kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление: Воспитательная работа учителей-предметников по духовно-нравственному развитию обучающихся .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика,  учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Верхне1»


Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области











Выступление на педагогическом совете:

Эффективные формы воспитательной работы учителей-предметников по духовно-нравственному развитию обучающихся







Подготовила учитель математики

Верхне-Гуторовского филиала

МБОУ «Полевской лицей»

Алтухова Лариса Николаевна











2014-2015уч.год

Сегодняшнее выступление мне хочется начать с высказывания известного советского педагога Ш.А.Амонашвили «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика,  учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому очень  важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания духовно развитого ответственного гражданина демократического общества.

Учитель берет на себя право и ответственность войти в душу другого человека и решать за него или вместе с ним, что ему нужнее, что выбрать, как жить, к чему стремиться. В сегодняшнем дне наши дети существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». В середине двадцатого века некоторые представители человечества получили знания о ядерной реакции и, махнув этим мечом, уничтожили людей и всё живое в городах Хиросима и Нагасаки. Затем был Чернобыль и другие техногенные катастрофы. В настоящее время определённая часть людей стремится к владению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении. Находясь в потоке информации, рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливает своё развитие и входит в мир страдания. Он создаёт материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое – воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни.

Учитель сегодня не только передает знания, но и является воспитателем на своем уроке, на своем примере, через опыт свой. Сегодня любую информацию можно найти в Интернете, но стать человеком, сформировать качества личности у каждого ребенка - вот задача, которую воплощает современный учитель. Слова Льва Толстова в конце 19 века актуальны как никогда… «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению моральных идей. Нам есть над чем работать и многое у нас уже получается. Какие эффективные формы, приёмы и методы работы применяют наши педагоги на уроках по духовно-нравственному развитию мы видим, посещая открытые уроки.

Особая ответственность за решение задач нравственного поведения ложится на гуманитарные предметы и в частности на уроки русского языка и литературы. Имея огромную силу воздействия, данные предметы способствуют формированию нравственного облика человека. На уроках русского языка главным для учителя является повышение грамотности учащихся. Задача педагога заключается в подборе для обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для этого учителя нашей школы используют как справочники, тесты по грамматике, сборники упражнений, так и известные высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых. Обучающий дидактический материал соответствует возрастным особенностям, интересам учащихся. В 5-8 классах для активизации внимания в начале урока проводятся слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.
- Глаза честного - его весы.
- Слепая ненависть - плохой советчик.
- Ученье без уменья - не польза, а беда.
- Ум - одежда, которая никогда не износится.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе

учителя русского языка используют в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет.

Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и

патриотические чувства, и нравственные качества. При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами учителям русского языка можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите стиль речи.

3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Особенно эффективны уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. «Поэзия - это витамины души, особенно растущей. В молодости чего-то недоделали, какого-нибудь витамина D и ущербная совесть всю жизнь ходит на гнутых ножках» — так очень метко определил значение поэзии для нравственного здоровья Леонид Экуховецкий.
Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит. На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Поэтому учителя литературы стараются строить уроки по законам искусства (художественный анализ произведения) закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Большое внимание на уроках уделяется изучению художественного произведения в историческом контексте. Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:

Русские сказки (побеждает в конце добро)

Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, «а на худые дела благословления нет».

ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (7 класс). Вот некоторые высказывания:

- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном

страннике», у А.Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе

человека» и т.д.

- Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!

- Тоска по Родине в плену.

- Сила русского духа, вера, духовная красота.

Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время. Гуманно-личностная технология обучения обращена прежде всего к тем нравственным ценностям, которые были утрачены за долгие годы на всех уровнях.

Раскрытию потенциала ученика  способствуют интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания, использование внутрипредметной и межпредметной интеграции. Каждый учитель размышляет о том, как организовать сотворчество читателей, какие методы и приёмы раскроют художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова. С этой целью много внимания уделяется  развитию речи на уроках русского языка и литературы. Уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии в творческую мастерскую писателя помогают эффективно организовать работу детей. Уроки-исследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся могут применить опыт работы с текстом, могут найти параллели между произведением и исторической эпохой, изображённой в нём. Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста. Общечеловеческая идея – сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это  доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться.

Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

История, обществознание и краеведение - это такие предметы, которые непосредственно участвуют в процессе формирования нравственных ценностей. Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма. Воспитание патриотизма является чуть ли не самой актуальной в наше время. Именно люди, горячо любящие свою родину, все свою деятельность направляют на её процветание.

Данные учебные предметы имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Их средствами решаются следующие задачи:

- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

- воспитание любви к своей малой Родине, чувство гордости за своих земляков;

- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

- формирование у обучающихся собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.

Курс «История Курского края» знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию уважения к его прошлому и настоящему.

«История Отечества» содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Сталыпинская аграрная реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева», аграрные реформы 1965 г., 1987 г. ,90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке. Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет учащимся высказать свое собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о солдатах, которые участвовали во всех сражениях войны. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

При изучении тем по истории культуры России, учителя истории используют местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения выявляется общее и единичное в культуре родного края. На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации. Использование местного материала способствует формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико–правовой культуры.

Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания. Одним из компонентов нравственно-этического блока курса «Обществознание» выступают ведущие понятия - «добро» и «зло». Учитель обществознания часто задаёт вопросы обучающимся: Какие явления нашей жизни олицетворяют добро, а какие - зло? Попробуйте проиллюстрировать понятия «добро» и «зло» сюжетами из вашей школьной жизни. О чем больше пишут в прессе, чему больше уделяют внимания в телевизионных передачах - добру или злу? Как вы думаете, почему так происходит?

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Обучающийся сам осмысливает как собственный опыт, так и опыт других людей.

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать,

И подарить его людям.

Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

На сегодняшний день английский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения  и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, проблемы семьи, национальная культура, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, выдающиеся люди и т.д.

Работа в парах или в группах является одним из главных методов, который направлен на духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке иностранного языка. В ходе такой работы происходит обсуждение проблемы со всех сторон, взаимодействие с одноклассниками, складываются определенные точки зрения. Участники группы выбирают лучшее решение проблемы, обосновывают свой выбор, приводят аргументы.

Эффективным приемом также является ролевая игра. В отличие от групповой работы в ролевой игре: каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение, возможность анализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения, нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения.

Тематические уроки играют важную роль реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка. На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. И только тогда учащиеся будут испытывать гордость за «свое» и уважительно относиться к «чужому». По такому принципу устроен учебно-методический комплект «Spotlight» (В. Эванс, Дж. Дули). В данном УМК есть раздел «Spotlight оn Russia» («Россия в фокусе»). Происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения со своей страной. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

На сегодняшний день практически все учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к ИКТ можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся, а также повысить мотивацию изучения иностранного языка. С помощью интернета возможно с учениками совершать виртуальные экскурсии по знаменитым городам, музеям Англии, просматривать фильмы на иностранном языке, создавать презентации на такие темы, как «Моя родословная», «Школа моей мечты», «Помощь животным» и т.д. В это время в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Учащиеся не только пассивно воспринимают представленную им информацию, но и с удовольствием включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала. Такая работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает у учащихся чувство толерантности, уважения как друг другу, так и к представителям других культур.

Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п. Также  фактом современной действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный упадок человеческой личности, особенно юной. Наркомания, алкоголизм, разного рода психические отклонения являются также продуктом «развития» современных информационных технологий. В связи с этим актуальным для системы образования становится вопрос не только о подготовки молодого поколения с высоким уровнем сформированности информационных компетентностей, а духовно-нравственного воспитания личности. 

Задача учителя информатики не только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии. Приобщать личность к духовным ценностям позволяет использование на уроке информатики задач с краеведческим содержанием. Например, при изучении программы Excel учитель информатики предлагает учащимся, найти в Интернет данные о численности  и составе населения по Курской области, и с их использованием выполнить практическую работу, включающую в себя исследование соотношения численности рождаемости и смертности, браков и разводов.

При изучении баз данных,  предлагается учащимся создать справочники по темам «Достопримечательности нашего города», «Путеводитель по городу». При изучении программы PowerPoint учащиеся создают презентации  «Мой город», «История города Курска», «Наши памятники» и другие. Использование краеведческого материала имеет большой мотивационный потенциал и позволяет повышать интерес не только к изучению информатики, но и к изучению истории родного края, традиций, обычаев, более эффективно осуществлять взаимосвязь коммуникативного и социально-культурного развития учащихся.

Огромное значение в формировании нравственных идеалов и убеждений учащихся играет проектная деятельность. Каждый проект это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Технология проектного обучения применяется при изучении следующих разделов программы: «Компьютерные презентации», «Создание и редактирование документов», «Компьютерная графика» и др. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:

  • самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;

  • работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);

  • устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если обучающийся приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Информационная культура становится важной составляющей общей культуры личности.

«Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского могут служить призывом для детей на уроках географии. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников учителя географии рассказывают об известных российских исследователях - С. Дежнёве, В. Беринге, Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене, А.В.Елисееве, М.П. Лазареве. Приводят примеры мужества этих людей, рассказывают, как они добивались поставленной цели. Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 6 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять!

 Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

Очень велика цена первого урока в этом курсе. Он должен пройти на очень высоком эмоциональном подъёме с привлечением самых различных средств воздействия на настроение, на состояние души подростков. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, но и к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Важно показать обучающимся звуки природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц. Всё это позволяет оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями.

В 8 классе необходимо активизировать работу по созданию географических образов территории России, используя презентации обучающихся по темам: «Золотое кольцо России», «Дивеево – святой удел Богородицы». При закреплении темы «Европейская Россия» на уроке «Поля Русской боевой славы» важно сконцентрировать внимание учеников на героической стойкости русского народа в борьбе за независимость на Куликовском поле, Бородинском поле, Прохоровском поле. Изучая блок тем «Населения»,  можно обратить внимание на православное восприятие регулирования рождаемости, нравственной составляющей этого вопроса. Урок по теме «Этнический, языковой и религиозный состав населения» закрепит в сознании детей необходимость дружеского сосуществования разных национальностей и верований. В курсе физической географии России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей» и т.д.

В наиболее обобщенном смысле цели предмета География направлены на формирование личности, понимающей основы развития географического пространства планеты Земля и умеющей правильно ориентироваться в этом пространстве, предвидеть, прогнозировать тенденции его развития.  

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы... Учить всему этому надо ежедневно, на конкретных ситуациях.

Биология — наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого — воспитание у учащихся нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено». Есть один аспект нашего бытия на этой планете: Земля не только покорная кормилица, она еще и место для нашего расселения, отдыха, источник вдохновения, воспитания, познания мира. Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток проламывает корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, вос­хищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа — мать удивления и любопытства, пробуждающая в нас творческое начало. Она есть, говоря словами поэта, тайник вселенной, кладезь неизвестного, источник силы, успокаивающей и оздоравливающей наш дух.

Уметь видеть природу — первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть все вокруг себя. Воспринимается далеко не все, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем мы сосре­доточиваем внимание, о чем думаем. Мы годами можем встречать человека, ежедневно беседовать с ним и не знать, какого цвета у него глаза. А ведь сетчатка нашего глаза это отражает. Да, сетчатка, а не сознание. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показать, но и учить описывать увиден­ное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, учитель предлагает вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие, 

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде.

Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера — целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования — природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!» Только обращение это не к Господу Богу, а ко всем ныне живущим. Примером этому могут послужить строки из стихотворения Н.Старшинова:

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более на математике. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, задача использования уроков математики для воспитания  имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика».

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.

Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Первый в учебном году урок математики посвящается теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. Цель урока – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни, познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного изучения этого предмета. На уроке  в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, показывается, что математика - не только «нужна», но ещё интересна и увлекательна!

Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материал, т.к. логика математического мышления развивалась в прямой связи с математикой, то сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися.

Остановлюсь еще на одном моменте использования истории на уроках математики. У многих выдающихся людей есть короткие, но содержащие много смысла, емкие, лаконичные высказывания культурно-развивающего содержания, которые можно использовать в качестве эпиграфов на уроках. При изучении темы «Правильные и неправильные дроби» можно привести слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».

К теме «Решение уравнений» эпиграфом могут послужить слова Альберта Эйнштейна: « Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

К урокам геометрии привести в пример слова А.С. Пушкина «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».

На уроке геометрии при изучении теоремы Пифагора учителя рассказывают детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них:

•  «Статую красит вид, а человека – деяние его»

• «Истинное отечество там, где есть благие нравы»

• «Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»

• «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе»

• «Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения»

Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и  трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи  помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным,  вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать. Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся должны учиться преобразованию и составлению, т.е. творческой работе над задачей. При этом текст задачи целесообразно дополнять краткой информацией по теме, отраженной в условии задачи.

5 класс. Тема: «Действия с десятичными дробями». Задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне:

Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

Задача 2: В Прохоровском сражении участвовала 1-я дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков, в том числе 13 «Тигров», а в 5-ой танковой армии П.Ротмистрова в 4,1 раза больше танков Т-34. Сколько советских танков участвовало в этой битве?

В 8 классе при прохождении темы  «Таблица квадратов и квадратных корней» учитель рассказывает о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института  Академии наук и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Обучающиеся 9 класса узнали, что под руководством академика Л.Н.Колмогорова и его учеников работы в области теории вероятности использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника.  Исследования  Л.Н.Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. Труды Л.Н.Крылова  по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались  нашими военно-морскими силами во время войны.

Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

На каждом уроке необходимо стремиться развивать в детях чуткое отношение к жизни. Пусть этим моментам будет выделено совсем немного времени, но оно не пройдет для ребенка бесследно. А нравственные моменты есть практически везде. Взять хотя бы строгие правила умножения положительных и отрицательных чисел и истолковать их новым образом:

  • « Друг моего друга – мой друг»: ( + · + = +)

  • «Враг моего врага – мой друг»: ( - · - = +)

  • «Друг моего врага – мой враг»: (+ · - = - )

  • «Враг моего друга – мой враг»: (- · + = - ).

Перед учителем химии, как и перед другими учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Очень важно отметить, что науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина.

Учащиеся должны понимать, что любое открытие - это кропотливая деятельность многих учёных. Поэтому от организации учебного процесса зависит многое. Урок окунает учащихся в историю химии, учит их анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков. Интересен ребятам факт, что человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи», ну а в 1907 году создатель знаменитой таблицы скончался. Кстати, как и Муассан. Зачем тратить усилия и драгоценные секунды жизни для испытания минутной славы? Или чтобы умереть, не получив признания…

Нетрадиционные формы обучения позволяют более полно осветить ту или иную сторону какого-либо химического факта, пробудить у учащихся интерес к предмету. Ребята выпускают познавательные газеты, с удовольствием участвуют в химических вечерах, посвящённых жизни и творчеству великих людей.

А.П.Чехов писал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Использование поэтического слова позволяет сделать урок более эмоциональным, значимым. Такой урок лучше запоминается и оставляет свой след в умах и сердцах ребят. Если на уроке химии учащиеся хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, доброго, то можно сказать, что в какой-то мере их душа и мысли станут чище, нравственнее. Так, при изучении темы «Металлы», учитель предлагает ребятам написать химическую сказку, основываясь на химических свойствах металлов и особенностей их строения. Такой вид работы помогает ученику определиться в изучаемой теме, измерить и оценить свои возможности, а так же способствует творческому самораскрытию. Вот самая настоящая ситуация успеха!

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя следующие аспекты:

Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.

Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

Патриотический - региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Необходимо выделить выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно. Например: М.В. Ломоносов - в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества; П.Н. Лебедев - при изучении давлении света;

К.Э. Циолковский и С.П. Королев - при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства;

И.В. Курчатов - при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии;

А.С. Попов - в связи с изучением принципов радиосвязи.

Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину. Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.

Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.

Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Средства духовно – нравственного развития на уроках физики:

- наглядные (портреты ученых, плакаты);

- видео и аудиозаписи (фильмы, прослушивания);

- презентации (биографии ученых, истории открытий)

- ИКТ (модели и схемы опытов);

- объяснения значимости физических теорий и законов.

   Ценностными ориентирами на уроках физической культуры являются: активная деятельная жизнь, здоровье, отношение к самому себе (образ физического «Я»), отношение к своим возможностям (высокие притязания, планка физических достижений), отношение к коллективу сверстников, такие общечеловеческие ценности, как Добро, Истина, Красота и Справедливость. На основе этого формируются определенные качества личности: целеустремленность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развивается эстетическое чувство восприятия идеальных телесных форм, движений человеческого тела. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В формировании духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания учитель использует разнообразные методы и средства, воздействуя при этом на личность. Прежде всего, учитель создает на уроке физической культуры благоприятную для развития личности образовательную среду. Сюда входит и психологический микроклимат на занятии (доброжелательное отношение членов ученического коллектива друг к другу, желание действовать сообща для достижения поставленных учителем задач, оказывать помощь товарищам), и материально-техническая оснащенность урока, и эстетическая его привлекательность (чистый, светлый зал, внешний вид обучающихся). Все это развивает у обучающихся устойчивое желание заниматься физической культурой, создает эмоциональную привлекательность урока.

Учитель воздействует на учеников непосредственно своей личностью. Практика показывает, что многие школьники часто бессознательно подражают внешнему виду учителю физкультуры, его походке, манере разговаривать, отношению к окружающим и младшим. В частности, очень трудно добиться от школьников ношения единой спортивной формы, если сам преподаватель приходит на занятия в повседневной одежде. Лучшие учителя всегда выделяются своей подтянутостью, хорошей осанкой, аккуратной одеждой. Но не только внешний вид учителя формирует ценностное представление у обучающихся о физической культуре, здесь важно также заслужить любовь и уважение у учеников, чтобы эффективно воспитывать своим примером. Учитель должен владеть знаниями из истории, теории и практики спорта, быть компетентным в своей области. Воздействуя на эмоционально-волевую сферу личности, учитель должен обладать педагогическим тактом. С одной стороны он выражает разумные требования к воспитанникам, а с другой – внимателен, выдержан, терпелив и справедлив к ним. Учитель оказывает всевозможную поддержку ученикам, помогает раскрыться их способностям, ведет постоянный диалог. Личный пример учителя – это один из самых важных методов формирования и сознания личности, и опыта общественного поведения и стимулирования к добрым начинаниям.

Беседа, диспуты – широко распространенные методы нравственного воспитания, позволяющие включать учеников в обсуждение различных вопросов, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение, что оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании подростков и старшеклассников. Примерами диспутов на уроках физической культуры могут быть диспуты на тему: "Этика юного спортсмена", "О воле и мужестве российских спортсменов", "О спортивной чести" и др.

Другой эффективный метод нравственного воспитания – это создание учителем на уроке воспитывающих ситуаций. Учитель либо сам моделирует такие ситуации и организует их на уроке, либо в самом пространстве урока умело находит их и привлекает обучающихся к выработке совместного решения. В процессе сотрудничества учеников с учителем происходит духовное общение, обмен чувствами, эмоциями, мнениями, опытом, при этом нравственные ценности усваиваются обучающимися, перерастая в личностные смыслы.

Во внеурочное время учитель организует обучающихся на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, таких, как: соревнования по различным видам спорта, дни здоровья, туристические походы, спортивные праздники и др. Эти мероприятия вызывают духовный и эмоциональный подъем, мотивируют обучающихся к активным действиям, творческой самореализации. Посредством участия в спортивных мероприятиях, соревнуясь в составе спортивной команды, подростки и старшеклассники примеряют на себя иную социальную роль, тем самым приходят к пониманию своего места и значения, меры ответственности за риск и неуверенность, извлекают из процесса нравственные уроки. Эффективность методов формирования духовно-нравственных ценностей

повышается при соблюдении таких требований, как использование всех методов в совокупности, индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося; опора на опыт и чувства воспитанников.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека. Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру.

В задачи уроков музыки,  как в специфические задачи духовно-нравственного воспитания должно входить продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.   Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.

Выдающийся педагог В. А Сухомлинский называл музыку могучим средством духовно — нравственного воспитания: «Музыка - могучий источник мысли. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления». Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Самым доступным источником, в котором любой человек может почерпнуть для себя какие - либо моральные правила, нравственные представления, является музыка, особенно музыка духовного содержания. Она учит нас красоте, доброте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта ребят.

Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

Первоначальные представления об ИЗО и о триаде художественной деятельности – изобразительной, декоративной и конструктивной – ученики получают уже с начальной школы. Этот предмет преподается по программе Б.Неменского, целью которой является формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мира отношений, выработанных поколениями. Программа Неменского является той основой, опираясь на которую, ведется дальнейшая работа по формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, духовное и культурное воспитание. Вместе с тем программа предполагает воспитание толерантности, культуры поведения и валеологический аспект уроков ИЗО. Целью всех уроков является формирование духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, освоение художественного опыта. Ведь уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.

Многие нравственные ориентиры, которые должны присутствовать в повседневной жизни, обсуждаются и на уроках ОБЖ: достоинство человека; доброжелательность; состра­дание к ближнему; отзывчивость; готовность прийти на помощь; способность к сопереживанию; понимание сущности сознательной дисциплины, ответственности и исполнительности при соблюде­нии правил в школе, природе, дома и в общественных местах; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей. Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасно­сти и по возможности избегать их. При этом нужно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.

            Через патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, фор­мируется не только гражданин, а гражданин-патриот в самом вы­соком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой. Военно-патриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны. Проявлять уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребу­ется, встать на защиту своей Родины не раздумывая, и защищать ее до последнего дыхания.

Целью моей педагогической деятельности учителя технологии является обеспечение положительной динамики творческой самореализации обучающихся, как составляющей духовно-нравственного развития, в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций и народного творчества с последующим изготовлением изделия в народных традициях.

Поэтому каждый учитель технологии ставит перед собой следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности.

Именно учитель технологии ориентирует учащихся на духовное развитие, потому что он воспитывает человека труда.

Многие дети испытывают потребность в занятиях декоративно - прикладного направления. По их мнению, изучение народных традиций в декоративно – прикладном творчестве помогло бы им творчески самореализовать себя, познакомиться с историей родного края. Но для этого им нужно пополнить свои теоретические знания и практические умения под руководством компетентного педагога. Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.

Ведущая роль на уроках технологии отводится проектному методу и «кейс» методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, включать духовно-нравственные элементы. Использование ИКТ в учебном процессе усиливает образовательные эффекты. У учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле.

В разделе «Художественная обработка материалов» обучающиеся знакомятся с развитием народных промыслов на Руси, географией народных промыслов, художественной ценностью изделий. Это позволяет видеть прекрасное в окружающем мире, прочувствовать красоту и желание создавать самостоятельно эстетические изделия. Раздел «Художественная обработка материалов» знакомит учащихся с возможностью выполнения изделий в древнейших видах рукоделия – вязании крючком и спицами, вышивкой, «макраме». Знакомит с укладом, нравом, обычаями деревенских жителей Древней Руси. Выполняются творческие проекты.

Такой раздел области технология, как «Конструирование и моделирование изделий» знакомит учащихся пятого класса с творческим наследием нашего народа в виде такого изделия, как фартук. Знакомит с историей возникновения фартука, как части гардероба. Объясняет значение фартука на Руси, способы отделки. Урок способствует развитию художественного вкуса, воспитывает любовь и гордость к творческому наследию нашего народа. Раздел завершается выполнением и защитой творческого проекта. Мощным орудием духовно – нравственного воспитания учащихся является внеклассная работа: экскурсии; внеклассные мероприятия;  выставки.

   Дети, подрастая, копируют поведение взрослых: родителей, педагогов, соседей и т.д., поэтому необходимо помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, у станков и чертежных досок, за пультами управления, на полях и фермах. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки нравственности они усваивают сегодня дома и в школе. “Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце” — писал Ф. Шиллер. “Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” — говорил Гёте.

Залог успеха работы по духовно – нравственному воспитанию – это прежде всего взаимосвязь процесса обучения и воспитания гармонично развитой личности. Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух и более лет. Если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

В заключение, процитирую слова А.В. Луначарского: «Новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки — всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа. Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».






Список литературы:

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании. Вопросы психологии. №3. - 2003.

  2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.

  3. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М., 1991.

  4. Аминов Н.А. Модельные характеристики способностей и одаренности учителя. / Дубна: Феникс, 1997. 5.

  5. Андреев В.А. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С.361.

  6. Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001.

  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М. “Просвещение”, 2009 г.

  8. Медушевский В.В. «Стиль в музыке» // Спутник учителя музыки //.
    Составитель Т.В.Челышева - М., 1993.

  9. Кон И.С. «В поисках себя: личность и её самосознание» - М., 1977

  10. Додонов Б. И. «Эмоция как ценность» - М.,1978

  11. Энциклопедия современного учителя. Сост. Т.П. Зайцева. М.: «Астрель», 2000

  12. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» Народное образование. 2003.

  13. Филюк Е.В. «Компетентностный подход к организации работы учащихся на уроках информатики и ИКТ». 2010.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алтухова Лариса Николаевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137772


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства