Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Самореализация и социальная адаптация учащихся в современных условиях»»
Педсовет: «Самореализация и социальная адаптация
учащихся в современных условиях»
Вся страна живет в эпоху больших перемен. И система образования переживает не менее глобальные изменения, в том числе связанные с переходом к новым образовательным стандартам, которые диктует информационное общество, и как следствие, новые более высокие требования к достижениям учащихся.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Принципиальное отличие новых стандартов образования заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Цели и задачи
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Гуманизм- одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества.
Гуманизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе являетсяформирование гуманизма, толерантности и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Нравственность – как основа самореализации
Начальное образование – первая ступень общего образования. В связи с модернизацией образования введен новый “Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования”, который направлен на реализацию новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение основных целей. “Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”.
Для реализации этих целей необходимо внедрять в учебный процесс технологии, раскрывающие способности и дарования ребенка; активизирующие его познавательную деятельность, творческий потенциал, практическую самореализацию. Исходя, из вышесказанного, цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для самореализации личности ребенка в осуществлении их позитивных возможностей через раскрытие задатков и способностей.
Эта цель определяет следующие задачи:
•Развивать умения и навыки планирования и организации учебной деятельности;
•Развивать творческие способности учащихся;
•Регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой класса;
•Формировать навыки самоконтроля;
•Развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
•Повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;
•Развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;
•Формирование положительной “Я – концепции”.
Для решения поставленных задач по мнению разных ученых педагогов -развивающее обучение помогает развитию и самореализации личности.
Организуя педагогический процесс, за основу беру следующие положения:
•Всегда на стороне ребенка;
•Развитие личности за счет ее собственной активности;
•Ориентация на субъект – субъектное взаимодействие; открытость, гуманизация, индивидуальный подход;
•Создание ситуации успеха.
. Учитываются индивидуальные потребности учащихся
Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.
Важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того, чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление о себе. Основы самоотношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации. Развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другую школу могут переживаться ребенком как ситуация социальной неуспешности, и самоотношение развивается со знаком “минус”. Напротив, успешный опыт занятий в спортивных секциях, достижения в художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция принятого в среде одноклассников выстраивает самоотношение со знаком “плюс”.
«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА»
Изменения, происходящие в современной России: демократизация общества; построение правового государства; признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в стратегии развития России; курс на преобразование в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества, в которых образование занимает одно из приоритетных мест. Но для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимости кардинально изменять ее, необходим «ключ», и таковым ключом должна бытьобновленная образовательная система школы. Это обновление должно сводиться, прежде всего, к побуждению педагогического коллектива к деятельности в режиме инновационного, развивающего образования и личностно-ориентированного подхода, к побуждению родителей более четко формировать социальный заказ на образование в конкретной школе.
Любая школа, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.
В школе человек не только приобретает знания основ наук, он проходит «школу жизни». Именно в образовательном учреждении ребенок впервые сталкивается с требованиями общества. В школе он начинает взаимодействовать с другими людьми на различных уровнях – личностном и деловом. В школе его времяпровождение носит целенаправленный, общественно значимый характер, здесь появляются социальные оценки его возможностей, а деятельность становиться социально значимой. Образовательная среда школы как социального института представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, воплощающей социально значимую деятельность, обретает знания об обществе и в частности о школе, как социальном институте, получает опыт социального взаимодействия; где у него вырабатывается определенное отношение к школе, как социальному институту, а через него и к обществу, развиваются мотивации и личностные качества, проявляющие эту систему отношений. Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социальной успешности и неуспешности, получает возможность установить причинно-следственные связи между определенным поведением, качествами личности и социальной успешностью. Здесь закладываются основы социального поведения и личностные качества, предопределяющие социальную успешность. Для того чтобы этот процесс был более эффективным, он не должен происходить стихийно. Детям самостоятельно трудно выделить причины социальной успешности. Они чаще видят лишь их внешнюю сторону. Для постижения и развития внутриличностных оснований социальной успешности в школе должны быть созданы специальные условия, вестись целенаправленная работа, опирающаяся на научные представления о сущности социальной успешности, ее составляющих и личностных качествах, развитие которых способствует достижению социальной успешности.
ЦЕЛИ:организация современного образовательного процесса с новыми взглядами на позицию ученика и новое содержание образования;
• ученик - центральная фигура в деятельности школы. Зная его возможности, стартовый уровень, учителя должен выстроить личностную образовательную траекторию каждого ученика, организовать его учебно-познавательную деятельность;
• преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики, психологической комфортности, предполагающей снятия всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание и в школе, и на уроке благоприятной атмосферы;
•максимальный ориентир на творческое начало в учебной деятельности школьника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
При формировании концепции будущего нашей школы мы должны, прежде всего, уточнить свое понимание «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы сориентированы, и решение каких проблем мы считаем приоритетным. Развитие школы должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет «дух школы».
Характеристика нашей новой школы.
•Школа, в которой интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам.
•Школа, в которой успешным является каждый ученик, которая помогает каждому реализовать свой потенциал.
•Школа, которая воспитывает самостоятельную личность и готовит школьников к активной жизни.
•Школа, формирующая гражданское и национальное сознание личности.
•Школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании.
Выгодский - СОЦИАЛИЗАЦИЯ (Рубинштейн С.Л.) «Личность строит себя сама»
По мнению современной психолого-педагогической науки, не может быть единого для всех учащихся пути развития, при этом его глубина и широта также индивидуальна (взгляд Ветошкиной Т.А. )По мнению Г.К. Чернявской , самореализация – «самый трудный вид творчества – созидание человеком самого себя, своей неповторимой индивидуальности».
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.
Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.
В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:
•в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;
•в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
•в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.
.
Механизмпроцесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Первый план содержания социализации не только непосредственно связан с воспитанием, а по сути является широкой формой воспитания по сравнению с воспитанием в семье или классном коллективе.
Второй план содержания социализации в массовом педагогическом сознании часто воспринимается как недостаток, слабость воспитания.
Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на его пороки. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта”.
Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:
•воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;
•вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
•предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;
•предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
задачив социализации личности ребенка:
1.Помочь ребенку формировать и использовать свой социальный опыт;
2.Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям о них представления;
3.Сглаживать проявления социальной и материальной стратификации в детской среде, воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства;
4.Оградить детей от асоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния.
5.Помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа.
Социально- психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т.п.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.
Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближайшего будущего. Например, если в среде сверстников считается престижным иметь интерес и реализовать его в какой-либо деятельности, то встает задача как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор профессии (он может неоднократно меняться). Определение стиля будущей жизни, уже подростки нередко представляют себе, где и как юноши где и как они будут работать, а юноши имеют представление о своем будущем жилище, свободном время провождении
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами.
Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.
Пример наших взрослых учащихся которые посещают школу (перечислить)
Самоутверждение– достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.
Школа должна видит свою цель не только в проявлении социализации личности: в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, здесь царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.
На пути к цели или мечте всегда встречаются препятствия, это нормально! Но как люди относятся и реагируют на препятствия?
Оглянитесь вокруг – жизнь состоит из преодоления препятствий. Но если жизнь идет изо дня в день одной дорогой, препятствия могут повторяться и преодолеваются легко.
Но когда человек делает первые шаги по совершенно новой дороге, то на пути обязательно появятся какие-нибудь проблемы, которые нужно решать. Новая дорога – новые препятствия, даже в прямом смысле это так.
Все зависит от того, на что настроен фокус. Если вперед идущий смотрит только на конечный пункт своего пути, то он его пройдет, во чтобы это ему не стало. Но если преграды сильнее желания оказаться в конечном пункте, они оказываются непреодолимыми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведь самореализация - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности в осуществлении ее позитивных возможностей, в раскрытии задатков и способностей. Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей его жизни. В жизни наши дети - ученики именно коррекционной школы самореализуются: оканчивают колледжи и институты, работают на любимой работе, строят свои семьи на основе уважения и любви. Примеры скорее всего приведут наши педагоги, кто прослеживал успешность наших детей.
МОЕ мнение
Социализация (вторичная) - это действительно работа педагогов и родителей, чтобы адаптировать детей к современному обществу.
А самореализация - это работа самих детей, с поддержкой и руководством педагогов очень разных - чтобы лучше раскрыться и быть полезным обществу.
Думаю для первого процесса ( социализация) нужны лекции и экскурсии по этике и этикету, диспуты по истории положения в обществе женщин и мужчин, (Гендерный подход ), по тому, как с прогрессом человечества меняется роль людей в производстве и семье...Для второго процесса нужны игры КВН, спектакли, олимпиады, спортивные состязания, смотры строя и песни
чтобы раскрыть таланты или характер детей и подростков. Задача педагогов помочь выявить лучшие стороны ребенка и способствовать развитию имеющего потенциала.
Например, с красивым голосом и слухом - в певцы и т.д.
Главное заметить индивидуальные положительные или уникальные стороны. Очень интересная тема.
Ориентиром своей профессиональной деятельности вижу слова великого гуманиста педагога, врача и писателя Януша Корчака “Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали хорошими. Нам не выиграть тяжбы с грузом нездоровой наследственности, ведь не скажем мы василькам, чтобы стали хлебами”.