kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете «Современный урок – одно из условий перехода на ФГОС нового поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме:"Современный урок - одно из условий перехода на ФГОС нового поколения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Современный урок – одно из условий перехода на ФГОС нового поколения»»

МБОУ «СОШ №110»







Выступление на педагогическом совете







Тема выступления

«Современный урок – одно из условий перехода на ФГОС нового поколения»

















Войнова Елена Петровна

Учитель высшей квалификационной категории









Ноябрь, 2015-2016 учебный год







Современный урок одно из условий перехода на ФГОС нового поколения»




Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет является урок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащегося, но развивающая система, связанная с окружающей средой.

Структура урока, и формы его организации имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной мере определяют эффективность учебной работы учащегося.

Любой урок - традиционный или проблемный, развивающий или тормозящий развитие, интересный или скучный – структурно состоит из объективно существующих элементов. Их разнообразное сочетание и различия по времени, степени взаимодействия между собой и определяют большое многообразие типов уроков.

Типы уроков

Урок является элементарной структурообразующей единицей учебно-

воспитательного процесса. Каждый урок своеобразен, отличается конкретными задачами и содержанием. Однако существуют общие черты в педагогической и учебной деятельности на уроках. Процесс обучения распадается на ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задачи

обобщение и подведение итогов и др. Дидактическая задача на уроке является основанием для выделения следующих типов учебных занятий:

-комбинированный урок

-урок изучения нового материала

-урок сообщения и усвоения новых знаний.

-урок повторения и обобщения полученных знаний.

-урок закрепления знаний, выработка умений и навыков

-урок применения знаний, умений, навыков.

-контрольный урок.

-нестандартный урок

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный в практике тип урока. Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку ранее изученного материала и выполнение домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний,

применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть предполагает проверку наличия учащихся на уроке, готовность учебного класса к занятию. Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путём опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся, выполнения ими домашнего

задания, подготовке учащихся к восприятию нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Возможно использование различных дидактических приёмов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций;

демонстрация фрагментов видеофильмов; запись материала на доске или

использование наглядных пособий.

Закрепление знаний является обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными.

Закрепление материала возможно в форме беседы, а также в форме самостоятельной работы учащихся. Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно его проводить параллельно с сообщением новых знаний в зависимости от содержания, сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание даётся устно или пишется на доске. Цель его – закрепить знания учащихся путём самостоятельной работы во внеурочное время.

Урок изучения нового материала. Формы изучения материала могут быть

самыми разнообразными: лекция преподавателя, объяснение с активным привлечением учащихся, самостоятельная работа с учебником, поисковая беседа и т.п. При этом не следует забывать, что какой бы метод обучения не применялся на уроке, в ходе изучения нового материала идёт работа по упорядочению и закреплению ранее усвоенного.

Задавая вспомогательные вопросы учащимся в процессе объяснения, преподаватель осуществляет контроль знаний и усвоение ранее пройденного.

Урок сообщения и усвоения новых знаний. Основная цель данного типа урока

– дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков. Закрепление нового материала проводится чаще путём беседы в форме опроса. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие

ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний. Урок такого типа

проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются:

постановка проблем и выдача заданий; анализ ответов и оценка результата работы;

исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок закрепления знаний, выработка умений и навыков Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия,

воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы;

сообщение содержания занятия и инструктаж о его выполнении; самостоятельная работа учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке, является самостоятельная работа учащихся.

Урок применения знаний, умений, навыков. Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснения цели занятия, установление связи с ранее изученным материалом инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценки её результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок

применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нём, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предыдущих занятиях.

Контрольный урок. Изучение нового материала, закрепление его с учащимися не исключает, а предполагает объективную проверку, диагностику состояния обученности учащихся. Высшей формой заключительной проверки знаний, умений и навыков, степени

развития являются экзамены.



Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.







Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Войнова Елена Петровна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства