kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследователь финно-угорских языков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В национальных республиках изучают языки, как государственный второй язык. В нашей республике - это коми язык. Мы изучаем на уроке традиции, историю, обычаи, произведения коми поэтов и писателей, учёных, сравниваем языки финно-угорских народов. Коми язык входит в пермскую группу языков. Конспект посптроен на исследовательской технологии, знакомит с учёным-исследователем,  его работами. Цель нашего предмета не только учить общаться на коми языке, но и учить анализировать, обобщать, сравнивать, делать проекты.

исследовательским навыкам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальное общеобразовательное учреждени1»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

(Коми национальная гимназия)

(МОУ КНГ)

Муниципальнöй велöдан учреждение «Гимназия»

(Коми национальнöй гимназия)









Тема урока: «Исследователь финно-угорских языков».

(9 класс с русским языком обучения)















Составитель: Сизова Агния Васильевна,

учитель коми языка и литературы

Коми национальной гимназии города

Сыктывкара Республики Коми










Сыктывкар,

2014





Просмотр содержимого документа
«Муниципальное общеобразовательное учреждение»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»(1)

(Коми национальная гимназия)

(МОУ КНГ)

Муниципальнöй велöдан учреждение «Гимназия»

(Коми национальнöй гимназия)










Урок открытия новых знаний.

Анализ стихотворения А.Мишарина «Ар» («Осень»).

(7 класс с русским языком обучения)


















Составитель: Сизова Агния Васильевна,

учитель коми языка и литературы

Коми национальной гимназии города

Сыктывкара, Республики Коми






Сыктывкар

2014





Просмотр содержимого документа
«Урок выр.чтения (тех.педмаст.)»

Учитель: Сизова А.В.

Класс: 7

Дата: 30.10.2014

Образовательная область: филология.

Предмет: коми язык.

Тема. Александр Мишарин. Ар (Осень).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: формирование умения воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне лирическое произведение А.Мишарина «Ар».

Задачи:

Предметный результат: совершенствовать аналитические навыки и навыки выразительного чтения лирического произведения;

ПУУД: развить умения строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения;

РУУД: формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;

КУУД: продолжить формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;

ЛУУД: воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас.

методические:

Показать использование на уроке технологию педмастерских, коммуникативных технологий, технологию оценивания.

методы и приемы:

Методы зрительного и слухового восприятия информации.

принципы обучения:

Взаимосвязь изучаемого материала и личного опыта учащихся.

Системный подход к изучению материала.

Дидактическое пространство:

- общее: компьютер, мультимедийный проектор, экран;

-частное: карандаши, краски, цветная бумага, клей, ножницы, тетради, материал для рефлексии, карточки, листы контроля, индивидуальные листы, листы для творческой работы.

План урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

3.Этап выявления места и причины затруднений.

4.Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.

5.Этап реализации построенного проекта.

6.Этап первичного закрепления во внешней речи.

7.Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

9.Рефлексия.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности. (Индуктор)

Побуждающий диалог.

- Закройте глаза и послушайте музыку П.И.Чайковского, представьте себе, какого цвета грусть (учащиеся называют, какого цвета может быть грусть).

2.Актуализация знаний (малое афиширование).

1. Работа по музыкальному произведению П.И.Чайковского.

- Прослушав музыку, какие чувства, ощущения, ассоциации, мысли, возникли у вас? Напишите на индивидуальных листках (грусть, прощание с тёплым летом, летними каникулами, встречами и т.д.).

Ребята после заполнения индивидуальных листков свои мнения обсуждают в группах и записывают на общий лист. После обсуждения каждая группа вслух зачитывает свои наработки. (После прослушивания групп учитель подготавливает к восприятию следующей информации).

3. Постановка проблемы. Введение в тему (самоконструкция).

Итак, музыкальный образ осени разобрали. Обратимся к поэзии – это музыка души. Александр Мишарин поможет нам увидеть невидимое и услышать неслыханное, но вначале послушаем стихотворение В.В.Тимина в исполнении самого автора.

Композитор восприятие окружающего мира передаёт при помощи музыки, а как передаёт поэт? Как это ему удаётся? Какие средства может он использовать? С какой целью мы это будем делать? Какую работу должны выполнить и к чему прийти к концу урока?

(Ученики работают в своих индивидуальных листах, затем обсуждают в группах. Все ответы должны идти последовательно).

(Поэты восприятие окружающего мира передают с помощью слова, при помощи разных изобразительных средств; наша цель-научиться выразительно читать стихотворение, с душой.

Составляют план:

1. Цветовой фон стихотворения.

2. Звуковой фон стихотворения.

3.Категория времени в стихотворении.

4. Категория пространства.

4. Открытие нового знания. Поиск решения (социоконструкция).

Для того чтоб достичь цели, мы будем работать в группах по плану. Учащиеся выполняют групповую творческую работу.

1группа. Напишите, какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно слова формируют эти чувства? (őтнас, муртса кывмőн, шőпкő шога).

2. Сколько и какие картины можно нарисовать? Выпишите цветовые оттенки и нанесите на лист бумаги. Ответьте, почему автор именно эти цвета использовал в стихотворении? (паськыд еджыд вőня; листья падают с берёзы, поэтому белый пояс, ствол, у неё широкий; веж му – ранняя осень).

2 группа. Текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

1.Выпишите слова с часто повторяющимися согласными буквами. (Поэт использует аллитерацию. В словах кышакылő, шőпкő, шебралő повторяется твёрдый шипящий звук «ш», который передаёт звук шуршащего листа).

2.Проанализируйте состав гласных звуков.

(Ассонанс. В стихотворении доминирует звук [ő]. В словах őтнас, вőрын, лőня, усьő, шőпкő мыйкő, шебралő мусő придаёт тексту минорное настроение.

3.Каким художественным средством пользуется автор? Почему? (олицетворением - кыдз пу кышакылő; корйыс шőпкő шога; природа живая, живёт своей жизнью; синонимом- кышакылő лőня - шőпкő).

Учащиеся 2 группы проводят физминутку, изображая лиственное дерево (быдмő, кор бергалő, усьő, шőпкő).

3 группа. Композиционно стихотворение состоит из двух строф. 1.Проанализируйте обе строфы стихотворения со стороны синтаксиса. (Предложения двусоставные. В первой строфе берёза шуршит листьями чуть слышно, тихо; во второй строфе лист падает кружась и печально что-то шепча.)

2.В какой форме употребляются глаголы? (глаголы единственного числа, 3 лица, настоящего времени. Поэт изображает процесс, когда и берёза, и лист готовятся к зиме, к покою).

5. Этап реализации построенного проекта (афиширование).

Каждая группа представляет свою работу.

6. Самостоятельное выполнение практических заданий. (Проект мастера)

Учитель представляет свою работу: «Я хочу представить вам свой проект, своё видение стихотворения…».

1.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1группа готовится к выразительному чтению стихотворения;

2группа иллюстрирует стихотворение и готовится рассказать по рисунку;

3группа составляет рассказ «О чём шепчутся падающие листья?»

Самооценка (этап мягкой коррекции).

-Чему вы научились выполняя данное задание? Как справились?

Сравниваются проекты учащихся, учителя и поэта-чтеца. Учащиеся осознают неполноту или несоответствие старого знания новому.

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

1. Обобщение знаний о стихотворении.

- Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его отношении к природе?

8. Рефлексия.

- Удалось ли нам осуществить цель, которую поставили в начале урока?

- Закончите предложение: «Я знал…, Я узнал…, Я научился…».

9. Домашнее задание. Найдите стихотворение В.Т.Чисталёва об осени, подготовьте для выразительного чтения. Где можно найти стихотворения В.Т.Чисталёва? (ответы)

Литература:

1.science.runetstar.net›…технология-педмастерской…

2.План анализа стихотворения !

vpartere.rupomoshh-uchenikamyazyk/plan-analiza

Просмотр содержимого документа
«урок Исследоатель ф-у языков( исслн. тех.)»

Тема: урок открытия нового знания.

Цель: способствовать формированию представления об исследовании финно-угорских языков.

Задача: способствовать обучению учащихся умению определять черты сходства и различия в пермской языковой группе.

ПУУД: расширять знания учащихся о финно-угорских языках;

РУУД: продолжить формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;

КУУД: продолжить формировать умение оформлять свои мысли на коми языке в устной форме, слушать и понимать других;

ЛУУД: продолжить прививать интерес к коми языку.

План урока.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация и пробное учебное действие.

Этап выявления места и причины затруднений.

Этап целеполагания и построения проекта выхода из затруднения.

Этап реализации построенного проекта.

Этап первичного закрепления во внешней речи.

Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Рефлексия.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня все присутствуют на уроке. Настроение по глазам видно хорошее. Вспомним материал предыдущих уроков и будем строить план на сегодняшний урок.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

А) Что знаете о финно-угорских языках?

Б) Все ли языки входят в одну группу? Как вы считаете? (слайд №1)

В) Понимают ли финно-угорские народы друг друга?

3.Этап выявления места и причины затруднений.

1. Прочитайте. Кто догадался, какие тут слова написаны?

коми - ?, удмурт -тол, мариеч –уро, эстонеч –oraw, финн– orava(слайд №2).

- Как можно узнать значение этого слова? Кто занимается исследованием языков? Какие вопросы возникли у вас?

- Кто скажет, о чём мы будем говорить сегодня?

4.Этап целеполагания и построения проекта выхода из затруднения.

1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно. Тема нашего урока «Исследователь финно-угорских языков языков». О ком мы должны говорить на уроке? Чему будем учиться? (анализировать слова пермских языков, говорить об исследователе финно-угорских языков).

2.Послушайте стихотворение В.В.Тимина и скажите, о ком говорится в стихотворении? (слайд № 3, 4)


Сыктывкар,

Тентюков улич.

Тан овлiс миян ыджыд ай.

Ас муöс нимöдöмысь

Улöдз,

Бур ёртőй, копыртчылам вай. (В.Тимин серти)

- Какие слова помогли догадаться? Значение каких слов не знаете? Откуда можем найти?

3. Работа над новыми словами.

А) Приведите синоним к слову - «ай».

Б) Чему призывает автор своим обращением? Докажите почему.

В) Как образовалось это слово? Кыв туялысь – туявны +ысь (в\\л)

5. Этап реализации построенного проекта.

1. Работа над текстом.

А) Прочитайте и закончите предложения (слайд№5).

Василий Ильич Лыткин - крупнейший специалист в области пермских языков. Результатом его многолетних изысканий в области фонетики пермских языков стал его труд «Исторический вокализм пермских языков». Василий Ильич занимался также диалектологическими исследованиями. Он организовывал поездки в отдаленные районы Удмуртской и Коми республик, Пермской и Кировской областей и исследовал малоизученные или совсем не изученные диалекты и говоры удмуртского и коми языков. Под его руководством вышли труды «Современный коми язык», «Грамматика современного удмуртского языка, «Древнепермский язык и историческая грамматика пермских языков».

Кывчукőр: диалект - сёрнисикас

Василий Ильич Лыткин -

Василий Ильич Лыткин –

6. Этап первичного закрепления во внешней речи.

- Что можете сказать о Василии Ильиче Лыткине?

- Какую цель ставили вначале урока?

- Какую работу надо выполнить?

7.Самостоятельное выполнение практических заданий.

1. Исследовательская работа по группам.

- Что нужно для проведения исследования? (интернет, этимологический словарь, словарь фразеологизмов).

1группа. Найдите пары фразеолгизмов. Работать вам поможет «Краткий коми-русский фразеологический словарь» И.И.Тарабукина. Составьте предложения с фразелолгизмами.

Вирыс пузис - кодкö казьтылö

Юр пöлöй петалö - öткодьöсь

Веськыд сюв - скöрмис

Öти бала вылö зэвтöмаöсь - уна сёйысь

Унмöй локтö - узьны окота

2 группа. Найдите сходство и различия в словах.


Древне-русское слово

коми


чаша(русское) casa

чась

в удорском районе

гърньць

гырнич (горшок)


вътьхъ

ветьőк





3группа. Найдите сходства и различия в словах в пермской языковой группе.


коми

удмурт

коми

коми-пермяк

шондi

шунды

нывка

нылок

шор

шур

катша

котша

морт

мурт

őдзőс

ыбőс

őтик

одиг

ичőтик

учőтик



4 группа. Объясните различия. Найдите несколько слов из «Коми-русского словаря» А.М.Безносиковой.

сахар – сакар

конфета - кампет

цвет – чвет


8. Этап включения в систему знаний и повторения.

1. Обобщение знаний о пермской группе языков.

- Какие языки ближе к коми языку?

- Как вы думаете, почему? (гипотезы)

- Откуда мы можем узнать точный ответ? ( ответы)

- Объясните образование слова «удмурт».

9. Рефлексия.

Смогли ли ответить на все поставленные вопросы?

Закончите предложение «Я знал…, Я хотел узнать… , Я узнал…).

Домашнее задание. На какой вопрос не смогли ответить? Откуда можете найти ответ? Вот это и будет вашим домашним заданием.

















структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.

организационный момент

Создаёт рабочее настроение. Даёт предложение и просит поставить недостающее слово. Вőр, шор, видз, ыб, рас – тайő … му.

Учащиеся входят иноязычную среду, ищут нужное слово и выходят на тему урока.

2.

Целеполагание и мотивация

Предлагает поставить цель урока. С лексической темы и цели выходят на грамматическую.

Ставят цель урока.

3.

Первичное усвоение материала

1.Просит составить словосочетания со словом «ас».

2.Просит назвать часть речи с помощью русского языка.

3.Просит образовать новые слова с помощью схемы (слайд №1,2,3)

1.Учащиеся составляют словосочетания.

2.Переводят слово на русский язык и называют часть речи.

3. Образуют новые слова и определяют часть речи.

4.

Осознание, осмысление и первичное закрепление учебного материала

1.Предлагает открыть учебники и выполнить 91 упражнение (стр.72)

2.После проверки задания просит сделать вывод об образовании имени прилагательного.

1. Выполняют самостоятельно.

2.Делают вывод, приводят примеры.

5.

Осознание, осмысление,

первичное закрепление

1.Просит повторить словосочетания со словом «ас».

2.Просит назвать, кто входит финно-угорскую языковую группу.

3. Даёт несколько имён числительных на коми и удмуртском языках и просит найти различие и сходство в этих языках.

4. Просит объяснить словосочетание «кыв туялысь».

1.Называют словосочетания.

2.Называют несколько языковых групп.

3. Находят сходство и различия двух языков.


4.Объясняют значение слова с помощью словаря.

6

Первичное усвоение материала об учёном исследователе.

1.Просит ответить, кто занимается изучением, исследованием языков.

2. Просит подумать и сказать, какие места связанны с именем В.И.Лыткина.

Знакомит с В.И.Лыткиным, как учёным-исследователем (слайд №4-7)

1. Учащиеся говорят свои предположения.

2.Рассказывают о местах, связанных с именем В.И.Лыткина.

7.

Закрепление материала. Работа в группах.

1.Даёт для каждой группы отдельные задания.

1группе найти пары фразеологизмов и составить три предложения.





2группа. Найти сходство в заимствованных словах.

1группа. (фразеологизм). Вирыс пузис - кодкö казьтылö

Юр пöлöй петалö - öткодьöсь

Веськыд сюв - скöрмис

Öти бала вылö зэвтöмаöсь - уна сёйысь

Унмöй локтö - узьны окота



2 группа. Находят сходство в древне-русском и коми словах.


Древне-русское слово

коми


чаша

чась

в удорском районе

гърньць

гырнич (горшок)





3группа находит сходства в языках.


коми

удмурт

шондi

шунды

шор

шур


коми

коми-пермяк

нывка

нылок

катша

котша


4 группа объясняет различия в правописании и произношении в русском и коми языках, находит ещё примеры.

Фонарь - пöнар

Сахар - сакар

Цвет - чвет


8.

Домашнее задание

Учитель поясняет домашнее задание. Просит найти в данном тексте предложения с именами прилагательными, образованными от местоимения.

Учащиеся в случае необходимости задают вопросы.

9.

Обобщение и подведение итогов

Отвечают на вопрос:

а) в каких языках много сходств? Почему?

б) Что исследовал В.И.Лыткин?

Учащиеся подводят итог усвоенного материала.

10.

Рефлексия

Выясняют, какие трудности встретились в работе?

Какая работа понравилась на уроке?

Учащиеся делятся впечатлениями урока.






Просмотр содержимого презентации
«Приложение №1 Урок исследоание»

Финн-угор кывъяс Коми, коми-пермяк, удмурт, эстонеч, финн,венгр, карел, водь, лив, ижора, вепс, манси, хант, мариеч, мордва, саам.

Финн-угор кывъяс

Коми, коми-пермяк, удмурт, эстонеч, финн,венгр, карел, водь, лив, ижора, вепс, манси, хант, мариеч, мордва, саам.

Тőдмав финн-угор кывъяс.

Тőдмав финн-угор кывъяс.

  • коми - ?; коми - ? коми - ?
  • мордва – пу; финн – puu удмурт – пи;
  • хант - тех; манси – ро; манси – рi
  • удмурт – му; удмурт – пу; эстонеч - poeg
  • финн – maa эстонеч – puu финн - poika
  • коми - ?
  • мордва – тяла
  • удмурт – тол
  • эстонеч - taiv
Василий Ильич Лыткин – кыв туялысь.

Василий Ильич Лыткин – кыв туялысь.

  • Василий Ильич Лыткин (литературнöй псевдонимыс – Илля Вась) – коми да фин-йöгра кыв туялысь
  • Чужис Сыктывкар бердса Тентюково сиктын гöль крестьянин семьяын.
Василий Ильич Лыткин туялiс сёрнисикасъяс.

Василий Ильич Лыткин туялiс сёрнисикасъяс.

Помалőй сёрникузяяс.

Помалőй сёрникузяяс.

  • Василий Ильич Лыткин –
  • Василий Ильич Лыткин -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследователь финно-угорских языков

Автор: Сизова Агния Васильевна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства