Классификация газотурбинных установок. Тепловой расчет схемы газотурбинной установки
Классификация газотурбинных установок. Тепловой расчет схемы газотурбинной установки
Урок проходит в форме ОДИ (организационно-деловой игры) с применением современных информационно-компьютерных технологий. Это оказывает положительное эмоциональное воздействие на студентов, устанавливает межпредметные связи с дисциплинами «Инженерная графика», «Материаловедение», «Физика», способствует повышению эффективности обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Открытый урок по теме: «Тепловой расчет схемы газотурбинной установки» проходит в форме ОДИ (организационно-деловой игры) с применением современных информационно-компьютерных технологий. Это оказывает положительное эмоциональное воздействие на студентов, устанавливает межпредметные связи с дисциплинами «Инженерная графика",»Материаловедение», «Физика», способствует повышению эффективности обучения.
Данный урок предназначен для студентов 2 курса специальности 21.02.01«Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Тема урока соответствует рабочей учебной программе и тематическому плану МДК, разделу «Газовые турбины». Урок проводится в форме практического занятия в форме ОДИ (организационно деловой игры), которое предполагает деление учебной группы на подгруппы.
Для побуждения к целенаправленной активной самостоятельной деятельности студентам было дано домашнее задание – составить схемы ГТУ. Для выполнения работы каждый студент получил методическое пособие. Составленная программа используется в ходе выполнения практического задания на уроке. Это позволило обеспечить состояние заинтересованности, увлечённости, а также стимулировать интеллектуальное развитие и познавательную активность студентов.
Форма урока: Практическое занятие в форме ОДИ (организационно-деловая игра)
Цель урока: Комплексное освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение функций, отражающих требования рынка труда.
Задачи урока:
Практические задачи:
Сформировать практические умения и навыки расчета тепловых схем ГТУ
Образовательные задачи:
1.Научить применять полученные знания по разделу «Газовые турбины» на практике
2. Оперировать имеющимся потенциалом в конкретной профессиональной ситуации.
Развивающие задачи:
1.Совершенствовать навыки анализа, обобщения, умения выступать и защищать свою точку зрения, развивать творческие способности, развивать коммуникативные навыки
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес к выбранной профессии, чувство сопричастности к решению различных профессиональных задач, совершенствовать навыки общения через активную учебную деятельность.
Оснащение урока: компьютер, проектор, методическое пособие для подготовки к деловой игре, схемы ГТУ, методика расчета расчета тепловой схемы ГТУ, разработанные студентами в ходе подготовки к уроку.
Уровни деятельности
Этапы урока
Развиваемые компетенции
Эмоционально-психологический
1.Организационный момент. 2.Мотивация к предстоящей учебной деятельности, создание интереса и условий для эмоционального комфорта.
ОК 1, ОК8
Регулятивный
1.Формулировка темы урока
2 Постановка цели и задач урока. 3.Знакомство с планом предстоящей учебной работы.
4.Знакомство с методическими материалами для предстоящей работы, подготовка оборудования.
5.Актуализация знаний. Проверка теоретической готовности обучающихся к выполнению практического задания
ОК6, ОК4, ОК 5
Социальный
1Работа над учебными проектами. Выполнение технологических операций в соответствии с проектным заданием
2.Оперативный контроль. Организация группового взаимодействия в ходе выполнения работы.
3.Подготовка учебных проектов к защите.
ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ПК1.2
Аналитический
1.Защита и обсуждение групповых проектов
2.Выявление проблем и анализ ошибок проекта, поиск путей их устранения.
ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, ПК1.2.
Творческий
1.Презентация учебных проектов Использование информационно-компьютерных технологий для продуктивной демонстрации практического применения знаний
2 Выявление нестандартных ситуаций в результате реализации проекта и их творческое решение.
ОК3, ОК5, ОК6, ОК7, ПК 1.2.
Самосовершенствования
1.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности, выявление достижений и проблем.
2 Домашнее задание. Новые задачи для дальнейшей работы над темой урока.
ОК1, ОК2 ОК6, ОК8, ПК1.2
Структура занятия
Элементы занятия
Время (мин.)
Организационный момент (взаимное приветствие, контроль присутствия)
15
Формулировка темы урока, постановка цели и задач
5
Актуализация знаний. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению задания
15
Выполнение практической работы (работа в группах)
30
Презентация, анализ и оценка выполненных работ.
20
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание.
5
Итого:
90 минут
Технологическая карта учебного занятия
Организационный момент
Преподаватель приветствует аудиторию, знакомит с формой проведения урока (ОДИ), выводит аудиторию на тему урока и вместе с обучающимися, формулирует её, ставит цель и задачи урока, мотивирует к предстоящей учебной деятельности. При этом делается акцент на связь выполняемой работы с современным рынком труда, акцентируется внимание на использовании современных технологий.
Актуализация знаний студентов
Проводится актуализация знаний студентов, проверка теоретической готовности обучающихся к выполнению практического задания. Теоретические вопросы имеют узкую направленность в рамках выполняемой работы. За правильные ответы студенты «принимаются на работу» в проектную организацию.
Вопросы:
Что такое газовая турбина?
Для чего предназначен компрессор в схеме ГТУ?
Назовите основные элементы ГТУ?
Какое преимущество у одновальных ГТУ перед многовальными?
Какой главный недостаток есть у одновальных ГТУ?
Чем отличается двухвальная ГТУ от одновальной?
Что такое центробежный нагнетатель?
Какой тип ГТУ применяют для привода ЦБН на КС?
Что такое регенерация теплоты уходящих газов?
Зачем применяют регенеративные циклы?
Цель расчета тепловой схемы ГТУ?
В каких точках тепловой схемы определяют основные параметры при расчете ГТУ?
Что является рабочим телом ГТ?
Назначение камеры сгорания?
Когда (зимой или летом) работа осевого компрессора будет эффективней?
Выполнение учебных проектов «Расчет тепловой схемы ГТУ» (работа в группах)
Данный этап урока подразумевает работу в группах. Выполнение практического задания проходит с использованием методического указания. Каждая группа выполняет индивидуальное задание.
Проектное задание:
1. Произвести расчет тепловой схемы ГТУ с заданными параметрами.
2. Выбрать оптимальный режим работы.
3. Получить КПД ГТУ на оптимальном режиме не менее 30%.
4. Представить выполненный проект к защите.
Презентация и анализ выполненных работ
Каждая группа представляет расчет, Для демонстрации проекта используются информационно-компьютерные технологии. Докладчик анализирует результаты выполненной работы. Аудитория обсуждает проекты, выявляет проблемы и анализирует ошибки проекта.
Рефлексия учебной деятельности, выводы, итог занятия
Проводится самооценка выполненной работы каждой группы, затем преподаватель дает оценку выполненной работы: насколько правильно были выбраны параметры в процессе проектирования и оптимальный режим работы ГТУ, соответствуют ли полученные параметры действительным значениям для ГТУ. Оценивается этап защиты проектов, организация деятельности группы, умение работать в команде. Подводится итог занятия (какие из поставленных задач были выполнена, достигнута ли цель урока). Преподаватель дает задание для дальнейшей работы над темой урока
Домашнее задание:
Используя разработанную программу, посчитайте ГТУ без регенерации теплоты. По результатам расчетов сделайте сравнительный анализ 2-х режимов: с регенерацией теплоты и без регенерации. Задания выполните в соответствии с номером варианта.
Список используемой литературы
Основные источники:
Поршаков Б.П. Основы термодинамики и теплотехники. М Недра, 2013
Ерохин В.П. Основы термодинамики и теплотехники. М Недра, 2013
Понкратов Г.П. Сборник задач по общей теплотехнике. М Высшая школа, 2012
Смирнова М.В. Теоретические основы теплотехники. Издательский дом. «Ин-Фолио», 2012
Дополнительные источники:
Рабинович О.М. Сборник задач по технической термодинамике. М Машиностроение, 2012
Романов Б.А. Двигатели внутреннего сгорания. М.Высшая школа, 2012
Подгорнов Ю.М. Дизелист (моторист) буровых установок. М Недра, 2011
Нощекин В.В Техническая термодинамика и теплопередача. М.Высшая школа, 2012
Могильницкий И.П. ДВС в нефтяной промышленности. М.Недра, 2012