kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Генерализация населенных пунктов, типы планировок населенных пунктов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Изучить новый материал: генерализация населенных пунктов, типы планировок населенных пунктов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Генерализация населенных пунктов, типы планировок населенных пунктов»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ г. СЕМЕЙ














Тема: Генерализация населенных пунктов »

Предмет: Картография














Подготовила:

преподаватель комиссии

«Картографии» Хохрякова А.А.










УРОК № 17

Группа 401 -407

Дата.

ПРЕДМЕТ: «Картография»

ТЕМА: Генерализация отдельных элементов содержания на картах разных масштабов (населенные пункты)

ТИП УРОКА: Комбинированный урок

ВИД УРОКА: Урок с применением технологии сотрудничества «Рекле»

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Изучить новый материал: генерализация населенных пунктов, типы планировок населенных пунктов.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Формирование умения правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию, настойчивость в достижении цели.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Развивать навыки самостоятельной работы, мышления, умение работать в коллективе.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: геодезия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздаточный материал: текст, карты масштаба 1:25 000, плакаты по теме урока.

ПЛАН УРОКА


НАИМЕНОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА

ВРЕМЯ

1.

Организационный момент:

1.Организация урока

2. Проверка присутствующих

5

2.

Мотивация процесса обучения, цели и задачи урока

5

3.

Проверка и оценка знаний (работа в малых группах)

1.Проверь себя


15



4.

Изучение нового материала

Тема: Генерализация населенных пунктов.

1. Планировка городов.

2. Структура сельских населенных пунктов.

3.Изображение населенных пунктов на карте.

40


5

Закрепление нового материала

1.Составить характеристики населенных пунктов.

15

6.

Заключение: 1. Подведение итогов.

2.Домашнее задание

3. Сбор пособий и материалов.


5




Оборудование:

  1. Указатели для обозначения столов.(приложение 1)

  2. Секундомер (часы)

  3. Проверь себя (приложение 2)

  4. Новая тема «Генерализация населенных пунктов» (приложение 3)

  5. Задание (приложение 4)

  6. Общий оценочный бланк (приложение 5)



Сегодня мы работаем группами по 6 человек.

Формирование групп. Преподаватель нарезает полоски бумаги разной длины. Каждой полоски должно быть 5 – 6 шт., в зависимости от того сколько человек планируется в группах. Далее каждый студент вытягивает полоску, сравнивая ее с другими полосками у студентов, таким образом формируются




«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

1. Разминка - «Проверь себя»

Для проверки и оценки знаний я предлагаю вам поработать над тестами, они помогут отразить уровень усвоения учащимися материала, который изучался на прошлых уроках.

Задание: В течении 15 минут письменно ответить на следующие вопросы.

По истечении времени поменяться с группой (1-2,2-3,3-4, 4-5,5-1.) тетрадями, проверить правильность выполнения задания по эталону и оценить в соответствии с критериями оценок


2. Новая тема – Генерализация населенных пунктов.



Учащиеся получают 1 задание: проработать материал по теме (текст разрезан на блоки в запутанном порядке, у каждого члена группы свое задание)-5 минут. После подготовки учащиеся в течении 15 – 20 минут начинают объяснять свой материал группе, то есть выступают в роли «учителя» и «ученика».


2 задание. «Рекле» задача состоит в том, чтобы группы собрали (склеили) разрезанный текст с определенной логикой. Текст обязательно должен иметь логику. Бумага для текста обязательно только чистая. Места разреза ровные.

А теперь проверим, как вы справились с заданием.

Задание 3. После склеивания текста каждая группа должна составить по 2 вопроса по данной теме.

Команды в течении 15-20 минут задают свои вопросы «Ты мне, я тебе». 1 команда задает свои вопросы команде 2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-1. На обдумывание ответа отводиться 30 секунд. За это время группа должна обсудить вопрос и определить, кто будет отвечать.



3.Закрепление нового материала.


На закрепление темы я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Задание: Пользуясь условными знаками топографических карт, дать детальную характеристику населенному пункту, название которого указано в карточке – задании, вам отводиться 15 минут на выполнение этого задания.


4. Подведение итогов урока.







































Приложение 2 КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ


«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

Задание: В течении 15 минут письменно ответить на следующие вопросы.

По истечении времени поменяться с группой (1-2,2-3,3-4, 4-5,5-1.) тетрадями, проверить правильность выполнения задания по эталону и оценить в соответствии с критериями оценок


  1. Картографическая генерализация это …..?

  2. Факторы, определяющие направление генерализации ..?

  3. Генерализацию выполняют на этапе…?


  1. Трансформирование выполняют, если у картматериала и составляемой карты………?

  2. Вид генерализации, который производят обычно с целью ограничения содержания……?

  3. Предельная величина, начиная с которой объекты показываются на карте…?


  1. Что определяет качество изображаемых объектов на единицу площади карты…….?

  2. По описанному примеру определите вид картографической генерализации «На карте крупного масштаба пункты изображают в виде отдельных строений с уменьшением масштаба кварталами и наконец, пунсонами….»?


  1. В этом разделе редакционного плана, указывается название и тема карты, ее масштаб, число листов, территория, подлежащая картографированию….?


10.Назовите способ, при котором картографический материал фотографируют в нужном масштабе и с полученного негатива изготавливают, синию копию –


11.Процесс наклеивания копии на математическую основу называется…..?


12.Этот прибор служит для проектирования изображения на экран ….?


13.По каким основным признакам классифицируются картографические материалы…..?

14. Этот инструмент служит для построения прямоугольных рамок трапеции и разбивки их сторон на дециметры…?


15.Что является документом, характеризующим качество составления карты?


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Кол_во правильных ответов

Оценка

13-15

5

11-12

4

9-10

3


ОТВЕТЫ « ПРОВЕРЬ СЕБЯ »


  1. Картографическая генерализация - это метод выявления и отображения на картах главного и типичного для характеристики картографических объектов и явлений.


  1. Факторы, определяющие направление генерализации. – назначение карты, тематика и масштаб карты, особенности изображаемой на карте территории.


  1. Генерализацию выполняют на этапе – составление карты


  1. Трансформирование выполняют, если у картматериала и составляемой карты –разные проекции.


  1. Вид генерализации, который производят обычно с целью ограничения содержания – отбор картографируемых явлений.


  1. Предельная величина, начиная с которой объекты показываются на карте – цензы.

  2. Что определяет качество изображаемых объектов на единицу площади карты –норма отбора.

  3. По описанному примеру определите вид картографической генерализации «На карте крупного масштаба пункты изображают в виде отдельных строений с уменьшением масштаба кварталами и наконец, пунсонами» – замена индивидуальных объектов их собирательными обозначениями.


  1. В этом разделе редакционного плана, указывается название и тема карты, ее масштаб, число листов, территория, подлежащая картографированию – основные сведения о карте.


  1. Назовите способ, при котором картографический материал фотографируют в нужном масштабе и с полученного негатива изготавливают, синию копию – фотомеханический.

  2. Процесс наклеивания копии на математическую основу называется – монтированием.

  3. Этот прибор служит для проектирования изображения на экран только с прозрачного картматериала – диаскоп.


  1. По каким основным признакам классифицируются картографические материалы – по содержанию и по степени использования.


  1. Этот инструмент служит для построения прямоугольных рамок трапеции и разбивки их сторон на дециметры – линейка Дробышева.


  1. Что является документом, характеризующим качество составления карты – формуляр



Приложение № 5






ОБЩИЙ ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК






№ группы

Проверь себя


Текст

Задание

Итого

1






2






3






4






5










Приложение №4


КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ



Задание 1. Пользуясь условными знаками топографических карт, составить характеристики населённого пункта указанного в таблице.


Методические указания. В характеристике населённого пункта должны быть указаны: его тип, число домов или число жителей в нём, тип его планировки (если можно определить), какие по огнестойкости строения в нём преобладают, какие экономические, культурные и другие объекты в нём или около него имеются - мельница, школа, колодец и т.п. Если в нём находится сельсовет - надо указать.



группы

Населенный пункт, характеристику которого надо составить

1

Снов (квадраты 6413, 6414)

2

Ивановка (квадраты 7309, 7310)

3

Вороново ( квадраты 6612)

4

Каменогрск (квадраты 6717,6614)

5

Быково (7212, 7112)



Задание 2. Определить тип планировки городов


1.Анкара

2.Милан

3.Бишкек

4.Александрия

Контрольные вопросы

  1. Как по топографической карте установить тип населенного пункта, сколько в нем домов или жителей, а также находится ли в нем сельсовет или райсовет?


  1. Как в изображении элементов местности на топографической карте может отражаться связь между ними (привести пример)?

ОТВЕТЫ

К карточке – задания


Задание 1.


1. Тип населенного пункта ________________________________________


  1. Тип планировки населенного пункта _____________________________________



3. Число жителей ______________________________________


4. Какие по огнестойкости строения преоб

ладают ________________________________________


5. Экономические и культурные

объекты ________________________________________


________________________________________

_________________________________________



__________________________ ______________


_________________________________________



6. Наличие сельсовета _________________________________________



Задание 2



1.Анкара _________________________________________________


2.Милан __________________________________________________


3.Бишкек __________________________________________________


4.Александрия _______________________________________________



Всего правильных ответов _____________________________________


2. Генерализация отдельных элементов содержания на картах.

Изображение населенных пунктов и их генерализация.


Населенные пункты являются одним из основных элементов содержания карты и тесно связаны с другими элементами. Они разнохарактерны и отличаются по многим признакам.

  1. по конфигурации.

  2. планировке

  3. типу поселения

  4. числу жителей

  5. по административному делению
    По типу поселения населенные пункты делятся

1. на городские - города, поселки городского типа (рабочие
курортные и прочие).

2. На сельские - села, станицы, аулы, поселки и др.
Рассмотрим подробнее населения городского типа.

Города от остальных населенных пунктов этой группы отличаются большой плотностью застройки, отсутствием приусадебных участков (огородов, садов). -

Планировка городов может быть

  1. регулярной,

  2. нерегулярной

  3. смешанной.

При регулярной планировке кварталы имеют форму правильных фигур (см рис

Нерегулярная планировка отличается разнообразием форм и размеров кварталов, когда постройки разбросаны по территории города, улицы узкие и кривые. Такую планировку имеют города Ирана Афганистана и других государств Смешанная планировка присуща городам имеющим старую часть с сохранившейся нерегулярной планировкой и новые части. Например Ташкент, Самарканд и др.


В свою очередь регулярная застройка может быть


Прямоугольная или шахматная - образованная взаимно перпендикулярным направлением улиц.


Радиальная - с направлением улиц к центру.


Комбинированная - при которой части города имеют радиальную структуру, а другая часть шахматную.






Поселения сельского типа состоят из застроенной части и примыкающих к ней приусадебных участков. Иногда поселения сельского типа приобретают правильную квартальную планировку, но большей частью представляют нерегулярную структуру.

Структура сельских населенных пунктов бывает:


квартальная - правильные кварталы разделены взаимно перпендикулярными улицами.


Рядовая - представляет собой вытянувшиеся в один ряд постройки с прилегающими с одной стороны приусадебными участками.


Участковая - представляет собой группу дворов, размещенные в беспорядке по всей площади занимаемой населенным пунктом.



Размещение и планировка сельских населенных пунктов зависит так же и от условий местности, в первую очередь от характера рельефа и гидрографии. На ровной местности, где естественных препятствий для роста населенных пунктов нет, населенные пункты имеют регулярную планировку" крупные размеры и сравнительно редкую застройку с большими приусадебными участками садов и огородов. Например, станицы Кубани села Западной Сибири.

На местности. с равнинно-эрозионным рельефом населенные пункты расположены, как правило, по склонам речных долин, вдоль балок и оврагов. В этом случае они имеют рядовую планировку, вытянутую форму кварталов и приобретают своеобразную конфигурацию.

В мореной местности (местность характеризуется большим количеством холмов и понижений) селения отличаются маленькими размерами, большой плотность застройки т. к. располагаются на холмах имеют радиальную форму планировку

Имеется еще рассредоточенный тип поселения, где отдельные жилые постройки находятся на значительном расстоянии друг от друга, такой тип характерен для Абхазии, средней Азии. Здесь постройки окружены садами, плантациями винограда, табака, технических и субтропических культур.

Отнесение населенных пунктов к тому или иному типу производится разными государствами по разному. Например, в странах СНГ, чтобы населенный пункт зачислить в разряд городов или поселков городского типа основанием служит обычно рост промышленного, административного и культурного значения и обычный рост численности его населения.

Например, к поселкам городского типа относят населенные пункты с населением не менее 1000 человек при условии, если сельским хозяйством занимается не более 25 % населения.

В большинстве зарубежных стран для зачисления населенных пунктов в категорию городских принимается в расчет признак людности. Например, во Франции к городам относят все населенные пункты с числом жителей более 2000 независимо от рода занятий населения и экономического значения.

Правильная передача перечисленных особенностей формы и планировки населенных пунктов и составляет одну из основных задач при обобщении их изображения.

Изображая на карте, населенный пункт, следует придерживаться определенной последовательности.

Изображают выдающиеся сооружения, служащие ориентирами, а так же водные объекты и железные дороги.

Изображают внешний контур и главные улицы.

Изображают второстепенные улицы и проезды.

Изображают постройки внутри кварталов.

Заполнение контуров условными знаками.

С уменьшением размеров изображения, передача общей конфигурации населенных пунктов возможна, когда размеры превышают на карте 2-4 мм , при меньших размерах переходят к изображению населенных пунктов пунсонами.

Размеры и рисунок пунсонов устанавливаются обычно в соответствии с количеством жителей и административным значением населенных пунктов

По количеству жителей населенные пункты как городского, так и сельского типа могут быть самыми различными

Для территории густонаселенных (промышленных,сельскохозяйственных) характерны крупные населенные пункты. Для северных, лесных, пустынных (безводных) районов мелкие населенные пункты.

Характеристика населенных пунктов по числу жителей зависит от назначения карты и её масштаба.

На крупномасштабной карте под названием населенного пункта ставят цифру указывающую число жителей.

На среднемасштабной карте можно выделить группы пунктов от и до определенного числа жителей. Например, до 100, от 100 до 500, от 500 до 200(£) Шкала может иметь и другие интервалы. Чем крупнее масштаб, тем больше количество групп можно взять, тем более детально можно характеризовать населенный пункт.

На выбор шкалы влияет и тип карты. Административная карта дает более детальную характеристику по количеству жителей, чем общегеографическая карта, а тем более климатическая или другая специальная.

Шкала численности выбирается не произвольно, а с учетом характера заселенности территории. Для мелконаселенных районов шкала должна охватить мелкие поселения. Например, до 100 жителей, от 100 до 200, и т.д. Для районов густонаселенных в первую очередь могут входить пункты с числом жителей до 500 или даже до 2000

Для отдельных градаций по численности принятые определенные по рисунку и размерам шрифты, или различные рисунки пунсонов изображающих населенный пункт.

На картах может быть отражено так же политико-административное значение населенных пунктов.

Выделяют

  1. Столицы государств

  2. Центры краев, областей, национальных округов, районов.

Политико-административное деление населенных пунктов на разного типа
картах дается с различной степенью подробности. Например, на
административной карте важно выделить все административные центры, а на
учебной не выделяются даже центры районов.

Для выделения административных центров применяют различные способы: различные рисунки пунсонов, размеры шрифтов, использование различных красок для изображения населенных пунктов или их названий или используют подчерки линиями разных рисунков.

Генерализация населенных пунктов зависит от масштаба карты, ее назначения и тематики.


Отбор наносимых на карту населенных пунктов определяется инструкцией и редакционным планом карты, где даются общие правила отбора с учетом особенности местности (густота заселения, типа расселения, величины населенных пунктов).

В первую очередь наносятся основные административные центры, крупные города, промышленные и культурные центры, населенные пункты имеющие историческую известность, являются узлами железных и шоссейных дорог, порты, пристани.

Отбор населенных пунктов на всей карте должен проводиться с учетом правильной передачи характера густоты заселения. Нельзя разгружать только наиболее заселенную часть территории, оставляя все пункты среднезаселенной части. Так исказится характер заселенности все территории. При отборе необходимо отразить относительную заселенность в различных частях карты.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Генерализация населенных пунктов, типы планировок населенных пунктов

Автор: Хохрякова Алла Александровна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 203001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства