kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА КАК РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ХОРЕОГРАФА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Написание  танца  - это некий магический ритуал, в котором могут отражаться жизнь, обычаи и нравы, как отдельных личностей, так и народов в целом.

Каждый человек, каждый народ при помощи своих традиционных танцевальных языковых средств создает танцевальную речь, в которую вкладывает свои чувства, мысли, переживания, устремления. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА КАК РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ХОРЕОГРАФА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




«ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА КАК


РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

ХОРЕОГРАФА И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»







Выполнила

педагог дополнительного образования,

концертмейстер хореографического отделения,

преподаватель класса баян и аккордеон

Смирнова Елена Ивановна



Симферополь 2016г.


Введение



  1. Работа балетмейстера над созданием хореографической постановки.


  1. Творческий замысел педагога.



  1. Хореографическая композиция «Экипаж»


3.1. Постановка танца


3.2. Основные определения и термины


3.3. Хореограф и концертмейстер


Заключение


Литература




























ВВЕДЕНИЕ

Сила воздействия подлинно

художественного хореографического

произведения — в единстве музыки и танца.

Р.Захаров


Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах.

Слово «хореография» появилось около 1700 года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом. Само слово "хореография" греческого происхождения, [choreia пляска…ера-фия] буквально оно означает "запись танца ", в толковом словаре иностранных слов дается следующее пояснение – «хореография» это:

1) искусство танца;

2) весь объем танцевальных компонентов, входящих в балет или танец;

3) первоначальное значение - запись танцевальных движений при помощи особой системы знаков.

Написание танца - это некий магический ритуал, в котором могут отражаться жизнь, обычаи и нравы, как отдельных личностей, так и народов в целом.

Каждый человек, каждый народ при помощи своих традиционных танцевальных языковых средств создает танцевальную речь, в которую вкладывает свои чувства, мысли, переживания, устремления.

На стиль, характер исполнения, образы, представленные в танце, существенно влияет личность хореографа, ему в данном случае дается полный простор для творческого мышления, фантазии.

Ведь ни один танец не может строиться по какому-то шаблону, стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта и мастерства хореографа, зависит создание яркой, неповторимой формы танцевального сочинения.



















Работа балетмейстера над созданием

хореографической постановки.


Замысел.

Первоначально создание хореографического произведения начинается с замысла. Замысел – это пока неконкретное представление о номере.

Первоначальный замысел представляет собой видение отдельных деталей произведения или впечатление в целом, которое должно произвести произведение.

Причиной возникновения замысла могут быть:

- произведения искусства, музыки, кино, литературы

- жизненные ситуации;

- природные явления;

- собственные впечатления

- праздники, торжества

Замысел определяет форму танца: сольная пляска, дуэт, групповой танец и др. Нужно выбрать такую, которая соответствовала бы замыслу и давала широкие возможности для выражения идеи задуманного хореографического номера.


Программа

Возникший замысел воплощается в программе. Программа является первым звеном в цепи творческих процессов, предшествующих появлению нового хореографического произведения. Программа объединяет в себе:

1. Тема;

2. Идея;

3. Время действия;

4. Место действия;

5. Образная характеристика действующих лиц;

6. Драматургия номера (сюжетная или бессюжетная)

Не всегда решение отдельных эпизодов намеченных в программе окончательно, многое меняется впоследствии, но в основном, содержание должно оставаться.

Приступая к разработке программы танца хореограф определяет жанр будущего танца: трагический, героический, сатирический, комедийный и д.р.


Работа с музыкой

Ознакомившись с литературными, иконографическими, музыкальными и хореографическими материалами, хореограф-постановщик начинает фантазировать. Его воображению представляются различные варианты танца: его начало, развитие, кульминация, и то нужное, образное, красивое, что должно войти в танец.

Иногда все танцевальные движения, повороты, позы, жесты героев грезятся сочинителю, чередуясь настолько быстро, что мозг не успевает фиксировать и запоминать всё увиденное внутренним взором. Внутренний взор педагога-хореографа – это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сначала смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем всё более чётко вырисовывается цельный танец, со всеми его событиями и образами. Когда создаётся танец, воображению хореографа представляется, прежде всего, логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Видится также и декоративное оформление, цвет и форма костюмов, необходимая бутафория, реквизит, сценическое освещение. Главное во всем этом – музыка.

Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, её стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. В танце, так же как в музыке, где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой. С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Если имеется повтор музыкальной темы или её развитие, балетмейстер должен услышать это и отразить, либо в повторе, либо в развитии уже использованного рисунка. Музыкальная форма, композиторский замысел произведения должны найти адекватное выражение в композиции танца и в его рисунке.

Темп музыкального произведения, динамика должны получить соответствующее выражение в рисунке танца. Темп определяет не только скорость движения, не только быстроту перемещения исполнителей по сценической площадке, но и определяет характер произведения. Таким образом, динамика и темп музыки являются и средствами выразительности танца.


Работа с музыкой предусматривает:

  • Работа с готовым музыкальным произведением:

а) прослушивание музыкального произведения с целью соответствия с замыслом балетмейстера.

б) прослушивание с целью определить внутреннюю структуру, музыкальной драматургии, характер, анализ музыкального произведения.

  • Анализ музыкального произведения предусматривает:

№ муз. части Музыкальное предложение Музыкальные фразы Количество тактов Музыкальный размер

1. 2. 4,4 4/4 2/4

  • Поиск музыкального материала.

  • Наложение драматургии хореографического номера на драматургию музыкального материала. То есть сначала разрабатывается драматургия номера, а затем идёт поиск музыкального произведения.


Единство содержания, формы, драматургии всегда должно быть в центре внимания постановщика. Чем детальнее разработает он драматургию, тем полнее и убедительнее будет донесена до зрителя идея замысла. Так возникает балетмейстерское решение танца, которое оформляется в виде композиционного плана – развёрнутого музыкально-хореографического сценария будущего произведения, в котором в органическом единстве разработано драматургическое развитие танца с подробным решением конкретных хореографических форм его воплощения.

Сценарий /с итальянского яз. означает – план, сюжет, схема/

В композиционном плане содержаться следующие сведения:

  • время и место действия танца

  • обстановка, в которой возникает действие

  • описание декораций

  • подробно излагается по законам драматургии всё действие танца с характеристикой и обоснованием поступков действующих лиц

  • последовательно описанная экспозиция, завязка, ступени развития действия, кульминация, развязка.

  • указывается предположительный характер хореографической формы танца (монолог, дуэт, хоровод, кадриль, перепляс и др.)

  • отмечается характер музыки, её темп, размер

  • делается точный хронометраж всего танца в минутах и отдельных эпизодов в секундах с указанием примерного числа тактов музыки, характера её звучания.








Композиционный план: (на двойном листе)

1. Название номера

2. Объём по времени (хронометраж)

3. Автор музыки

4. Количество участников и их образная характеристика

5. Тема

6. Идея

7. Время действия (исторический период, время года, суток)

8. Место действия (страна, область, село, берег реки, поляна или помещение)

9. Перечисление и образная характеристика действующих лиц (сюжета) или образа в целом (в бессюжетном танце)

10. Драматургия (сюжетная или бессюжетная, в соответствии с музыкальной драматургией)

  • экспозиция

  • завязка

  • развитие действия

  • кульминация

  • развязка

11. Анализ музыкального произведения (таблица: размер, темп, фразы, такты.)

12. Художественное оформление (свет, декорации, костюмы, аксессуары)

13. Список исполнителей

Разрабатывая программу танца, важно сделать так, чтобы каждое последующее действие по своей яркости, силе воздействия, выразительности было сильнее предыдущего.


Творческий замысел педагога.


Перед каждым педагогом-хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие), танцевальную выразительность (эмоциональность), воспитание силы, формирование навыков коллективного общения, раскрытие индивидуальности. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок детям.

«Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый». (Карин Саппорта. Поиск красоты всегда бывает болезненным. - Сов. балет. - 1996. - №1-2 - с. 17)

Свои творческие замыслы и педагогические идеи педагог-хореограф осуществляет через постановку хореографических номеров. Постановочная деятельность включает создание хореографом танцевальных композиций и последующее воплощение исполнителями этих композиций.

Для создания этих композиций необходима не только хореографическая, но и музыкальная партитура. «Правильно подобранная и проанализированная музыка может поднять уровень творчества даже неудачливого хореографа, хореографическое произведение с плохой музыкой обычно уходит со сцены, унося с собой напрасно потраченные труды даже талантливого постановщика. Важно единство музыки и замысла будущего танца» (С.В.Катонов «Музыка в балете» с.19)

Для преподавателя хореографии в школе осознание значения музыки в постановочной деятельности является чрезвычайно важным и необходимым. Музыка будет выступать стимулом для увлечения детей любого возраста танцем.



Хореографическая композиция «Экипаж»


С сентября 2009 года преподаватель-хореограф Деменова И.А. вела занятия в 2 группах детей 1-го класса, всего 30 учащихся, по программе «Современная хореография». Работая на протяжении 4 лет, из этих детей сложился крепкий коллектив с названием «Фреш», который регулярно участвовал в городских, республиканских и международных хореографических конкурсах и фестивалях. К 7 году обучения, учащиеся имеют за своими плечами более 10 побед в различных номинациях.

В это же время в творческих идейных поисках преподавателя происходит «рождение» замысла – постановка танца «Экипаж», где дети – юнги, будущие моряки, защитники Родины, смелые и отважные люди. Перед нами – сформировавшаяся идея, замысел и сюжет.

Проблема войны и мира, защиты Родины, познания и освоения природы – такие темы сложные, не однозначные. Балетмейстеру важно четко определить, какую из них он хочет отразить в своем танце. Немало таких постановок создано народными артистами России и Украины И.А.Моисеевым и П.П.Вирским. Среди них «Партизаны», «На привале» и др. Постановщик может создать героический образ защитника Родины и на основе образов, пришедших из глубины веков.

Тема танца «Экипаж» - это одна семья, дружба юных моряков, сильных и смелых, веселых и задорных.

К осуществлению замысла танца «Экипаж», педагог Деменова И.А. приступила 2 года назад, когда учащиеся обучались в 5 классе. Постановке этого танца предшествовала большая работа: подготовка юных танцоров к более сложным движениям, трюкам, регулярное развитие и укрепление мышц ног и рук, чтобы танец смотрелся целостно и гармонично.

И первым делом отталкиваться начали от содержания музыки. Музыка в любом своем проявлении создает прежде всего содержательную основу танца. Давая развитие эмоционального состояния образов, сопоставляя разные его стадии, музыка предлагает танцу действенную линию для пластических характеристик действующих лиц и событий.

Всем концертмейстерам было поручено искать музыку с « морской» тематикой. В скором времени остановились на фонограмме песни «Экипаж – одна семья» композитора В.Плешака и автора слов Ю.Погорельского. Название песни определило и главную тему танца. Интересным было то, что в середину песни звукооператором была добавлена часть фонограммы морского танца «Яблочко». И последним «штрихом» музыкальной композиции стало то, что спели эту песню участницы школьного вокального ансамбля «Фантазеры». Общая продолжительность музыкального материала составила 4.2 минуты. Что для танца в исполнении 21 человека вполне хорошо.

Построение танца «Экипаж» по этапам хореографической драматургии

ЭКСПОЗИЦИЯ - юные моряки демонстрируют свой задор, сплоченность, крепкую стать, хореографическое мастерство. На привале ребята исполняют присядки, трюки. Им вторят девочки, не уступая в мастерстве. С сигнальными флажками всех приветствует самый юный участник ансамбля. Мальчишки и девченки соревнуются в ловкости. На корабле развивается Андреевский флаг! Юнги готовы к службе!

ЗАВЯЗКА – соревновательный элемент в движениях танцоров – солируют девочки, а затем ловкость показывают мальчики. И это так захватывает, что хочется узнать – что же будет дальше?

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – отдых па привале. Шум морского прибоя, баянист играет «Яблочко» - с выходом не спеша вышагивают будущие моряки. Эх! Спляшу!

КУЛЬМИНАЦИЯ – в большой массовке выстраивается «корабль» и юнга сигналит флажками « И тогда нам экипаж семья!»

РАЗВЯЗКА – танец дружной массовки с красивыми линиями и зигзагообразными переходами. Новые трюки солистов.

ФИНАЛ – построен «корабль», развивается Андреевский флаг и слова песни «И тогда любой из нас непротив, хоть всю жизнь, служить в Военном флоте!»


Постановка танца


Перед тем, как приступить к постановке танца, нужно хорошо усвоить его содержание и характер, а также в совершенстве изучить все его движения.

Приступая к разучиванию танца «Экипаж», руководителем коллектива

Деменовой И.А. было кратко рассказано исполнителям его содержание, прослушана музыка, показаны эскизы костюмов и оформления. Было проведено родительское собрание с целью решения ряда вопросов: пошив костюмов, приобретения танцевальной обуви, реквизита, поднимался вопрос дисциплины, ответственности и старания во время занятий, перспективы поездок на смотры-конкурсы.

Только после этого руководитель приступил к постановке. Прежде всего, учащиеся разучивали под музыку все движения, из которых состоит танец сначала у станка, и уже потом, когда они усвоены, совершенствовали их на середине зала.

Закончив постановочную работу, руководитель два-три раза повторяет с учащимися разученную часть танца, не делая им никаких замечаний. Это помогает лучше запомнить последовательность построений и движений.

После того, как танец разучен, отрабатываются его отдельные части. Для этого танец повторяют с остановками. Руководитель указывает исполнителям на ошибки и помогает их исправить.

В первый раз на большую сцену с этим номером коллектив вышел в канун 69 годовщины со Дня Победы и успех танца твердо определился по ряду позиций:

  • Безупречно определена тема танца

  • Отличный подбор музыки

  • Оптимально продуманы костюмы и реквизит, а также внешний вид танцоров

  • Профессиональная постановочная работа по всем канонам хореографической драматургии

Результат успеха не оставил себя ждать. В июне 2014г. на III Международном фестивале хореографических коллективов ансамбль «Freh» занял I место в свое номинации.




Основные определения и термины


В хореографии понятия: содержание, тема, сюжет, идея, не отличаются от общих искусствоведческих понятий. Сюжет — в хореографии, литературе, драматургии и кино — основной порядок событий, происходящих в художественном произведении.

СЮЖЕТ — основа формы произведения, система событий в произведении, раскрывающая его основной конфликт.

ТЕМА (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает «нечто, положенное в основу». Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении. Другими словами – это предмет изображения, основная общественная проблема, поставленная в произведении.




СТУПЕНИ ДРАМАТУРГИИ


1.ЭКСПОЗИЦИЯ — это отстраниться от повседневности и настроиться на восприятие танца. Зритель должен получить общее понимание - кто, что, где, когда. Завязка - это введение в действие зрителя, знакомство его с действующими лицами. Зритель должен понять кто этот или тот персонаж, какой у него характер, во что он одет. Зритель в общих чертах должен понять и определить для себя жанр и стиль музыкального материала.


2.ЗАВЯЗКА — это та часть драматургии, где определяется и обозначается самое главное - "конфликт" т.е. вышедшие на сцену исполнители начинают собственно танец, балетмейстер интригует зрителя и его задача заключается в том чтобы выстроить хореографическое действие так, чтобы зритель спрашивал себя : - "Что же произойдет дальше? Как будет развиваться сюжет, появится ли новый персонаж и т.п.»Собственно действие танца и будет развиваться после "завязки" в следующей драматургической ступени "Развитие действия".


