kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на тему:"Применение здоровьесберегающих технологий в МОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.Целью настоящей работы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему:"Применение здоровьесберегающих технологий в МОУ" »

Здоровьесберегающие технологии.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Состояние здоровья российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения, проведенная в 2005г. показала, что показатели состояния здоровья детей продолжают ухудшаться. Уровень общей заболеваемости увеличился на 17,7%. Произошел стремительный рост болезней эндокринной системы – на 63,2%, нервной системы – на 19,2%, опорно – двигательной системы – на 40%. Растет потребление наркотиков и психоактивных веществ, наблюдается эпидемическое распространение ВИЧ - инфекции и вирусных гепатитов. Серьезной проблемой остается заболеваемость туберкулезом. Чрезвычайно высок травматизм в быту и на дорогах.

Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

   По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.

Рассмотрим основные направления комплексной организа-ции здоровьесберегающего образовательного процесса в МОУ.

Цели и задачи данной работы.

Целью настоящей работы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Поставленная цель реализуется посредством решения следующих задач:

1) создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

2) рациональная организация учебного процесса в МОУ;

3) организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни;

4) проведение методической работы с педагогами и психологами, направленной на повышение их уровня знаний об эффективных здоровьесберегающих методах и технологиях;

5) организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися МОУ;

6) формирование социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере;

7) профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся МОУ (совместно с медицинскими учреждениями);

8) организация необходимой медико-социальной и психолого-педагогической помощи школьникам;

9) проведение консультаций специалистов для учащихся и родителей;

10) формирование комплексной просветительской деятельности в здоровьесберегающей сфере совместно с другими учреждениями и организациями.

Методическая работа с

психолого – педагогическим коллективом МОУ

Важное значение в оздоровительной работе играет личность учителя. Помимо предметной и дидактической подготовки, он должен иметь психолого-педагогические знания, должен быть интересен для учащихся как личность, нацелен на постоянное саморазвитие, личным примером показывать образцы здорового образа жизни. Поэтому важным направлением оздоровительной работы в МОУ является работа с педагогическим коллективом.

В частности, педагоги должны овладевать элементами адаптивной системы обучения, здоровьесберегающими технологиями – уметь диагностировать основные параметры интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, владеть навыками диалогичного общения, осуществлять психопрофилактику педагогического процесса, уметь находить индивидуальные подходы к различным категориям учащихся, иметь  достаточно высокую общую и речевую культуру. Чтобы учитель был способен осуществлять все эти виды деятельности, необходимо мотивировать его на систематическое пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения, создать систему непрерывного образования педагогов и психологов, чтобы они могли активно использовать в преподавании арсенал современных психолого - педагогических технологий.

Пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения у психолого-педагогического коллектива МОУ происходит в рамках проведения лекториев, семинаров, рефлексивных кругов, конференций и круглых столов.

Рациональная организация учебного процесса в МОУ

Рациональная организация учебного процесса предполагает наличие следующих взаимосвязанных элементов:

1) правильное составление расписания уроков в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности;

2) соблюдение гигиенических нормативов объема учебной, внеучебной нагрузки и домашних заданий;

3) рациональная организация учебной деятельности на уроках;

4) соответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся;

5) применение личностно-ориентированного, индивидуаль-ного подхода в образовательном процессе, учитывающего психо-физиологические особенности, уровень развития и состояние здоровья каждого ребенка;

6) использование технологий обучения на основе доступности содержания, вариативности, дифференциации и межпредметной интеграции;

7) использование активно-деятельностных форм организации учебного процесса, наглядности, групповых, проблемных, игровых, диалоговых форм работы;

8) формирование положительной мотивации учения, обеспечивающей самореализацию учащихся, рост их творческого потенциала.

Медико - профилактическая работа в МОУ

В ходе осуществления образовательного процесса необходимо осуществлять медицинский контроль за физическим развитием детей, комплекс медико-профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, организовывать консультации профессиональных врачей. Для профилактической работы используются немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников. Они эффективны, просты и в то же время не нарушают общеобразовательный процесс.

Это зарядка для глаз, коррекция опорно-двигательной системы, витаминопрофилактика в ноябре и марте аскорбиновой кислотой, профилактика гриппа, регулярное включение в меню школьников зеленого лука.

