kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на ПДС. "Особенности восприятия учебного материала у детей с ОВЗ на уроках физики".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я думаю, что каждый учитель найдет свои причины отсутствия интереса учащихся в конкретном классе. Я же задалась этим вопросом тогда, когда неоднократно наблюдала исчезновение интереса учащихся седьмых классов буквально с четвёртого - пятого урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ПДС. "Особенности восприятия учебного материала у детей с ОВЗ на уроках физики".»

ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I-II,V видов»







выступление на ПДС










Подготовила и провела

учитель математики и физики

I кв. категории

Чигарева С.Ф.





Тирасполь

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы остановиться на восприятии учебной информации учащимися на уроках физики.

Слайд 2

На сегодняшний момент физика позиционируется среди школьных дисциплин как учебный предмет, который направлен на создание у учащихся представлений о научной картине мира. В то же время наблюдается снижение интереса учащихся к изучению предмета. Я думаю, что каждый учитель найдет свои причины отсутствия интереса учащихся в конкретном классе. Я же задалась этим вопросом тогда, когда неоднократно наблюдала исчезновение интереса учащихся седьмых классов буквально с четвёртого - пятого урока.

Слайд 3

В чём причина? А причина проста - учащаяся не воспринимают учебную информацию, изложенную в учебнике физики. Да, можно заинтересовать учащихся. Но интересные видео файлы, яркие красочные презентации, увлекательные опыты, поданные на уроке, стираются из памяти, когда домашним заданием дается: параграф такой-то, прочитать, ответить на вопросы, сделать упражнение, решить задачу.

Слайд 4

Виды восприятия различают по ведущему анализатору, по форме существования материи, по форме психической активности… С восприятия предметов и явлений начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного и слухового восприятия и являются результатом их переработки.

Слайд 5

Учебник физики не для всех учащихся интересен и понятен. Основу составляет текст, подлежащий усвоению. Существенными элементами являются: иллюстрации, фото, схемы, рисунки, таблицы. Их задача – помочь в изучении материала.

Но именно то, что должно помогать - и вызывает проблему: учащиеся, в силу своих особенностей здоровья, испытывают трудности с чтением текста, выделением главного, нахождением закономерностей, запоминанием формул, не могут описать иллюстрацию или прочитать график, не видят строк и столбцов таблицы. Всему этому приходится учиться.

Слайд 6

Работу по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником, я веду на всех этапах обучения: при изучении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий, при проведении лабораторных работ. Использую «Технологию продуктивного чтения». Познакомилась с ней лет пять назад.

Слайд 7

Сейчас в новые стандарты заложены «Стратегии смыслового чтения».

  • Под стратегиями смыслового чтения понимают приемы и комбинации приёмов, которые используют для восприятия текстовой информации и её переработки.

  • Стратегия всегда предполагает выбор и по результатам усвоения должна функционировать автоматически на бессознательном уровне.

Слайд 8

Приемов и комбинаций приемов, много, подбираются они по цели работы на уроке, по виду текста, с которым вам предстоит работать, по уровню подготовленности учеников в классе.

Слайд 9

Расскажу, какими стратегиями пользуюсь я.

Стратегия. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Стратегия. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Слайд 10

Стратегия. Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Стратегия. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять.

Стратегия. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, пересказывать своими словами.

Слайд 11

Всю учебную информацию можно разделить на несколько блоков.

Блок: текст. Работу с текстом можно разделить на два вида: работа с текстом или его фрагментом и работа с определением или формулировкой закона. В обоих случаях речь идет о преобразовании и передаче информации: свернуть – развернуть.

Блок: сравнение. Сравнивать можно явления, понятия, законы, физические величины. Особенно это важно, когда учащиеся путают между собой то, что предлагается сравнить.

Блок: таблица. В учебниках физики довольно много различных таблиц. Это информация, представленная в свернутом виде. Что бы развернуть информацию, сначала надо проанализировать её. Этот вид деятельности можно и нужно алгоритмизировать, для формирования навыка работы.

Блок: график. Графические задачи занимают особое место в школьном курсе физики. Это связано с тем, что решение таких задач развивает все операции мышления учащегося: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию.

Слайд 12

Психологи советуют для достижения большой цели дробить её на более мелкие. Таком приемом я пользовалась, когда создавала «Комплект наглядно-дидактических материалов для слухо-зрительного восприятия по физике на тему: «Простые механизмы. Виды простых механизмов»».

Данный материал при использовании на уроках, решает задачи развития слухового и зрительного восприятия изучаемых предметов и явлений. Направлен на развитие устной речи и расширение словарного запаса.

Состоит из 6 наборов.

1. Набор. «Изучаем новые термины».

Набор содержит копии страниц учебника «Физика 7», автора Перышкин А.В., с выделенными абзацами, содержащими либо новые термины, либо правила.

Виды работы – «Найди термин и его определение». «Найди новое слово и опиши его». «Повтори новый термин». «Повтори определение». «Вспомни, встречал ли ты в жизни изучаемое слово?».

2. Набор. «Узнай, что изображено на картинке».

Набор картинок с изучаемыми терминами.

Виды работы – «Узнай, что изображено на картинке». «Дай физическое название изображению». «Дай название изображенному предмету, действию, явлению». «Составь словосочетание с изображенным предметом».

3. Набор. «Словарная работа».

Набор карточек с новыми терминами, разбитыми на слоги и ударениями.

4. Набор. «Вставь нужные слова».

Набор карточек для изучения или повторения терминологии и логического мышления. Задание – вставить нужное по смыслы слово или словосочетание.

5. Набор. «Словарь терминов».

Раздаточный материал.

6. Набор. «Кроссворды».

Кроссворд на тему: «Рычаг»

Кроссворд на тему: «Простые механизмы»

Кроссворд на тему: «Наклонная плоскость»

Слайд 13

Расскажу о некоторых приемах, которые я использую на своих уроках:

Приём «Работа с вопросником» и Приём «Ключевые слова» на примере изучения темы «Механическое движение»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы выбирая информацию из текста. Бегло находить определения, формулы.

Описание приемов: Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения.


§ 14. Механическое движение.

Задания:

  1. Прочитайте название параграфа и запишите его в тетрадь.

  2. Прочитайте параграф направленно – ищите ключевые слова.

  3. Ответьте письменно на вопросы.

  • Что называют механическим движением?

  • Что такое тело отсчета?

  • Какое тело можно назвать материальной точкой?

  • Что такое траектория?

  1. Найдите в тексте рисунок. Дайте характеристики (допишите фразы или вставьте слова)

П уть — это … участка траектории, пройденного телом за данный промежуток ....

Путь это физическая величина, которую можно ....

Путь обозначается буквой … (читается эс). Основной единицей пути в Международной системе (СИ) является … (м). Используются и другие единицы длины: … (мм), … (см), … (км).
На рисунке: Кривая АСВ – движения тела.

Длина кривой –

Вектор АВ –

Слайд 14

При решении задачи учащиеся осуществляют перевод текстовой информации в набор символов.

Почему не вспомнить про игровые технологии?

Место и роль игровой технологии, сочетание элементов игры во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.

Прием «Конструктор задач».

Слайд 15

Игра «Физическое лото».

Слайд 16

При решении задач нужно терпеливо, шаг за шагом приучать учащихся, начиная с седьмого класса, проводить анализ задачи для отыскания правильного пути решения. Но у детей с ОВЗ  наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, обобщение. Кроме того, наблюдаются инертность мышления, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание правильности своих действий. Тогда на помощь приходят тренажёры решения. Здесь все зависит от фантазии учителя. Необходимо найти решенную задачу и удалить из готового решения некоторые данные.

Слайд 17

Индивидуальная коррекционная работа по адаптированным карточкам Скрелина. Направлена на формирование восприятия графической информации.

Слайд 18-19

Заслуженный учитель РСФСР, кандидат педагогических наук Анатолий Арсеньевич Окунев, говорил: «Работайте так, чтобы опрос не превратился в допрос».

Рекомендации по работе с сайтом Online Test Pad.

Слайд 20

Ссылки.







7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чигарева Светлана Федоровна

Дата: 08.01.2023

Номер свидетельства: 622493


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства