kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по основам духовно-нравственной культуры народов России Тема:«Человек и вера» (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезный материал для учителей 6 классов. Можно многому научиться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по основам духовно-нравственной культуры народов России Тема:«Человек и вера» (6 класс)»


Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Управление образования, культуры, спорта и молодёжной политики

Администрация Малодербетовского районного муниципального образования

Республики Калмыкия

МКОУ «Малодербетовская СОШ имени К. Д. Убушиевой»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по основам духовно-нравственной культуры

народов России

Тема: «Человек и вера»

(6 класс)
















Разработала:

учитель основ духовно-нравственной культуры

народов России Перекрестова Т. Н.







с. Малые Дербеты, 2023


Человек и вера


Класс: 6 «А», 6 «Б»

Дата: 03.10.2023

Тип урока: урок – знакомство и использованием мультимедийной презентационной технологии.

Цели урока:

Обучающая:

    1. Определить роль религии как одной из форм веры.

    2. Научить обучающихся анализировать и обобщать полученную информацию.

Воспитательная:

  1. Подвести обучающихся к пониманию важности веры в современном обществе и источника нравственного развития человека и общества в целом.

  2. Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  1. Способствовать формированию умения и навыков работы обучающихся с разными источниками, литературой и компьютерной программой Microsoft Office Power Point.

  2. Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

Задача урока:

  1. Познакомить обучающихся с сущностью веры.

  2. Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества.

  3. Объяснить сущность принципа свободы совести.

Основные понятия урока: Религия, вера.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Подготовка к уроку:

  1. Создать мультимедийную презентацию «Человек и вера».

Ход урока

  1. Организационный момент:

Учитель. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня наш урок мы начнем со строк из стихотворения Н. Гумилева. (слайд №1)

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога.

Учитель. «Как вы думает, о чем сегодня на уроке пойдет речь?» (обучающиеся высказывают свой предположения).

Учитель. Тема нашего урока «Человек и вера». Мы познакомимся с понятиями слов вера, религия, с понятиями религиозная вера, ее особенностям; религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. (слайд №2)

2. Актуализация опорных знаний по теме «Вера».

Учитель: Давайте послушаем притчу “А ты веришь?»

(слайд №3, 4, 5)

В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них верующий, другой – неверующий.

А ты веришь в жизнь после родов?

— Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.

— Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?

— Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.

— Какая ерунда! Невозможно же самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь – пуповина – и так уже слишком коротка.

— Я уверен, что это возможно. Все будет просто не много по-другому. Это можно себе представить.

— Но ведь оттуда еще ни кто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами, и вообще жизнь – это одно большое страдание в темноте.

— Нет, нет! Я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае мы увидим маму, и она позаботится о нас.

— Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?

— Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живем. Без неё мы просто не можем существовать.

— Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что её просто нет.

— Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит наш мир. Я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов.
А ты Веришь? (слайд № 6)

(обсуждение детей).

Учитель: Давайте посмотрим, какое определение слову «Вера» дает толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

Словарная работа:

  1. убеждённость, глубокая уверенность в ком-нибудь, в чём-нибудь. убеждённость в существовании Бога, высших Божественных сил.

  2. то же, что и вероисповедание. (слайд №7)

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры.

Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.

В современной науке есть несколько определение религии.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного (Слайды №8).

Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии:

- религия есть вера в Бога;

- религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого;

- религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Учитель: Давайте обратим внимание на доску и поимеем из чего же складывается религиозная вера:
     1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
    2) знания наиболее существенных положений вероучения;
    3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
    4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека. (слайд №9)

Существуют различные типы религии:

монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие),

ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе),

национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий). (слайд № 10)

     К национальным религиям относят:

Синтои́зм, синто (яп. 神道, синто:, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев (вера в существование души и духов), объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма. (слайд №11)

Конфуцианство (у китайцев) принимает небо как символ высшего порядка, как высшая инстанция, некое божественное начало. Конфуцианство поддерживало и активно пропагандировало культ почитания предков и культ Земли. (слайд №12)

Иудаизм (у евреев) - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. (слайд №13)

     Какие религии являются крупнейшими религиями сегодня? - христианство, ислам, буддизм. (слайд №14)   

Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).   

Работа в группах.

  1. Какую функцию выполняет религия?

(Объектом религии является отношение человека к Богу, но человек не имеет права определять природу этого отношения. Это исключительное право Бога, и только Бог может определять, как человек должен к Нему относиться, и Он делает это в своем божественном Слове. Религия является одним из наиболее замечательных явлений в жизни человека, затрагивающих глубочайшие струны его духовного существа, контролирующих его мысли, действующих на его эмоции и руководящих его действиями. Единственно правильным и согласующимся с точкой зрения Священного Писания является утверждение, что религия находится в сердце человека. Именно из сердца исходят мысли, желания и эмоции человека. Корни религии в Боге, и образ Бога является основой лучших проявлений человека: его талантов, его возможностей. Соответственно отношение человека к Богу является важнейшим фактором его существования и захватывает его полностью. Человек обязан любить Бога всем сердцем, всей душой, всем своим разумом. Именно сердце должен отдавать человек Богу (Второзаконие 30:6Притчи 23:26), потому что сердце контролирует интеллект (Римлянам 10:13,14Евреям 10:7), чувства (Псалом 27:7;29:13) и волю (Римлянам 2:10,13Иакова 1:271 Иоанна 1:5-7). Таким образом человек становится подданным Бога во всех сферах жизни. Только такая точка зрения является справедливой по отношению к религии и соответствует ее высшей значимости в жизни человека).

  1. Какие аргументы могут быть приведены в её защиту или осуждение?

(Сутью слова «религия» является отношение, в котором человек находится к Богу. Особенность религиозного отношения, в отличии от межчеловеческих, заключается в том, что в религии человек осознает бесконечное величие и власть Бога и свою незначительность и беспомощность по отношению к Нему. Религия может быть определена как сознательное и добровольное подчинение Богу, которое проявляется как в жизни в целом, так и в отдельных актах поклонения. Бог сам определяет границы восхищения, поклонения и служения, которые для Него приемлемы. Одни отвергают главенствующую роль религии в жизни человека и считают, что она может проявляться только как часть души человека. Другие же подчеркивают, что сама психическая природа человека является составной частью религиозной жизни. Только особое откровение Бога может осветить нам происхождение религии, только в Боге мы можем найти объяснение ее существования. Для того чтобы объяснить происхождение религии, мы обязаны исходить из предпо­ложения, что Бог существует, потому что религия без Бога немыслима. Предположение, что религия не основана на реальном существовании Бога, является обманчивой иллюзией. Более того, поскольку человек не может самостоятельно открыть и познать Бога, необходимо, чтобы Бог проявил Себя Сам. Без такого самопроявления Бога для человека было бы буквально невозможно войти в религиозные отношения с Ним. Бог действительно явил Себя, и Его самопроявление определило характер поклонения и служения, удовлетворяющий Его. Но даже самопроявление Бога было бы недостаточным для возникновения религиозных отношений, если бы Бог не одарил человека возможностью познавать и отвечать на познанное. Религия заложена в самой природе человека, а не была навязана ему извне. Было бы ошибкой предполагать, что вначале человек существовал без религии, а затем был одарен ею, что она явилась некой “добавкой” извне. Созданный по подобию Бога человек имеет возможность воспринимать и благодарить Бога за Его откровение. В соответствии со своим естественным даром человек ищет единения с Богом, даже идя при этом по ложному пути. И только благодаря особому откровению Бога и пояснению Святого Духа грешник может в принципе познать Творца и отдать Ему должное).

3. Формирование новых знаний

Зачем нам вера? Любая пустота отсутствие чего –то, потребность в смысле жизни – духовная жажда. (слайд №15,16)

Человек рано или поздно обращается к вере, даже если раньше он был атеистом. Быть атеистом - значит быть безразличным к высшим силам, к духовному спокойствию. В нашей стране, как нигде больше ценится душевное спокойствие. Наверное, отсюда и пошло выражение «загадочная русская душа». Мы не можем жить спокойно, если наша душа страдает.
Именно в храмах и церквях, наступает это святое успокоение. Поэтому, пережив горе или утрату, люди приходят в святыни. Почему же мы обращаемся к церкви только тогда, когда нам плохо, а когда нам хорошо, то напрочь забываем о ней. Наверное, просто в горе мы понимаем всю значимость веры в нашей жизни, осознаём всю свою незначительность в этой суровой жизни. Именно церковь даёт нам понять, что все мы смертные, что есть что-то выше нас.
Бывает так, что человек, пусть даже и не со зла, совершил несколько грехов или просто оступился, принял неправильное решение. На душе у него всё это навалилось, словно огромная глыба, которая ему даже вздохнуть спокойно не даёт. Придя в церковь, он сможет очиститься от всего плохого и, раскаявшись, начать жить более правильной жизнью. Каждый может оступиться, и мы не вправе осуждать чужие поступки. Порой мы сами не замечаем того, что допустили серьёзную ошибку. Нам не нравится, когда нам указывают на наши ошибки и промахи, зато сами направо и налево критикуем и раздаёт полезные советы, вмешиваясь в чужую личную жизнь. Мы сами себя объявили судьями, но не хотим, что судили нас. Благодаря вере и церкви в частности, мы может многое переосмыслить, взглянуть на многие привычные нам вещи другим, более мудрым и понимающим, взглядом.
Мы живём всего лишь один раз, и поэтому должны прожить жизнь достойно. Кто-то тратит годы на увлечение алкоголем, курением и другими пагубными занятиями, а кто-то приносит пользу обществу. У каждого своя миссия. (слайд №17)

Но прожить жизнь, просто ничего не делая, это очень плохо. Пусть тебе не дано стать выдающимся учёным, изобрести что-то необходимое для всего человечества, но хотя бы помогать людям можно. Пусть даже нематериально помогать, а советом. Просто нужно проявить сострадание, человеколюбие. Это прекрасно успокоит мятежную душу, придаст уверенности в том, что ты кому-то нужен, кому-то полезен.

Вера помогает понять, что лишь вместе люди смогут переживать все невзгоды и трудности. Но принуждать к вере не нужно. Каждый человек сам к ней придёт, когда наступит тот самый час. (слайд №18)

Я предлагаю вам самим привести примеры «искренней веры» из художественной литературы или реальной жизни.

(Заяна рассказывает стихотворение Ф.М. Достоевского «Крошку – ангела в сочельник.

Аюр: мы проходили в 5 классе произведение Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке», в нем говориться о том, как в рождественский вечер мальчик- сирота бегает в отчаянии по улицам. Везде празднуют Рождество, везде царит тепло, радость, веселье, но не где ему нет места, его нигде не принимают. В отчаянии он обращается к Христу. И вера его в то, что Христос его услышит и поможет, очень сильна. Христос спускается к нему со словами: «Я никогда не забуду о тебе, даже если все остальные забыли». Прилетают ангелы и забирают мальчика на Небо, к сияющей елке, к Христу.

Класс отвечает на вопросы:

Как вы думаете, кто является автором следующих высказываний (слайд №19)

  1. « Без веры человек жить не может». (Чехов А.П.)

  2. "Истинно говорю вам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: перейди отсюда туда", и она перейдет. И ничего невозможного не будет для вас." (Евангелие от Матфея, 17:20)

  3. Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя. (Лао-цзы).

  4. Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей. (Толстой Л.Н.)



Учитель: я предлагаю вам написать стихотворение.

  1. строка - 2 существительных (доверие, надежда)

  2. строка - 3 прилагательных (искренний, внутренний)

  3. строка - 4 глагола (помогает, вдохновляет, ….)

  4. строчка из 5 слов: Без веры жизнь совсем пуста.


5. Итог урока.                                                                               

Закончить наш урок я хочу стихотворением «Без Бога нация – толпа» иеромонах Роман (Матюшин). (слайд №21)

Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, – жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!


6. Домашнее задание: сообщение по теме «Философия буддизма»






8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьяна Николаевна Перекрестова

Дата: 14.01.2024

Номер свидетельства: 643923


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства