Выступление на педсовете по теме :"Своеобразие классной воспитательной системы "
Выступление на педсовете по теме :"Своеобразие классной воспитательной системы "
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.
Каждый человек, обучаясь в школе, имеет дело с людьми, которые выбрали профессию педагога. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге, который сочетает в себе качества и психолога, и воспитателя, и психотерапевта, так как именно к нему обращаются ученики со своими бедами и радостями, конфликтами с родителями, ему поверяются детские тайны.
Я считаю, что самой значительной и важной составной частью индивидуально – группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся школы. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается.
Ребенок для жизни в обществе должен накопить социальный опыт и формировать принимаемой обществом систему ценностей.
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;в) чувством собственной значимости.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности .Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями.
5. Развитие познавательного интереса.
Взаимодействие учителя с классом – это и взаимоотношения с родителями. Мы не можем забрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал. Как же заручиться поддержкой родителей? Как сделать нам их своими сторонниками? Родитель младшего школьника и родитель ученика средней школы отличаются друг от друга не меньше, а может быть, и больше, чем их дети. Быть родителем ребенка только что отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения; нужно уметь выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив!
Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком. Это особенно важно в начальной школе.Однако и на плечи учителя ложится важная задача – нужно так организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью.
Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего дитя. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни.
Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.
1. Родительские собрания организационные (при переходе из класса в класс)· тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы) текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса) итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени)2. Работа родительского комитета. В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. 3. Индивидуальные беседы и консультации. Для проведения индивидуальных бесед привлекаю психолога, социального педагога, администрацию, родителей из комитета. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что такая форма имеет свои положительные результаты,но 4. Родительский университет. Любой, увлеченный родитель, может организовать воспитательную работу в классе. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а является непосредственным помощником.Пробовали мы создать клуб общения «В дружбе - сила». Руководителем клуба стала председатель родительского комитета. Форма проведения занятий различна: беседы, экскурсии, фотовыставки, оформление газет и др. Цель клуба: создание условий для адаптации ребенка к школе, осознание им себя полноценным членом коллектива. Занятия проходили 1 – 2 раза в месяц. К работе привлекаются и другие родители.5. Родительский классный час. В начальной школе проводится 2 раза в год. На первом в году собрании можно сразу выбрать родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбрать других. Могу сказать, что родители серьёзно подходят к подготовке таких мероприятий, которые проходят интересно и оживлённо.6. Туристско-краеведческие походы, экскурсии… Это мероприятие дети ждут с нетерпением, заранее обсуждают, как оно пройдет. Поход имеет большое воспитательное значение.В походе воспитывается чувство товарищества: дети помогают друг другу нести сумки, следят за отстающими, делятся сухим пайком во время привала. Развивается умение общаться со взрослыми в неформальной обстановке.7. Родительские рейды. Это могут быть рейды по поверке дневников, состоянию учебников и другие. Рейды проводят члены родительского комитета. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. Такие рейды мы проводим 2 раза в год.На усмотрение родителей, детей можно наградить по итогам рейда. 8. Круглый стол. Лучше проводить его в неформальной обстановке, за чашкой чая. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.9. Исследовательская работа. В современном образовании, исследования занимают важное место. Мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса..10. Праздники.Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)11. День открытых дверей. Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Однако, есть родители, которые выказывают свое желание увидеть, как ребенок работает на уроке. Бывает и наоборот – учитель просит родителей присутствовать на уроке и понаблюдать за работой ребенка. «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.
Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Зачастую родители ведут себя как дети: они стесняются проявить инициативу, выделиться из толпы. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. должен быть коллектив воспитателей, а там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет одного плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса”, - считал А.С. Макаренко.
“Чужими” не могут быть и педагоги, работающие в классе. Задача классного руководителя объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеклассную деятельность, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогическое воздействие на ученический коллектив.
Главная задача объединения учащихся, родителей и педагогов, работающих в классе в единую команду,чтобы совместно решались воспитательные задачи.