kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал к уроку-размышлению по произведению А.С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто дети не знают, как набрать объем сочинения, говорят: "А что еще можно написать, мне больше нечего сказать". Так бывает тогда, когда читают поверхностно, без проникновения в словесную и философскую структуру текста. Учите детей читать вдумчиво, и тогда не будут возникать проблемы с объемом и качеством сочинений. Итак, от простого к сложному! Попробуем вместе с учениками старших классов по-новому взглянуть на хорошо известную с детства сказку и оценить поведение героев, отношение к ним автора и понять, что же до нас, взрослых, хотел донести автор, чему научить, от чего уберечь, какие жизненные уроки помочь извлечь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку-размышлению по произведению А.С. Пушкина»



Паспорт конкурсной работы

Название конкурсной работы

Материал к уроку-размышлению по произведению А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Субъект Российской Федерации, муниципальное образования

Чувашская Республика, город Чебоксары

Ф.И.О. автора, место работы (указывается полное и сокращенное название), должность

Колесова Светлана Анатольевна,  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» города Чебоксары Чувашской Республики (МБОУ «СОШ№18 » г. Чебоксары), учитель русского языка и литературы

Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, e-mail)

428035, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой Дивизии, д.16, кв.173

Цель и задачи конкурсной работы

Развить навыки вдумчивого чтения и анализа текста

Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития, долгосрочный эффект

Глубокое проникновение в словесную и философскую структуру текста, закрепить умение писать сочинение-рассуждение

Порядок контроля и оценки результатов

Написание сочинения-рассуждения

Необходимые ресурсы для реализации конкурсной работы




Методическая разработка Философский смысл произведения

А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Творческая мастерская для старшеклассников.

Философский смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Дорогие читатели, я глубоко убеждена, что, хорошие сказки – это своего рода послания с философским смыслом, их нужно читать внимательно, вглядываясь в каждую картину, вслушиваясь в слова и звуки, проникаясь настроением и чем-то еще неосязаемым, но очень важным для становления личности. Хорошая сказка помогает этой личности сформироваться правильно, в нужную сторону, в сторону добра. Она ненавязчиво, но очень конкретно вызывает отвращение к несправедливости, учит быть отважным, честным, добрым, скромным, но непримиримым ко злу. Это важно, четкое представление о вечной борьбе добра и зла должно быть заложено в детстве, а также уверенность в том, что добро сильнее и в итоге именно оно и победит. Это то, что должны усвоить дети, ну а мы, взрослые, а к ним можно смело отнести и старшеклассников, попробуем увидеть глубокий философский смысл, то самое зашифрованное послание, которое содержится в любой хорошей сказке. Для этого нужно читать вдумчиво, читать сердцем и душой и делать выводы. Такое чтение не только разовьет наши аналитические способности, но и обогатит нас нравственно. Часто дети не знают, как набрать объем сочинения, говорят: «А что еще можно написать, мне больше нечего сказать». Так бывает тогда, когда читают поверхностно, без проникновения в словесную и философскую структуру текста. Учите детей читать вдумчиво, и тогда не будут возникать проблемы с объемом и качеством сочинений. Итак, от простого к сложному! Попробуем вместе с учениками старших классов по-новому взглянуть на хорошо известную с детства сказку и оценить поведение героев, отношение к ним автора и понять, что же до нас, взрослых, хотел донести автор, чему научить, от чего уберечь, какие жизненные уроки помочь извлечь.

Философский смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Старик.

  • Безвольный – выполняет прихоти старухи.

  • Так и не узнал ее как следует за 33 года или не было такой ситуации, иначе мог бы и не говорить про рыбку.

  • Без притязаний на роскошь и славу, довольствуется малым.

  • Ни разу при обращении с просьбой к рыбке не попросил что-нибудь для себя, ему даже не пришло это в голову.

  • Всегда одинаково вежливо, с поклоном обращается к рыбке, ему неудобно просить, хотя рыбка и исполняет его желания.

  • Поругивает старуху, но слушается, очень терпелив, привязан к своей жене.

  • Чувствует неловкость за причуды жены, старается как-то оправдать ее поведение и просьбы перед рыбкой.

Задание

Найдите примеры в тексте, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.

Рыбка.

  • Сразу же предлагает старику хорошую цену за спасение своей жизни, видимо, не верит в бескорыстие людей.

  • Оценила благородный поступок старика и, пусть и неохотно, но четыре раза выполняла его просьбы. Но пятую просьбу старика, а точнее, приказ старухи, сочла очень наглой и уплыла. Уплыла, ничего не сказав, так как испытывала, видимо, высокую степень возмущения, которая лишает слов.

  • Наказала старуху – спасла старика – спасла семейный союз.

Задание

Выпишите из толкового словаря словарную статью слова золотой.

Вопрос

Называя рыбку золотой, что имеет в виду автор: цвет или что-то другое. Напишите развернутый ответ на вопрос.

Море

  • Пять раз меняет цвет, состояние.

  • Море как авторский прием для выражения отношения к происходящему.

Задание /по желанию/

Нарисуйте море в одном из состояний.



Автор

  • Сочувствует старику, называет его «старичок».

  • Выражает свою реакцию на происходящее через морскую стихию.

Задание

Если состояние моря – это авторский прием для выражения личного отношения к событиям, то постарайтесь подобрать слова для передачи чувств автора к происходящему.



Старуха

  • Прожила со своим стариком хоть и в ветхой землянке, но целых 33 года, то есть союз выдержал испытание временем, и жили со стариком дружно.

  • В первый раз называет старика «дурачина простофиля» и посылает его попросить у рыбки лишь новое корыто.

  • Во второй раз уже требует новую избу и четыре раза обзывает верного мужа.

  • В третий раз ругает старика на чем свет стоит и претендует на дворянство, поскольку материальная обеспеченность уже есть, теперь нужна власть.

  • Запросы и потребности растут, а с ними меняется и отношение к мужу: меняется тон, поведение, чувства. В четвертый раз звучит не просьба, а приказ, причем в ультимативной форме. И вот тут старик в первый раз возмущается – и получает удар по щеке от жены, с которой прожил верных 33 года и которую, очевидно, ни разу не ударил.

  • В пятый раз старику очень неловко передать рыбке безумный приказ старухи, он даже называет жену перед рыбкой «проклятою бабой».

Задание.

Найдите примеры в тексте, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.



Общие вопросы.



  1. Можно ли утверждать, что старик и старуха, так долго прожив вместе, хорошо узнали друг друга? Почему? Над чем это заставляет задуматься?

  2. Как случай с золотой рыбкой высветил характеры супругов?

  3. Как, по-вашему, должно соотноситься стремление к карьере и материальным ценностям с нормами морали и нравственности?

  4. Почему возможность иметь все, что пожелаешь, не испортила старика, но испортила старуху?

  5. Как вы думаете, почему рыбка вместо обычных в сказках трех желаний выполнила четыре и приплыла в пятый раз? Что можно сказать о рыбке?

  6. Как вы думаете, почему рыбка не отказывала старику, ведь спас ее он, а желания исполнялись для старухи?

  7. Почему рыбка в пятый раз ничего не ответила старику и исполнила свое желание, решив вернуть все как было?

  8. Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»?

  9. Творческое задание.

Попробуйте представить, каким бы мог быть разговор старика и старухи после случившейся с ними истории; что каждый из них испытал и какие уроки извлек.



Вопрос повышенной трудности.

Нужна ли золотая рыбка в жизни человека? А если нужна, то для чего?



Заключение.

Итак, дорогие коллеги, сколько богатейшего материала, глубокого смысла, мудрости в одной детской сказке! А сколько бесценных уроков жизни можно извлечь! Изумительная сказка, прекрасный и очень действенный способ научить детей находить материал для сочинения. После такой проделанной с текстом работы ни от кого из учеников вы не услышите слова: «О чем еще можно написать, я не знаю». Вы услышите другое: «Мне не хватает времени урока, чтобы успеть записать льющиеся потоком мысли».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Материал к уроку-размышлению по произведению А.С. Пушкина

Автор: Колесова Светлана Анатольевна

Дата: 06.11.2018

Номер свидетельства: 483819


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства