Ситуационный, или SWOT (СВОТ)-анализ (первые буквы англ. слов strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.
SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон компании, и оценка возможностей и угроз на пути ее развития.
Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны
Внешняя среда Возможности Угрозы
Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.
Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз (опасностей) и возможностей.
Далее устанавливается связь между ними. Для этого составляется матрица SWOT. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
Матрица SWOT Возможности Угрозы
Сильные стороны СИВ СИУ
Слабые стороны СЛВ СЛУ
СИВ — сила и возможности. Следует разработать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. СИУ (Сила и угрозы) — разработать стратегию, которая должна использовать силу организации на преодоление угроз. СЛУ (Слабость и угрозы) — выработать стратегию, которая бы позволила организации избавится от слабостей и предотвратить нависшую угрозу.
Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для ориентации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Пример: на экране.
Закрепление нового материала
Кейс: swot – анализ фирмы «Прома» (раздаточный материал)
Фирма «Прома» специализируется на продажах оборудования и комплектующих для изготовления жалюзи пластиковых и алюминиевых окон и дверей. Эта продукция пользуется повышенным спросом у тех фирм, которые сделали ставку не на быстрое обогащение путем торговой деятельности или чисто финансовых операций, а на стабильное развитие собственного производства. Дело в том, что предприниматели, закупающие станки и комплектующие в «Проме», способны в кратчайшие сроки выполнить заказы на установку жалюзи, окон и дверей со стороны строительных компаний, фирм, специализирующихся на ремонтно-строительных работах, а также частных лиц. Выступая в роли своего рода промежуточного звена между «Промой» и широким кругом заказчиков, эти фирмы, как правило, выходят на высокий уровень рентабельности, позволяющей в считанные месяцы окупить затраты на приобретенное оборудование. За минувший год у фирмы втрое вырос объём продаж. Во-вторых, более чем в два раза расширилась дилерская сеть, что позволяет сделать вывод о хороших финансовых перспективах. В-третьих, весь этот рост достигнут без каких-либо банковских кредитов или другой помощи извне - фирма опирается лишь на собственные силы. В общем виде эта производственно-сбытовая вертикаль представлена в публикуемой схеме. Здесь видно, что «Прома» не замыкается на одном лишь импорте и последующей перепродаже оборудования и комплектующих, но и многое производит собственными силами. Процесс наращивания «отечественного компонента» шел в течение нескольких лет. Если в начале своей деятельности «Прома» ориентировалась на крупные закупки зарубежного оборудования и материалов и в результате стала эксклюзивным дистрибьютором на российском рынке продукции ряда ведущих итальянских и немецких фирм, то впоследствии она наладила серийное изготовление станков собственной конструкции и выпуск ряда комплектующих непосредственно в России. Качество отечественной продукции не хуже зарубежной, а цена на много меньше. Это постоянное замещение импорта отечественными аналогами выгодно отличает «Прому» от других фирм, действующих в том же сегменте рынка, и значительно повышает её конкурентноспособность. «Прома» для изготовления горизонтальных жалюзи, пользующихся особо высоким спросом, поскольку они «не съедают» полезную площадь помещений, стоит 3,5 тыс. долларов, что в два с половиной раза ниже стоимости импортного оборудования. Но почему другим фирмам выгодно покупать в «Проме» именно оборудование, а не готовые изделия? Тому есть несколько причин. Имея в своем распоряжении один или несколько станков, можно организовать в своем городе мини-цех по производству жалюзи из комплектующих, вложив в дело на начальном этапе 5-10 тыс. долларов (в зависимости от того типа жалюзи, которые вы собрались выпускать). Производство окон и дверей обойдется дороже – 25, 50, а то и 100 тыс. долларов (здесь все зависит от типа станков, наличия оборудования для вакуумирования стеклопакетов и т.д.). Важно отметить и то, что сама возможность изготовления изделия непосредственно по типоразмерам заказчика, а не закупать в Москве или других крупных городах «всё готовенькое», значительно повышает конкурентоспособность владельцев оборудования. Ведь они могут произвести все замеры непосредственно на месте (в офисе или квартире заказчика) и в считанные дни, а то и часы произвести монтаж жалюзи. Да и такая трудоёмкая операция, как установка пластиковых и алюминиевых окон и дверей с современными стеклопакетами, осуществляется гораздо качественнее и быстрее. Но все это технические детали, и не станем перегружать ими внимание читателей. Ведь в конечном счете важно то, что комплексный сервис по оборудованию офисов, дачных котеджей и городских квартир создает в помещениях праздничный интерьер. Подмечено, что даже в новых домах, где установлены неказистые деревянные рамы, многие новоселы стремятся заменить их на современные конструкции. Эта же операция – неотъемлемый атрибут любого евроремонта. А в сочетании с нарядными жалюзи из синтетической ткани или алюминиевых сплавов ваш дом будет напоминать картинку из модного архитектурного каталога. Здесь как раз тот случай, когда требования дизайна согласуются с коммерцией. Ведь бизнес «Промы» и её дилеров не мог бы процветать без постоянно растущего на атрибуты современного интерьера среди широких слоев населения. Статистика утверждает, что объем продаж различных видов жалюзи ежегодно увеличивается почти втрое, эта же тенденция характерна для упомянутых выше окон и дверей. Эксперты «Промы» убеждены, что даже в городах с населением 50- 100 тыс. человек могут успешно работать несколько фирм, производящих жалюзи и окна, притом не отбивая друг у друга заказчиков. Такая и далее более высокая «плотность» характерна для подобного бизнеса в городах Западной Европы и США. Кроме того, фирмы, начавшие с нехитрого изготовления жалюзи, смогут впоследствии расширить парк оборудования, освоить производство других видов изделий для дома и офиса, благо клиентская сеть у них уже имеется. Так, кстати, поступили многие из дилеров «Промы», которые действуют ныне более чем в 70 российских городах. Разумеется, чтобы идти в ногу со временем, представителям фирмы приходится постоянно посещать крупнейшие международные выставки товаров для дома и офиса. В результате переговоров на недавней выставке в Болонье «Прома» сумела заключить часть выгодных контрактов, позволивших существенно снизить стоимость комплекта оборудования для изготовления оконных рам. В результате родилось новое деловое предложение и на российском рынке. Теперь фирма думает о том, какие комплектующие для такого производства можно изготавливать у нас в стране, а не ввозить из-за рубежа. Следовательно, дилеры могут ждать нового понижения цен.
Проверка матрицы свот-анализа, выполненных в тетрадях, обсуждение. Выставление оценок за наиболее удачные варианты.
Подведение итогов:
Что такое свот-анализ?.
Для чего он нужен?
Домашнее задание – составить матрицу свот –анализа для своей фирмы.
Рефлексия.
Учитель: «У кого есть вопросы по пройденной сегодня теме? Сложно ли было? Понравился ли вам урок?»