3.РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - самый главный и самый интересный этап в постановочной работе танца. Эта ступень отвечает за то, как развивается "конфликт" и куда направлено его разрешение и завершение. "Развитие танца, как и его завязка, определяется замыслом и содержанием хореографического произведения. Оно не обязательно должно идти по ступеням вверх, чтобы каждая последующая комбинация непременно перекрывала предыдущую. Могут быть и умышленные спады, как бы возвращающие назад, с целью накопления средств, для последующего взлета на более высокую ступень". (ЗЫРЯНОВ А.В.Терминология режиссуры танца)


4.КУЛЬМИНАЦИЯ - это разрешение "Конфликта", поэтому должна быть яркой, быстрой с эффектной силой воздействия на зрителей.


5.РАЗВЯЗКА - должна ответить на вопрос: какое новое качество изменения претерпел тот или иной персонаж, как изменилась драматическая ситуация. Зритель должен увидеть рождение новой идеи автора, режиссёра, хореографа. Собственно ради чего он беспокоил своей пьесой, танцем, зрителя.


6.ФИНАЛ - окончание хореографического произведения. Зритель должен получить ответы на все вопросы, поставленные автором через либретто и содержание. Сочинитель должен дать свой авторский (философский) смысловой итог. Финал должен быть ярким, мощным, сильным относительно предыдущих сцен и по возможности внезапным!

Хореограф и концертмейстер

Создание нового хореографического произведения — процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий представителей разных творческих профессий. И первыми в этой цепи художнических контактов, необходимых при создании танца, хореографической сцены, спектакля, можно назвать контакт хореографа и музыканта. Прежде чем рассматривать формы творческого общения автора музыки и автора танцевально - сценической партитуры, следует сказать о значении, месте музыки в хореографическом жанре, о принципах и методах ее использования в постановочной работе.

Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца.

Значение музыки в рождении хореографического произведения отмечали многие выдающиеся хореографы. Между музыкой и танцем существует теснейшая связь, а потому балетмейстер, несомненно, извлечет для себя существенную пользу, если будет знаком с этим искусством практически: это всегда позволит ему яснее высказать композитору свой замысел.

Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на нее, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней все то, что она произносит.

Именно поэтому создание танцевальных номеров, постановка хореографических программ, спектаклей всегда требуют от балетмейстера точного и тонкого ощущения образного строя, стилевой природы, национальной характерности музыкального письма в произведении, которое он задумал выразить языком пластики, языком танца.

Прежде чем композитор пишет музыку по замыслу драматурга, драматург, — обычно это балетмейстер, — создает композиционный план, или план-сценарий, как это иногда называется. Когда говорят, что танец основывается на музыкальном произведении и раскрывает музыку, то, казалось бы, первична музыка, но если брать за основу план – сценарий, в котором балетмейстер уже определяет в какой – то степени и характер, и стиль будущего произведения, то можно сделать вывод, что замысел танцевального номера предшествует рождению музыкальных образов.

Пластический язык выразителен и многозначен. Не случайно с древних времен танец отражал жизнь человека — его труд и отдых, воинские схватки и победы, радость встреч и горе расставания. Когда мы говорим сегодня о необходимости выражения музыки в танце, мы требуем совпадения образного строя, стиля музыки и танца, структуры музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствия темпа, метроритма.

При всей самостоятельности хореографии и музыки они своего рода аналоги, хотя есть немало примеров, когда одна и та же музыкальная пьеса, одна и та же партитура у разных балетмейстеров находила разное прочтение и разное истолкование. Естественно, такое расхождение допустимо только тогда, когда не искажается образное содержание, характер композиторского текста, его стиль, а с подобным приходится встречаться. Сказанное в равной мере касается и музыки, сопровождающей народные танцы.


Когда делается одно общее дело — создается хореографическое произведение — не всегда можно определить, кто какое предложение вносит в процессе работы. И, наверное, это совсем не существенно. Иногда музыкант «вмешивается» в драматургию хореографического спектакля или дает советы балетмейстеру по поводу решения той или иной сцены, но нередко балетмейстер предлагает избрать определенную музыкальную форму, и соглашается с этим.

Важен контакт, важно взаимопонимание и важен результат — хорошее музыкальное произведение, хороший хореографический номер.

Работа концертмейстера и балетмейстера захватывающе интересна. В спорах и сомнениях постепенно возникают сначала музыкальные, а потом на их основе хореографические образы. Все яснее вырисовываются отдельные сцены и эпизоды. На следующем этапе к работе балетмейстера и концертмейстера подключаются исполнители и художник. Так постепенно рождается танцевальный номер либо балетный спектакль.


Для успешной организации такого процесса обучения необходима чёткая координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и педагога-хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, непринуждённости. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнёром. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

Функционально роль концертмейстера на уроке заключается в посредничестве между музыкой и хореографией. Концертмейстер - активный участник в решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. При этом важно чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки и пластики, развивая их творческий потенциал.

Постоянная совместная деятельность педагога-хореографа и концертмейстера в одном классе, требует от концертмейстера специальной подготовки для работы в хореографическом коллективе, а у хореографа необходимых музыкальных знаний. В творческой работе любого концертмейстера используются навыки импровизации, подбора по слуху, читка с листа, необходимо также знать о структуре урока классического танца, о последовательности упражнений у станка. Необходимо ориентироваться в характере и темповых возможностях, свойственных каждому танцевальному движению.

Плодотворный результат каждого урока зависит от того, насколько серьёзно сумел концертмейстер овладеть музыкальным материалом, его содержательной стороной. Только хорошо знать и исполнять музыку - недостаточно, ибо музыка существует не сама по себе, а как составная и неотъемлемая часть синтетического целого - хореографического спектакля.

Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребёнок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей и жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по характеру, метроритму, темпу, динамике. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие музыкальности танцевальных движений.





















Работа над композицией номера (практическая)

Постановочная и репетиционная работа.

При постановочной и репетиционной работе пишется постановочный план, т.е. график работы над номером.

Постановочный план:

1. Работа с музыкой (концертмейстеры Ященко С.В.; Смирнова Е.И.,

фонограмма Н.А.)

2. Этюдная работа

3. Постановочная репетиция

4. Индивидуальная работа с солистами

5. Сводные репетиции (разные возрастные группы, хор, оркестр)

6. Репетиция в костюмах

7. Репетиция на сцене со светом и костюмами

8. Генеральная репетиция (последняя репетиция перед выпуском, при полном оформлении желательно с публикой)

9. Премьера

Запись танца: 2 вида записи:

1. Литературное описание

2. Графическое изображение

1. Название номера (морской танец «Экипаж»)

2. а) Автор постановки, записи (Деменова И.А.)

б) Постановка (Деменова И.А.)

Запись танца (Смирнова Е.И.)

3. Очерк танца

- краткое содержание: - На привале ребята исполняют присядки, трюки. Им вторят девочки, не уступая в мастерстве. С сигнальными флажками всех приветствует самый юный участник ансамбля. Мальчишки и девченки соревнуются в ловкости. На корабле развивается Андреевский флаг! Юнги готовы к службе!

- характер: задорная пляска удальства, смелости и отваги

- манера исполнения: русская пляска

- количество исполнителей: 21

- музыкальное сопровождение: концертный вариант – фонограмма, рабочий вариант - концертместеры

- музыкальный размер: 4/4 2/4

4. Описание костюмов: белая футболка, сверху тельняшка с коротким рукавом, брюки-клеш, у девочек косы с белыми лентами

5. Описание танца 6. Описание движений

а) номер по порядку б) название движений

в) музыкальный размер, на сколько тактов исполняется

7. Музыкальное приложение (ноты)

8. Графическое изображение рисунков (№1, №2, №3…)












Заключение

Хореограф — это специалист в области хореографии. Профессия хореограф – достаточно широкое понятие, это и танцор в составе танцевального коллектива, и постановщик танцев, и балетмейстер, постановщик балетных спектаклей. Профессия хореографа пользуется высоким спросом различных жанров. Это могут быть ансамбли народного танца, студии бальных танцев, студиях эстрадных танцев, а также, студиях классической хореографии.

Профессиональный хореограф соединяет в своей работе функции педагога, репетитора и балетмейстера. Хореограф проводит занятия, обучает учеников основам хореографии, демонстрирует движения, способствует наращиванию техники и увеличению умений. Хореограф создает художественный замысел, композицию и рисунок танца. В его обязанности входит также, подбор музыки и костюмов.

Человек, выбравший для себя профессию хореографа, должен обладать великолепной физической формой, и хорошей подготовкой в области хореографии. Профессия хореографа сопряжена с большими эмоциональными и каждодневными физическими нагрузками. Чтобы добиться успеха, в столь сложной профессии необходимо обладать целым рядом качеств. Помимо природной артистичности, наличия художественного вкуса, общительности, доброжелательности и высокой энергичности, необходимы также такие качества как, сила воли, терпение и самоконтроль.

Профессия хореографа, накладывает на человека обязанность знать теорию и историю музыки, сценографии и костюма. Профессиональный хореограф, должен хорошо разбирается в вопросах педагогики, физиологии, психологии и анатомии.

Хореограф должен быть эрудированным по широкому кругу вопросов.

С раннего детства происходит приобщение к столь сложному делу в области хореографии. Это дело требует посвящение всей жизни, поэтому случайных людей в профессии нет.

Профессия хореографа – это та сфера, которая требует постоянного обучения и повышения квалификации. Хореография – настолько широкая и обширная отрасль, что изучать ее приходится всю жизнь.


Сочинение танца – это не ряд «рецептов», как создавать танец, а ряд тем, которые мы развиваем и варьируем в зависимости от своих личных знаний, а также от уровня подготовки воспитанников которую можно корректировать с помощью элементов гимнастики и тренировок . Мы создаём не себе подобные копии, а творчески самостоятельных, со своим мышлением и почерком танцоров. Кроме того мы воспитываем в своих учениках единомышленников, граждан, патриотов, стоящих на позициях идейности, народности русского хореографического творчества.

И педагоги хореографического отделения и ансамбля «Симпатия», хореографическая группа «Freh» делают все, чтобы детей росли всесторонне и гармонично развитыми, выросли сильными, умелыми, целеустремлёнными, физически крепкими, духовно богатыми людьми. И это главное!


Танец юных моряков «Экипаж» - это демонстрация широты русской души, силы, сноровки и удальства юных моряков, задор, сплоченность, крепкая стать, хореографическое мастерство и учащихся и их педагога-хореографа.









ЛИТЕРАТУРА

Л.Д.Блок "Классический танец: история и современность" 1987г.

С.И. Бекина , Ломова Т.П. "Музыка и движение" 1983

Р. Захаров «Сочинение танца» (Страницы педагогического опыта) Москва «Искусство» 1983 год

Р.Захаров «Искусство балетмейстера» Москва 1986г.

Г. Берёзова «Классический танец в детских хореографических коллективах» Киев «Музыкальная Украина» 1979 год.

В.Уральская «Поиски и решения» издательство Советская Россия. – Москва 1973 год.

В.Уральская «Рождение танца» - Москва «Советская Россия» 1982 год.

Т.А.Устинова «Избранные русские народные танцы» - Москва «Искусство» 1996 год.

Т.Пуртова, А. Беликова, О. Кветная « Учите детей танцевать» – Москва 2009 год.

А.Климов «Основы русского народного танца» - Москва издательство Московского государственного института культуры 1994 год.

С.С.Поляков "Основы современного танца", Ростов-на-Дону, 2006г.

Н.В.Самоукина «Игры в школе и дома» (психотехнические упражнения, коррекционные программы)

Л.Степанова «Народные танцы» - издательство «Советская Россия» Москва 1968 год.

В.Уральская, Ю.Соколовский «Народная хореография» - Москва издательство «Искусство» 1972 год





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Елена Ивановна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363252


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства