- Презентация «Русский костюм Севера. Архангельская область». - традиционный русский женский костюм Архангельской области состоял из; рубахи, сарафан, который подвязывали по талии или под грудью, кокошника, платка летнего, фартука, пояса. - зимой носили полушубки мехом внутрь, покрывали тонким синим фабричным сукном, отделанной вышивкой. - просмотр образцов кукол; - архангельская «столбушка» - это игровая кукла и самая простая в изготовлении, второе ее название – «Закрутка». На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды с девичьей косой, заплетая и расплетая косы куклам «Столбушкам». - архангельская с «пеленашкой» имеет такое же значение что и «с дитяткой», отдельно кукла «пеленашка» играла роль оберега и назывался он - младенчик, или пеленашка. - архангельские семейные «с дитяткой» является символом богатства, плодородия и продолжения рода. Она представляет собой мать и несколько привязанных к ней деток. - архангельская «столбушка» - архангельская «с пеленашкой», архангельские семейные «с дитяткой». - поиск различий между владимирской «Столбушкой» и архангельской «Столбушкой»; - архангельская «Столбушка» - основа, скрученная белая ткань или лен; - владимирская «Столбушка» - основа – пласт свежей бересты скрученной в трубочку; - общее между ними это то, что они предназначались молодым незамужним девушкам. Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах (презентации и показ преподавателем техники выполнения куклы «Столбушки»). - «Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. - Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую функцию общения:она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.» (Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла») Поэтапное выполнение архангельской куклы «Столбушки»: - Этап первый: выполнение основы куклы – «тельца». - из холстины сворачивают тугую «скрутку» высотой в ладонь (высота 15-17 см, диаметр – 2 см.) - скрутку туго перетягивают на линии шеи (около 4 см. от верха) и на линии живота (получилось антропоморфная фигура, тельце будущей куклы). - верхнюю часть скрутки оборачивают белой тканью - Этап второй: придание тельцу белизны – «чистоты». - фиксируем белую ткань на таком же расстоянии как и основу – «закрутку» ; - край среза белой ткани подгибаем во внутрь и прошиваем швом «через край» вдоль линии позвоночника - Этап третий: выполнение нижней рубашки. - на лоскут ситца положить тельце таким образом, чтобы лицо куклы оказалось на лицевой стороне ткани; - обернуть внахлест, перетянуть ниткой льна на уровне шее куклы; - вывернуть и расправить рубашку куклы. - Этап четвертый: привязываем косу. - плетем косу и привязываем ее к голове (во время плетения косы в нее вплетают ленты, шерстяные или льняные нити, полоски цветной ткани). - Этап пятый: выполняем верхнюю юбку - сарафанна - лоскут ситца положить тельце таким образом, чтобы спина куклы оказалось на лицевой стороне ткани, коса куклы находится на верху, вытянутая вверх; - обернуть внахлест, перетянуть ниткой льна на уровне талии (если это юбка) или на уровне приблизительно 1 см. от шеи куклы (если это сарафан); - вывернуть и расправить юбку - сарафан куклы. - Этап шестой: выполнение фартука, головного убора и аксессуаров для куклы. - лицевая часть фартука кладется на лицо куклы, перевязывается красной нитью на линии талии и опускается вниз; - голову куклы оборачиваем тесьмой,что символизирует кокошник и перевязываем его в нижней части красной нитью. Поверх головного убора одевается платок, его фиксируем на шее красной нитью, а концы платка можно зафиксировать поясом. Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося. |