kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этология. Фенология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективная работа учащихся Детско-юношеского центра "Планетарий" рассказывает о том, как погода, как таковая и космическая погода, в частности, влияют не только на наше самочувствие, но и на поведение животных и растительный мир.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этология. Фенология»

Матюшина Эля, Третьякова Алина, Бакина Аня,

Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования города

Новосибирска

Детско-юношеский центр

«Планетарий»

Руководитель: педагог дополнительного образования

МКУ ДО ДЮЦ «Планетарий»

Соболева Марина Васильевна



«Космическая погода и этология животных»







Поскольку мы являемся учениками творческого объединения «Метеорология. Космическая погода» Детско-юношеского центра «Планетарий», города Новосибирска, нас соответственно интересуют все вопросы, связанные с космической погодой. Её влиянием на живые организмы, самочувствие людей, поведение животных в частности.

Для этого мы проводим экперименты, с домашними животными и растениями, чтобы самим увидеть: существует ли связь с космической погодой и этологией.



Ключевые понятия: (космическая погода, солнечная активность, этология, атмосфера, магнитные бури)

Все из нас не раз слышали о прогнозе погоды от гидрометцентра, но мало кто знает, что существует такое понятие как космическая погода – наука, изучающая связи между солнечной активностью и ее влиянием на магнитосферу, ионосферу и атмосферу Земли.

Космическая погода  — в широком употреблении термин появился в 90-х, как охватывающий наиболее важные аспекты науки о солнечно-земных связях. «Космическая погода» − это изменения условий на Солнце, в солнечном ветре, магнитосфере и ионосфере, которые могут повлиять на работу и надежность бортовых и наземных технологических систем и угрожать здоровью и жизни людей. Как уже доказано, космическая погода, процессы, происходящие на нашей планете-всё зависит от солнечной активности.

Солнечная активность — комплекс явлений и процессов, связанных с образованием и распадом в солнечной атмосфере сильных магнитных полей.

Ни для кого уже не секрет, что внезапные перепады работоспособности, настроения, самочувствия, влияние на состояние человека и как оказалось животных могут такие явления, которые невозможно контролировать – это магнитные бури.

Явление магнитных бурь было открыто ещё в средние века, когда мореплаватели обратили внимание на беспорядочные колебания стрелки компаса в отдельные дни. В ХVII веке шотландский астроном Иоганн Ламонт заметил, что интенсивность и частота магнитных бурь зависит от количества пятен на Солнце. В ХIХ в. в Европе проводились многочисленные вычисления, в результате которых было установлено, что от циклов солнечной активности зависит прилёт ласточек, сроки цветения сирени, урожай хлеба и винограда, а также промышленные кризисы и рост цен.

Со временем выяснилось и то, что солнечная активность сказывается на поведении животных – этологии (перелёты саранчи, размножение кроликов в огромных масштабах).

Например, изучение многолетней динамики популяций водорослей на Байкале демонстрирует сложный характер воздействия космической погоды. Есть данные,что водоросль активно размножается только в четные циклы солнечной активности. Один из ярких примеров вмешательства космической погоды в работу организма млекопитающих – результаты исследований физиологов Университета Дружбы народов (С.М. Чибисов и сотр., 1998). Они проводили долговременную программу изучения физиологических показателей кроликов в зависимости от сезона. При этом выявилась зависимость этих показателей и от солнечной активности. Во время одного из экспериментов (каждый из них охватывал трое суток непрерывных измерений) произошли две подряд магнитные бури (сентябрь 1984 г.). Впервые в истории удалось зафиксировать эффект магнитной бури для сердечно-сосудистой системы во всеоружии современных физиологических методик. У всех подопытных животных сразу после начала бури синхронно наступили глубокие функциональные изменения. После анализа всего массива собранных данных (это подробно описано, например, в книге Бреус и др., 2002), можно было сделать два основных вывода : магнитная буря нарушила временную организацию работы сердца…

Этология заинтересовала нас в связи с нашими экспериментами, связанными с домашними животными, растениями.

Термин «этология» происходит от греческого слова «этос» и означает поведение, характер. Поведение - это совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, необходимых для связи организма со средой. Этология как наука о биологических закономерностях поведения значительное развитие получила лишь на рубеже XIX и XX столетий, но наблюдение за поведением животных велось с давних пор.

При вводе в новое по­мещение, появлении незнакомых лю­дей животные осматри­ваются, прислушиваются к голосам других животных, людей, обнюхи­вают землю, предметы, принюхи­ваются к доносящимся запахам, и в соответствии с данными ориенти­ровки определяется то или иное по­ведение. Далее мы приводим наши эксперименты.

Мы приводим пример эксперимета одного из дней.

Эксперимент №1: Наблюдение за малыми пятнистыми сомиками

Наблюдение проводилось (9.04.2016)

С 7-00 до 14-00 -сомики вели себя достаточно беспокойно, метались по всему аквариуму, проявляли агрессию по отношению к другим обитателям аквариума .

С 19-00 до 21-00 – сомики проявляли вялость и апатию.

Мы думаем, что сомики вели себя так, как в период (9. 04) налблюдалась малая магнитная буря.







Эксперимент №2: Наблюдение за кошкой

Наблюдение проводилось (11.04.2016)

С 14-00 до 16-00-кошка Пуня вела себя беспокойно, при резких движениях убегала и пряталась. Когда её пытались взять на руки, вырывалась.

С 20-00 до 22-00 – выглядела усталой и сонной.

Такое поведение было аналогичным поведению сомиков (9.04)

При наблюдении за растениями, мы использовали спилы деревьев, так как у Н.А. Темурьянца, в его книге «Космическая погода и наша жизнь», мы нашли интересную мысль: «…толщина годового кольца дерева связана с влиянием солнечной активности…»

Так в ходе наблюдений была составлена следущая картина: у нашего педагога имеются спилы деревьв, сделанные в 2012 году, по её заданию, высчитав возраст растений, по толщине годового кольца мы вичислили год солнечной активности, им оказался 2009 год, который и в источниках называется годом 24-м циклом солнечной активности.





Таким образом, даже багодаря нашим начальным экспериментам, можно сказать, что космическая погода влияет на все биологические процессы, жизнь людей, поведение животных. И в наших силах прислушиваться к тому, что нам «говорит» Природа и Космос!





















Список литературы:



1. Б. Лучков. Солнечное влияние на земную погоду // Науч. сессия МИФИ-2006, Сб. науч. тр. Т.7. С.7.

2. Акимушкин И. Проблемы этологии. М.1985.
3. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М.: Linka Press, 1996.
4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика, 1994.
5. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М.:Аспект-пресс, 2002.
6. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М.: Мир, 1981.
7. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978.

8.Скопичев В.Г. Физиология животных и этология: Учебное пособие для вузов. М.,2003.
9. Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1985.
10. Тих Н.А. Предыстория общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.

11.Авдюшин С.И., Данилов А.Д. Рассказ о космической погоде. СПб.: Гидрометеоиздат, 1993.

12.Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А., Мартынюк В.С. Космическая погода и наша жизнь. М.: Век 2, 2004.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Этология. Фенология

Автор: Бакина Аня, Третьякова Алина, Матюшина Эля

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "биологиядан тест с?ра?тары"
    ["seo_title"] => string(27) "biologhiiadantiestsuraktary"
    ["file_id"] => string(6) "298270"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1456312046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства