебель и обои, находящиеся в комнате или кабинете, могут выделять ароматические углероды, фенолы и формальдегиды и другие вредные вещества, которые способны вызвать у человека аллергию или астму. Поэтому дома и на работе необходимо постоянно следить за тем, чтобы бытовая техника, одежда, дешёвые офисные диваны и другие предметы, имеющиеся в квартире и офисе, были экологически чистыми.

Данная тема выбрана неслучайно, ведь сложившаяся в настоящее время опасная экологическая ситуация требует от каждого человека предпринимать меры, направленные на защиту своего дома, дачи, рабочего места от вредных веществ, проводить экологическую экспертизу.

Данная тема входит в программу профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дисциплина: Экология

Тема урока: Городская среда

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: беседа

Цель методическая: разработка теоретических и методических оснований для изучения оценок городской среды ее жителями.

Цели образования:

  • Обучающая:

-получить представление об основных требованиях экологической безопасности городской квартиры;

-определение экологических параметров современного человеческого жилища;

-получение знаний в области экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства помещений;

  • Развивающая:

-содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающегося;

-развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию;

  • Воспитывающая:

-создать условия для выражения обучающимися собственного мнения;

-формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе;

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: информационно-иллюстрированный, проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: Экотип, шум, вибрация, мегаполис, урбанизация, бел.

Материально- техническое обеспечение урока:

Внутрипредметные связи: урок строится на знаниях, полученных на теме:

«Среда обитания человека».

Межпредметные связи: урок строится на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности» (по теме: «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения»), География (по теме: «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» и т.д.

Средства обучения:

  1. Методическое обеспечение урока:

-опорный конспект (Приложение 1);

-кроссворд «Тема урока» (Приложение 2);

-таблица «Адрес проживания» (Приложение 3);

-схема «материалы, используемые в квартире» (Приложение 4);

-схема «источники шума в городе» (Приложение 5);

-памятка «Безопасное поведение в городской среде» (Приложение 6);

-таблица «Что я узнал? Чему я научился? Что еще хочу знать?» (Приложение 7).

2. Технические средства: (компьютер, интерактивная доска)

3. Необходимые материалы: презентация к уроку (создана в программе Microsoft power Point).

Планируемые образовательные результаты:

  • Научиться: определять опасности городской квартиры, ее экологической безопасности;

  • Получать возможность научиться: влиять на источники опасностей для здоровья человека.

План урока:

1. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.

2. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье человека.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Первичное осмысление и закрепление

  5. Итоги урока. Рефлексия

  6. Домашнее задание




СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Организационный момент

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Приветствие, активизация обучающихся, создание предпосылок для вызова мотивации к работе на уроке.

Приветствие. Активизирует внимание обучающихся, настроить обучающихся на работу.

Приветствие. Доклад дежурного. Настраиваются на работу на уроке.

Презентация

Актуализация знаний

Целеполагание, знакомство обучающихся с целями и задачами урока, создание мотивации к дальнейшей работе на уроке.

Знакомство с целями и задачами урока.

Вместе формулируем тему урока.

Вместе формулируем тему урока.

Презентация, кроссворд.

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Знакомство с новым материалом.

Переосмысление информации, соотнесение ее с имеющимися знаниями. Знакомство с новым учебным материалом.

Направляет работу обучающихся. Объясняет новый материал. Создает атмосферу вопросно-ответного пространства.

Переосмысливают информацию, соотносят ее с уже имеющимися знаниями. Обобщают информацию. Записывают определения в тезаурус. Оформляют план-конспект.

Презентация, таблица, схема.

Первичное осмысление и закрепление

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Добиться поставленных результатов.

Проверка правильности изученного материала.


Выполняют задания, анализируют полученную информацию, обсуждают вопросы.

Презентация, памятка.

Итоги урока. Рефлексия.

Анализ и оценка успешности достижения цели и задач урока. Добиться поставленных результатов. Наметить перспективу последующей работы.

Формирование выводов по уроку.

Дает анализ и оценку успешности достижения цели и задач урока. Намечает перспективу последующей работы.


Презентация, таблица.

Домашнее задание

Мобилизация обучающихся на выполнение домашнего задания. Объяснение алгоритма выполнения домашнего задания.

Самоанализ деятельности.

Предлагает выразить собственное мнение к теме и материалу урока.

Выражает свое мнение к теме и материалу урока.

Презентация







ХОД УРОКА


I этап учебного занятия: Организационный момент

Цель

Задачи

Настроить на восприятие нового материала

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы организации совместного взаимодействия на уроке

Обращение преподавателя к обучающимся:

1 слайд: Здравствуйте! Садитесь.

Дежурный доложите информацию о готовности аудитории и обучающихся к занятию.

Приветствуют преподавателя

Доклад дежурного.


Включение обучающихся в рабочую атмосферу.



II этап учебного занятия: Актуализация знаний

Цель

Задачи

Поставить перед учащимися цель урока.


Целеполагание, знакомство обучающихся с целями и задачами урока, создание мотивации к дальнейшей работе на уроке. Вместе с обучающимися определить тему урока. Заинтересовать обучающихся изучаемой темой. Сориентировать и настроить обучающихся на работу в течение всего занятия.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы организации совместного взаимодействия на уроке

2 слайд: Для того, чтобы вы поняли о чем пойдет сегодня речь, отгадайте небольшой кроссворд

3 слайд: Не живая, а идет;

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Стою я с краю улицы

В длинном сапоге –

Чучело трехглазое

На одной ноге. (Светофор)


На проезжей части,

Неизвестной масти.

Всяк ногами ее топчет,

А она молчит не ропщет. (Зебра)


На двух колесах я качу,

Двумя педалями кручу,

За руль держусь, гляжу вперед.

И вижу – скоро… (Поворот)


Чего ни в комнате,

ни на улице не увидишь? (Воздух)


Итак, сегодня у нас с вами первый урок в теме 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность. Запишите тему занятия:

4 слайд: Городская среда.

Первый вопрос нашей темы: Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.


Сегодня мы с вами познакомимся с характеристиками городской квартиры как основного экотипа (записать в словарь) современного человека. Научимся определять экологические параметры современного человеческого жилища. Изучим экологические требования к уровню шума, вибрации (записать в словарь), организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог.

Слушают преподавателя

Отгадывают кроссворд.























Вместе с преподавателем

формулируют тему занятия.




Записывают определения терминов в тезаурус.



Включение обучающихся в творческую деятельность.

Вопросно-ответное единство.























III этап учебного занятия: Изучение нового материала

Цель

Задачи

Познакомимся с характеристиками городской квартиры как основного экотипа современного человека.

Определять экологические параметры современного человеческого жилища.

Экологические требования к уровню шума, вибрации, организации строительства помещений.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей.

Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью человека.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы организации совместного взаимодействия на уроке

5 слайд: Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город – место жительства для большинства из нас, наша малая Родина, которую мы с вами должны беречь и сохранять.


Преподаватель читает стихи С.В.Михалкова:

Где ты живешь? Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Ты нам ответишь: «Живу я в квартире, номер ее 324.

Дом – на Садовой, рядом кино.

Все что кругом мне знакомо давно».

- Дом на Садовой? Этого мало,

Город нам свой назови для начала.

Город назвал – расскажи, что кругом:

Все, что кругом – это тоже твой дом.

- Город стоит на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля.

Очень красивая наша Земля!

- Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

- Как и все страны – на нашей планете.


6 слайд: Слова преподавателя: Наш общий дом – это планета Земля. Если посмотреть внимательно на карту можно увидеть множество крупных городов, разбросанных по всей планете. Крупные города называют мегаполисами (записать в тезаурус). Рост городов называется урбанизация. (записать в тезаурус).


7 слайд: А знаете ли вы когда появились первые города?... Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. (После некоторой паузы) Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции

8 слайд: Так что же такое - город? Как вы думаете?


9 слайд: Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.

10 слайд: Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни?


11 слайд:

  • В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;

  • В городах существует целая сеть торговых организаций;

  • Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;

  • Создана система учебных заведений различного уровня;

  • Население обслуживают медицинские учреждения;

  • Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;

  • Созданы службы для обеспечения безопасности населения.


Слова преподавателя: Так какой вывод мы можем сделать?


12 слайд: Город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность для городского жителя и требуют от него особенного поведения, обеспечивающего его безопасность. Человек в городе больше подвергается факторам опасности.


13 слайд: Чтобы система работа слажено, существуют определенные правила поведения для всего населения города. Нарушение этих правил несет за собой возникновение опасных ситуаций для жизни и здоровья человека. Давайте произведем характеристику современной квартиры.


14 слайд: Прежде всего, приобретая квартиру необходимо обратить внимание на то, как обстоят дела с экологией прилегающей территории.


15 слайд: обратить внимание на отделочные материалы, которые используются в квартире. Например,

Стены - виниловые обои плохо пропускают воздух, соответственно может на стенах появиться грибок. Выход: заменить например, на стеклотканевые, к тому же они обладают противопожарными свойствами, легко моются.

Половое покрытие из ленолеума хорошо переносит избыток влаги, но длительное время выделяют вредные вещества (бензол, фталаты) в воздух помещений. На кухне, коридоре, ванной комнате – можно использовать керамическую плитку. Эти материалы легки в уборке. Использование ламината может быть в зале, спальной комнате. Ламинат – является натуральным дополнением к интерьеру.

Окна – деревянные оконные рамы, покрытые масляной краской, со временем деформируются, краска трескается и отшелушивается. Альтернатива: стеклопакеты из древесного массива.

Потолок – побелка или полимерные натяжные и подвесные потолки.

Мебель – изготовлена из ДСП (древесностружечные плиты) или древесного массива.

Предметы быта и интерьера, бытовая техника – должны быть безопасны и удобны в использовании.


16 слайд:

Постоянное соблюдение правил безопасности жизнеобеспечения при использовании всех благ обеспечивают безопасность человека в городской квартире. Какие опасности нас подстерегают в квартире?



17 слайд: следующий вопрос, который мы с вами должны сегодня изучить: Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье человека.


18 слайд: шум и вибрация – механические колебания, распространяющиеся в среде. Они различаются между собой частотой колебаний. Чувствительность уха к звуковым колебаниям зависит от силы и интенсивности звука, частоты колебаний. Единицей измерения силы звука принят бел (записать в тезаурус).


19 слайд: шум влияет на весь организм отрицательно: на органы слуха, происходит ряд изменений в организме человека: повышается давление крови, учащается или замедляется ритм сердечных сокращений, могут возникнуть заболевания нервной системы, ослабляется внимание, снижается производительность труда. Вибрация также отрицательно влияет на организм, вызывает виброболезнь.


21 слайд: в условиях городского шума происходит напряжение слухового анализатора, что может вызвать отклонение в качестве слуха, вызвать потерю слуха и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость. Шум сокращает продолжительность жизни человека, по данным австрийских исследований на 8-12 лет. Более чувствительны к шуму люди старшего возраста. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается на людях, занятых умственным трудом.


22 слайд: источниками шума в городской среде является:

-транспорт

-грохот строительной техники

-промышленные предприятия и оборудование;

-техническое и технологическое оснащение зданий (лифт, кондиционеры);

-санитарное оснащение зданий (водопроводная сеть);

-аппаратура для воспроизведения музыка;

-«бытовой шум»

Обучающиеся слушают преподавателя.



Обучающиеся заполняют таблицу (адрес проживания).
















Обучающиеся слушают преподавателя.

Записывают определения терминов в тезаурус.



Обучающиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.





Обучающиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.

Обучающиеся слушают преподавателя.

Обучающиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.



Обучающиеся слушают преподавателя.









Обучающиеся пытаются ответить на поставленный вопрос.

Обучающиеся слушают преподавателя.






Обучающиеся слушают преподавателя.




Обучающиеся слушают преподавателя, заполняют схему.
























Обучающиеся слушают преподавателя.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.


Обучающиеся записывают тему вопроса в тетради.



Обучающиеся записывают термины в тезаурус.





Обучающиеся слушают преподавателя.






Обучающиеся слушают преподавателя.








Обучающиеся заполняют схему «Источники шума в городе»





Включение обучающихся в творческую деятельность.



При необходимости заполняют таблицу.






















Вопросно-ответное единство.


Беседа.




Вопросно-ответное единство.




Вопросно-ответное единство.




Беседа.










Беседа.














При необходимости совместное заполнение схемы.























При необходимости помощь, направление хода мысли.




























При необходимости совместное заполнение схемы.







IV этап Первичное осмысление и закрепление

Цель

Задачи

Закрепить усвоенные знания

Добиться поставленных результатов

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы организации совместного взаимодействия на уроке

23 слайд: Итак, необходимо запомнить влияние экологических факторов в наших квартирах необходимо снижать, давайте с целью закрепления изученного материала оформим памятки по безопасному нахождению в городской среде.

Обучающие слушают преподавателя.

Обучающиеся оформляют памятки.

Включение обучающихся в творческую деятельность, помощь преподавателя при необходимости.

V этап учебного занятия: Итоги урока. Рефлексия

Цель

Задачи

Подвести итог занятия, выставить оценки за ответы с мест, оформление памятки.

Добиться поставленных целей урока


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы организации совместного взаимодействия на уроке

24 слайд:

Слова преподавателя: Ребята, давайте обсудим, что для вас сегодня из полученной информации было известным, новым, интересным, а также, о чем хотелось бы узнать больше.

После обсуждения: индивидуальная работа в тетради, заполнение таблицы.


25 слайд:

Слова преподавателя: Для жизнестойкости в городской среде человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности.

Обучающиеся пытаются ответить на поставленный вопрос с места (коллективная работа).

Обучающиеся индивидуально в тетради заполняют таблицу: (индивидуальная работа).



Обучающиеся слушают преподавателя.



Вопросно-ответное единство.

Коллективная работа.


Индивидуальная работа.







VI этап учебного занятия: Домашнее задание

Цель

Задачи

Поставить задачи на следующий урок.


Мобилизация обучающихся на выполнение домашнего задания. Объяснение алгоритма выполнения домашнего задания.

Деятельность преподавателя



Деятельность обучающихся

Формы организации совместного взаимодействия на уроке

26 слайд:

1. Изучить материал занятия.

2. Написать мини-сочинение на тему: «Моя квартира».

3. Прочитать стр. 111-129


27 слайд: Впереди у нас с вами еще много встреч. Берегите себя!


Слушают преподавателя, после чего записывают домашнее задание.





Обучающиеся записывают домашнее задание в тетрадь. Прощаются с преподавателем.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек проводит значительную часть своей жизни в жилище (квартире), поэтому для сохранения здоровья, работоспособности, хорошего настроения огромную роль играет санитарное состояние жилища и уровень его благоустройства. Большинство современных домов построены из железобетонных панелей или блоков, оснащены коммуникациями из синтетических материалов, обставлены мебелью из смеси древесных стружек и синтетических смол, с полами из пластика и ковров из химических волокон. Они защищают людей от внешних воздействий, но сами часто обладают свойствами, отрицательно влияющими на здоровье людей. Городской житель на работе и дома постоянно подвергается воздействию большого числа факторов – микроклимата, химического состава воздуха и находящимися в нем взвешенных веществ, недостатка или избытка солнечного света, электромагнитных полей, шума, вибрации, ионизирующего излучения, биологических агентов. Один из важнейших элементов, обеспечивающих комфорт в жилище, благоприятный климат.

Каждая квартира является формой среды обитания человека, также как среда обитания – лес, пустыня, океан. Жизнь, здоровье и работоспособность человека в значительной степени зависят от экологической безопасности и условий микроклимата дома, где он проводит как минимум 30% своего времени. Поэтому очень важно уделять своему жилищу как можно больше времени, ведь от состояния места обитания человека зависит самое главное – здоровье.

         Мы вряд ли можем контролировать качество воздуха за стенами нашей квартиры и далеко не всегда можем выбирать, где жить, но мы в состоянии создать дома комфортный микроклимат. В современной квартире есть ряд возможностей существенно снизить негативное воздействие города и неблагоприятного окружения – с помощью технических приспособлений, подбора высококачественных материалов и соблюдения всех перечисленных правил изученных на уроке.


19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Валова В.Д. Экология. - М., 2012.

2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. - М., 2014.

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 -11 клас­сы. - М., 2014.

4.Чернова Н.М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10 - 11 классы. - М., 2014.

5. Высоцкий В.С., Перлин В.И. Некоторые вопросы развития крупнейших городов и агломераций // Промышленное и гражданское строительство. 1993 №7. –С.5-6. 4. Прохоров Б.Б. Жизненная среда горожан // Природв. 1993 №3. – С.43-49.

6. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 1995;

7. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. М.: АО МДС.

8.газета «Биология» (ИД «Первое сентября»), 1995, № 48.

9.«Экологическая безопасность в городе» 1996 г. В.В.Горбовский, Н.Г. Рыбальский

10. А.П.Шицкова, Ю.В.Новиков. «Гармония или трагедия? Научно-технический прогресс, природа и человек» 1998 г.

11. Журнал «Всё для дома» № 4 2005 г.

12. «Экология жилища и здоровье человека» А.П.Дубров 1995 г.

13. www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).

14. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

15. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос­сии).

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине: Экология. Тема «ГОРОДСКАЯ СРЕДА»

Автор: Черняк Наталья Андреевна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине: Экология, тема "ГОРОДСКАЯ СРЕДА""
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_distsiplinie_ekologhiia_tiema_gorodskaia_srieda_1"
    ["file_id"] => string(6) "346452"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475068604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства