Проверка домашнего задания (устно: Примеры типов организационной культуры)
Усвоение нового материала.
Эпиграф: «Искусство бизнеса имеет много общего с искусством генерала. Я считаю, что в бизнесе следует руководствоваться военной историей. Кампанию и стратегию нужно заранее разрабатывать.» Жан Поль Гетти (слайд 1)
Учитель: «Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?» (ответ: о стратегии предприятия)
Учитель: «Запишите тему урока: Стратегия предприятия и ее виды. (слайд 2) Что такое стратегия? (ответы) Запишите : Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей (слайд 2)
Стратегии предприятия делятся на 4 вида (слайд 3):
Базисная
Конкурентная
Портфельная
Функциональная
Базисные стратегии в свою очередь делятся на (слайд 4):
Основные
Комбинированные
Дополнительные
Основные стратегии делятся на стратегии роста, ограниченного роста и сокращения.
Стратегии роста делятся на (слайд 5):
Стратегии концентрированного роста: стратегии, связанные с изменением продукта и (или) рынка
Стратегия усиления позиций на рынке
Стратегия развития рынка
Стратегия развития продукта
Стратегии интегрированного роста: стратегии, связанные с расширением фирмы путем добавления структур
Стратегия обратной вертикальной интеграции
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции
Стратегия центрированной диверсификации
Стратегии диверсифицированного роста: стратегии, реализуемые тогда, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли
Стратегия горизонтальной диверсификации
Стратегия конгломеративной диверсификации
Стратегии сокращения делятся на (слайд 6):
Стратегия ликвидации осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес
Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе
Стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса
Стратегия сокращения расходов Заключается в поиске возможностей уменьшения издержек и проведении мероприятий по сокращению затрат
Далее рассмотрим конкурентные стратегии (слайд 7);
Конкурентное преимущество
Меньшие издержки
Дифференциация (неповторимость продукта)
Сфера конкуренции
Широкая цель (вся отрасль)
Лидерство за счет экономии на издержках (продукты схожи, предприятие пытается снизить цену)
Дифференциация качества товара (какому-то из качеств продукта придается отличие от продуктов конкурентов)
Узкая цель (один сегмент)
Фокусированное лидерство по издержкам
Сфокусированная дифференциация
Основными задачами портфельной стратегии является получение сбалансированного портфеля.
Корпоративная стратегия («портфель предприятий») решение по поводу отдельных предприятий, входящих в корпорацию
Бизнес стратегия (портфель бизнесов) решение по поводу отдельных видов бизнеса одной организации
Продуктовая стратегия («портфель продукции»)решение по поводу ассортимента и объемов реализации основных продуктов, выпускаемых (реализуемых) предприятием
И последний вид стратегий - функциональные. Виды:
Производственная стратегия определяет, что именно предприятие производит само, а что приобретает у поставщиков или партнеров
Финансовая стратегия предполагает выбор основного источника финансовых средств: развитие за счет собственных средств или заемных
Стратегия управления персоналом решения по организации работы сотрудников
Маркетинговая стратегия решения в области эффективной организации маркетинговой деятельности. И т. д.
Кейс: Стратегия фирмы «Прома»
Фирма «Прома» специализируется на продажах оборудования и комплектующих для изготовления жалюзи пластиковых и алюминиевых окон и дверей. Эта продукция пользуется повышенным спросом у тех фирм, которые сделали ставку не на быстрое обогащение путем торговой деятельности или чисто финансовых операций, а на стабильное развитие собственного производства. Дело в том, что предприниматели, закупающие станки и комплектующие в «Проме», способны в кратчайшие сроки выполнить заказы на установку жалюзи, окон и дверей со стороны строительных компаний, фирм, специализирующихся на ремонтно-строительных работах, а также частных лиц. Выступая в роли своего рода промежуточного звена между «Промой» и широким кругом заказчиков, эти фирмы, как правило, выходят на высокий уровень рентабельности, позволяющей в считанные месяцы окупить затраты на приобретенное оборудование. За минувший год у фирмы втрое вырос объём продаж. Во-вторых, более чем в два раза расширилась дилерская сеть, что позволяет сделать вывод о хороших финансовых перспективах. В-третьих, весь этот рост достигнут без каких-либо банковских кредитов или другой помощи извне - фирма опирается лишь на собственные силы. В общем виде эта производственно-сбытовая вертикаль представлена в публикуемой схеме. Здесь видно, что «Прома» не замыкается на одном лишь импорте и последующей перепродаже оборудования и комплектующих, но и многое производит собственными силами. Процесс наращивания «отечественного компонента» шел в течение нескольких лет. Если в начале своей деятельности «Прома» ориентировалась на крупные закупки зарубежного оборудования и материалов и в результате стала эксклюзивным дистрибьютором на российском рынке продукции ряда ведущих итальянских и немецких фирм, то впоследствии она наладила серийное изготовление станков собственной конструкции и выпуск ряда комплектующих непосредственно в России. Качество отечественной продукции не хуже зарубежной, а цена на много меньше. Это постоянное замещение импорта отечественными аналогами выгодно отличает «Прому» от других фирм, действующих в том же сегменте рынка, и значительно повышает её конкурентноспособность. «Прома» для изготовления горизонтальных жалюзи, пользующихся особо высоким спросом, поскольку они «не съедают» полезную площадь помещений, стоит 3,5 тыс. долларов, что в два с половиной раза ниже стоимости импортного оборудования. Но почему другим фирмам выгодно покупать в «Проме» именно оборудование, а не готовые изделия? Тому есть несколько причин. Имея в своем распоряжении один или несколько станков, можно организовать в своем городе мини-цех по производству жалюзи из комплектующих, вложив в дело на начальном этапе 5-10 тыс. долларов (в зависимости от того типа жалюзи, которые вы собрались выпускать). Производство окон и дверей обойдется дороже – 25, 50, а то и 100 тыс. долларов (здесь все зависит от типа станков, наличия оборудования для вакуумирования стеклопакетов и т.д.). Важно отметить и то, что сама возможность изготовления изделия непосредственно по типоразмерам заказчика, а не закупать в Москве или других крупных городах «всё готовенькое», значительно повышает конкурентоспособность владельцев оборудования. Ведь они могут произвести все замеры непосредственно на месте (в офисе или квартире заказчика) и в считанные дни, а то и часы произвести монтаж жалюзи. Да и такая трудоёмкая операция, как установка пластиковых и алюминиевых окон и дверей с современными стеклопакетами, осуществляется гораздо качественнее и быстрее. Но все это технические детали, и не станем перегружать ими внимание читателей. Ведь в конечном счете важно то, что комплексный сервис по оборудованию офисов, дачных котеджей и городских квартир создает в помещениях праздничный интерьер. Подмечено, что даже в новых домах, где установлены неказистые деревянные рамы, многие новоселы стремятся заменить их на современные конструкции. Эта же операция – неотъемлемый атрибут любого евроремонта. А в сочетании с нарядными жалюзи из синтетической ткани или алюминиевых сплавов ваш дом будет напоминать картинку из модного архитектурного каталога. Здесь как раз тот случай, когда требования дизайна согласуются с коммерцией. Ведь бизнес «Промы» и её дилеров не мог бы процветать без постоянно растущего на атрибуты современного интерьера среди широких слоев населения. Статистика утверждает, что объем продаж различных видов жалюзи ежегодно увеличивается почти втрое, эта же тенденция характерна для упомянутых выше окон и дверей. Эксперты «Промы» убеждены, что даже в городах с населением 50- 100 тыс. человек могут успешно работать несколько фирм, производящих жалюзи и окна, притом не отбивая друг у друга заказчиков. Такая и далее более высокая «плотность» характерна для подобного бизнеса в городах Западной Европы и США. Кроме того, фирмы, начавшие с нехитрого изготовления жалюзи, смогут впоследствии расширить парк оборудования, освоить производство других видов изделий для дома и офиса, благо клиентская сеть у них уже имеется. Так, кстати, поступили многие из дилеров «Промы», которые действуют ныне более чем в 70 российских городах. Разумеется, чтобы идти в ногу со временем, представителям фирмы приходится постоянно посещать крупнейшие международные выставки товаров для дома и офиса. В результате переговоров на недавней выставке в Болонье «Прома» сумела заключить часть выгодных контрактов, позволивших существенно снизить стоимость комплекта оборудования для изготовления оконных рам. В результате родилось новое деловое предложение и на российском рынке. Теперь фирма думает о том, какие комплектующие для такого производства можно изготавливать у нас в стране, а не ввозить из-за рубежа. Следовательно, дилеры могут ждать нового понижения цен.
Задание: Какой тип стратегии Вы можете рекомендовать данной фирме и почему?
Подведение итогов:
Перечислите основные виды стратегий предприятия.
Что такое стратегия?»
Домашнее задание – типологию стратегий-знать.
Рефлексия.
Учитель: «У кого есть вопросы по пройденной сегодня теме? Сложно ли было? Понравился ли вам урок?»