kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Архангельская игровая кукла «Столбушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе изучения русского костюма Севера выполнение традиционной игровой архангельской куклы "Столбушка".

Просмотр содержимого документа
««Архангельская игровая кукла «Столбушка»»

План-конспект занятия по декоративно-прикладной композиции для 1 класса на тему: «Архангельская игровая кукла «Столбушка»


Преподаватель: Лындаева Л. Н.

МУДО «Сланцевская ДХШ»


  1. Цель:  на основе изучения русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка».

Задачи:

Развивающие: - развивать умения технического исполнения традиционной русской тряпичной куклы; развивать чувства единства цвета и природы в традиционных костюмах; развить глазомер, композиционное решение.

Воспитывающие: - формировать ценностных представлений у обучающихся об аналогии русского традиционного костюма и традиционной тряпичной куклы; познакомить с работами мастерами этого жанра.

Обучающие: - продолжение знакомства с традиционной игровой русской куклой на основе создания архангельской тряпичной куклы «Столбушки»; научить использовать умения работы с тканью и нитями; научить анализировать передаваемый цвет костюма и его декор; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять цвет в костюме куклы; учить выполнять по - этапное ведение работы по заданному алгоритму.


Материалы и оборудование:

  • Для преподавателя:

  • 1. Презентация «Русский костюм Севера. Архангельская область».

  • 2.Образцы кукол; архангельская «столбушка», архангельская «с пеленашкой», архангельские семейные «с дитяткой».

  • 3.Презентация «Этапы выполнения архангельской куклы «Столбушка».

  • 4.Работы учащихся, прошлых лет по русской северной кукле.


  • Для обучающихся:

  • Белая ткань, лоскутные ситцы, нити хлопчатобумажные нити красного и белого цветов или льняные нити, ножницы

План урока:

Организационная часть. Проверка готовности к уроку.(3 мин.)

Актуализация знаний. (7 мин.)

Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентации «Русский костюм Севера. Архангельская область»). (10 мин.)

Усвоение новых знаний и способов действий (просмотр презентации «Этапы выполнения архангельской куклы «столбушка»).(20 мин.)

Перемена (10 мин.)

Первичное закрепление (практическое выполнение задачи). (40 мин.)

Перемена (10 мин.)

Продолжение работы над куклой. (20 мин.)

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов, «Кукольных дел мастер»).(10 мин.)

Домашнее задание (закрепление материала урока). (3 мин.)

Подведение итогов занятия. (7 мин.)

Источник информации:

Шайдурова Н. В. «традиционная тряпичная кукла»: Учебно – методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «детство –пресс», 2012.

Берстенева Е. В. , Догаева Н. В. «Кукольный сундучок», 2013

http://www.booksite.ru/

http://pomor-sever.ucoz.ru/

http://www.mirwomne.ru/


Модель урока



Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;

- Организация внимания обучающихся.

- Приветствие преподавателя;

- Подготовка к занятию.

Актуализация знаний

- Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (поиск фотографий и информации о русском традиционном костюме Севера (архангельская область));

Предлагает рассмотреть поисковую информацию о русском костюме.

- Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения.

Изучение русской традиционной куклы тесно связанно с историей развития народного искусства нашей многонациональной Родины.

- ответьте на вопрос: из какого материала может быть выполнена русская традиционная игрушка?

- Обучающиеся обмениваются своими информационными поисками с преподавателем.

Отвечают на вопрос. Высказывают своё мнение (цвет, форма, художественно -выразительные средства)

Мотивация (Введение в тему урока. Теоретическая часть «Колорит. Одноцветный колорит». Знакомство с творчеством художников).


- Тема учебного занятия

«Архангельская игровая кукла «Столбушка»

- Как вы считаете, какова  цель данного учебного занятия?

- выполнить «Архангельскую игровую куклу «Столбушка»

Для этого: Познакомимся с русским костюм Севера архангельской области.

- научимся определять различия между владимирской «Столбушки» и архангельской «Столбушки»;

«Познакомиться с основными этапами выполнения архангельской куклы «Столбушка».

- актуальность изучения традиционной куклы «Столбушки» архангельской области – эта кукла считается самой древней и самой простой в изготовлении, другое ее название «Закрутка».

- изучение русского костюма – помогает создать яркие образные представления через синтез восприятия искусства костюма и природы, художественной литературы с целью вызвать чувства удивления, восхищения и желание изготовить тряпичную куклу.

- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения.

Цель:

- на основе изучения русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка».


На выполнение практической части заданий вам будет отведено 60 минут.

Обучающиеся внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос.

- Цель занятия – на основе изучения русского костюма Севера выполнить традиционную архангельскую игровую тряпичную куклу «Столбушка».


Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы.

Усвоение новых знаний и способов действий

- Презентация «Русский костюм Севера. Архангельская область».

- традиционный русский женский костюм Архангельской области состоял из; рубахи, сарафан, который подвязывали по талии или под грудью, кокошника, платка летнего, фартука, пояса.

- зимой носили полушубки мехом внутрь, покрывали тонким синим фабричным сукном, отделанной вышивкой.

- просмотр образцов кукол;

- архангельская «столбушка» - это игровая кукла и самая простая в изготовлении, второе ее название – «Закрутка». На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды с девичьей косой, заплетая и расплетая косы куклам «Столбушкам».

- архангельская с «пеленашкой» имеет такое же значение что и «с дитяткой», отдельно кукла «пеленашка» играла роль оберега и назывался он - младенчик, или пеленашка.

- архангельские семейные «с дитяткой» является символом богатства, плодородия и продолжения рода. Она представляет собой  мать и несколько привязанных к ней деток.

- архангельская «столбушка» - архангельская «с пеленашкой», архангельские семейные «с дитяткой».


- поиск различий между владимирской «Столбушкой» и архангельской «Столбушкой»;

- архангельская «Столбушка» - основа, скрученная белая ткань или лен;

- владимирская «Столбушка» - основа – пласт свежей бересты скрученной в трубочку;

- общее между ними это то, что они предназначались молодым незамужним девушкам.


Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах (презентации и показ преподавателем техники выполнения куклы «Столбушки»).

- «Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.

- Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую функцию общения:она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.» (Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла»)

Поэтапное выполнение архангельской куклы «Столбушки»:


- Этап первый: выполнение основы куклы – «тельца».

- из холстины сворачивают тугую «скрутку» высотой в ладонь (высота 15-17 см, диаметр – 2 см.)

- скрутку туго перетягивают на линии шеи (около 4 см. от верха) и на линии живота (получилось антропоморфная фигура, тельце будущей куклы).

- верхнюю часть скрутки оборачивают белой тканью

- Этап второй: придание тельцу белизны – «чистоты».

- фиксируем белую ткань на таком же расстоянии как и основу – «закрутку» ;

- край среза белой ткани подгибаем во внутрь и прошиваем швом «через край» вдоль линии позвоночника

- Этап третий: выполнение нижней рубашки.

- на лоскут ситца положить тельце таким образом, чтобы лицо куклы оказалось на лицевой стороне ткани;

- обернуть внахлест, перетянуть ниткой льна на уровне шее куклы;

- вывернуть и расправить рубашку куклы.

- Этап четвертый: привязываем косу.

- плетем косу и привязываем ее к голове (во время плетения косы в нее вплетают ленты, шерстяные или льняные нити, полоски цветной ткани).

- Этап пятый: выполняем верхнюю юбку - сарафанна

- лоскут ситца положить тельце таким образом, чтобы спина куклы оказалось на лицевой стороне ткани, коса куклы находится на верху, вытянутая вверх;

- обернуть внахлест, перетянуть ниткой льна на уровне талии (если это юбка) или на уровне приблизительно 1 см. от шеи куклы (если это сарафан);

- вывернуть и расправить юбку - сарафан куклы.

- Этап шестой: выполнение фартука, головного убора и аксессуаров для куклы.

- лицевая часть фартука кладется на лицо куклы, перевязывается красной нитью на линии талии и опускается вниз;

- голову куклы оборачиваем тесьмой,что символизирует кокошник и перевязываем его в нижней части красной нитью. Поверх головного убора одевается платок, его фиксируем на шее красной нитью, а концы платка можно зафиксировать поясом.


Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося.

- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняю ряд упражнений на усвоение цветовых сочетаний лоскутиков ткани и нитей и выполнения определенных приемов работы «выворотный способ».

Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи).

- Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос).

- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.

- Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания.

- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

- Учащиеся приступают к выполнению задания.

- Во время работы обучающихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов. «Кукольных дел мастер»)

- Организация активной деятельности всего класса, в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами).

- Разъяснение подхода к оцениванию (из класса выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки).

- Корректировка анализа и похвала.

- Учащиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников.

Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

Выполнение куклы «пеленашки».

- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.

Подведение итогов занятия

- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе)

- убирают рабочее место и сдают на проверку свои работы преподавателю







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Архангельская игровая кукла «Столбушка»

Автор: Лындаева Любовь Николаевна

Дата: 21.12.2020

Номер свидетельства: 568019

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства