Этот урок позволяет правильно воспитать подрастающее поколение. Его можно использовать для подготовки к олимпиадам, так как он содержит комплексный анализ произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: 1) знакомство с рассказом Б.П.Екимова «Ночь исцеления»;
2) формирование навыков анализа прозаического произведения;
3) развитие чувства уважительного отношения к старым людям и трагическому периоду времен ВОв.
Оборудование: презентация урока, компьютер, экран, текст рассказа.
Ход урока.
Изучение новой темы.
1.Слово учителя.
Добрый день, дорогие мои ученики. Сегодня мы познакомимся с очень душевным рассказом, который написал Борис Петрович Екимов. Кто же это замечательный человек? Борис Петрович Екимов - русский прозаик и публицист, почётный гражданин города Калач-на-Дону, лауреат Государственной премии РФ (1997). Родился он 19 ноября в 1938 году в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Отслужил в армии. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.
Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более двухсот произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть/рассказ «Пастушья звезда».
Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края».
Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» говорил: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет».
Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в «Президентскую историческую библиотеку» — серию выдающихся произведений российских авторов.
Сегодня мы познакомимся с его рассказом «Тревожная ночь» и постараемся понять, что хотел сказать автор своим читателям, написав этот рассказ.
2. Чтение рассказа по методу четверного дневника.
Вопрос
Ответ
Пример в доказательство
Средства художественной выразительности.
1.Что мы узнали о бабе Дуне в начале рассказа?
У бабы Дуни есть сын, дочь, внук, которые обосновались в городе.
«Сын и дочь свили гнездо в городе…»
Свили гнездо - метафора
2. Почему баба Дуня жила одна, почему она, будучи старой женщиной, не уехала жить к своим детям?
По ночам она кричала, поэтому не хотела мешать родным.
«… с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»
Свили гнездо -фразеологизм
3.Кто из родственников главной героины приехал к ней погостить и чем он там занимался?
Внук Гриша приехал погостить, порыбачить и собрать грибы и встречаться с друзьями.
«Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами..»
Зимой и летом - антитеза
4.Почему Гриша не уехал несмотря даже на то, что бабушка не давала ему спать, крича во сне?
Он жалел бабушку и хотел ей помочь.
«Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком.» «По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой… Но как помочь?»
Жизни чужой - инверсия
5. Почему бабушка по ночам во сне кричала?
Она вспоминала страшные годы войны, когда было голодно, холодно и страшно.
«А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова.»
«– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.
– Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.»
«– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать».
Снова и снова – лексический повтор
6. Как Гриша решил помочь бабушке избавиться от ужасных воспоминаний войны?
Он решил не спать по ночам, чтобы успокоить поддержкой бабушку.
«– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.
– Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…»
«– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.
Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.
– Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.
– Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.
Гриша понял, что надо брать документ.
– Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.
– Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.
– Все сходится. Проходите.
– Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.
– Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.
Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула.»
Карточки… - умолчание
7. Как проявляется настойчивость внука бабы Дуни в достижении благих целей?
Он решил каждую ночь до самого излечения бабушки оставаться с ней, чтобы она избавилась от тревожных снов.
«Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.»
Обожгло ясной мыслью – метафора и эпитет
3.Комплексный анализ текста.
Заполнение таблицы с использованием информации из интернета.
1
Какова история создания рассказа?
Бориса Петровича всегда волновало то, как старые люди воспринимали действительность, поэтому он описал свои мысли в произведении под названием «Ночь исцеления», которое является одним из лучших в его творчестве. Рассказ был написан в 1986 году.
2
В каком жанре и направлении написано произведение?
Рассказ, реализм.
3
Какие темы освещает Екимов в рассказе?
Темы войны, взаимоотношений старших и младших поколений, благородство поступков, жертвенность.
4
Какие идеи автора вы увидели в данном рассказе?
Произведение является демонстрацией того, как старые люди переживают за своих детей и внуков, но некоторые из них не ценят своих родителей. И это весьма страшная ситуация. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается.
5
Над какими проблемами заставляет задуматься Екимов?
Отношения старших и младших поколений, одиночество, равнодушие к близким, благородство поступков, взросление, жертвенность, память о войне – это ряд проблем рассказа, обозначенные писателем.
6
Какова композиция этого рассказа?
Линейная
7
Каков хронотоп (художественное время и художественное место) в этом рассказе?
Показывается современность, переплетенная с временами ВОв, которые снятся главной героине во сне. Действие происходит в основном в доме главной героини.
8
Каковы по характеру главные герои?
Баба Дуня – женщина, которое переживает за своих детей, которые равнодушны к ее проблеме. Она не может забыть войну, последствия которой ей и снятся, из-за чего она кричит по ночам.
Внук бабы Дуни Григорий – человек, любящий бабушку, переживающий за нее.
Дети Дуни – люди, которые не ценят свою мать.
9
Литературные параллели
Повесть Б. Л. Васильева «Неопалимая купина» созвучна с рассказом Екимова «Ночь исцеления». Проблема нехватки уважения к старшим поднимается на страницах книги Васильева. Антонина Иванихина – женщина, чья жизнь никогда не была легкой. Героиня даже прошла войну. В какой-то момент она осталась совершенно одна: детей у нее не было, да и родных в живых не осталось. Однажды женщина знакомится с Зиночкой – студенткой пединститута, в котором когда-то училась сама Антонина. Героиня сильно полюбила девушку, заботилась о ней и даже прописала ту в своей комнате. Помощь студентке для Антонины стала важной задачей. Но представление героини о подруге и ее истинное лицо сильно отличались друг от друга, как выяснилось позже. Зиночка вышла замуж, не сообщив об этом названной матери, и привела избранника жить к ним в комнату. Супруг девушки даже хотел выселить Антонину из ее же комнаты, а Зина препятствовать этому не спешила. Очень печально, что для некоторых людей то, что делает для них старшее поколение, ничего не значит и стирается из памяти. Уважать старших нужно — если не за оказанное нам внимание и время, то хотя бы за ту боль, которую они перенесли за свою долгую жизнь ради нашего благополучного будущего.
10
Какого значение рассказа в художественной литературе?
Значение рассказа Екимова огромно, ибо в ней содержится важная мысль — необходимо быть чутким к проблемам других людей. Рассказ учит быть добрым, сострадательным, понимающим, внимательным к чужим бедам. Порой даже простой разговор или ласковое слово могут облегчить состояние человека.
Домашняя работа: написать сочинение в 200 и более слов на тему «Чему я научился у внука бабы Дуни Гриши?»