Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Организация внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС"»
Выступление на педсовете
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». К.Д. Ушинский
Тема моего выступления «Организация ВШК в условиях реализации ФГОС»
Государственная политика в области образования ориентирует современную школу на решение проблемы обеспечения нового качества образования, соответствующего общественным запросам. Ставка делается на формирование компетентностей личности, ориентированной на «образование через всю жизнь», т.е. постоянное саморазвитие. Эта идея является основополагающей в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (далее – ФГОС).
Начиная разговор нам необходимо договориться о значении слова «стандарт». Все знают, что русское слово «стандарт» происходит от английского, означающего норму, образец, мерило.
Стандарт – это договор со специалистом, производящим товар, услугу, не о том, что он должен сделать, а о том, чего он НЕ МОЖЕТ НЕ ДЕЛАТЬ. При этом человеку предоставляется свобода творчества…но, только после того, как он выполнит требования стандарта.
Стандарт предъявляет три группы требований – к результатам, к условиям и к структуре программ. Это необходимый к исполнению набор требований для учителя, завуча, специалиста школы. Выполнившие этот объем требований свободны для творчества: могут обеспечивать результаты более объемные и разнообразные, лучшие условия... но сначала – необходимо выполнить единые для всех требования.
Так заставляет ли стандарт учителя работать «по трафарету, по шаблону»? Конечно же, нет. Стандарт ограничивает учителя по принципу «нельзя делать меньше и хуже», а больше и лучше – сколько угодно!
Внутришкольный контроль – это:
•оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития мастерства;
• взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса;
• вид деятельности руководителей совместно с педагогическим коллективом и общественностью по установлению соответствия качества образования общегосударственным требованиям на диагностической основе.
ВШК – чего? После того как в теории внутришкольного управления стало активно разрабатываться новое направление, основанное на принципах управления качеством, стало очевидно, что система внутришкольного контроля, являясь подсистемой общей системы управления школой, имеет существенные резервы для развития как инструмент управления качеством образовательного процесса. Резервы выявляются при более подробном осмыслении понятия "качество" применительно к образовательному процессу.
Понятие "качество" имеет два перекрывающихся смысловых поля. Одно из них определено в энциклопедических и философских словарях как "существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого".
В теории социального управления качество социальной системы определяется как "степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть".
В первом случае под качеством понимается характеристика объекта или субъекта, позволяющая отличить одно от другого, похожего: цвет, вкус, форма, температура, вес, скорость, характер, способности, ценности, умения...
Очевидно, что первое смысловое поле является частью второго. Проще говоря, степень ценности и пригодности сначала определяется наличием необходимых характеристик вообще, а затем -уровнем их реализации.
Вводя понятие "качество" как ключевой критерий для оценки образовательного процесса и всех его составляющих, определяются задачи:
• включить в перечень объектов ВШК все результаты, ресурсы, условия, которые, согласно государственным документам (ФГОС, Закон "Об образовании" и др.), определяют присутствие этих объектов в образовательной программе школы (здесь мы опираемся на первое значение понятия "качество");
• измерять в процессе ВШК не просто уровень или динамику процессов, но "степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть" (опора на второе значение понятия "качество").
И первая, и вторая позиции отражают необходимость изменений в ныне существующем ВШК и указывают их направления.
Если в составе объектов ВШК будут отражены все перечисленные в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), если в ВШК будут включены все условия, названные в стандартах, если сама система управления, наконец, станет объектом управления, только в этом случае ВШК будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат.
Такая структура образовательных результатов не инновация, а, скорее, возрождение российских традиций в образовании.
В 1856 году Н.Г. Чернышевский в книге «Александр Сергеевич Пушкин, его жизнь и сочинения» писал:
«Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык “мыслить”, и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному.
Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной»
Нетрудно увидеть в структуре образовательных результатов ФГОС ту же логику: обширные знания характеризуют предметные результаты, привычка мыслить – метапредметные и, наконец, благородство чувств – личностные.
Особенности структуры ВШК в соответствии с требованиями ФГОС и НСОТ.
Итак, главный вопрос в совершенствовании ВШК сегодня что необходимо измерять и зачем.
Только после формулирования ответа на вопрос «зачем контролировать», можно рассматривать вопросы «что и как контролировать», связанные с процессами сбора и анализа данных.
На слайде показан вариант структуры ВШК в соответствии с ФГОС. Наполнив каждую составляющую ВШК содержанием, отражающим подробности содержания Стандартов, можно будет выстроить ВШК как ресурс реализации Стандартов.
Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС
Система ВШК
ВШК качества результатов
ВШК качества процессов
ВШК качества управления
Здоровье обучающихся
Личностные образовательные результаты
Метапредметные образовательные результаты
Предметные образовательные результаты
Качество обучающей предметной деятельности
Качество реализации системы воспитательной работы
Качество научно-методической системы школы
Качество образовательных программ школ
Качество управления образовательным процессом
Качество управления реализацией требований государственных документов
Качество соблюдения Положения о документообороте
Компетентность субъектов управления
Качество управления математическо-технической базой образовательного процесса
Качество управления профессиональным ростом педагогов школ
Эта рабочая структура может быть использована как матрица для сопоставления с реальной структурой и содержанием ВШК в конкретной школе.
1 раздел ВШК, «Качество результатов». Он обязательно присутствует в каждой школе: В этом разделе собирается, анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (стр.1 ФГОС ООБ). Предлагается начать этот раздел с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся, – это отражает не только требования государственных документов, но и чаяния социума. Никакие достижения не могут компенсировать отрицательную динамику уровня здоровья детей.
Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.
Для реализации требований государственных документов в системе ВШК должен выполняться принцип критериального оценивания с его понятной для любого субъекта логикой: каждое качество должно иметь свои показатели, а каждый показатель-описание уровней достижения (уровневые дескрипторы):
(если во всех тематических контрольных работах по всем предметам будут присутствовать разделы, проверяющие уровень сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий на предметном материале, то учитель обязательно в процессе работы над темой будет отрабатывать данные умения и навыки, а если окажется, что у учителя недостаточно собственных знаний и умений для такой работы, возникнет необходимость реализации новых программ развития для учителя.
Оценивание – это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения. При этом четко различают оценивание обучения, проводимое с целью определения уровня достижений, и оценивание для обучения, основанное на иных приоритетах, процедурах и договоренностях. Именно последний тип оценивания способен приводить к повышению учебных результатов.
В зарубежной практике разработаны информационно методические материалы, позволяющие грамотно и эффективно осуществлять критериальное оценивание результатов школьного образования. В канадских школах на столах учителей всех предметов лежат наборы диагностических работ с уровневыми дескрипторами качества.
В начале четверти учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ, и по каким именно критериям они будут оцениваться.
Повышение качества ВШК требует сосредоточить внимание на разработке контрольно-измерительных материалов, используемых для оценки обученности и динамики развития метапредметных образовательных результатов, которые будут обладать технологичностью и информативностью.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:
уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);
уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.
Метапредметные образовательные результаты, представленные во ФГОС начального общего образования 12 требованиями, а во ФГОС основного общего образования 16 требованиями, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:
уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т.д.);
уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т.д.);
уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т.д.);
уровень развития ИКТ – компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).
2 раздел «ВШК качества процесса», спроектированный на основе ресурсного, компетентностно-деятельностного подходов и также с учетом принципов критериального оценивания. В этом разделе ВШК определяется уровень достигнутых условий реализации основной образовательной программы, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий. На стр.39 ФГОС ООБ цели этого раздела ВШК определены как «… обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения».
Первый раздел ВШК качества процесса называется «Качество обучающей предметной деятельности». Именно содержание этого раздела становится предметом обсуждения сегодня на проблемных педсоветах, обучающих семинарах. Предлагаемая структура этого раздела, включающая 10 направлений анализа, на наш взгляд, выстроена также по принципу необходимости и достаточности. Направления анализа могут быть расширены, уточнены. Но все описанные направления раздела должны быть реализованы в ВШК:
качество планирования и организации уроков по предмету;
качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);
качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;
качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;
качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;
качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;
качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;
качество реализации требований Закона об инклюзии - деятельности по обучению детей с ОВЗ;
качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета образовательного пространства школы;
качество деятельности педколлектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника».
В разделе «качество воспитательной работы» необходимо предусмотреть отслеживание трех составляющих:
содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и/или акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
качество реализации программы воспитательной работы;
качество работы с родителями.
Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. И, несмотря на то, что исследования состояния методической работы ведутся практически во всех школах, но часто продукты таких исследований оставляют желать лучшего.
Так в роли показателей качества методической системы школы чаще всего выступают цифровые данные о количестве проведенных заседаний МО, при этом темы заседаний могут быть не связаны с данными ВШК образовательных результатов. Очевидно, что в таком случае невозможно сделать выводы о причинах как положительной, так и отрицательной динамики обученности по предметам.
В этом разделе необходимо наличие таких направлений ВШК:
динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;
качество методической деятельности М/О, предметных кафедр;
качество реализации программы педагогического эксперимента:
качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы;
качество деятельности социально-психологической службы, службы тьютеров.
Обязательно должен быть раздел «Контроль качества управления».
При проектировании ВШК должен быть реализован следующий алгоритм:
Операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).
Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).
Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы).
Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК).
На основании полученной на предыдущих этапах информации проектируется подробный регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу «распределенной ответственности».
Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует адаптации к реальным условиям школы.