Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Поэтому одной из основных задач школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках физики»
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РК «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта; (слайд)
организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
организация питания;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
комплексно и системно;
длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.
В- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:
левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;
равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие;
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
Этой работой должен заниматься психолог, но в нашей школе его нет, однако мы стремимся это учитывать.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице. (слайд)
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута - 60-40%
35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
что? – отбор и структура содержания;
как? – оптимальная организация учебного процесса; (слайд)
с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
кто? – реальный уровень квалификации учителя;
так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся. Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2.Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных домашних заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
4.С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.
5.Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6.Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Соблюдая главный принцип здоровьесберегающей педагогики «Не нанести ущерба здоровью учащихся», используем защитно-профилактические и информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии.
В нашей школе многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе трех групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития.
Применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.
Технологический арсенал учителей биологии, географии, истории, начальных классов, иностранного языка и технологии пополнился работой по использованию проектной и исследовательской деятельности, которая позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость.
Учителя начальных классов, истории, математики, физики, русского языка и литературы используют на своих уроках коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено.
Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется и во внеурочное время.
Стали традиционными Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья, работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису.
В школе работает тренажерный зал, во время каникул – оздоровительный лагерь. (слайды – фотографии)
В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся разработана комплексная программа «Здоровье».
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:
проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классах;
нормализация учебной нагрузки учащихся;
организация горячего питания;
введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Часть 3. Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность
Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и стиль мышления проникают во все отрасли знаний.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь познания, самосовершенствования.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
естественное стремление школьника к познанию;
положительное отношение к учебе;
активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата.
Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения.
В настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с ними. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей.
«Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и по словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».
Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.
Хороших методов существует
столько, сколько существует хороших учителей Д. Пойя
Зона применения учителем того или иного метода обучения зависит от его знаний об эффективности его применения. Ю.К. Бабанский сформулировал 6 основных критериев выбора методов обучения:
исходным критерием при построении системы методов обучения на уроке является их соответствие цели урока;
не менее важно соответствие методов обучения содержанию учебного материала;
важно соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учащихся;
метод обучения должен соответствовать реальным учебным возможностям учеников, т.е. внутренним и внешним условиям для успешной учебной деятельности;
учитель при выборе методов обучения должен учитывать свои возможности по их использованию;
методы обучения должны соответствовать принципам дидактики.
Методы обучения классифицируют по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности. К методам, классифицируемым по источнику знаний, относятся:
словесные методы (направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся);
наглядные методы (ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся);
практические методы (направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий).
Ведущее место занимают словесные методы, которые подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Более подробно остановимся на двух методах.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Метод беседы имеет следующие преимущества:
активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
развивает их память;
делает открытыми знания учащихся;
имеет большую воспитательную силу;
является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
требует много времени;
содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
необходим запас знаний.
Беседу относят к методам работы учителя.
У одного учителя беседа проходит при повышенной мыслительной активности учащихся, а у другого – как скучная «перебранка» между учителем и учащимися.
То же самое можно наблюдать при проведении занятий так называемыми «активными» методами самостоятельной работы учащихся. У некоторых учителей они так организованы, что, в сущности, не способствуют активизации мысли учащихся.
Отсюда вывод – в учебном процессе нельзя формально подходить к оценке каждого метода, который часто берется изолированно, без связи с другими компонентами, влияющими на ход обучения. Если каждый из методов своевременно и на своем месте применяется учителем, то его положительное влияние на активизацию процесса обучения несомненно. Все методы обучения могут быть активными и развивать мышление, знания и практические умения, если применяются в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом учащихся.
Значительное место среди словесных методов обучения отводится учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных точек зрения, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.
Определенный интерес представляют методы И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, в основу которых положены различный характер и уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся в обучении. К ним относятся:
объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный) (основное назначение метода - сообщение готовой информации разными средствами, идет чувственное познание материала);
репродуктивный метод (основное назначение метода - организация деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний);
проблемный метод (основное назначение метода – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения);
частично-поисковый метод (эвристический). Основное назначение – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем;
исследовательский метод (способ организации творческой деятельности по решению новых задач).
Необходимо сочетание традиционной классификации методов (словесные, наглядные, практические) с методами организации познавательной деятельности.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».
К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы. Но несмотря на разнообразие методов и форм опыт работы в школе доказывает, что не только трудно, но порой и невозможно научить школьника, если он не хочет учиться.
Все должно пройти через его ум, его душу, его руки. И главное в методике работы учителя – не принуждение, а поиск путей применения таких методов и средств обучения, которые пробуждали бы познавательный интерес учащихся. Что же такое познавательный интерес?
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действительности. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературы и др. Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Учителя нашей школы применяют разные способы, средства, приемы активизации мышления учащихся. Одним из них является проблемный подход, постановка вопросов, создающих проблемную ситуацию, позволяющую последовательно вести
учащихся к решению учебных проблем. Перед классом ставятся задачи, которые побуждают учащихся рассуждать, предпринимать поиски.
Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебного процесса. Учителя стараются так формулировать вопросы, чтобы в процессе их обдумывания у учащихся в свою очередь возникали встречные вопросы, стремятся создавать проблемные ситуации, целью которых является активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям. О роли проблемного подхода хорошо сказал М.Н. Скаткин: «Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания – он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин».
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.
Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. Учителя начальных классов используют дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, занимательные задачи. Решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач называют гимнастикой ума. Они расширяют кругозор учащихся, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов тренирует память, улучшает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес к предмету и активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Экскурсии имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение.
Живое общение с природой стимулирует познавательную активность учащихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию и любви к родному краю. Посещение производственных участков воспитывает в детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями. Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным учителя иногда используют прием заочного «путешествия» или «прогулки». Перед учащимися ставятся вопросы такого характера: представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вас укусила пчела. Ваши действия? И другие.
Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения, также предполагается учащимся в качестве домашнего задания – написать отзыв об увиденном или сочинение.
Для развития познавательной активности учащихся, обучении их приемам нестандартных, рациональных решений проводятся олимпиады, предметные недели, нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-сказка, урок-КВН, урок-соревнование, викторины и другие.
Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом :
к отбору содержания учебного материала;
к сочетанию методов обучения;
к внешнему оформлению.
При систематическом проведении контроля знаний учащихся учителями проводятся тесты, способствующие мотивации учения, повышению познавательного интереса к предмету, развитию индивидуальных способностей школьников, которые являются первыми шагами подготовки к ЕНТ.