Кроме того, организуется работа школьного оздоровительного лагеря летом со следующей программой: витаминизация, посещение бассейна и экологически чистых зон, организация спортивных соревнований.

Физкультурно – оздоровительная работа в МОУ

Главная задача этого направления – включить каждого ребенка в систематические занятия физической культурой и спортом. Для увеличения двигательной активности учащихся нужна система  спортивно-оздоровительных мероприятий, активная физкультурно-оздоровительная работа.

Для повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, обеспечения выполнения детьми суточных норм двигательной активности в МОУ есть гимнастический зал, оснащенный оборудованием и инвентарем, техническими средствами, учебно-наглядными пособиями.

Учителя физической культуры активно внедряют на своих уроках здоровьесберегающие технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. На уроках школьники самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму.

Кроме уроков физкультуры, ученики ежедневно выполняют «гимнастические пятиминутки», методическую помощь в составлении которых оказывают преподаватели физкультуры. Педагоги создают условия для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах, проводя для этого подвижные игры (особенно в младших классах).

Традиционным является участие школьников МОУ в районных, краевых и зональных спортивных соревнованиях и спартакиадах.

Учащиеся имеют возможность заниматься в спортивных секциях по различным видам спорта, таких как «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Ритмика» и т.д.

Результатом физкультурно - оздоровительной работы педагогов МОУ должно стать уменьшение  пропусков занятий по причине простудных заболеваний и улучшение здоровья учащихся.

Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни в МОУ

Целью данного направления является воспитание у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни. Учащиеся должны осознавать положительное  влияние соблюдения правил личной и общественной гигиены, значение телесной силы и красоты для творческих и жизненных успехов человека, осознавать опасность для жизни и здоровья вредных привычек. Занятия и тренинги, проводимые с учащимися классным воспитателем и преподавателем курса «Я и мое здоровье», направлены на овладение прикладными знаниями и навыками в области охраны и укрепления физического здоровья, на профилактику  заболеваний органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др., на выработку навыков и привычек безопасной жизнедеятельности.

Рекомендуется проводить следующие мероприятия:

1) на базе параллели 5 – х классов – тренинговые занятия «Мы и наши привычки», «Правила личной гигиены», «Здоровое питание», «Режим дня»;

2) на базе параллели 6 – х классов – рефлексивные круги «Я расту, я меняюсь», «Я и моя безопасность», «Мое здоровье».

Классные воспитатели должны проводить тренинги и рефлексивные круги в сфере здоровьесбережения:

  1. «Человек и наркотики»;

  2. «Психоактивные вещества»;

  3. «Правда и ложь о марихуане»;

  4. «Красота и здоровье»;

  5. «Развлечения в компании»;

  6. «Возраст и здоровье»;

  7. «Я умею говорить «нет»!»;

  8. «Плохие привычки»;

  9. «Ответственность за свой образ жизни»;

  10. «Курение как угроза здоровью»;

  11. «Портрет курильщика»;

  12. «Влияние среды»

  13. «Да здравствует чистый воздух!»;

  14. «Психология воздействия рекламы».

В рамках внеклассных мероприятий классные воспитатели и ученики могут проводить театрализованные представления для учащихся школы:

  1. «Если хочешь быть здоровым – постарайся»;

  2. «Дорога к доброму здоровью»;

  3. игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?»;

  4. «Суд над сигаретой»;

  5. «Алкоголь или здоровье – выбирайте сами»;

  6. «Курить или не курить: вот в чем вопрос?»

  7. «Добрый доктор - чай»;

  8. «Есть выбор: жизнь без сигарет»;

  9. ток – шоу «Шум и здоровье человека».

В МОУ ежегодно проводится выставка плакатов по проблемам сохранения здоровья детей и подростков:

  1. «Курение – смерть в рассрочку»;

  2. «Спид – загадка века»;

  3. «По следу дымящей сигареты»;

  4. «Почему это опасно?»;

  5. «Движение для здоровья»;

  6. «От соблазна к кошмару»;

  7. «Жизнь на кончике сигареты».



В рамках классных часов следующие беседы с учащимися:

1) «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»;

2) «Профилактические действия перед инфекцией гриппа»;

3) «Как сохранить зубы здоровыми?»;

4) «Целебная сила цветотерапии»;

5) «…И глаза тебе «скажут» спасибо»;

6) «Как предупредить кариес»;

7) «Сколиоз и его предупреждение»;

8) «Наркотики: зависимость и последствия»;

9) «Мифы о наркомании».

Комплекс перечисленных мероприятий станет основой для обобщения педагогического опыта, результатом которого явится создание исследования режима дня учащихся 5- х классов «Валеологическая оценка здорового образа жизни» исследования изменений функционального состояния учащихся под влиянием учебной нагрузки – валеологическая оценка самочувствия, активности и настроения на базе 6-х классов. На основании проведенных исследований должны быть выработаны соответствующие рекомендации для учеников и их родителей.

Формирование социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере

Важным направлением оздоровительной работы в современных условиях является решение такой актуальной задачи, как оздоровление семьи. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей и подростков обязательно сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.

Для решения этой проблемы в МОУ созданы тесные контакты школы с семьей, существует активное привлечение родителей, желающих принять участие в работе с детьми во внеурочное время.

С этой же целью в ходе родительских собраний проводятся следующие профилактические беседы:

  1. «Профилактика и лечение нарушений зрения»;

  2. «Об отношении с окружающими»;

  3. «Нетрадиционные методы оздоровления ребенка»;

  4. «Профилактические действия перед эпидемией гриппа»;

  5. «Движение для здоровья»;

  6. «Возвращение к молодости»;

  7. «О правильном питании»;

  8. «Основы режима дня школьника».

Результатом подобного сотрудничества родителей и педагогов является повышение ответственности семьи за здоровье и физическое развитие школьников.



3. Применение здоровьесберегающих технологий

В МОУ

Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

Поэтому именно на данном этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Условия воспитания и обучения детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием образовательных учреждений.

В системе гигиенических требований к инфраструктуре школы в различных видах образовательных учреждений есть требования к отоплению, вентиляции, наличию водопровода, канализации, оборудованной столовой с газовыми или электрическими плитами.

Наличие здоровьесберегающих элементов инфраструктуры в МОУ, отвечающее требованиям САНПиНов:

1) расположение здания школы;

2) участок образовательного учреждения;

3) оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);

4) водоснабжение и канализация;

5) учебные кабинеты: площадь и оснащенность;

6) соблюдение размеров мебели;

7) воздушно-тепловой режим;

8) освещенность мест занятий;

9) наличие спортивного зала, раздевалок, подсобных помещений;

10) спортивное оборудование и инвентарь;

11) наличие тренажерного зала.

Следующим условием создания школьной полноценной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры:

1) медицинский кабинет и оборудование;

2) стоматологический кабинет и оборудование;

3) столовая и ее оснащенность;

4) организация качественного питания для всех учащихся;

5) 100%-ное обеспечение необходимым квалифицированным персоналом специалистов:

а) учителя физической культуры;

б) педагоги-психологи;

в) педагоги-логопеды;

г) специалист-медицинская сестра;

д) специалист-стоматолог.

Здоровьесберегающая деятельность МОУ включает в себя:


1) Дни и Недели Здоровья;

2) спортивные школьные праздники;

3) участие в районных спортсоревнованиях;

4) беседы о здоровье с учащимися;

5) беседы о здоровье с родителями;

6) оформление классных и школьных «Уголков здоровья».

Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависят от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения.

Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника.

Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится вакцинация.

Наиболее значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьесберегающей направленности является:

· оценка режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников;

· оценка организации двигательного режима школьников.

Известно, что люди нередко устают и изнемогают не потому, что много работают, а потому, что плохо работают. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: часто дети проводят без движения и в школе, и дома не менее трети суток бодрствования.

Таким образом, анализ режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников дает основание для решения проблем нормализации учебной нагрузки.


1) соединение базового и дополнительного образования;

2) творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;

3) формирование образовательного и воспитательного пространства;

4) организация совместной работы с родителями;

5) создание образовательного пространства школы как пространства выбора для учащихся;

6) проектно-исследовательская деятельность в начальной школе и среднем и старшем звене;

7) разнообразие и качество работы кружков, секций в системе дополнительного образования;

8) создание максимально комфортных условий в школе.

