kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра «Дебаты» как средство социализации детей с нарушением зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации.

Одним из средств социализации детей с нарушениями зрения в современной жизни является общение. Несомненно, общение развивает человека и личность в целом. В своей работе я особое место уделяю развитию коммуникативных способностей у слабовидящих детей. Именно способность красиво, правильно говорить способствует успешному интегрированию в общество, т.е. социализации личности. Интеллектуальная игра «Дебаты» сочетает в себе необходимые составляющие для успешной социализации детей.

Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. В ходе соревнований участники, образуя некий социум, передают друг другу необходимую информацию, решают определенные цели и задачи. В результате чего социализация детей происходит сначала во временном небольшом коллективе, а затем, посредством выработанных навыков и умений во взрослой жизни. Для  слабовидящего ребенка характерны скованность, нерешительность, осторожность, неэмоциональность. В ходе воспитательной работы необходимо учитывать эти особенности, развивать и формировать коммуникативные и ориентировочные навыки ребенка, используя все компенсаторные возможности организма. Эта игра, как средство социализации, помогает детям с нарушениями зрения перебороть скованность, неуверенность, т.к данная технология включает этап подготовки,  избегая стихийности и спонтанности в ходе обсуждения, в игре присутствуют элементы подражания, воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений и навыков, глубокому осознанию социальных ролей, формируется культура спора, терпимость к людям, признание множественности подходов к решению проблемы.

Интеллектуальная игра «Дебаты» способствует социализации и самореализации детей, так как в игре вырабатываются качества необходимые для жизни в обществе: 

1. Развитие устной речи.

2. Способность добиться поставленной цели

3.Тяга к обучению в разных областях и сферах жизни.

4. Способность быстрого и избирательного поиска необходимой информации.         5. Навыки борьбы с возражениями.

6. Способность быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

7. Развитие критического мышления. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Дебаты» как средство социализации детей с нарушением зрения. »

Интеллектуальная игра «Дебаты» как средство социализации детей с нарушением зрения.


Усова Христина Гаврильевна, воспитатель ГКОУ РС (Якутия) «Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.

Ключевые слова: Социализация, дебаты, дети с нарушением зрения

Раздел: воспитательная работа в коррекционных школах-интернатах, тифлопедагогика

Я работаю со слабовидящими и слепыми детьми более 30 лет и в своей практике особое внимание уделяю социализации, чтобы обеспечить социальную адаптацию детей в обществе. Вместе со своими воспитанниками я ежегодно составляю план воспитательной работы «Вхождение в социум», где учитываются их пожелания и предложения. Дети с нарушением зрения должны иметь такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять полученные навыки в самостоятельной жизни после окончания школы-интерната, успешно адаптироваться в обществе.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации.

Одним из средств социализации детей с нарушениями зрения в современной жизни является общение. Несомненно, общение развивает человека и личность в целом. В своей работе я особое место уделяю развитию коммуникативных способностей у слабовидящих детей. Именно способность красиво, правильно говорить способствует успешному интегрированию в общество, т.е. социализации личности. Интеллектуальная игра «Дебаты» сочетает в себе необходимые составляющие для успешной социализации детей.

Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. В ходе соревнований участники, образуя некий социум, передают друг другу необходимую информацию, решают определенные цели и задачи. В результате чего социализация детей происходит сначала во временном небольшом коллективе, а затем, посредством выработанных навыков и умений во взрослой жизни. Для слабовидящего ребенка характерны скованность, нерешительность, осторожность, неэмоциональность. В ходе воспитательной работы необходимо учитывать эти особенности, развивать и формировать коммуникативные и ориентировочные навыки ребенка, используя все компенсаторные возможности организма. Эта игра, как средство социализации, помогает детям с нарушениями зрения перебороть скованность, неуверенность, т.к данная технология включает этап подготовки, избегая стихийности и спонтанности в ходе обсуждения, в игре присутствуют элементы подражания, воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений и навыков, глубокому осознанию социальных ролей, формируется культура спора, терпимость к людям, признание множественности подходов к решению проблемы.

Интеллектуальная игра «Дебаты» способствует социализации и самореализации детей, так как в игре вырабатываются качества необходимые для жизни в обществе:

1. Развитие устной речи.

2. Способность добиться поставленной цели

3.Тяга к обучению в разных областях и сферах жизни.

4. Способность быстрого и избирательного поиска необходимой информации. 5. Навыки борьбы с возражениями.

6. Способность быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

7. Развитие критического мышления.


Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Правила организации дебатов

  • в дебатах участвуют все (часть воспитанников принимает на себя роли спикеров, председателя, секретаря и экспертов и действует в соответствии с ними, остальные – "зрители" – подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);

  • каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

  • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм­аут длительностью до 2 мин;

  • к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

  • эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Подготовка дебатов включает в себя следующие шаги:

  • знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов;

  • определение исходного тезиса дебатов;

  • подбор, изучение и анализ основной литературы;

  • распределение ролей;

  • разработка кейса понятий, аргументов, доказательств;

После определения темы дебатов перед детьми ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме.

Следующий важный этап – распределение ролей. Непосред­ственно в игре участвуют председатель, секретарь и две команды – "Утверждения" ("У") и "Отрицания" ("О") – по 3 человека, которых традиционно называют спикерами. Это основные участники игры. Кроме того, необходимо выбрать трех экспертов, которые в последующем будут оценивать деятельность спикеров в процессе самих дебатов. Остальные дети играют роль зрителей.

После определения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов. Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наи­лучшей обоснованности своей позиции.

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга.

После выступлений экспертов проводится заключительный этап дебатов – их обсуждение, на котором подводятся итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.

Таким образом, интеллектуальная игра «Дебаты» является эффективным педагогическим средством, позволяющим воспитанникам развивать силу воли, память, мышление, речь, умение сравнивать и анализировать информацию, отстаивать свои интересы, адаптироваться к условиям современного гражданского общества.

Приведу пример игры «Дебаты».


Тема дебатов: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Цель:

Обсудить с учащимися значение денег в жизни человека.

Закрепление знаний по ориентировке в экономико-бытовых вопросах, об использовании денег для успешной социализации.


Задачи:

Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения.

Обучение технологии групповой работы.

Этапы:

  1. Подготовительная работа: ознакомление учащихся с технологией «Дебаты», посещение различных мест, где необходимо использование денег.

  2. Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.

  3. Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.

  4. Проведение дебатов.


На этапе подготовки дебатов, моей целью было научить детей рассчитывать и распределять имеющиеся деньги. В первый раз мы посетили кафе «Бургер Хит», где дети самостоятельно распоряжались определенной суммой впервые в жизни. Очень волновались, когда делали заказ, все повторяли за мной и после посещения были очень счастливы и удовлетворены. При посещении развлекательного детского центра, дети были уже более раскрепощены, сами считали свои карманные деньги, занимали друг у друга, вели себя непринужденно, свободно разговаривали, смеялись. Приятно удивило, что некоторые научились угощать. Также мы посетили кинотеатр и парк культуры и отдыха, где дети самостоятельно покупали билеты. Дети с родителями подобрали пословицы и поговорки о деньгах, некоторые подготовили доклады на различные темы про деньги.


Проведение дебатов.


Вводное слово воспитателя: Сегодня на занятии будем обсуждать в командах, что важнее: иметь много друзей или много денег. Форма занятия – дебаты.

Деньги - одно из величайших достижений человечества. У разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом выступали различные продукты: в древней Мексике - какао-бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах - рис, на побережье Западной Африки — раковины-каури, на Руси - скот и меха. Но это были крайне неудобные деньги. Постепенно роль денег перешла к благородным металлам. Первоначально металлические деньги обращались в форме слитков. Так, денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра - гривны. Наиболее распространенной была гривна весом в 200 г. Гривна делилась на 20 ногат, 20 кун, 50 резан.

С развитием функции денег как средства обращения возникает монетная форма денег. Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII в. до н. э. Первый монетный двор в Риме был учрежден при храме Юноны - Монеты. Отсюда пошел термин “монета”. Монета - денежный знак, изготовленный из металла. Государство своим оттиском-штемпелем на монете удостоверяло чистоту и вес металла. На Руси монеты собственной чеканки, по виду похожие на монеты Византии, появились в конце X в. Металлические деньги были не совсем удобны в обращении. Они теряли вес в результате длительной эксплуатации, а также их можно было легко подделать.

На смену металлическим деньгам пришли бумажные. Они появились в Китае в VIII в. до н. э. В Европе прообраз бумажных денег можно видеть в кожаных деньгах. В Италии в XII в., во Франции при Людовике IX они представляли как бы обязательства на будущие платежи. В Европе и Америке бумажные деньги появились в конце ХVІІ - начале XVIII вв. В России бумажные деньги впервые были выпущены в 1769 году.

В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение, так как это безопасно и удобно. Во многих случаях более удобно выписать чек, чем использовать наличные деньги.

Большое распространение в развитых странах Запада получил система электронных платежей. Это компьютерные системы расчетов и кредитований. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара.

Самая легкая металлическая монета из серебра была выпущена в Непале в 1740 г., ее размеры 2x2 мм. Самая дорогая из современных монет достоинством в $10 000 отчеканена из платины в 1993 г. Австралии, ее вес 1 кг и диаметр 57 мм. Самая крупная сумма за покупку одной монеты - 314 тыс. долларов, уплачена 30 июня 1974 г. на аукциона в Цюрихе за серебряную декадрахму из древних Афин.

Выступления воспитанников по заранее подготовленным докладам.



Далее занятие проходит по следующему плану.

команда утверждения (У)

Команда опровержения (О)

I раунд

У1

О1

Представление команд

1 формулирует тему, актуальность

2 формулирует тезисы отрицания

3 определяет ключевые понятия

4 определяет ключевые понятия

5 представляет материал: аргумент
доказательство, поддержка(факты, цитаты)

6 опровергает позиции утверждения:
доказательство, поддержка

II раунд

У2

О2

1 опровержение аргументов оппонентов

2 восстановление и развитие собственной линии

3 приведение новых доказательств

III раунд

У3

О3

1 сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны

2 заключение

Между выступлениями раунд вопросов в следующем порядке:

О3 У1

У3 О1

О1 У2

У1 О2\


Представление команды утверждения.


У1: Актуальность: По нашему мнению, деньги – лишь средство платежа, они нужны для удовлетворения наших материальных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни. Деньги – это эквивалент товаров и услуг.

Мы утверждаем, что деньги не приносят человеку счастья и спокойствия, они нужны лишь для удовлетворения материальных желаний человека. Неустанно проклинали бесовскую власть денег великие гуманисты, видя в них зло, причину вражды между людьми. А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: “Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги, поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие”.

В старину поговаривали, что деньги изобрел дьявол. Миф о деньгах как порождении сатаны, пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещенных.

Ключевые понятия:

Деньги - это универсальный, специфический товар максимальной ликвидности, являющийся универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Ликвидность – способность активов быть быстро проданными по цене близкой к рыночной.

В наш кейс включены два аспекта.

Аспект 1: Социальный

Аргумент 1: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Доказательство: Друзья дороже богатства, потому что когда тебе становится плохо, ты можешь позвать друзей, поделиться своими проблемами и они тебе обязательно помогут. Любой друг гораздо лучше денег - деньги утекают сквозь пальцы, как вода, а вот настоящий друг-это бесценно. Деньги можно истратить, а друзья останутся.

Ярким доказательством нашего аргумента, является сказка Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Главный герой, получив деньги, попал в руки к разбойникам, и, чуть было не пропал, а друзья из кукольного театра Карабаса Барабаса помогли ему в трудной ситуации.

Аргумент 2: Многие люди, желая приумножить свои богатства, теряют покой, здоровье, поскольку боятся потерять имеющиеся у них деньги.

Доказательство: Деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег!

Классический пример такого поведения представлен в индийской сказке «Золотая антилопа», в которой злой и жадный раджа утверждал, что золота не может быть слишком много, но, в конце концов, остался ни с чем.

Также об этом говорит и народная мудрость:

Без денег сон крепче.

Меньше денег - меньше хлопот.

Лишние деньги - лишние заботы.

«Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его» - Антуа́н Риваро́ль — французский писатель.

Аспект 2: Экономический

Аргумент 1: Не все можно купить за деньги.

Доказательство: Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких, или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: “Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого”.

Это зло, от которого нужно избавляться. Много лет у нас говорили о том, что деньги - зло. Если всерьез задуматься над этим вопросом, то можно сделать вывод - купить за деньги можно далеко не все: постоянное саморазвитие, любовь, самоуважение, хорошее здоровье, уважение близких людей, дружбу, общение с природой, общение с людьми.

Аргумент 2: Не стоит делать денежные накопления смыслом жизни.

Доказательство: Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.

Предпринимателям известно: когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. А денежное обращение - это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно. Поэтому и говорят о том, что деньги нужно чувствовать.

Таким образом, мы утверждаем, что деньги не самое значимое в жизни.


Раунд вопросов

О3: 1. Вы считаете, что без денег можно прожить?

2. Считаете ли вы что, дружба способна заменить деньги?


Представление команды отрицания.

О1: Деньги - это великое изобретение человечества и от их количества напрямую зависит качество жизни человека.

Актуальность: Мы принимаем актуальность и ключевые понятия, предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами.

Мы считаем, что деньги в отношениях людей деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги.

В наш кейс также включены 2 аспекта:

1 аспект: социальный

Аргумент 1: Деньги дают человеку свободу.

Доказательство: Именно деньги дают свободу выбора: куда поехать отдыхать, что купить, что подарить родным и друзьям, куда поехать учиться. Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?

«Нехватка денег – корень любого зла» - Джордж Бернард Шоу, ирландский драматург, писатель, романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей. Общественный деятель.

Аргумент 2: Деньги дают человеку власть.

Доказательство: Только деньги делают человека независимым от мнения окружающих. Богатый человек может не обращать внимания на то, что о нем скажут люди, наоборот, все интересуются его мнением.

Как сказал древнеримский политик и философ Марк Тулий Цицерон: «Имеющий деньги не может быть наказан».

Аспект 2: экономический

Аргумент 1: деньги - самое главное в жизни, за деньги можно купить все. Деньги это ликвидное средство обмена, обладающее двумя свойствами:

- обменивается на любой другой товар

- измеряет стоимость любого другого товара (это функция выражается в ценах и масштабах этих цен)

Доказательство: Только деньги могут дать свободу, Свободу в покупках, в путешествиях, образовании. Само слово «Богатство» произошло от слова БОГ. Деньги правят миром, только с помощью денег можно получить авторитет и власть. С помощью денег можно решить абсолютно все проблемы: то чего нельзя купить за деньги, можно купить за очень большие деньги.

Аргумент 2: “Не имей сто друзей, а имей сто рублей”

Доказательство: Люди стремятся к богатству, к обладанию деньгами, к людям имеющим много денег.

И яркое тому доказательство, высказывание Проспера Мериме, французского писателя и переводчика, одного из первых во Франции мастеров новеллы: "Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь"

Раунд вопросов:

У3: 1. Вы считаете, что деньги дороже дружбы?

2. Не считаете ли вы, что друзья появляются у тех, у кого много денег?
3. Вы считаете, что все в мире измеряется деньгами?


У2 - О2. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.

У3 - О3. Проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение.

Подведение итогов. При подведении итогов дети пришли к выводу что для них лучше иметь «сто друзей», чем «сто рублей».

Определение лучших спикеров.

Заключительная речь воспитателя. Проигравших нет.

















Список литературы:


1. Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений. Методическое пособие.-М.:Изд-во НЦЭНАС, 2003.-192 с.

2. «Дебаты»: от теории к практике: руководство / В. И. Куприянова, А. И. Назаров Хабаровск : Изд-во ДВАГС, 2009.

3. Зельцерман Б, Нетунахин Д "Некоторые аспекты развития программы «Дебаты».

4. Мудрик А.В. «Социализация вчера и сегодня.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.-432 с.









11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Интеллектуальная игра «Дебаты» как средство социализации детей с нарушением зрения.

Автор: Усова Христина Гаврильевна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства