kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным ресурсом урока в любое время остается сам учитель. Сейчас ведется поиск совремнных ресурсов урока.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"»

Выступление на педсовете Куровой С.С.

«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца.
Конаржевский В. С.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают учёные, приблизительно 350 лет. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и учащийся. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые учащиеся, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, всё остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.

Ресурс – это количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Осмысление ресурсов современного урока педагогами является одним из условий достижения нового качества образования, обеспечивающего устойчивое развитие общества.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

.

. ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?

Это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Три постулата современного урока говорят:

  • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

  • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

  • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.


Требования к структуре урока говорят о необходимости:

  • Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

  • Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

  • Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

  • Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

  • Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

  • Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

  • Найти оптимальное место домашнему заданию.

Ресурсы развития современного урока:

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

  1. место – материально-технический, финансовый ресурс.

  1. Здоровьесберегающие и развивающие технологии

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение?

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.

Здоровье сберегающей технологии-это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся

  1. Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход.  

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

  1. Проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского-поддержка, укрепление

«Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

4. Материально-технический, финансовый ресурс

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:

  • Наглядные

  • Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

  1. Информационные модули

  2. Иллюстрации

  3. Слайд-шоу

  4. Аудио лекции

  5. Видео

  6. Электронные учебники и т.д.

Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный компонент школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания. Это и ресурсы книгопечатной продукции, и демонстрационные, звуковых пособия и цифровых образовательных ресурсов. Информационный вызов предполагает использование компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Это и применение презентаций, быстрая проверка домашней работы, быстрое компьютерное тестирование учащихся, объяснение нового материала, используя примеры предложений на слайде и т. д. Использование компьютера на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем. это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке.

Если ребёнок готов к уроку, ему комфортно, интересно, он не поглядывает на часы через пять минут. И учителю приятно, что его работа, вечера за компьютером при подготовке к урокам не в бездонную бочку.

МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Умелая организация обучения усиливает желание учеников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, да и вообще прийти к учителю на урок. От плохой оценки знаний не прибавится, приходится «и кнутом, и пряником». Что эффективнее? Вопрос до сих пор спорный.

Современный урок должен формировать у учащихся основные компетентности 21-го века:

  • Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.

  • Креативность и любознательность

  • Критическое и системное мышление

  • Информационная и медиа-грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.

  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; уметь сопереживать; уважать различные мнения.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом урока в любое время становился сам учитель.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования

Притча

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он-учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни». ЖЕЛАЮ:

Учителям нашей школы умело использовать все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курова Светлана Сергеевна

Дата: 15.02.2020

Номер свидетельства: 539750

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства