Выступление на тему: дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников
Выступление на тему: дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников
Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы - создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников»
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ МБОУ СШ ООЗЗ №2
г. ЛИПЕЦКА СЕМИНОЙ О.И.
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ПО ТЕМЕ : «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ».
Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы - создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. Преподавателю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. На протяжении многих лет проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации. Основной целью учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и каждого урока, считаю формирование гармонически развитой личности. В работе руководствуюсь общими принципами,
соответствующими известным лозунгам гуманизации образования:
Учёт особенностей школьников: обучаемости, сформированности познавательных интересов;
Обучение в удобном для учащихся темпе, на доступном для них уровне требований и сложности учебного материала;
Предоставление учащимся свободы выбора в процессе обучения.
Развивающий учебный труд должен быть осмыслен учащимся. Важно показать учащимся ценность Знания, Образования, Культуры для отдельного человека и общества в целом; раскрыть значение просвещения.
Современные концепции образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
Проведение диагностики по выбранному критерию.
Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
Выбор способов дифференциации, разработка разноуровненых заданий для созданий групп учащихся.
Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапов урока.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученость и обучаемость.
По мнению психологов, обученость – это определённый итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений ,качество знаний и навыков (например осознанность ,обобщенность), способы и приемы их приобретения. Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения. Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – характеристика его потенциального развития. Важным показателем высокого уровня обучаемости является восприимчивость к помощи другого человека, способность к самообучению , работоспособности .
Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке биологии, на этапе закрепления изученного материала.Методисты предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества , трудности , объему. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания , учитель дифференцирует по : А) степени самостоятельности учащихся ; Б) характеру помощи учащихся ; В) форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом , а задания могут предполагаться ученикам по выбору . Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников ,которая может быть репродуктивной или продуктивной. К репродуктивным заданиям относятся ,например ,ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации , работа по образцу , выполнение тренировочных упражнений. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающие от стандартных. Ученикам приходится применять знания в изменной или новой , не знакомой ситуации , осуществлять более сложные мыслительные действия ( например решение задач по генетике ,составление тестов ), создавать новый продукт (составление цепочек питания , пищевых пирамид ) .В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. На уроках биологии используется различные виды продуктивных знаний, например : поиск закономерностей в процессе развития микроорганизмов разных видов ; классификация изученных классов и видов животных ; самостоятельное составление кроссвордов .
Дифференцированная работа организуется различным образом.
Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 –группа ) предлагаются репродуктивные задания , а ученикам со средним ( 2 – группа ) и высоким ( 3 – группа ) уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам , но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества , в которых нужно применить знания в измененной ситуации , а остальным творческие задания на применение знаний в новой ситуации .Приведем пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий.Пример : даны элементы цепи питания в неправильном порядке : травянистая растительность , орел ,жаба ,уж ,саранча , микроорганизмы . Задание для первой группы . Восстановить порядок в цепи питания , с указанием всех трофических связей . Задание второй группы : восстановить порядок в цепи питания с указанием всех трофических связей , а также определить консументов различных порядков , продуцентов , редуцентов . Задание для третьей группы , выполнить задание для второй группы .Придумать свои несколько вариантов .
Такой способ дифференциации предполагает , что учащиеся второй и третьей групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание аналогичное основному . Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся . Медлительные дети , а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельно работу к моменту фронтальной проверки в классе , им требуется на это дополнительное время . Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которые являются обязательными для всех учеников .