Урок можно использовать и по экономике. и по обществознанию, и для проведения классных часов. Занятие включает несколько цветных включений, что делает его более интересным. Материал изложен легко, доступен для восприятия простому школьнику или студенту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Банки.Причины появления и виды банков.»
Тема: Банки. Причины появления и виды банков.
Цели урока:
Обучающая:
-научить обучающихся определять причины появления банков.
- сформировать умение различать виды банков.
Развивающая: развить у обучающихся коммуникативные свойства речи
Воспитательная:
- способствовать формированию экономической культуры обучающихся,
- умение применять приобретенные знания в практической жизни.
Тип урока: Комбинированный урок (изложение нового материала с элементами беседы, работой с учебно-познавательными, опережающими и творческими заданиями).
Формы работы: индивидуально – групповая.
Межпредметные связи: История ( обществознание) « История возникновения банков», « Особенности развития банковской системы в России ( 10-11 века)»
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и целей урока
3.Опрос обучающихся по пройденному материалу (проверка домашнего задания) по вопросам:
Вопросы:
- Как вы считаете, какие причины появления денег?
-Какие виды денег вы знаете?
-Какие функции денег в современной экономике вы знаете?
-Какие формы платежа вам известны?
Давайте вместе вспомним пословицы и поговорки о деньгах.
- Сегодня мы с вами поговорим когда и где возникли первые банки? Что стало причиной их появления.
Банки — древнее экономическое изобретение. Первые банки возникли еще на Древнем Востоке в VII—VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватила Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги на хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.
Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей — купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату!
Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики — владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.Итак, основная причина появления банков - это то, что сошлись экономические интересы предпринимателя и владельца сбережений.
Запишем термин «банк» в тетрадь.
БАНК — финансовая организация, осуществляющая деятельность по:
1) приему депозитов;
2) предоставлению ссуд;
3) организации расчетов;
4) купле и продаже ценных бумаг.
Функции банков. Банки выполняют в экономике четыре основные функции:
расчетную — организуя взаимные расчеты продавцов и покупателей товаров и услуг, пусть даже находящихся в разных странах;
депозитную — обеспечивая владельцам сбережений возможность поместить временно свободные деньги в банк и получить за счет этого дополнительный доход;
кредитную — предоставляя возможность фирмам, домохозяйствам и правительствам привлечь на временной основе и за плату денежные средства, которые им необходимы для решения тех или иных проблем;
создания новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги (например, чековых книжек, листы которых с подписью владельца чекового счета могут передаваться из рук в руки, подобно бумажным день гам, чтобы этот лист в конечном счете можно было предъявить в банк и получить в обмен проставленную в чеке денежную сумму).
Иные функции банков :
- помогают управлять сбережениями,
- содействуют в организации продажи фирмами своих акций и облигаций,
- организуют рынок купли-продажи валюты,
предоставляют сейфы для хранения ценностей .
Занесем схему «Функции банков» в тетрадь.
Подведем итог. Банки выступают в роли коллективной «копилки» для граждан страны. Они собирают под свои гарантии те сбережения, которые иначе хранились бы у граждан просто дома или давались бы в долг под расписки (как это было в старину).Но банки не просто «копилки» — они умеют заставить деньги расти и приносить доход владельцам сбережений. При этом собственникам сбережений даже ненужно самим заниматься коммерческим вложением своих средств — за них это сделают банкиры.Получение дохода для владельцев сбережений обеспечивается банками на основе очень простого (на первый взгляд) экономического механизма. Суть его состоит в том, что банки одалживают собранные сбережения граждан государству и коммерческим фирмам, если тем не хватает денег для своей деятельности. Такое одалживание называется кредитованием (от лат. creditum,что означает «ссуда, Естественно, что одалживание осуществляется ради той платы, которая берется с заемщиков за пользование кредитом. Большая часть этой платы уходит на выплату вознаграждения — процентного дохода — владельцам сбережений. А часть — ее называют маржей
При этом банковские системы различных стран нередко довольно существенно различаются по устройству.
Наиболее общая модель современных национальной банковской системы .Как правило, эмиссионным является либо один (государственный, центральный) банк, либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный банк России, принадлежащий государству. Эмиссионный банк не обслуживает частных лиц и фирмы. Он ведет дела только с государством и коммерческими банками (подробнее об этом мы будем говорить ниже, когда начнем знакомиться с деятельностью Центрального банка России).Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными или государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный банк России — частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит крупнейший пакет его акций).
По форме различают банки:
частно-индивидуальные;
акционерные;
кооперативные;
муниципальные;
федеральные;
смешанной собственности;
мелкогосударственные (МБРР, ЕБРР и др.)
Страничка «Это интересно!»
IV. Закрепление изученного материала..
- Работа с обучающимися (вопрос-ответ). Вопросы:
1.Привести пословицы и поговорки о деньгах.
2.Дать определение термину «Банк».
3.Перечислите основные функции банка.
4. О каких видах банков вы узнали на сегодняшнем уроке?
V. Домашнее задание ( учить конспект).
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок обучающимся в журнал.