Здоровьесозидание личности школьника в условиях перехода на профильное обучение
Здоровьесозидание личности школьника в условиях перехода на профильное обучение
В современном образовании одной из актуальных проблем является воспитание здорового подрастающего поколения. В связи с этим особое значение приобретает формирование личностных установок направленных на формирование разумного отношения к своему организму, к здоровью как одной из высших ценностей, обеспечивающих становление человека на протяжении всех возрастных периодов.
В настоящее время все школы перешли на профильное обучение. С одной стороны – это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой – это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, временные и моральные издержки.
Для современного школьного образования характерно снижение активности школьников в процессе учебы, неразвитость познавательных интересов и кругозора, отсутствие устойчивой мотивации учащихся к здоровьесозиданию своей личности. Эти негативные моменты делают ситуацию выбора напряженной и зачастую конфликтной. Очевидно, что учащимся при выборе профиля обучения необходима существенная помощь. Для того, что бы избежать неосознанного и безответственного выбора дальнейшего маршрута обучения в 9 классах вводится система предпрофильной подготовки.
Дополнительным ресурсом в решении данной проблемы является создание системы психолого-педагогической и социальной поддержки учащихся в процессе предпрофильной подготовки и перехода на профильное обучение в контексте здоровьесозидания личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесозидание личности школьника в условиях перехода на профильное обучение»
Здоровьесозидание личности школьника в условиях перехода на профильное обучение
ГБОУ № 167 Центрального района г.Санкт-Петербурга,
Антонова Евгения Филипповна, социальный педагог, воспитатель;
Федорова Любовь Адольфовна, методист,
заместитель директора по УВР
В современном образовании одной из актуальных проблем является воспитание здорового подрастающего поколения. В связи с этим особое значение приобретает формирование личностных установок направленных на формирование разумного отношения к своему организму, к здоровью как одной из высших ценностей, обеспечивающих становление человека на протяжении всех возрастных периодов.
В настоящее время все школы перешли на профильное обучение. С одной стороны – это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой – это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, временные и моральные издержки.
Для современного школьного образования характерно снижение активности школьников в процессе учебы, неразвитость познавательных интересов и кругозора, отсутствие устойчивой мотивации учащихся к здоровьесозиданию своей личности. Эти негативные моменты делают ситуацию выбора напряженной и зачастую конфликтной. Очевидно, что учащимся при выборе профиля обучения необходима существенная помощь. Для того, что бы избежать неосознанного и безответственного выбора дальнейшего маршрута обучения в 9 классах вводится система предпрофильной подготовки.
Дополнительным ресурсом в решении данной проблемы является создание системы психолого-педагогической и социальной поддержки учащихся в процессе предпрофильной подготовки и перехода на профильное обучение в контексте здоровьесозидания личности.
Целью создания системы психолого-педагогической и социальной поддержки учащихся является:
Сохранение и укрепление здоровья школьников в ходе перехода на профильное обучение.
Координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.
Задачи психолого-педагогической и социальной поддержки в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения:
Способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.
Помочь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
Повысить мотивацию обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.
Развить психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов, администрации .
Повысить мотивацию учащихся к здоровьесозиданию личности путем активного участия в проектной исследовательской деятельности.
Психолого-педагогическая и социальная поддержка учащихся в процессе предпрофильной подготовки должна включать в себя:
Организацию всестороннего изучения профессиональных и личностных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей.
Введение здоровьесберегающих технологий в обучение, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни в ходе предпрофильной подготовки и дальнейшего профильного обучения.
Развитие навыков саморегуляции и психоэмоциональной устойчивости.
Наш опыт показал, что в реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся должны принимать участие все субъекты образовательного процесса: ученики классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, администрация, медицинский персонал, родители.
Весь процесс предпрофильной и профильной подготовки ориентирован на здоровьесозидание. Вовлечены все ступени образования.
Все дети участвуют в различных мероприятиях школьного, районного, регионального уровня в рамках профильного обучения. Все мероприятия ориентированы на здоровье созидание личности ребенка.
В центре нашего внимания – ученик. Планируемые мероприятия: различные проекты по культуре здорового образа жизни, общешкольные интерактивные игры по сохранению здоровья, спортивные игры, выпуск газет, посвященных сохранению здоровья (“Гигиена зрения”, “Здоровое питание”, “Режим питания”, “ОРВИ и грипп”и др. ); физкультминутки на каждом уроке (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев, дыхательные упражнения); практическая конференция учащихся 9-11 классов: “Мое Здоровье”; работа по самоуправлению.
Педагогический коллектив. Основной принцип, который лежит в основе отношений внутри педагогического коллектива – комплексное согласованное взаимодействие. Забота о здоровье учителей и учащихся заключается, прежде всего, в продуманной организации образовательного процесса (выездные семинары, экскурсии, уроки на воздухе, создание позитивного микроклимата на уроках, качественно-содержательное оценивание, постоянная смена поз и положения во время урока – групповая работа, парная, индивидуальная и т. п. ). В школе постоянно работает творческая группа (в которую входят – педагог-психолог, классные руководители 9-11 классов, зам. дир. по УВР), что позволяет комплексно заниматься вопросами психолого-педагогического сопровождения и оздоровления учащихся 9-11-х классов. Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формирование ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь учащимся осознать ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.
В обязанности классных руководителей входят: Проведение классных часов “Профилактика перегрузок в процессе обучения“, “Час здоровья“, “Режим дня, учебы и отдыха“, “Личная гигиена и т. п. Предупреждение инфекционных заболеваний“. Формирование здорового микроклимата в отношениях ученик-учитель. Отслеживание количества и причин пропусков уроков учащимися. Экскурсии, театры, музеи, кинотеатры. Индивидуальные беседы с учащимися и родителями.
Таким образом, школьный образовательный процесс приобретает творческий характер. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека и его осознанное жизнепостроение.
Административно-правовая работа (директор, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР, зам. дир. по начальной школе, методисты по ОЭР):
Организация информационной работы (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, информирование на школьном сайте.
Нормативно-правовая деятельность: локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ.
Руководство, управление и контроль: контроль за столовой, контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм, контроль за работой творческой группы, контроль за введением в уроки здоровьесберегающих технологий, контроль за проведением оздоровительных мероприятий, за ходом предпрофильной подготовки и хода выбора направления профильного обучения.
Воспитательная работа:праздники здоровья, работа детской организации, “Дышать легко”, "Вода-это жизнь", Дни здоровья – осень, зима, весна, выступление на педсовете “Формирование мотивации здорового образа жизни“, цикл лекций для родителей (лекторий для родителей), лекции для девочек .
Педсовет: “Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе”.
Методические советы, семинары, совещания: “Анализ урока с позиций здоровьесбережения”, Семинар-практикум для учителей “Мое здоровье”, “Изучение активных форм обучения”, “Формы и методы обучения и воспитания в работе по формированию культуры здоровья”, “Урок с позиции здоровьесбережения”, “Преемственность в обучении”, “Формирование нравственно здоровой личности”, Конкурс – «Здоровьесберегающий класс». Изучение опыта работы других школ, посещение курсов, семинаров, конференций по проблемам здоровья, составление образовательных программ с учетом здоровья учащихся, методическая поддержка уроков, создание методической копилки по здоровьесберегающим технологиям, применение здоровьесберегающих технологий.
Школа-родители. В данной системе работы взаимодействие “педагог-родители“является одним из основных слагаемых успешного решения поставленных задач. Важными обязанностями родителей являются: быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития, обращаться с ребенком как с равным, воспитывать в детях самостоятельность, направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка. Участие родителей в школьной жизни своих детей выражается в: участие в праздниках, спортивных мероприятиях, анализ результатов медосмотра, посещение родительских собраний, уроков, контроль питания своих детей.
Педагог-психолог. Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития.
Социальный педагог. Задачи деятельности социального педагога: 1. Повышение психологической компетентностиродителей в сфере детско-родительских отношенийи решенияпроблем и задач развития их детей. 2. Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей
Сотрудничество. Школа — открытая социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды. Без поддержки организаций, представляющих каждое профильное направление эффективное образование невозможно. Поэтому огромное значение мы придаем организации тесного сотрудничества с ними, вовлечению их представителей в воспитательную работу, проводимую как на базе школы, так и на базе этих учреждений и организаций.
Критерии результативности и эффективности сопровождения учащихся:
Возрастание интереса к учебе у учащихся (повышение мотивации обучения). Адекватная самооценка учащихся, снижение уровня школьной и самооценочной тревожности.
Большинство учащихся осуществляют осознанный профессиональный выбор в рамках школьного обучения.
Эффективность программы по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек, подготовка методических материалов по психолого-педагогической поддержке.
Успешная организация в школе оздоровительных и профориентационных мероприятий для учащихся 9-11 классов (дни здоровья, массовые акции, внеклассные мероприятия, научно-исследовательская деятельность учащихся, тематические вечера).
Работа с родителями учащихся (информационная, консультативная, просветительская и др). Положительная обратная связь от родителей.
Пролонгирование договоров о сотрудничестве с организациями - представителями профильных направлений.
Важным моментом в создании системы психолого-педагогической поддержки также является продуманность комплекса элективных курсов: количество и вариативность курсов, направленность на выбор будущего профиля, качество разработки и преподавания, наличие методических рекомендаций для ведения данного курса. Для того чтобы способствовать профессиональному самоопределению подростков, целесообразным для нас стало введение курса “Профдиагностика“в первом полугодии 9 класса. Квалифицированная помощь психолога в диагностике профессиональных предпочтений в новой системе предпрофильной подготовки и профильного обучения помогла подросткам понять свои психологические особенности и соизмерить их с требованиями будущей профессии. Важным условием успешного проведения такого курса стало ограниченное количество учащихся (8-10 человек), так как необходим индивидуализированный подход к каждому из учащихся. На занятиях каждый учащийся вел диагностическую тетрадь, куда заносил ответы по тестам и методикам и проводил самоанализ результатов.
Таким образом, система психолого-педагогической поддержки учащихся – это комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе на предпрофильное и профильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов, психологов, социального педагога, администрации школы, медицинских работников, направленных на обеспечение успешной адаптации в новых условиях обучения; это система личностно-ориентированного обучения; это регулярность и организованность, продуманность и четкая организация действий всех элементов системы; это здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения
Рекомендуемая педагогам литература:
Кравцова Е. Девятиклассники. Материал для проведения родительского собрания. //Газета “Школьный психолог“, №11-2003.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16.
Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. —288с.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей редакцией Битяновой М. Р. , СПб: “Питер“, 2004. –304с.
Прихожан А. М. Восьмиклассники. Материал для проведения родительского собрания. Газета “Школьный психолог“, №21-2002, с. 12-13.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие под ред. Митиной Л. М. – М. : Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. – 184с.
Федоренко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб. : КАРО, 2003. – 208с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).