Игра-как способ развития познавательной активности на уроках в школе VIII вида
Игра-как способ развития познавательной активности на уроках в школе VIII вида
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-как способ развития познавательной активности на уроках в школе VIII вида »
«Игра-как способ развития познавательной активности на уроках в школе VIII вида»
Учитель математики Страхова Валентина Викторовна, МКОУ «Школа-интернат № 92», города Нижнего Новгорода
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста.
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра-средство познания действительности. Она рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в 1 классе и приемом работы в последующих классах. Особенно это проявляется у детей с ограниченными возможностями в здоровье. В силу характерных особенностей их психофизического развития отмечается низкая готовность к обучению. У них нет стойкого интереса к занятиям, не сформировано умение преодолевать возникающие трудности, они не всегда правильно реагируют на оценку взрослого. Многим свойственна робость, неуверенность в себе.
Исходя из того, что игровая деятельность ближе и доступнее детям этого возраста, включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьников рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных процессов.
Дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.
Использование дидактических игр в качестве средств обучения младших школьников определяется рядом причин:
игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - наиболее адекватный путь включения школьников в учебную работу;
освоение учебной деятельности, включение в нее первоклассников идет медленно;
наличие возрастных особенностей учащихся, связанных с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления и влияния дидактических игр на развитие у учащихся этих психических процессов;
недостаточная сформированность познавательной мотивации, несоответствие мотивов и содержания учебной деятельности, сложности адаптации при поступлении в школу.
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
-дидактическая задача;
-игровая задача;
-игровые действия;
-правила игры;
-подведение итогов, результат.
При проведение игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
-наличие у учителя определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;
-выразительность проведения игры;
-включение педагога в игру;
-оптимальное сочетание занимательности и обучения;
-средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
-используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.
Педагогу важно продумать поэтапное распределение игр (в том числе и дидактических) на уроке. В начале урока игры проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся, в середине - усвоения темы, игры в конце урока могут носить поисковый характер. На любом этапе урока игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности. Следовательно, игры могут быть проведены на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.
Примеры дидактических игр в 1-4 классах.
«ПОЙМАЙ БУКВУ».
Карточки с текстами из газет, старых книг.
Все ученики получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто больше букв обведет (можно 2-3 буквы).
«ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ».
Игровая ситуация. Незнайка торопился в школу, упал рассыпал буквы. Нужно правильно их собрать.
«ПИШУ-ПЕЧАТАЮ».
К доске выходят два ученика: один из них пишет, другой печатает букву, названную учителем. Все остальные находят печатную букву в кассах.
«ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОВАХ».
Послушайте начало стихов. Нужно ответить, что еще было в кармашке у Жени?
Чего только нет у Жени
В кармашке?
Винтики, шпульки, гвоздики,
Нитки, бумажки, катушки…
В кармашке слова на ш - ж (вишня, крыжовник, шишка и т. д.).
«НЕ ПОТЕРЯЙСЯ».
У детей карточки с буквами З, И, К. По команде учителя: «Буквы К ко мне!». Дети с этой буквой идут к доске, затем другая буква.
«МАГАЗИН ИГРУШЕК».
Педагог раскладывает на столе игрушки: куклу, дудку, зайца, ослика, утенка, автобус, барабан, мяч-и предлагает учащимся поиграть в магазин: «Я буду продавцом, а вы покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны «заплатить» за нее чеком – буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки». Школьники должны также объяснить, какой это звук – гласный или согласный. Если ответ правильный, то игрушка считается купленной.
Система дидактических игр и упражнений оказывает определенное коррекционное воздействие на знания, умения, навыки обучающихся.