Выступление на педсовете по теме «Формирование интеллектуальной одаренности школьников при обучении математике»
Выступление на педсовете по теме «Формирование интеллектуальной одаренности школьников при обучении математике»
Данное выступление на педагогическом совете по теме "Формирование интеллектуальной одаренности школьников при обучении математике" позволит учителю в полной мере обобщить и систематизировать опыт по данному вопросу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете по теме «Формирование интеллектуальной одаренности школьников при обучении математике»»
Выступление на педсовете по теме «Формирование интеллектуальной одаренности школьников при обучении математике»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Существует значительное разнообразие видов одаренности, в их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты: любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, часто нетрадиционно; устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов); хорошая память, развитая речь, высокий интерес к необычному, новому; высокая обучаемость, оригинальность суждений; стремление к самостоятельности. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Высокая обучаемость или успешность обучения связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую практико-ориентированные задачи, творческие задания, исторические материалы
К творческим заданиям можно отнести составление кроссвордов по различным темам; выполнение презентаций: «Пифагор о числах», «Как решить неполные квадратные уравнения», «Зачем нужна математика», «Движение в природе» и др., сообщения о математиках, их открытиях, интересных задачах и фактах. Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи. Такие задания можно предлагать, как дополнительные(т. е. не обязательные для выполнения) всему классу, но для одарённых учащихся эти задания являются обязательными (выполнение таких заданий оценивается оценкой «5», если учащимся допущена ошибка, то оценка не выставляется.) На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Провожу элементы интегрированного урока: математика и физика, математика и информатика, математика и биология. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В нашей школе проводятся предметные недели математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «Аукцион знаний», конкурс математических газет, «Умники и умницы», «Звездный час» и др, занятия, игры, занимательная математика в начальной школе. На школьной конференции представляются различные исследовательские работы «Дроби в нашей жизни», «Математика и литература. Точки соприкосновения», Крючков Артем с работой ««Проценты в жизни и математике» - призер Всероссийского конкурса исследовательских работ « Грани таланта». Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты на математических кружках, элективных курсах. Желающие участвуют во Всероссийских олимпиадах, в международном конкурсе «Кенгуру», Всероссийских конкурсах «Клад ацтеков», «Потомки Пифагора».
Многим детям нравится заниматься математикой в математическом кружке. По сравнению с уроком внеклассные занятия обладают рядом преимуществ. Занятия проходят в атмосфере чистого интереса. Внеклассная работа это все, что происходит в школе вне урока. Каждое занятие кружка тщательно продумываю, подбираю материал. Включаю в план занятия отдельные фрагменты беседы, выступления учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересные решения задач, математические фокусы, загадки-шутки, игры и развлечения, конкурсы, сообщения о самостоятельных «исследованиях», выпуск математической газеты и т.д. Кроме традиционных занятий были предусмотрены соревнования (математический аукцион, математическая карусель, математические бои) и решение задач на разные темы .
Научно-исследовательская деятельность учащихся, школьные научные общества, предметные кружки – все это позволяет найти ребенку единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Основные правила которых мы стараемся придерживаться на занятиях мат.кружка это:
Плохих идей не бывает.
Мыслите творчески.
Рискуйте.
Не критикуйте. Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными, предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных мною или учащимися, позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Для того чтобы работа с одарёнными была максимально эффективна необходимо выделять дополнительные часы для работы с сильными учащимися (факультативы, индивидуально-групповые занятия и т.д.).
Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. На мой взгляд, наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты.
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».
«Одаренные дети» — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, талант. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его интеллектуальных способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.