Материал к уроку-размышлению по произведению А.С. Пушкина
Материал к уроку-размышлению по произведению А.С. Пушкина
Часто дети не знают, как набрать объем сочинения, говорят: "А что еще можно написать, мне больше нечего сказать". Так бывает тогда, когда читают поверхностно, без проникновения в словесную и философскую структуру текста. Учите детей читать вдумчиво, и тогда не будут возникать проблемы с объемом и качеством сочинений. Итак, от простого к сложному! Попробуем вместе с учениками старших классов по-новому взглянуть на хорошо известную с детства сказку и оценить поведение героев, отношение к ним автора и понять, что же до нас, взрослых, хотел донести автор, чему научить, от чего уберечь, какие жизненные уроки помочь извлечь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку-размышлению по произведению А.С. Пушкина»
Паспорт конкурсной работы
Название конкурсной работы
Материал к уроку-размышлению по произведению А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Субъект Российской Федерации, муниципальное образования
Чувашская Республика, город Чебоксары
Ф.И.О. автора, место работы (указывается полное и сокращенное название), должность
Колесова Светлана Анатольевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Чебоксары Чувашской Республики (МБОУ «СОШ№18 » г. Чебоксары), учитель русского языка и литературы
Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, e-mail)
428035, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой Дивизии, д.16, кв.173
Цель и задачи конкурсной работы
Развить навыки вдумчивого чтения и анализа текста
Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития, долгосрочный эффект
Глубокое проникновение в словесную и философскую структуру текста, закрепить умение писать сочинение-рассуждение
Порядок контроля и оценки результатов
Написание сочинения-рассуждения
Необходимые ресурсы для реализации конкурсной работы
Методическая разработка Философский смысл произведения
А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Творческая мастерская для старшеклассников.
Философский смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Дорогие читатели, я глубоко убеждена, что, хорошие сказки – это своего рода послания с философским смыслом, их нужно читать внимательно, вглядываясь в каждую картину, вслушиваясь в слова и звуки, проникаясь настроением и чем-то еще неосязаемым, но очень важным для становления личности. Хорошая сказка помогает этой личности сформироваться правильно, в нужную сторону, в сторону добра. Она ненавязчиво, но очень конкретно вызывает отвращение к несправедливости, учит быть отважным, честным, добрым, скромным, но непримиримым ко злу. Это важно, четкое представление о вечной борьбе добра и зла должно быть заложено в детстве, а также уверенность в том, что добро сильнее и в итоге именно оно и победит. Это то, что должны усвоить дети, ну а мы, взрослые, а к ним можно смело отнести и старшеклассников, попробуем увидеть глубокий философский смысл, то самое зашифрованное послание, которое содержится в любой хорошей сказке. Для этого нужно читать вдумчиво, читать сердцем и душой и делать выводы. Такое чтение не только разовьет наши аналитические способности, но и обогатит нас нравственно. Часто дети не знают, как набрать объем сочинения, говорят: «А что еще можно написать, мне больше нечего сказать». Так бывает тогда, когда читают поверхностно, без проникновения в словесную и философскую структуру текста. Учите детей читать вдумчиво, и тогда не будут возникать проблемы с объемом и качеством сочинений. Итак, от простого к сложному! Попробуем вместе с учениками старших классов по-новому взглянуть на хорошо известную с детства сказку и оценить поведение героев, отношение к ним автора и понять, что же до нас, взрослых, хотел донести автор, чему научить, от чего уберечь, какие жизненные уроки помочь извлечь.
Философский смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Старик.
Безвольный – выполняет прихоти старухи.
Так и не узнал ее как следует за 33 года или не было такой ситуации, иначе мог бы и не говорить про рыбку.
Без притязаний на роскошь и славу, довольствуется малым.
Ни разу при обращении с просьбой к рыбке не попросил что-нибудь для себя, ему даже не пришло это в голову.
Всегда одинаково вежливо, с поклоном обращается к рыбке, ему неудобно просить, хотя рыбка и исполняет его желания.
Поругивает старуху, но слушается, очень терпелив, привязан к своей жене.
Чувствует неловкость за причуды жены, старается как-то оправдать ее поведение и просьбы перед рыбкой.
Задание
Найдите примеры в тексте, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
Рыбка.
Сразу же предлагает старику хорошую цену за спасение своей жизни, видимо, не верит в бескорыстие людей.
Оценила благородный поступок старика и, пусть и неохотно, но четыре раза выполняла его просьбы. Но пятую просьбу старика, а точнее, приказ старухи, сочла очень наглой и уплыла. Уплыла, ничего не сказав, так как испытывала, видимо, высокую степень возмущения, которая лишает слов.
Выпишите из толкового словаря словарную статью слова золотой.
Вопрос
Называя рыбку золотой, что имеет в виду автор: цвет или что-то другое. Напишите развернутый ответ на вопрос.
Море
Пять раз меняет цвет, состояние.
Море как авторский прием для выражения отношения к происходящему.
Задание /по желанию/
Нарисуйте море в одном из состояний.
Автор
Сочувствует старику, называет его «старичок».
Выражает свою реакцию на происходящее через морскую стихию.
Задание
Если состояние моря – это авторский прием для выражения личного отношения к событиям, то постарайтесь подобрать слова для передачи чувств автора к происходящему.
Старуха
Прожила со своим стариком хоть и в ветхой землянке, но целых 33 года, то есть союз выдержал испытание временем, и жили со стариком дружно.
В первый раз называет старика «дурачина простофиля» и посылает его попросить у рыбки лишь новое корыто.
Во второй раз уже требует новую избу и четыре раза обзывает верного мужа.
В третий раз ругает старика на чем свет стоит и претендует на дворянство, поскольку материальная обеспеченность уже есть, теперь нужна власть.
Запросы и потребности растут, а с ними меняется и отношение к мужу: меняется тон, поведение, чувства. В четвертый раз звучит не просьба, а приказ, причем в ультимативной форме. И вот тут старик в первый раз возмущается – и получает удар по щеке от жены, с которой прожил верных 33 года и которую, очевидно, ни разу не ударил.
В пятый раз старику очень неловко передать рыбке безумный приказ старухи, он даже называет жену перед рыбкой «проклятою бабой».
Задание.
Найдите примеры в тексте, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
Общие вопросы.
Можно ли утверждать, что старик и старуха, так долго прожив вместе, хорошо узнали друг друга? Почему? Над чем это заставляет задуматься?
Как случай с золотой рыбкой высветил характеры супругов?
Как, по-вашему, должно соотноситься стремление к карьере и материальным ценностям с нормами морали и нравственности?
Почему возможность иметь все, что пожелаешь, не испортила старика, но испортила старуху?
Как вы думаете, почему рыбка вместо обычных в сказках трех желаний выполнила четыре и приплыла в пятый раз? Что можно сказать о рыбке?
Как вы думаете, почему рыбка не отказывала старику, ведь спас ее он, а желания исполнялись для старухи?
Почему рыбка в пятый раз ничего не ответила старику и исполнила свое желание, решив вернуть все как было?
Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»?
Творческое задание.
Попробуйте представить, каким бы мог быть разговор старика и старухи после случившейся с ними истории; что каждый из них испытал и какие уроки извлек.
Вопрос повышенной трудности.
Нужна ли золотая рыбка в жизни человека? А если нужна, то для чего?
Заключение.
Итак, дорогие коллеги, сколько богатейшего материала, глубокого смысла, мудрости в одной детской сказке! А сколько бесценных уроков жизни можно извлечь! Изумительная сказка, прекрасный и очень действенный способ научить детей находить материал для сочинения. После такой проделанной с текстом работы ни от кого из учеников вы не услышите слова: «О чем еще можно написать, я не знаю». Вы услышите другое: «Мне не хватает времени урока, чтобы успеть записать льющиеся потоком мысли».