Школа, помимо решения педагогических задач, следит за соотношением учебной нагрузки и методов преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействует охране и укреплению их здоровья. Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.

В школе большое внимание должно уделяться способности выпускника в дальнейшей, взрослой, жизни адаптироваться к окружающей действительности. Все чаще стали вспоминать, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Если раньше о здоровье ребенка беспокоилось огромное количество организаций (и медицинских, и спортивных, и образовательных), то теперь семья и ребенок практически в одиночку должны обеспечивать нормальное здоровье.

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Интегративные процессы в социально-экономических и политических сферах жизни современного общества определили основную цель учебно-воспитательного процесса – подготовку школьников к жизни в демократическом, многонациональном, мультикультурном обществе. Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Школа реализует подготовку человека к полноценной жизни в условиях информационного общества в процессе образовательной подготовки на всех ступенях обучения.

Углубленное изучение информатики, информационных технологий и английского языка способствует лучшей адаптации учащихся к самостоятельной жизни после школы. Это тоже немаловажно для психологического здоровья молодого человека.

Общая структура системы экспериментальной работы в МОУ согласуется с общей тенденцией развития современной школы, представленной развивающим, проблемным обучением, проектно- исследовательским подходом.

В школе функционирует опытно-экспериментальная площадка, позволяющая создавать целостную информационно-образовательную среду, ориентированную на будущие потребности учащихся.

Интегрированная предметная среда и проектная деятельность с применением универсальных информационных технологий используется для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненных задач, в том числе задач сохранения и укрепления здоровья.

Установление межпредметных связей между учебными предметами в процессе преподавания является, на мой взгляд, необходимым условием для повышения производительности труда учащихся и устранения перегрузки.

Реализация данного способа в учебном процессе позволяет, с одной стороны, избежать механического использования знаний из других школьных дисциплин, а с другой, – убедить учащихся в том, что сущность многообразия окружающего мира заключается в его единстве, что многие процессы и явления, изучаемые различными предметами, едины по своей природе. Продуманное осуществление межпредметных знаний не только не усложняет, а, наоборот, значительно облегчает усвоение учебного материала. У ребят появляется естественная потребность в знаниях, повышается творческая активность на основе диалектического метода познания.

Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных моделей и технологий обучения, при создании программ и учебников реально учитывать закономерности психического развития детей.

Возрастной подход к обучению и воспитанию детей позволяет поддерживать тесную связь и согласованность всех компонентов системы каждой ступени образования (целей, задач, содержания, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса) с возрастными особенностями и возможностями развития детей. Благодаря этому обеспечивается преемственность в развитии каждого ребенка на каждом этапе школьного образования.



Здесь исключительное значение имеет:

во-первых, самостоятельность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития;

во-вторых, индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный на сохранение и укрепление их здоровья, позволяет выделить принципы отбора содержания и методов непрерывного образования.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития и саморазвития детей, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей ребенка в различных видах его деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения знаний, овладения умениями и навыками.

Принцип вариативности содержания образования полагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей, особенностей их развития – в соотношении с достижениями современной науки, потребностями общества и социо-культурными особенностями региона. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка, и что особенно важно – учет особенностей различных контингентов детей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ – на получение равного с другими образования.

С учетом требований возрастного подхода школа обозначает возможные направления определения содержания и методов обучения, адекватно отвечающих задаче сохранения и укрепления здоровья школьников, тем самым поставив задачу особенностей организации здоровьесберегающей среды школы в целом.

Изменяется характер контроля в процессе обучения. Важную роль приобретают показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребенка, показатели социализации детей, а также в широком смысле показатели здоровья школьников. Состояние здоровья (физического, психологического, социального, нравственного) должно стать приоритетным при оценке эффективности образования.

Контроль за качеством обучения – это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку. Без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности «учения-обучения» нельзя правильно строить начальное образование как базу всего последующего обучения, а, следовательно, создавать начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом. Так, например, важным условием обучения детей в начальной школе является наличие отделенного от остальной школы (собственного) пространства жизнедеятельности детей этого возраста.

Начальная ступень образования – составная часть всей образовательной цепи и первоначальное звено в ней. Поэтому, с одной стороны, она берет на себя ответственность заложить основы для успешного осуществления целей и задач единого образовательного процесса на последующих ступенях, с другой же, – способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личных качеств. Школьный коллектив направлен на то, чтобы прилагать усилия в решении детских проблем, специалисты (психологи, педагоги, медики) работают над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся.

Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с:

1) возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки;

2) выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;

3) усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.

В нашей школе учебный процесс построен таким образом, что с первого класса предметы углубления ведут учителя - предметники, которые остаются и при переходе в пятый класс. Поэтому ребенок с первых дней знакомится не только с классным руководителем, но и с другими учителями, что позволяет постепенно привыкать к требованиям разных предметов и строить отношения с разными педагогами.

Педагогами и администрацией школы уделяется пристальное внимание вопросам регламентации учебного материала, создания и поддержания благоприятного психологического микроклимата и в процессе обучения, и во внеурочное время.

Формы работы детей и взрослых, особенности совместной деятельности участников образовательного пространства, т.е. именно образовательная среда, прежде всего, в ответе за механизм перегрузки. При этом наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых – главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребенок, и будет ли он действительно здоров.

Наша школа продолжает поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Учителя нашей школы апробируют в учебном процессе новые технологии, успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий с современными методиками.

Этот путь: «Учение с увлечением». Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к такой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию. Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению психических и соматических заболеваний учащихся, «школьных неврозов», вызванных чрезмерной умственной нагрузкой.

Задача нашей школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. К ней можно отнести:

1) игровые технологии;

2) технологию уровневой дифференциации;

3) технологию проектного обучения.

Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом, в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.

Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника относятся практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Но задача сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.

Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедийных материалов создает у детей эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.

Построение всего учебно-воспитательного процесса основано на модели, которая обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка и подростка с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка, является дифференцированное обучение на основе глубокой соматической, психофизиологической и психолого-педагогической диагностики. Перед поступлением в школу проводится комплексная медико-психологическая оценка готовности детей к школьному обучению с целью адаптации к школе. В итоге при всех различиях индивидуальных особенностей дети достигают более однородного стартового уровня перед школой, и, следовательно, у них с меньшим напряжением для здоровья проходит переориентация организма на новые условия жизни.

Все используемые учителем на уроке технологии, педагогические приемы должны оцениваться (количественно и качественно) по критерию влияния их на здоровье учащихся.

Использование здоровьесберегаюших технологий учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий, т.е. защита здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, является важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Это предполагает необходимость формирования у учащегося культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.

Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто используется распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями.

При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуровневых заданий. Используется работа по группам (столам, рядам, командам), дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам).

Среди учителей-предметников часто применяется игровая технология, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения.

Включение элементов игры в учебный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение материалом в новой ситуации, учитывая при этом тот фактор, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них.


Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.

В образовательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Принцип здоровьесбережения является системообразую-щим. Осознание ценности здоровья одинаково для всех участников образовательного процесса.

Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе отражаются на состоянии всего общества.

Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. В противодействие этому в процесс обучения, особенно в начальных классах, вводятся так называемые «динамические паузы», а также специально составленное для начальной школы расписание, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Динамические паузы обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.

Уроки физического воспитания проходят по расписанию. При благоприятных погодных условиях уроки проводятся на улице.

Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения. Тогда у ребят есть шанс исправить оценку во время опроса на следующем уроке.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников.

В основу учебно-воспитательного процесса школы положены три принципа: «здоровье – развитие – обучение», поэтому педагогическим коллективом школы должна проводиться большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.

Образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, – в первую очередь, процесс облагораживания души и сердца ребенка, обогащения его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем.

Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных факторов учебно-воспитательного процесса, и выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Если все в школе будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты (психологи, логопеды и т.д.), работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать.

Учителя и специалисты нашей школы должны искать самые оптимальные пути обучения детей, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на тему:"Применение здоровьесберегающих технологий в МОУ"

Автор: Карелина Ирина Петровна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства