kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированное внеклассное занятие по самопознанию и русскому языку Тема: Живи по совести. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка для обучающихся 5 класса, она продолжает знакомить учащихся среднего звена с понятием «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам нравственности. Данная методическая разработка для обучающихся 5 класса, она продолжает знакомить учащихся среднего звена с понятием «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам нравственности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное внеклассное занятие по самопознанию и русскому языку Тема: Живи по совести. 5 класс»

КГУ «Средняя школа №7» г. Аксу






Интегрированное внеклассное занятие

по самопознанию и русскому языку

Тема: Живи по совести.

5 класс


Мухаметова Гульнара Сериковна, учитель самопознания














2017-18 учебный год



Методические рекомендации по проведению урока

Данная методическая разработка для обучающихся 5 класса, она продолжает знакомить учащихся среднего звена с понятием «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам нравственности.

Различные формы работы направлены на формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Благодаря интеграции с уроком русского языка раскрыть значение понятий «совесть человека», «ответственность», «честность» через использование в речи синонимов, антонимов и фразеологизмов.

Разработка направлена на решение актуальной задачи расширения кругозора учащихся и воспитания нравственных качеств, подчёркивается значимость совести как главного качества человека.

В качестве приложения имеются те материалы, которые не вошли в основную часть содержания методических рекомендаций, но являются необходимыми для выполнения данного рабочего процесса. Это документы, иллюстрирующие процесс: музыка, презентация, видеопрезентация.











Структура урока:

I . Орг.момент. Позитивный настрой

II. Выход на тему: позитивное высказывание (цитата)

III. Работа над притчей.

IY. Работа в группах:

- со словарями

- нахождение синонимов, антонимов, фразеологизмов

- работа с картинками

Y. Игра -разминка

YI. Творческая деятельность (работа в паре):

Составление синквейна к слову «Совесть»

YII. Рефлексия «Выбор»

YIII. Заключительная минута тишины.





















Список использованной литературы:

  1. "Энциклопедия мудрости. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, парадоксов, эпиграмм"- 2007 Издательство: Рипол Классик

  2. 100 великих гениев Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192.

  3. Орфогорфические словари Ожегова, Даля

  4. Словарь синонимов русского языка под общей редакцией профессора Л.Г. Бабенко

  5. Интернет ресурсы:

- multiurok. ru

-infourok.ru

-collegy.ukoz.ru































Интегрированное внеклассное занятие

по самопознанию и русскому языку

5 класс

Тема: Живи по совести.

Ценность: Праведное поведение
Качества: говорить правду; быть ответственным; не ссориться.
Цель: углублять представления учащихся о совести через праведное поведение.
Задачи:
- Раскрывать значение понятий «совесть человека», «ответственность», «честность» через использование в речи синонимов и фразеологизмов.
-Развивать стремление жить в ладу с совестью
- Воспитывать такие качества, как честность, правдивость
Ресурсы: интерактивная доска, музыка, видеоролик «Осколки сердца», подарок от учителя рассказ «Голос совести»

















Ход урока:

I. Орг.момент. Позитивный настрой: (включить музыку)

1. Говорят, что когда любовь приходит, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый солнечный луч, который входит в вашу голову, опускается ниже, согревает ваше горло и освещает центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…

А теперь представьте, что он раскрыл лепестки… И из него идет Тепло... Оно доходит до вашей мамы… до папы… до вашего друга, где бы они сейчас не находились. До всех людей во всем мире... А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах.

2. Проверка чувств, что ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что почувствовали и т.д.

II. 1.Чтение стихотворения «Что такое совесть» (читает учитель)

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)

2.Позитивное высказывание (цитата):

Самое главное украшение человека- чистая совесть.

Цицерон

3. Коллективное обсуждение:

На какие вопросы нужно нам сегодня найти ответы? (выслушать мнение детей)

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

То значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?

4. Как вы объясните, что такое совесть? (выслушать мнение детей)

5. История слова «Совесть»

Слово состоит из двух частей: приставки «со», что значит «вместе» и корня «весть», что значит ,«знать, ведать», то есть совместное знание человека со своим внутренним миром.

III. Работа с притчей

  1. Послушайте притчу ( видеопрезентация)

Притча «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться.

Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце всю жизнь, – ответил слепой.

2. Обсуждение:

Какой поступок совершил человек в молодости?

- Как сложилась его судьба в дальнейшем?

- Почему этот поступок не давал ему покоя всю жизнь?

- Почему герой сказал правду слепому?

- Почему нужно выполнять обещания, данные собственому «Я»?

- Почему уважают людей которые говорят правду и выполняют обещания? Кто такой совестливый человек?

- Случалось ли вам осознавать свои ошибки? Как вы исправляли их?

IY. Работа в группах

1.Работа со словарями С.И. Ожегова и В.Н. Даля.

Какое значение слова «совесть» даётся в этих словарях?

В.Н. Даль:

Совесть- нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

С.И. Ожегов:

СОВЕСТЬ -чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Игра- разминка: (предложить учащимся подумать и ответить хлопком, в каких ситуациях проявляется совестливое поведение)

Я никогда не беру чужую вещь.

Я смеюсь над недостатками друзей.

Я верну найденную вещь хозяину.

Я расскажу маме секрет, который доверил мне друг.

Я никогда не обманываю людей.

2. Вспомним, что такое синонимы,антонимы, фразеологизмы

I ряд- найти синонимы к слову совесть ( ответственность,самооценка, сознательность, справедливость)

II- найти антонимы к слову совесть (наглость, бесстыдство)

III- найти фразеологизмы со словом совесть (совесть потерял, мучает совесть, угрызения совести, чистая совесть, совесть потерял)

3. Работа с картинками:

Какая связь?

I ряд -МАЯК И СОВЕСТЬ

II ряд- СВЕТОФОР И СОВЕСТЬ

III ряд- КОМПАС И СОВЕСТЬ

Y. В подарок от учителя рассказ собственного сочинения «Голос совести»

Вечерело. Дамир зашёл на кухню. Мама весело напевая песенку, накрывала на стол.

-Мама, наш сосед Санат сломал мою пожарную машинку и убежал к себе домой. Как бы мне его наказать? Что бы такое ему сделать, чтобы отомстить?

Мама неспеша вытерла мокрые руки о фартук, присела рядом с обозлённым сыном и тихо сказала:

-Сыночек, я подскажу как тебе поступить. Моя бабушка всегда говорила в таких случаях «Если враг твой хочет пить, постарайся напоить!». Иди в свою комнату и подумай над этими мудрыми словами.

Дамир молча встал, медленно пошёл в свою комнату. Он долго ещё думал, как поступить с Санатом.

Утром Дамир проснулся в настроении. Он попросил у мамы конфеток и выбежал во двор. Там он увидел Саната, подбежав к нему, протянул конфеты и сказал :

-Давай играть!

Санат опустил голову и тихо произнёс:

-Извини! Это я вчера сломал твою машинку!

Он поднял свои глаза на Дамира и , увидел, улыбающегося друга. Он весело предложил:

-Санат, а давай, вместе её починим!

Как можно охарактеризовать человека, который живёт по совести?

Добрый, честный, добросовестный, трудолюбивый, культурный, дисциплинированный и т.д.

YI. Творческая деятельность:

В паре составить синквейн.

Правила построения синквейна:

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

    1. СОВЕСТЬ

    2. ВЕЧНАЯ, МУДРАЯ

    3. СПРАШИВАЕТ, УЧИТ, МУЧИТ

    4. ГЛАВНЫЙ СУДЬЯ

    5. СЛУШАЙ ЕЁ



YII. Приём рефлексии «Выбор»:

1

На уроке я работал

активно, пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен, недоволен

3

Урок показался мне

коротким, длинным

4

За урок я

не устал, устал

5

Моё настроение

стало лучше,стало хуже

6

Материал урока для меня был

понятен , интересен, полезен

непонятен, скучен, бесполезен



YIII. Заключительная минута тишины.

И в заключении я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости». Если вам хочется, то вы можете закрыть глазки и послушать музыку. (Звучит музыка. Пауза).

Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза).

Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», и вы откроете глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. Молодцы!

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мухаметова Гульнара Сериковна

Дата: 02.12.2017

Номер свидетельства: 441818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства