kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на методическом совете по теме: "Понятие творчество, признаки и ступени творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит теоретический материал по тее творчество.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом совете по теме: "Понятие творчество, признаки и ступени творчества"»

КГУ «Весёловская средняя общеобразовательная школа»

















Выступление на методическом совете

по теме:


«Понятие творчество, признаки и ступени творчества»

















Руководитель МО

начальных классов:

Илюшкина Е.А.





2015-2016 учебный год


Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.

  • Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.

  • Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

Методическое обеспечение:

  • Презентация.

Основные аспекты выступления:

  • дать определение понятию творчество

  • признаки творческой деятельности

  • группы творческих педагогов

При работе над темой использовались интернет-ресурсы, литература: Б.П. Никитин «Ступеньки к творчеству», «Творческие игры» , Л.В. Мищенкова «Юным умникам и умницам», Т.В. Шклярова «Сборник упражнений по математике и русскому языку», Е. А. Нефёдова «творческие задания в школе и дома».

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Таким образом,. педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).

С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых- психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т.д. Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными признаками творчества являются (М. Поташник)

  • Создание нового или существенное усовершенствование известного;

  • Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

  • Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Следовательно, творческая деятельность- это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А.И. Кочетов).

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела.. Творчество и мастерство – одно и то же или нет?

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп .В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности.

Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?

Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.

Факторы, способствующие развитию творческой активности.

Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.

Источники творчества.

Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески?

Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материаль-ная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

  • точность во всем

  • дисциплина

  • порядочность

  • вдохновение

  • умение слушать критику

  • внимание

  • воля

  • уверенность в собственных силах

  • способность доводить дело до конца

  • высокий общий уровень развития

  • знание своего дела

Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?

Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

Заповедей творческой личности:

  1. Будь хозяином своей судьбы.

  2. Достигни успеха в том, что ты любишь.

  3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

  4. Строй свои отношения с людьми на доверии.

  5. Развивай свои творческие способности.

  6. Культивируй в себе смелость.

  7. Заботься о своем здоровье.

  8. Не теряй веру в себя.

  9. Старайся мыслить позитивно.

  10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением



Организация работы по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.

Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания. Я использую такие задания, которые требуют от ученика самостоятельного формулирования цели: постановка вопросов, самостоятельное составление заданий, выбор заданий. Сформулируйте вопросы к содержанию рассказа, текста. Задайте вопросы отвечающему

Начиная с первого класса используем специальные занятия по развитию творческих способностей.

Сначала это были « творческие минутки» на уроках литературного чтения (по желанию детей), на которых дети делились, произошедшими с ними случаями и историями, придуманными сказками и рассказами и своими первыми стихами. Выступить перед классом мог любой ребенок. Пример оказался заразительным. Похвала ребят и учителя очень хорошо влияли на ребенка. С каждым днем всё свое свободное время дети были в поиске, развивали своё воображение. Застенчивые ребята стали тоже пытаться что-то сделать, рассказать об увиденном и когда желающих выступать стало больше эти занятия переросли в «уроки творчества».

В целях повышения интереса детей к учению, к предмету, для развития творческих способностей использую следующие этапы работы:

1). Создание особой творческой атмосферы не только на уроках, но и во внеурочное время.

Стараюсь создать такую атмосферу в классе, при которой дети чувствовали бы себя комфортно и уютно, чтобы они постоянно ощущали доверие и уважение, внимание к своим интересам, склонностям, к своему здоровью со стороны учителя и одноклассников.

2). Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей. Фантазировать у Даля-это «мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно, умственно». Я считаю, что фантазия-это сила, а не слабость ума! И эта сила дана нашим детям от природы. Они легко заходят в воображаемый мир и также легко выходят из него в мир реальный. Ребенок младшего школьного возраста фантазер, он живет в мире своих фантазий, верит в него и обычное становится необычным и удивительным.

Нужно обучать детей умению наблюдать и фантазировать. Начать можно с игры «Что на что похоже?»

Ход игры: ученик выходит за дверь, класс загадывает слово; вошедший пробует отгадать слово по нашим эмоциям, мимике и жестам; - то, что мы задумали, похоже на листочек, тучку, ягодку.

Умению фантазировать и анализировать развитию творческого воображения, памяти и внимания поможет игра «Завиральные истории».

Материал: тексты знакомых детям сказок.

Инструкция: учитель читает сказку, немного видоизменяя её. Дети услышав в сказке ошибку, хлопают в ладоши.

Например, для 1 класса сказка « Волк и семеро козлят».

Жила-была коза и было у нее пятеро славных козлят. Однажды собралась коза уйти из дому, вот и говорит она своим пушистым деткам: « Козлятушки мои, ребятушки, пойду - ка я на пруд, наловлю для вас золотых рыбок».

Для развития фантастических гипотез я использую игру «Что было бы, если бы……».

Техника фантастических гипотез очень проста.

Детям раздаются различные тексты (вырезки из газет) они их прочитывают, выбирают первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.

Пусть подлежащим будет город, а сказуемым - говорить. Что было бы, если бы город начал говорить?

Большое значение здесь имеет работа над устными и письменными сочинениями.

Ставя на первое место задачу общего развития детей в процессе обучения по программе Л. В. Занкова большое значение придаю сочинениям, как одному из важных средств, развития кругозора учащихся.

Эта программа предоставляет ребенку свободно излагать свои мысли. Не навязываю детям своего плана, а поощряю лишь умение ребенка наблюдать, составлять предложения, последовательно излагать свои мысли.

Чтобы приучить их излагать свои мысли последовательно я стала давать детям писать сочинения репродуктивного характера. Последующий разбор положительного и отрицательного в этих работах дал желаемые результаты. Мне нравятся сочинения ребят не ограниченные рамками плана. На уроках в начале я представляла детям готовый план будущей работы, затем они составляли каждый свой план самостоятельно. Дети хотят говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Учение, при котором накапливается некоторый навык устных высказываний на основе наблюдений в природе, является основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества.

«Опиши цветок (любой по своему выбору)», « Я бабочка, порхающая над лугом» и другие.

4).Сочинение сказок.

Дети в моем классе любят загадочные, сказочные сюжеты, им нравится фантазировать и сочинять сказки. Иногда тему предлагаю сама или даю задание придумать сказку на свою тему.

Считаю, эффективным может стать и групповые сочинения небольших сказок. При работе в этом направлении можно использовать следующие приемы:

Например, учащиеся должны предложить, как в дальнейшем сложится судьба Серой шейки, придумать продолжение сказки «Снегурочка», чтобы она хорошо закончилась.

Придумывание своего варианта продолжения сказки. Я даю лишь первое предложение.

Например: Жили на веточке листик и ягодка.

Вот один из вариантов придуманной сказки.

Жили в саду на веточке листик и ягодка. Они очень любили теплые летние деньки. Листик часто танцевал для ягодки веселые танцы. Ягодка тоже раскачивалась в разные стороны, пританцовывая ему.

Когда наступили холодные дни, листик заботливо согревал ее, превращаясь в зеленое одеяльце. Они очень любили друг друга. Но однажды прилетела ворона и склевала спелую ягодку. Листик затосковал. С каждым днем он желтел все больше и больше. А когда был сильный ветер, он оторвался от веточки и упал на землю.

При сочинении сказки предлагаю следующую организацию сотрудничества:

совместная ( учителя с учениками и учеников друг с другом);

дифференцированная ( учитель начинает, ученики продолжают);

групповая, индивидуальная.

Развитие творческих способностей на уроках математики.

Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы.

  1. Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями; ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

  2. Принцип «принятия другого».  Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объективно-субъектного взаимодействия.

  3. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

  4. Принцип сотрудничества. Чтобы на любом уроке у учащихся была возможность развивать свои творческие способности, учителю в ходе проведения урока (факультатива, занятия) необходимо обращать внимание на: способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребенка сторонах проблемы и стремление разобраться в них; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные: повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.

Структура творческого урока включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т. д.

Э. Кант в свое время писал, что в памяти важны три качества: быстрота запоминания, его прочность и проворство припоминания. Именно это «проворство припоминания», или, выражаясь современным языком, готовность памяти, является одним из важнейших условий РТС. Ученые доказали, что для возникновения «озарения» (инсайта) очень важно в нужный момент вспомнить то, что является базой для творческого решения проблемы и входит в фонд необходимых знаний. Плохая память, как известно, — это зачастую и плохое внимание, которое, однако, имеет способность к развитию при помощи системы задач.

Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. («Хорошо, молодец! Не получилось — ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь, проявляешь умение мыслить, — и успех, конечно же, придет!») Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы (разумеется, если учитель — друг, союзник, помощник).

Второй этап. Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Развитое мышление, по выражению П. Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. На этом этапе следует заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов ,в том числе и алгоритмов, ориентированных на организацию управляемой ,а не путем проб и ошибок, деятельности учащихся.

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Иногда говорят, что умение творить — удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!» По мнению П. Я. Гальперина, инсайт (озарение), присущий открытиям, — это свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

Четвертый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый — это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй — это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Примеры таких заданий. (все задания в приложении в виде презентации).

I. Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка). Они идут, как правило, в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, английский языки, история, география и т. д.)

Задания, естественно, подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся. Например:

Сколько:

  • дней в неделе, из них выходных?

  • времен года, зимних месяцев?

  • месяцев в году, кроме летних?

  • гномов у Белоснежки?

  • глаз и бровей у человека?

  • букв в названии нашей страны?

  • букв в названии птицы белобоки?

  • углов у стола; а если один отпилили, то сколько осталось?

  1. На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей?

  2. Катались два сына на трехколесных велосипедах, а их отец — на двухколесном. Сколько всего было колес?

  3. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?

  4. Каким по счету является «б» в названии последнего месяца осени?

  5. Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?

  6. Какое число считается у нас несчастливым?

II. Репродуктивные задания и упражнения, ориентированные на развитие психических механизмов, являющихся основой РТС.

В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны вразнобой числа от 1 до 20.

Это означает, что какие-то четыре числа в каждой таблице пропущены. Без помощи ручки или карандаша, только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.

Таблица 1.

1

16

8

13

12

9

19

2

20

4

14

18

7

15

10

5

Таблица 2.

2

11

3

8

20

6

14

16

18

17

7

5

10

4

15

13

В таблице 1 отсутствуют числа 3, 6, 11, 17; в таблице 2 — 1, 9, 12, 19.

III. Задания со сменой установки, преследуя конкретные дидактические цели, мы как бы обманываем ученика, пытаясь менять привычные приемы и условия выполнения репродуктивного задания.

Сравним, к примеру, следующие два подхода.

Первый вариант. При проверке усвоения таблицы умножения можно попросить ребят воспроизвести таблицу умножения на 4. Естественно, что при таком подходе трудно рассчитывать на возбуждение у детей интереса к работе и особой активности. Но если это же задание представить детям в ином, более интересном виде, то и результат будет совсем другим.

Второй вариант. Говорится: «Ребята, сегодня я дам вам задание, которое могли бы предложить будущим разведчикам для проверки у них быстроты реакции. Перед вами ряд чисел: 4, 15, 36, 8, 12, 5, 21, 24, 16, 3, 7, 20.

Как можно быстрее подчеркните те из них, которые делятся без остатка на 4».

Как показал опыт, такие задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний учащихся, но и стимулируют их познавательную активность.

Следующий вид репродуктивных заданий — задания с отсроченным вопросом. Их сущность заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создается в том случае, когда вопрос, на который должен ответить ученик, оказывается для него неожиданны.

Например.

- Ребята, сейчас мы проверим вашу слуховую память и узнаем, какой у вас характер. Я громко и медленно назову шесть чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке. Начали: 5, 12, 10, 3, 8, 2.

- А теперь послушайте следующий ряд (называется, но уже не шесть, а больше чисел, в нашем случае — 12): 3, 21, 15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9.

После паузы:

— Назовите лишь два числа данного ряда — самое большое и самое маленькое.

Ребус — это своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур, знаков. В примерах все слова ребусов изображены при помощи букв. Как их разгадывать? Если буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы «в»; если одна буква находится под другой, то читать их надо с прибавлением «на», «над» или «под»; если между буквами стоит знак плюс (+), это означает прибавление буквы «с» или «и». Еще одна буква может быть расположена «у» или «за» какой-то.

— Разгадайте внешне похожие ребусы: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал.)

Для развития творческих способностей младших подростков огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решения. Выполняя их, учащиеся должны самостоятельно выявлять эти варианты (как можно большее их количество) и по возможности определять наиболее рациональные из них.

Например:

Посмотрите на это выражение: 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно.

Разумеется, учащиеся будут вначале озадачены: ведь 9 + 8 = 17. В процессе поиска ответа они дадут Различные варианты трактовки этого выражения, пока не придут к мысли, что в какой-то ситуации 5 может быть равно 17. В итоге, как правило, приходит догадка, что это возможно на «языке часов». Так, если к девяти часам утра прибавить восемь, получится семнадцать часов дня, а в разговорной речи — пять часов. Красивый ответ! Не правда ли?

Одним из весьма оригинальных творческих задач являются развивающие каноны (РК). «РК — это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями» (А. В. Попов).

Приведем пример РК:

Утро

з

День

о

Вечер

?

В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половинок канона, выявить их и по аналогии выстроить недостающую цепочку. В нашем случае это будет выглядеть таким образом: утром это начинается с «з» — завтрак, днем с «о» — обед, следовательно, вечером это будет ужин — «у».



















































































Что такое творчество. Совместимо ли творчество с обучением?

Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону,банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в чтении книги (сопереживание героям, воображение – первая ступенька к творчеству), в выращивании растений и животных, в сервировке стола и так далее.

Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание – имитация, хотя на начальных ступенях новой для ученика деятельности необходимо и то, и другое.

Совместимо ли творчество с обучением, особенно – начальным?

Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.

На уроках чтения творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно – в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках труда, музыки, математики, физической культуры, изобразительного искусства, окружающего мира.

Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов!

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую очень хочется разгадать.

Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую дает ученику учитель.

Нельзя думать, будто для творчества не нужны знания, будто нужна лишь фантазия, выдумка, нужно воображение. Творчество возникает только на основе богатых знаний, прочных умений. Для любого вида творчества нужна высокая культура!

Творчество дает человеку много радостей и счастья. Развивает в нем наблюдательность, сообразительность, быстроту ума, чувство красоты, юмор, все его способности. Кроме того, дает много умений, которые пригодятся в жизни: умение красиво и толково говорить и писать – выражать свои мысли, умение придумывать новые игры и их правила, вести дневник, писать письма, сочинять, декламировать, разбираться в книгах, находить и употреблять меткое слово, играть на сцене, выступать с речью перед публикой.

Игровые технологии.

Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.

По определению, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игра выполняет следующие функции:

- развлекательная;

- коммуникативная;

- игротерапевтическая;

- диагностическая;

- коррекция в игре;

- межнациональной коммуникации;

- социализации;

- развивающая;

- творческая;

- эмоциональная.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов более обширной технологии; в качестве урока или его части; в качестве технологий внеклассной работы.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения - соответствующего педагогического результата, которая обоснована, выделена в явном виде и характеризуется учебно - познавательной направленностью.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

Творческие работы на уроках литературного чтения.

.. исходя из того, что творческие работы оживляют процесс обучения, вызывают у детей радость, воодушевление, на уроках литературного чтения я стараюсь использовать как можно больше такие виды работ.

·  Работа с пословицами.

Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.







 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Илюшкина Екатерина Александровна

Дата: 13.11.2018

Номер свидетельства: 485441

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства