Просмотр содержимого документа
««Гуманистические взгляды В.А.Сухомлинского на процесс воспитания и образования»»
«Гуманистические взгляды В.А.Сухомлинского на процесс воспитания и образования»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Биография В.А.Сухомлинского……………………………………………………….4
Глава 2.В.А.Сухомлинский-основоположник гуманистического направления воспитания
в советской школе……………………………………………………………………………….6
Глава 3.Основы педагогической системы В.А.Сухомлинского……………………………...8
Заключение……………………………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………………………….14
Введение
Существует наука о воспитании- педагогика. Но воспитывать человека – это, скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
«На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в воспитании.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» Эти слова В.А.Сухомлинского, одного из самых замечательных педагогических деятелей, можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отражает жизнь и оно имеет силу.
Проблема воспитания и обучения всегда являлась актуальной темой для обсуждения, она и сейчас находится в центре внимания педагогов-новаторов. С изменением общества, с достижением каждого нового этапа развития педагогические методы, средства и формы воспитания и обучения меняются, трансформируются. С каждым днем появляются новые открытия, уточняются положения, понятия, на смену старым педагогическим теориям приходят новые. Процесс обновления педагогики - это процесс неизменный, как и само общество. Педагогика, как и всякая наука преследует свой идеал - идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. В трудах педагогов-гуманистов четко прослеживается линия гуманного отношения к детям. Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности у В.А. Сухомлинского являлось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализацииличности.
Глава 1.Биография В.А. Сухомлинского
1.1 Детство и юность.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.
Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.
Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой.
Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.
1.2 Война и послевоенное время
В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.
Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.
Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего отдела народного образования в Онуфриевке.
Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.
Глава 2.Сухомлинский В.А.- основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе
Василий Александрович Сухомлинский- крупнейший отечественный педагог, внёсший огромный вклад в развитие педагогики.
Он — автор более 40 книг, свыше 600 статей, 1200 сказок и рассказов для детей. Его труды переиздавались огромными тиражами, а его главная книга «Сердце отдаю детям» издана на 30 языках мира.
Деятельность В.А.Сухомлинского протекала не в самых благоприятных для творчества условиях. Он видел много горя, много ненависти, много человеческого зла. Но тяжелая жизнь не ожесточила его душу. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, любил людей, старался пробуждать добрые чувства. Вокруг него было лицемерие, ханжество, моральное разложение руководящих структур, всесильной власти идеологии, опутавшей и культуру, и науку. Сухомлинскому приходилось учитывать идеологические руководящие установки, отвечать на нападки ретроградов от педагогики, малообразованных, но активных защитников «чистоты» советской педагогики, теории коммунистического воспитания, в рамки которой не всегда укладывались его мысли и дела. Все это дополнялось бесконечными изнуряющими разговорами с издателями и редакторами, объяснениями, убеждениями и т.д.
Педагогическое и творческое наследие В.А.Сухомлинского огромно, разносторонне, многопланово, но оно до сих пор пополняется ранее не публиковавшимися работами. Его творчество постоянно обогащалось, углублялось, оттачивалось. Особая заслуга Сухомлинского состоит в том, что он одним из первых отечественных педагогов удачно объединил идею всестороннего развития личности с идеей гармоничного развития общества. Он постоянно акцентировал внимание на том, что учебно-воспитательный процесс призван сохранить функциональное единство, которым природа наделила каждого из нас—единство души, духа и тела. Главным и определяющим в педагогике Сухомлинского была любовь к ребенку. Этот вывод наводит на мысль о глубоких христианских истоках его творчества, о его внутренней вере в истинно христианскую любовь к ближнему, истинно христианское всепрощение.
«Что самое главное было в моей жизни?» — спрашивал В.А.Сухомлинский себя в предисловии к книге «Сердце отдаю детям». Без раздумий отвечал: любовь к детям. Не случайно ведь и книга названа «Сердце отдаю детям». Именно величайший гуманизм привлекал к нему не слабеющий интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках.
Вся деятельность Сухомлинского протекала в педагогическом пространстве, состоящем как бы из двух миров — из мира социалистической педагогической обыденщины (сильных мира сего, в том числе деятелей в области образования, педагогики, издательского дела) и собственно мира образования — школы, детей. И если с первым миром поневоле приходилось сотрудничать, если в первом мире, где процветали не самые человечные отношения, не грех было и слукавить, чтобы выстоять для продолжения работы, развития своих идей или просто выжить, то во втором мире кривить душой, а тем более лукавить было нельзя. В этом втором мире Сухомлинский по-настоящему жил, этому второму миру он был открыт полностью, ему он был беспредельно предан.
Глава 3.Основы педагогической системы Сухомлинского.
Самым важным в работе с детьми он считал воспитание. Всё было направлено на то, чтобы ребёнок хотел идти в школу, учился с радостью, чтобы в школе царила атмосфера труда, поддерживались ровные, спокойные отношения, отсутствовала суета и раздражительность.
Сделать ребёнка счастливым, сохранить его здоровье, вооружить его мировоззрением, воспитать тонкость чувств и заложить высокую нравственность — эти задачи ставил Сухомлинский и решал их вместе с коллективом единомышленников.
Большое значение В.А. Сухомлинский придавал умению педагогов управлять тоном и голосом, обращаясь к обучающимся. В частности, он советовал обращаться к ним не специальным тоном, который, по его мнению, быстро вызывал у ребят усталость, а тоном обычного разговора. Злободневным является и высказывание В.А. Сухомлинского о том, что настоящий педагог делает то, что подсказывают «ему мудрые размышления, а не то, на что толкает его сиюминутное скоропроходящее настроение». Снижение уровня образования при переходе ко всеобщему обязательному среднему образованию, слабость кадрового и методического обеспечения образовательных организаций, скудность материальных вложений в образование, социальная деформация общества привели Сухомлинского к созданию системы воспитания всесторонне развитой гармоничной личности, построенной на идее формирования у обучающихся неутомимой любознательности, стремления к самообразованию и практической готовности к образованию. Он не раз подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию» и есть «настоящее воспитание». Постоянно познавая «себя в себе», «овладевая собой», человек должен сам дисциплинировать мысль и волю, заниматься воспитанием своих чувств, вырабатывать уравновешенный характер. Вместе с тем, если прямое побуждение ребенка к самовоспитанию, постоянные призывы «работать над собой» не будут опираться на его собственную активность и потребность в «самоосуществлении», то они не дадут желаемого результата. Необходимость превращения образования в важнейшую жизненную ценность, по мнению В.А. Сухомлинского, становится ведущей целью в воспитании всесторонне развитойличности. В.А. Сухомлинский постоянно отстаивал острую необходимость и значимость гармоничного и всестороннего развития личности в целостном и системном образовании.
Становление и утверждение в науке педагогической теории, основанной на идеях гуманистической педагогики, её распространение среди педагогической общественности является важной задачей. Школьная жизнь, отношения педагога и ученика должны строиться и основываться на любви, уважении, доброте, чуткости, доверии и бережном отношении, человечности и разумной требовательности к ребёнку. Всё это, по мнению В. А. Сухомлинского, является основой гуманистической педагогики. Нацеленность учебно-воспитательной работы школы на формирование у обучающихся высоких нравственных качеств Василий Александрович придавал особое значение, считая системно образующим фактором. Человечность в человеке – это, по убеждению В.А. Сухомлинского, центральный стержень, без которого немыслима всесторонне развитая, гармоничная личность. Именно к человечности он привязывает все, что приобретается ребенком как в жизни вообще, так и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл все ― образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство»
В работах Сухомлинского четко видна концепция гуманизации образования, ребенок для него не просто объект воспитания, но полноправный член общества, активный субъект жизнедеятельности. Для него личность ребенка – высшая ценность воспитания и образования. В своих трудах педагог подчеркивает необходимость отхода от авторитарной формы преподавания, переход к принципу свободы личности, ее творческому началу, возможности реализации ребенка: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Необходимо отметить, что в структуру педагогической науки он включает такие категории как долг, честь, достоинство, добро, свобода, красота. В произведениях Сухомлинского мы можем встретить принцип уважение к детской личности; принцип обоюдного доверия, необходимость ограничения влияния коллектива на личность, формирование самостоятельности. Педагог не раз упоминал, что учебная деятельность школьников должна превратиться в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс.
О гуманности его подходов к образованию так же говорит его позиция, которая особенно прижилась в современном обществе, о необходимости ликвидации любых наказаний: «Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник, вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.»
Василий Александрович через все свое учение пронес мысль о необходимости всестороннего развития, постоянного познания, гуманности образования, развития нравственности и чувства долга: «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство». И через эти составляюшие воспитания мы сможем прийти к гуманности в современном обществе.
Определяющее значение В. А. Сухомлинский придает системообразующему фактору – нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств, воспитание человечности в человеке: «Самое важное и самое трудное для человека - всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком. Быть всегда человеком.»
Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.
“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. ”
Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться.
Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».
Он не раз поднимал тему об участии семьи в воспитании детей. Именно в его работах мы можем наблюдать процесс поворота угла зрения на детство: через творчество, радость. Сам Сухомлинский отмечал, что с проблемой воспитания всесторонне развитой личности получает раскрытие тема необходимости формирования «высокой педагогической культуры семьи», основным методом формирования которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца». Это беседы о любви и дружбе, браке, воспитании детей.
Заключение
«Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося-это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается что педагог – руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком ,без духовной общности с ним, можно сравнить с блужданием в потемках»-так утверждал великий педагог-новатор.
В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной В. А. Сухомлинский, говорил юношам и девушкам, вступающим во взрослую жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений , которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».
В этих словах весь Василий Александрович Сухомлинский- великий гуманист, мыслитель, педагог.
Список использованной литературы
1.Сухомлинский В.А. Не только разумом но и сердцем М.: КВАНТА+ 2002.-521с.
2.Сухомлинский В.А.. О воспитании М.: КВАНТА + 2001. -436с.
3. Сухомлинский В. А. «Письма к сыну». М. 1977.
4. Родчанин Е. Г..Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского М.: Премьера 2001.-642с.