Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие социального педагога и воспитателя в период адаптации детей прибывших в интернат.»
Взаимодействие социального педагога и воспитателя в период адаптации детей прибывших в интернат и профилактика правонарушений через духовно – нравственное воспитание.
Адаптация.
Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов.
Вновь прибывшие в школу-интернат воспитанники нередко находятся в подавленном состоянии, обусловленном резкой переменой образа жизни, тяжелыми переживаниями, связанными с решением их судьбы в различных инстанциях, разрывом ранее сложившихся межличностных отношений. Дети быстро ощущают определенные изменения привычного уклада их жизни, которые влекут за собой обиду и разочарование. Самое первое неприятное переживание, с которым предстоит столкнуться ребенку, пришедшему в школу-интернат - это разлука с близкими людьми. И как бы плохо, а порой и опасно не было ребенку рядом с такими взрослыми это был их привычный мир. Детям сложно принять условия жизнедеятельности детей в интернате, потому что это строго регламентированный режим не только в учебной деятельности, но и режиме питания, сна, досуга, хозяйственно-бытовой деятельности.
(Я наблюдала, как дети не хотели заходить в столовую, в первые дни отказывались от приема пищи).
Для наших детей характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
Адаптация — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация в интернате— процесс приспособления организма к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Успешность адаптации во многом зависит от взрослых оказавшихся рядом.
Повышенная ранимость, психологическая напряженность, замкнутость ребенка, большая вероятность срыва в поведении указывают на особое значение бережного, тактичного отношения к ребенку со стороны педагогов, персонала, воспитанников интерната. Первыми кто встречает ребенка в его новом доме – это воспитатель и социальный педагог и от того, как грамотно будет построен этот прием, зависит насколько легко, приживется ребенок на новом месте.
Наиболее целесообразным методом изучения личности ребенка в первые недели пребывания его в интернате является наблюдение, изучение материалов личного дела, беседа, рисуночные методики («Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное») на заданную или свободную тему. При этом нежелательно предлагать темы, которые натолкнут его на негативные переживания и воспоминания.
Анкетирование так же дает возможность получить информацию о воспитаннике, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы так, чтобы они отвечали поставленным целям, давали возможность поближе познакомиться с ребенком, определить его способности и личностные качества;
Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы позволяющие ребенку безболезненно войти в ритм школы - интерната;
Суметь вовремя оказать консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации;
Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, психолог, медработник) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период.
Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированными детьми, так и с окружающими их сверстниками.
2 Профилактика правонарушений
Как я уже говорила, наши дети приходят из разных мест с разным жизненным багажом, в основном получив, отрицательный негативный опыт.
Целью взаимодействия социального педагога и воспитателя является совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций, предупреждение правонарушений. После беседы с соц. Педагогом дается рекомендации воспитателю, которые способствуют профилактики подобных правонарушений.
Работа проводится, как в индивидуальной, так и в групповой формах. Индивидуальная форма работы осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный педагог совместно с воспитанником решает его личностные и социальные проблемы. Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения между социальным педагогом и воспитанником. Прежде всего, между социальным педагогом и воспитанником должен быть установлен контакт.
Наш социальный педагог внимательно изучает историю личного дела ребенка, все знает отношениях ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями, старшими братьями, сестрами). И мы воспитатели всегда можем обратиться к Ирине Викторовне и получить исчерпывающий ответ на любой интересующий нас вопрос, касающийся детей или каких - то правовых вопросов.
Функции и задачи каждого участника взаимодействия.
1. Воспитатели
- ведут наблюдение за ребенком
- выясняют причину асоциального поведения
- проводят индивидуальные беседы
- разрешают конфликтные ситуации
2. Социальный педагог.
- проводит индивидуальные беседы и помогает воспитателям в проблемных ситуациях
- пропагандирует правовые знания среди воспитанников
- организует встречи с закрепленным инспектором ИДН района
- защищает интересы ребенка в суде
- поддерживает связи с органами опеки и попечительства по защите интересов и прав ребенка
- проводит индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите.
(видео с дневниками)
Взаимодействие администрации школы-интерната, социального педагога, воспитателей, классных руководителей в адаптационный период детей прибывших в интернат, а так же профилактика правонарушений через духовно – нравственное воспитание дает свои положительные результаты.
3 Актуальность темы духовно-нравственного воспитания и развития школьников.
В нашем интернате мы работаем по своей программе которая называется «Воспитание». В ней представлены направлений таких как патриотическое, экологическое, трудовое, здоровьесберегающее, семейное, и на мой взгляд одно из важнейших направлений это духовно-нравственное.
Проблема нравственного воспитания носит актуальный характер с давних времён. Формулировалась она по-разному. «Воспитание нравов», «Духовное воспитание», «Идейно-нравственное воспитание».
Проблемы общества, идеалы, мораль, культура и даже традиции могут изменяться из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется, то есть то, что нравственный человек должен жить по законам добра, совести, чести, справедливости, быть патриотом своей Родины остаётся прежней во все времена.
Знаменитые педагоги, жившие, в разные времена уделяли большое значение воспитанию нравственности, считая, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательного отношения к людям.
«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
« Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
В чём актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания конкретно для моей группы. Что побудило меня взять именно это направление и формирование нравственного качества у детей?
Дети, поступающие в наш интернат, в своём подавляющем большинстве приходят из неблагополучных семей. Это проблемные дети, они не учились, бродяжничали, конфликтовали с взрослыми, с ними не справляются в школах, а семьи не принимают никакого участия в их воспитании.
И нам приходится сталкиваться со многими проблемами, чтобы поступивший «проблемный» ученик из неблагополучной семьи захотел: учиться в школе, усвоил программу того или иного класса, учитывая запущенность по некоторым предметам, порой за несколько лет. Научился жить в коллективе, и я считаю самое главное, научился различать добро и зло и жить по законам добра. А занятия на нравственные темы способствуют привитию этих моральных качеств.
Эти простые истины заставляют работать и находить методы воспитания, которые эффективны в условиях школы-интерната, применять различные формы и методики, быть в постоянном поиске новых технологий, которые способны научить жить по законам истинных ценностей – доброты, справедливости, совести, любви, чести, уважения, сочувствия, ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль нравственности, духовной культуры в развитии и формировании личности была значима и актуальна.
Проблемы формирования духовной нравственности, т. е. перевода моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и осознанное и неуклонное их соблюдение – одна из важнейших проблем современного воспитания. Она является центральной в нашем обществе: в дошкольном детском учреждении, в семье, в школе, в специальных учебных заведениях, на улице, во взаимоотношениях, отношениям к культурным ценностям и т. д.
В нашей циклограмме бесед на неделю есть нравственные беседы по пятницам. На этих беседах воспитатели раскрывают нравственные понятия (Доброта, вежливость, целеустремленность)
Некоторые беседы посвящены сравнению нравственных понятий. Например:
Абсолютная свобода и полная вседозволенность
Свобода – очень сложное философское понятие, которое в любом случае всегда будет оставаться мифом. Мы будем искать разумное понимание СВОБОДЫ, поэтому сразу же назовем ее абсолютной, то есть идеальной свободой для всех людей. Будем прежде всего исходить из того, что АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений, что мы можем выразить словами: можно все. Однако же мы сразу понимаем, что когда можно все, речь идет о ПОЛНОЙ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ, если хотите распущенности и своеволии.
Суровость и грубость
ГРУБОСТЬ – это отрицательное явление и черта характера человека, которая заключается в неуважительном, высокомерном и бесцеремонном отношении к другим людям. В СУРОВОСТИ нет эгоизма. Просто здесь человек добивается своего более жесткими методами.
Приветливость и лукавство
ПРИВЕТЛИВОСТЬ – это благожелательность, радушие и ласковое отношение к другому человеку. ЛУКАВСТВО – это хитрость и коварство. Коварство – это злонамерение, прикрытое показным доброжелательством.
Итогом моей работы по нравственности в этом году стало открытое мероприятие «Доброта в нас и вокруг нас».
В течение года была проведена большая подготовительная работа: рисунки, беседы, была создана копилка добрых дел и листы учета добрых дел – Копилка Звездочета.
Основная часть мероприятия была посвящена тому, что дети из разнообразных заданий могли вывести правила доброты. Я, как воспитатель раскрывала нравственные стороны любого поступка, но если в какой-то ситуации можно было провести правовой ликбез, то мы приглашали Ирину Викторовну.
И в конце я бы хотела показать нашу коллективную работу клип «Будь добрым сам» к котором снимались дети нашего интерната. Это был не просто клип, а клип - задание. В нем заключено 6 правило доброты.
Вывод: И в заключение я хочу сказать, что плодотворное сотрудничество администрации, социального педагога, воспитателей, учителей и детской организации обусловлена тем, что деятельность всех служб направлена на достижение одной цели: помочь детям социально адаптироваться, дать им основы нравственного поведения, подготовить к жизни в социуме.