Выступление на тему:"Применение здоровьесберегающих технологий в МОУ"
Выступление на тему:"Применение здоровьесберегающих технологий в МОУ"
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.Целью настоящей работы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему:"Применение здоровьесберегающих технологий в МОУ" »
Здоровьесберегающие технологии.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Состояние здоровья российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения, проведенная в 2005г. показала, что показатели состояния здоровья детей продолжают ухудшаться. Уровень общей заболеваемости увеличился на 17,7%. Произошел стремительный рост болезней эндокринной системы – на 63,2%, нервной системы – на 19,2%, опорно – двигательной системы – на 40%. Растет потребление наркотиков и психоактивных веществ, наблюдается эпидемическое распространение ВИЧ - инфекции и вирусных гепатитов. Серьезной проблемой остается заболеваемость туберкулезом. Чрезвычайно высок травматизм в быту и на дорогах.
Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.
Рассмотрим основные направления комплексной организа-ции здоровьесберегающего образовательного процесса в МОУ.
Цели и задачи данной работы.
Целью настоящей работы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:
1) создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
2) рациональная организация учебного процесса в МОУ;
3) организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни;
4) проведение методической работы с педагогами и психологами, направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях;
5) организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ;
6) формирование социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере;
7) профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся МОУ (совместно с медицинскими учреждениями);
8) организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи школьникам;
9) проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей;
10) формирование комплексной просветительской деятельности в здоровьесберегающей сфере совместно с другими учреждениями и организациями.
Методическая работа с
психолого – педагогическим коллективом МОУ
Важное значение в оздоровительной работе играет личность учителя. Помимо предметной и дидактической подготовки, он должен иметь психолого-педагогические знания, должен быть интересен для учащихся как личность, нацелен на постоянное саморазвитие, личным примером показывать образцы здорового образа жизни. Поэтому важным направлением оздоровительной работы в МОУ является работа с педагогическим коллективом.
В частности, педагоги должны овладевать элементами адаптивной системы обучения, здоровьесберегающими технологиями – уметь диагностировать основные параметры интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, владеть навыками диалогичного общения, осуществлять психопрофилактику педагогического процесса, уметь находить индивидуальные подходы к различным категориям учащихся, иметь достаточно высокую общую и речевую культуру. Чтобы учитель был способен осуществлять все эти виды деятельности, необходимо мотивировать его на систематическое пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения, создать систему непрерывного образования педагогов и психологов, чтобы они могли активно использовать в преподавании арсенал современных психолого - педагогических технологий.
Пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения у психолого-педагогического коллектива МОУ происходит в рамках проведения лекториев, семинаров, рефлексивных кругов, конференций и круглых столов.
Рациональная организация учебного процесса в МОУ
Рациональная организация учебного процесса предполагает наличие следующих взаимосвязанных элементов:
1) правильное составление расписания уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности;
2) соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий;
3) рациональная организация учебной деятельности на уроках;
4) соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся;
5) применение личностно-ориентированного, индивидуаль-ного подхода в образовательном процессе, учитывающего психо-физиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребенка;
6) использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации и межпредметной интеграции;
7) использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы;
8) формирование положительной мотивации учения, обеспечивающей самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала.
Медико - профилактическая работа в МОУ
В ходе осуществления образовательного процесса необходимо осуществлять медицинский контроль за физическим развитием детей, комплекс медико-профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, организовывать консультации профессиональных врачей. Для профилактической работы используются немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников. Они эффективны, просты и в то же время не нарушают общеобразовательный процесс.
Это зарядка для глаз, коррекция опорно-двигательной системы, витаминопрофилактика в ноябре и марте аскорбиновой кислотой, профилактика гриппа, регулярное включение в меню школьников зеленого лука.
Кроме того, организуется работа школьного оздоровительного лагеря летом со следующей программой: витаминизация, посещение бассейна и экологически чистых зон, организация спортивных соревнований.
Физкультурно – оздоровительная работа в МОУ
Главная задача этого направления – включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом. Для увеличения двигательной активности учащихся нужна система спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа.
Для повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, обеспечения выполнения детьми суточных норм двигательной активности в МОУ есть гимнастический зал, оснащенный оборудованием и инвентарем, техническими средствами, учебно-наглядными пособиями.
Учителя физической культуры активно внедряют на своих уроках здоровьесберегающие технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. На уроках школьники самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму.
Кроме уроков физкультуры, ученики ежедневно выполняют «гимнастические пятиминутки», методическую помощь в составлении которых оказывают преподаватели физкультуры. Педагоги создают условия для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах, проводя для этого подвижные игры (особенно в младших классах).
Традиционным является участие школьников МОУ в районных, краевых и зональных спортивных соревнованиях и спартакиадах.
Учащиеся имеют возможность заниматься в спортивных секциях по различным видам спорта, таких как «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Ритмика» и т.д.
Результатом физкультурно - оздоровительной работы педагогов МОУ должно стать уменьшение пропусков занятий по причине простудных заболеваний и улучшение здоровья учащихся.
Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни в МОУ
Целью данного направления является воспитание у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни. Учащиеся должны осознавать положительное влияние соблюдения правил личной и общественной гигиены, значение телесной силы и красоты для творческих и жизненных успехов человека, осознавать опасность для жизни и здоровья вредных привычек. Занятия и тренинги, проводимые с учащимися классным воспитателем и преподавателем курса «Я и мое здоровье», направлены на овладение прикладными знаниями и навыками в области охраны и укрепления физического здоровья, на профилактику заболеваний органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др., на выработку навыков и привычек безопасной жизнедеятельности.
Рекомендуется проводить следующие мероприятия:
1) на базе параллели 5 – х классов – тренинговые занятия «Мы и наши привычки», «Правила личной гигиены», «Здоровое питание», «Режим дня»;
2) на базе параллели 6 – х классов – рефлексивные круги «Я расту, я меняюсь», «Я и моя безопасность», «Мое здоровье».
Классные воспитатели должны проводить тренинги и рефлексивные круги в сфере здоровьесбережения:
«Человек и наркотики»;
«Психоактивные вещества»;
«Правда и ложь о марихуане»;
«Красота и здоровье»;
«Развлечения в компании»;
«Возраст и здоровье»;
«Я умею говорить «нет»!»;
«Плохие привычки»;
«Ответственность за свой образ жизни»;
«Курение как угроза здоровью»;
«Портрет курильщика»;
«Влияние среды»
«Да здравствует чистый воздух!»;
«Психология воздействия рекламы».
В рамках внеклассных мероприятий классные воспитатели и ученики могут проводить театрализованные представления для учащихся школы:
«Если хочешь быть здоровым – постарайся»;
«Дорога к доброму здоровью»;
игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?»;
«Суд над сигаретой»;
«Алкоголь или здоровье – выбирайте сами»;
«Курить или не курить: вот в чем вопрос?»
«Добрый доктор - чай»;
«Есть выбор: жизнь без сигарет»;
ток – шоу «Шум и здоровье человека».
В МОУ ежегодно проводится выставка плакатов по проблемам сохранения здоровья детей и подростков:
«Курение – смерть в рассрочку»;
«Спид – загадка века»;
«По следу дымящей сигареты»;
«Почему это опасно?»;
«Движение для здоровья»;
«От соблазна к кошмару»;
«Жизнь на кончике сигареты».
В рамках классных часов следующие беседы с учащимися:
1) «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»;
2) «Профилактические действия перед инфекцией гриппа»;
3) «Как сохранить зубы здоровыми?»;
4) «Целебная сила цветотерапии»;
5) «…И глаза тебе «скажут» спасибо»;
6) «Как предупредить кариес»;
7) «Сколиоз и его предупреждение»;
8) «Наркотики: зависимость и последствия»;
9) «Мифы о наркомании».
Комплекс перечисленных мероприятий станет основой для обобщения педагогического опыта, результатом которого явится создание исследования режима дня учащихся 5- х классов «Валеологическая оценка здорового образа жизни» исследования изменений функционального состояния учащихся под влиянием учебной нагрузки – валеологическая оценка самочувствия, активности и настроения на базе 6-х классов. На основании проведенных исследований должны быть выработаны соответствующие рекомендации для учеников и их родителей.
Формирование социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере
Важным направлением оздоровительной работы в современных условиях является решение такой актуальной задачи, как оздоровление семьи. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей и подростков обязательно сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.
Для решения этой проблемы в МОУ созданы тесные контакты школы с семьей, существует активное привлечение родителей, желающих принять участие в работе с детьми во внеурочное время.
С этой же целью в ходе родительских собраний проводятся следующие профилактические беседы:
«Профилактика и лечение нарушений зрения»;
«Об отношении с окружающими»;
«Нетрадиционные методы оздоровления ребенка»;
«Профилактические действия перед эпидемией гриппа»;
«Движение для здоровья»;
«Возвращение к молодости»;
«О правильном питании»;
«Основы режима дня школьника».
Результатом подобного сотрудничества родителей и педагогов является повышение ответственности семьи за здоровье и физическое развитие школьников.
3. Применение здоровьесберегающих технологий
В МОУ
Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений.
В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.
Наличие здоровьесберегающих элементов инфраструктуры в МОУ, отвечающее требованиям САНПиНов:
1) расположение здания школы;
2) участок образовательного учреждения;
3) оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);
4) водоснабжение и канализация;
5) учебные кабинеты: площадь и оснащенность;
6) соблюдение размеров мебели;
7) воздушно-тепловой режим;
8) освещенность мест занятий;
9) наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений;
10) спортивное оборудование и инвентарь;
11) наличие тренажерного зала.
Следующим условием создания школьной полноценной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры:
1) медицинский кабинет и оборудование;
2) стоматологический кабинет и оборудование;
3) столовая и ее оснащенность;
4) организация качественного питания для всех учащихся;
5) 100%-ное обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов:
а) учителя физической культуры;
б) педагоги-психологи;
в) педагоги-логопеды;
г) специалист-медицинская сестра;
д) специалист-стоматолог.
Здоровьесберегающая деятельность МОУ включает в себя:
1) Дни и Недели Здоровья;
2) спортивные школьные праздники;
3) участие в районных спортсоревнованиях;
4) беседы о здоровье с учащимися;
5) беседы о здоровье с родителями;
6) оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависят от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения.
Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника.
Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится вакцинация.
Наиболее значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьесберегающей направленности является:
· оценка режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников;
· оценка организации двигательного режима школьников.
Известно, что люди нередко устают и изнемогают не потому, что много работают, а потому, что плохо работают. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: часто дети проводят без движения и в школе, и дома не менее трети суток бодрствования.
Таким образом, анализ режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников дает основание для решения проблем нормализации учебной нагрузки.
1) соединение базового и дополнительного образования;
2) творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
3) формирование образовательного и воспитательного пространства;
4) организация совместной работы с родителями;
5) создание образовательного пространства школы как пространства выбора для учащихся;
6) проектно-исследовательская деятельность в начальной школе и среднем и старшем звене;
7) разнообразие и качество работы кружков, секций в системе дополнительного образования;
8) создание максимально комфортных условий в школе.
Школа, помимо решения педагогических задач, следит за соотношением учебной нагрузки и методов преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействует охране и укреплению их здоровья. Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.
В школе большое внимание должно уделяться способности выпускника в дальнейшей, взрослой, жизни адаптироваться к окружающей действительности. Все чаще стали вспоминать, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Если раньше о здоровье ребенка беспокоилось огромное количество организаций (и медицинских, и спортивных, и образовательных), то теперь семья и ребенок практически в одиночку должны обеспечивать нормальное здоровье.
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.
Интегративные процессы в социально-экономических и политических сферах жизни современного общества определили основную цель учебно-воспитательного процесса – подготовку школьников к жизни в демократическом, многонациональном, мультикультурном обществе. Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Школа реализует подготовку человека к полноценной жизни в условиях информационного общества в процессе образовательной подготовки на всех ступенях обучения.
Углубленное изучение информатики, информационных технологий и английского языка способствует лучшей адаптации учащихся к самостоятельной жизни после школы. Это тоже немаловажно для психологического здоровья молодого человека.
Общая структура системы экспериментальной работы в МОУ согласуется с общей тенденцией развития современной школы, представленной развивающим, проблемным обучением, проектно- исследовательским подходом.
В школе функционирует опытно-экспериментальная площадка, позволяющая создавать целостную информационно-образовательную среду, ориентированную на будущие потребности учащихся.
Интегрированная предметная среда и проектная деятельность с применением универсальных информационных технологий используется для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненных задач, в том числе задач сохранения и укрепления здоровья.
Установление межпредметных связей между учебными предметами в процессе преподавания является, на мой взгляд, необходимым условием для повышения производительности труда учащихся и устранения перегрузки.
Реализация данного способа в учебном процессе позволяет, с одной стороны, избежать механического использования знаний из других школьных дисциплин, а с другой, – убедить учащихся в том, что сущность многообразия окружающего мира заключается в его единстве, что многие процессы и явления, изучаемые различными предметами, едины по своей природе. Продуманное осуществление межпредметных знаний не только не усложняет, а, наоборот, значительно облегчает усвоение учебного материала. У ребят появляется естественная потребность в знаниях, повышается творческая активность на основе диалектического метода познания.
Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных моделей и технологий обучения, при создании программ и учебников реально учитывать закономерности психического развития детей.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей позволяет поддерживать тесную связь и согласованность всех компонентов системы каждой ступени образования (целей, задач, содержания, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса) с возрастными особенностями и возможностями развития детей. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребенка на каждом этапе школьного образования.
Здесь исключительное значение имеет:
во-первых, самостоятельность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития;
во-вторых, индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный на сохранение и укрепление их здоровья, позволяет выделить принципы отбора содержания и методов непрерывного образования.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития и саморазвития детей, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей ребенка в различных видах его деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения знаний, овладения умениями и навыками.
Принцип вариативности содержания образования полагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей, особенностей их развития – в соотношении с достижениями современной науки, потребностями общества и социо-культурными особенностями региона. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка, и что особенно важно – учет особенностей различных контингентов детей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ – на получение равного с другими образования.
С учетом требований возрастного подхода школа обозначает возможные направления определения содержания и методов обучения, адекватно отвечающих задаче сохранения и укрепления здоровья школьников, тем самым поставив задачу особенностей организации здоровьесберегающей среды школы в целом.
Изменяется характер контроля в процессе обучения. Важную роль приобретают показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребенка, показатели социализации детей, а также в широком смысле показатели здоровья школьников. Состояние здоровья (физического, психологического, социального, нравственного) должно стать приоритетным при оценке эффективности образования.
Контроль за качеством обучения – это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку. Без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности «учения-обучения» нельзя правильно строить начальное образование как базу всего последующего обучения, а, следовательно, создавать начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом. Так, например, важным условием обучения детей в начальной школе является наличие отделенного от остальной школы (собственного) пространства жизнедеятельности детей этого возраста.
Начальная ступень образования – составная часть всей образовательной цепи и первоначальное звено в ней. Поэтому, с одной стороны, она берет на себя ответственность заложить основы для успешного осуществления целей и задач единого образовательного процесса на последующих ступенях, с другой же, – способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личных качеств. Школьный коллектив направлен на то, чтобы прилагать усилия в решении детских проблем, специалисты (психологи, педагоги, медики) работают над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся.
Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с:
1) возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки;
2) выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;
3) усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.
В нашей школе учебный процесс построен таким образом, что с первого класса предметы углубления ведут учителя - предметники, которые остаются и при переходе в пятый класс. Поэтому ребенок с первых дней знакомится не только с классным руководителем, но и с другими учителями, что позволяет постепенно привыкать к требованиям разных предметов и строить отношения с разными педагогами.
Педагогами и администрацией школы уделяется пристальное внимание вопросам регламентации учебного материала, создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время.
Формы работы детей и взрослых, особенности совместной деятельности участников образовательного пространства, т.е. именно образовательная среда, прежде всего, в ответе за механизм перегрузки. При этом наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых – главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребенок, и будет ли он действительно здоров.
Наша школа продолжает поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Учителя нашей школы апробируют в учебном процессе новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками.
Этот путь: «Учение с увлечением». Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к такой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию. Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению психических и соматических заболеваний учащихся, «школьных неврозов», вызванных чрезмерной умственной нагрузкой.
Задача нашей школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. К ней можно отнести:
1) игровые технологии;
2) технологию уровневой дифференциации;
3) технологию проектного обучения.
Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом, в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.
Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника относятся практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.
Но задача сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.
Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедийных материалов создает у детей эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.
Построение всего учебно-воспитательного процесса основано на модели, которая обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка и подростка с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка, является дифференцированное обучение на основе глубокой соматической, психофизиологической и психолого-педагогической диагностики. Перед поступлением в школу проводится комплексная медико-психологическая оценка готовности детей к школьному обучению с целью адаптации к школе. В итоге при всех различиях индивидуальных особенностей дети достигают более однородного стартового уровня перед школой, и, следовательно, у них с меньшим напряжением для здоровья проходит переориентация организма на новые условия жизни.
Все используемые учителем на уроке технологии, педагогические приемы должны оцениваться (количественно и качественно) по критерию влияния их на здоровье учащихся.
Использование здоровьесберегаюших технологий учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий, т.е. защита здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, является важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Это предполагает необходимость формирования у учащегося культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.
Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто используется распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями.
При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуровневых заданий. Используется работа по группам (столам, рядам, командам), дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам).
Среди учителей-предметников часто применяется игровая технология, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения.
Включение элементов игры в учебный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материалом в новой ситуации, учитывая при этом тот фактор, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.
В образовательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Принцип здоровьесбережения является системообразую-щим. Осознание ценности здоровья одинаково для всех участников образовательного процесса.
Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе отражаются на состоянии всего общества.
Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. В противодействие этому в процесс обучения, особенно в начальных классах, вводятся так называемые «динамические паузы», а также специально составленное для начальной школы расписание, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Динамические паузы обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
Уроки физического воспитания проходят по расписанию. При благоприятных погодных условиях уроки проводятся на улице.
Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения. Тогда у ребят есть шанс исправить оценку во время опроса на следующем уроке.
Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников.
В основу учебно-воспитательного процесса школы положены три принципа: «здоровье – развитие – обучение», поэтому педагогическим коллективом школы должна проводиться большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.
Образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, – в первую очередь, процесс облагораживания души и сердца ребенка, обогащения его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем.
Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, и выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Если все в школе будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты (психологи, логопеды и т.д.), работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать.
Учителя и специалисты нашей школы должны искать самые оптимальные пути обучения детей, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.