Выпускная квалификационная работа на тему: "Использование личностного подхода в развитии свойств внимания на учебных занятиях в младшем школьном возрасте"
Выпускная квалификационная работа на тему: "Использование личностного подхода в развитии свойств внимания на учебных занятиях в младшем школьном возрасте"
Цель исследования: выявить оптимальные условия развития свойств внимания младшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выпускная квалификационная работа на тему: "Использование личностного подхода в развитии свойств внимания на учебных занятиях в младшем школьном возрасте"»
«_____»___________2016 г. Протокол ГИА № __________
Зам.дир. по УР от «__»______________2016г.
/___________/_____________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Использование личностного подхода в развитии свойств внимания на учебных занятиях в младшем школьном возрасте
050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Выполнила: Руководитель:
студентка 4 «Б» группы Бойко С.З., преподаватель
Подлубная Анастасия Григорьевна профессионального цикла
Допущена к защите
подпись руководителя
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сравнительный анализ основных понятий исследования 8
1.2. Психологические особенности свойств внимания в младшем школьном возрасте 13
1.3. Средства, формы и методы развития внимания обучающихся начальных классов на учебных занятиях 17
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Анализ педагогического опыта по развитию свойств внимания на учебных занятиях в младшем школьном возрасте 24
2.2. Педагогическая деятельность по оптимизации личностного подхода в развитии свойств внимания в начальной школе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные, педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно - ориентированный.
О личностном подходе в последние годы сказано и написано немало. Необходимо уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения. В условиях ФГОС изменился подход учителя к планированию и проведению занятий по учебным предметам. [3, c.45]
Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания.
Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов.
Личностный подход отвечает на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника начальных классов», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности обучающегося. [5, c.82]
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. [11, c.255]
Внимание как познавательный процесс по своей сути является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. И это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или иного явления.
Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. [16, c.32]
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. [11, c.3]
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью, произвольностью, направленностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
На сегодняшний день степень изученности проблемы развития свойств внимания в отечественной и зарубежной психологии изучена недостаточно, т.к. данная тема настолько обширна по своему содержанию, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями развития свойств внимания в младшем школьном возрасте представляется весьма проблематично. [23, c.76]
Развитие свойств внимания у детей представляет значительные трудности (И. Л. Баскакова, С. Л. Кабыльницкая). Не случайно выдающиеся ученые придавали этим вопросам огромное значение (Н. Ф. Добрынин, И. В. Страхов, В. И. Гоноболин, П. Я. Гальперин и др.). Благодаря их научному наследию и работам многочисленных учеников психолого-педагогическая практика имеет «классический» набор средств, способов, приемов управления и организации детского внимания в учебной деятельности.
Следует сделать акцент на роли учителя начальных классов, который учитывает индивидуальные особенности внимания в учебном процессе обучающихся, осуществляя индивидуальный подход в своей педагогической деятельности. [13, c.48]
Наиболее эффективными инструментами развития свойств внимания в младшем школьном возрасте являются различные методы, приемы, средства обучения. Увлекательные задания привлекают интерес ребенка и тем самым становятся толчком к развитию свойств внимания. [12, c.78]
Поэтому мы считаем, что тема данного исследования: «Использование личностного подхода в развитии свойств внимания на учебных занятиях в младшем школьном возрасте» является актуальной на сегодняшний день в образовательном пространстве.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе
Предмет: особенности развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста
Цель исследования: выявить оптимальные условия развития свойств внимания младшего школьника
Гипотеза: развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста будет эффективно, если:
- в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности внимания обучающихся;
- учитель владеет теоретическими и практическими знаниями и умениями развития внимания;
- включает обучающихся в активную познавательную деятельность.
Задачи исследования:
- осуществить сравнительный анализ основных понятий исследования;
- выявить психологические особенности свойств внимания в младшем школьном возрасте;
- изучить средства, формы и методы развития внимания обучающихся начальных классов на учебных занятиях;
- проанализировать педагогический передовой опыт педагогов - практиков по данной проблеме;
- осуществить педагогическую деятельность по оптимизации личностного подхода в развитии свойств внимания в начальной школе.
Методологические основания исследования: научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу данной проблематики, в частности научная работа Н.Ф. Добрынина «Теория и развитие внимания», труды А.Г. Полонской «Развитие свойств внимания в младшем школьном возрасте».
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития свойств внимания на учебных занятиях в младшем школьном возрасте, используя личностный подход.
2. Эмперические методы: анализ результатов деятельности, изучение опыта отечественных педагогов-практиков, статистическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что были проведены исследования, которые позволили выявить развитие свойств внимания детей младшего школьного возраста. Осуществлен подбор диагностического материала, разработаны технологические карты по основным предметам, комплекс упражнений, игр. Подбор рекомендаций по развитию внимания учителям и родителям.
Апробация исследования:
- диплом за победу в номинации «ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ» по итогам студенческой конференции «Первые шаги в науку», Зерноград (2015 г.);
- диплом лауреата Всероссийского интернет – конкурса для педагогов «Педагогический триумф». Номинация: лучшая научно – исследовательская работа, статья. Название конкурсной работы: «Трудности в обучении вниманию и развитии в младшем школьном возрасте» (2015 г.).
- участие в III Международной Панораме исследовательских проектов «ФУНДАМЕНТ УСПЕХА» с работой: «Психологические особенности развития внимания у младших школьников», Чебоксары (2014 г.);
- свидетельство за опубликованный материал на сайте «Мир учителя». Название публикации: «Трудности в обучении вниманию и его развитии в младшем школьном возрасте» (2015 г.);
- сертификат участника конференции по исследовательской деятельности ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ, Зерноград (2015 г.);
База исследования: МБОУ Целинская СОШ №8, 3 «Б» класс (директор: Л.А. Щербак, классный руководитель: И.Е. Усова)
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, литература, приложения.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сравнительный анализ основных понятий исследования
Четкого единства на счет определения внимания у ученых нет. В широком смысле вниманием можно назвать направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при определенной деятельности, при отвлечении от всего остального. [13, c.115]
Так как ни одно из существующих определений внимания не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга.
По определению, данному в психологическом словаре, «внимание - это особый, независимый процесс или внимание не существующий независимый процесс». [3, c.213]
Первые работы, рассматривающие внимание, - это работы В. Вундта (конец 19 в.): с его точки зрения, внимание - это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователь, Э. Титчинер, считал, что внимание - это свойство ощущения; Д. Милль: внимание - результат эмоций; В. Блок: внимание - уровень бодрствования. [16, c.413]
Внимание - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.
Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. [25, c.34]
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.)
Определение внимания, данное У. Джемсом - одна из характернейших особенностей нашей духовной жизни, когда, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, проникающих в область наших чувств, мы замечаем лишь самую ничтожную часть их. [19, c.89]
Определение внимания, данное Н.Ф.Добрыниным - это направленность и сосредоточенность психической деятельности. [7,c.25]
К.Д.Ушинский, образно выражаясь, писал: «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». [22, с.22]
В психологической науке выделяют разные свойства внимания. Среди них: концентрация, распределение, устойчивость, объем, избирательность, произвольность, направленность и переключение.
Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчётливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте. [43, с.74]
Объём — это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Объём внимания может быть расширен путём тщательного изучения объектов в той ситуации, в которой их приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объём внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации. Объём внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объём внимания неопытного, не знающего это дело человека. [35, с.76]
Устойчивость. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них. [22, с.77]
Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Различают полное и неполное (завершённое и незавершённое) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.
Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать. [36, с.78]
Распределение - способность удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов. [24, с.80]
Избирательность - возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех. [18, с.82]
Произвольность внимания - это способность к использованию
всех возможностей внимания в нужный момент. [5, с.84]
Направленность внимания – это на что или на кого направлено внимание.
Т.к. без процесса внимания ни одна деятельность не выполняет эффективность, в том числе учебная, то, безусловно, в начальной школе следует развивать процесс внимания с использованием личностного подхода. [14, c.145]
Личностный подход в образовании провозглашен ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики.
Это значение особо остро выявилось с распространением всеобщего обучения и превращением общеобразовательной школы в массовую (19 в.).
В конце 19 в. в Германии оформилось течение «педагогика личности», провозгласившее целью воспитания развитие суверенного индивида и рассматривавшее деятельность воспитателя как искусство художника. Современное понимание личностного подхода определили в 60 – е гг. Представители направления: К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей.
Под личностным подходом К.Г. Юнг подразумевает, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому обучающемуся, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
Личностный подход, фиксирует Е.Ю. Волчегорская, – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. [17, с.96]
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность.
Проанализировав научные труды различных авторов относительной исследуемой проблемы, представляется возможным сделать вывод о том, что на сегодняшний день у каждого автора свое мнение по данному вопросу, и имеются многогранные подходы ученых при дефинировании понятия «внимание», «личностный подход».
Наше мнение совпадает с точкой зрения Бориса Гурьевича Мещерякова и Константина Григорьевича Юнга.
Действительно, внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание в младшем школьном возрасте продолжает свое формирование и под воздействием различных факторов легко поддаётся воздействию, изменению.
Личностный подход - индивидуальный подход к каждому обучающемуся, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Также нами проанализированы свойства внимания, такие как:
концентрация внимания;
избирательность внимания;
произвольность внимания;
объем внимания;
устойчивость внимания;
переключаемость внимания;
направленность внимания;
распределение внимания.
Из всего сказанного с очевидностью вытекает, что внимание является основой психической функцией в психике. Внимание лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
1.2. Психологические особенности свойств внимания в младшем школьном возрасте
Сложная и разносторонняя учебная деятельность предъявляет особые требования к вниманию школьника. Так она требует наблюдательности, длительного сосредоточения на определенном предмете, одновременного восприятия нескольких объектов и т.д. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выделить такие свойства внимания, как устойчивость, концентрация, избирательность, объем, распределение, переключение, произвольность, направленность. [9, с.94]
Педагоги и психологи фиксируют, что в младшем школьном возрасте такие свойства как переключаемость, объем и устойчивость внимания развиты слабо. [17, с.102]
Поэтому, мы выбрали данные свойства внимания для нашей дальнейшей работы, которая прослеживается в практической деятельности.
Устойчивость внимания - это сохранение длительное время состояния внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Устойчивость зависит от подвижности объекта, активности самого человека. Это свойство зависит от разных физиологических способностей, от нервной системы. [21, с.98]
Физиологическая основа устойчивости - очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив или колеблется в пределах тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность.
Устойчивость чаще связана с глубоким действенным интересом к деятельности, фактам, событиям. Это свойство очень важно для уроков математики; например, если внимание ребенка неустойчиво, то он зачастую не может внимательно прочитать задачу, вникнуть в ее содержание, выделить вопрос.
У обучающихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют рассеянное и неразвитое внимание. Устойчивость внимания первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а обучающиеся третьего класса могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Очень важно периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление. [3, c.110]
Говоря об устойчивости внимания младших школьников, Л.С. Выготский отмечал низкий уровень развития этого свойства, объясняя это быстрой утомляемостью детского организма. [21, с.47]
Следовательно, это свойство внимания необходимо развивать, т.е. оно очень важно для процесса обучения.
Объем внимания - эта характеристика определяется количеством информации одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Физиологическая основа увеличения объема внимания заключается в расширении участка с оптимальной возбудимостью.
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее.
Нормативы объема внимания: 8-9 лет - объем внимания 2-5 единиц (среднее - 3) 10-11 лет- объем внимания 3-6 единиц (среднее значение - 4) 12-14 лет - объем внимания 3-7 единиц (среднее значение - 5). [23, с.56]
Л.С. Выготский отмечал, что объем внимания детей, поступающих в школу, очень мал - 3-4 единицы информации, что объясняется бедным жизненным опытом детей. Следовательно, чтобы увеличить объем внимания необходимо обогащать жизненный опыт детей. [17, с.80]
Объем внимания очень важен на уроках математики, благодаря ему дети способны удерживать в сфере повышенного внимания содержание и условия задач, вопросы, задания и примеры устного счета
Переключение внимания - это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.
Л.С. Выготский объяснял частое переключение внимания младших школьников неумением детей четко ставить перед собой цель. Значит, чтобы развивать это свойство необходимо учить детей ставить цель. [22, с.78]
Из-за частого переключения внимания детям очень трудно достичь какой-либо цели, например, на уроке математики это будет мешать ребенку постоянно: не закончив решение задачи, он будет вычислять значения выражений.
Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким предметам, при одновременном выполнении действий с ними, способность параллельно выполнять несколько видов деятельности. [24, с.105]
Это свойство внимания очень необходимо детям на уроках математики, например на математическом диктанте дети должны одновременно вычислять значения выражений и записывать их.
Для успешного обучения необходимо развивать это свойство, и один их путей - доведение учебной деятельности, например, письма до уровня навыка.
Концентрация внимания - это удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального. [12, с.108]
Концентрация внимания играет огромную роль на уроках математики, так как математика - точная наука и она «не терпит» ошибок.
Избирательность внимания - это выбор из множества сигналов, которые наиболее актуальны. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких- либо объектов находящихся в сенсорно-прецептивной зоне, а не выделенные объекты используются им как фон. Количественным параметром избирательности считается скорость осуществления обучающимися выбора стимула из множества других, а качественным - точность, т.е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. [18, c.97]
Произвольность внимания развивается по мере взросления, человек занимается тем, чем нужно, а не тем, что хочется. Такое внимание требует волевых усилий, развитой саморегуляции. Произвольность, достаточная для обучения в школе, формируется к 6-7 годам.
Произвольность внимания развивается параллельно с мотивами учения ( желание получить хорошую оценку, одобрение, поощрение, т.д.)
Произвольность внимания носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольности внимания, обучающиеся могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольность внимания, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей. [11, с.45]
Под направленностью психической деятельности следует подразумевать её избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определённого рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определённый промежуток времени. Направленность и концентрация внимания тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. [18, с.121]
Младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.
Рассмотрев свойства внимания, мы пришли к выводу, что свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок.
Уровень развития внимания младших школьников имеет свои особенности, поэтому самое главное для педагога направить все силы на развитие внимания детей. Постепенно, при правильной организации учебного процесса претерпевают изменения, развиваются и совершенствуются положительные свойства внимания школьников. [7, с.86]
Такой результат обеспечивается, во-первых, внутренней готовностью организма детей «работать» над развитием внимания, во-вторых, внешними условиями: правильной организацией учебного процесса, умелым использованием средств развития внимания, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
1.3. Средства, формы и методы развития внимания обучающихся начальных классов на учебных занятиях
Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности обучающихся.
Сложностью на уроках является мобилизация внимания обучающихся при повторении пройденного. Для учеников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение - тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя - сделать повторение интересным и полезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались. [21, c.146]
Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы - важнейшее условие поддержания внимания обучающихся начальных классов.
Существуют психологические проблемы организации внимания на уроках у младших школьников. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом этапе урока нужны наглядные средства. [3, с.57]
Педагогическое мастерство учителя, умение хорошо излагать свой предмет основанный на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Использование наглядности в педагогике является одной из основных проблем дидактики. Д. Ушинский считал, что наглядное обучение - "это такое учение, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком..." [15, с.76]
Значение наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, развивает внимание, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.
Функции наглядности, в целом, состоят в следующем:
- увеличить эффективность обучения,
- помочь обучающемуся усваивать материал более осмысленно, с большим интересом.
Функции наглядности, используемые на уроках:
- презентация материала (в связной речи или в изолированном виде);
- уточнение знания;
Наглядное обучение должно придерживаться строгих правил:
- раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном;
- переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее;
- сначала обозревать предмет в целом, а затем переходить к анализу его частей;
- всякий показ сопровождать объяснением, чтобы помочь обучающимся правильно увидеть и понять предмет;
- следует пользоваться не только предметной, но и изобразительной наглядностью.
Наглядность при обучении младших школьников содержит в себе всевозможные предметы, изображения и схемы. [5, с.70]
Различается наглядность предметная и образная.
При использовании наглядных пособий учителю необходимо учитывать и возрастные, и индивидуальны особенности обучающихся.
Наглядность способствует лучшей организации внимания младших школьников на уроках. [13, c.99]
Таким образом, использование наглядных пособий - рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль; вносит разнообразие в учебный процесс; дает обучающимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.
Применение технических средств обучения приводит к повышению качества знаний обучающихся, способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу. [8, с.72]
Технические средства необходимы для повышения качества обучения и помогают учителю решать следующие задачи:
- дать обучающимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствовать повышению качества обучения;
- повысить наглядность обучения и, как следствие этого, сделать доступными для детей такой материал, который при обычных способах изложения недоступен или малодоступен. Пятиминутный фильм может сделать доступным для младших школьников объективно сложенный учебный материал;
- повысить темп изложения материала;
- удовлетворить наиболее полно запросы и естественную любознательность обучающихся;
- облегчить труд учителя и обучающихся.
Применение на уроке аудиовизуальных средств обучения - это не только использование ещё одного источника информации. По сравнению с другими средствами наглядности аудиовизуальные пособия, несомненно, вызывают более разнообразные психические процессы, а также предполагают значительную перестройку психической деятельности, обучающихся, и, прежде всего, таких её сторон, как внимание и память. [12, с.80]
Применение аудиовизуальных средств обучения направлено, прежде всего, на развитие непроизвольного внимания, в то время как использование видео и кинофильмов связано с необходимостью включения у обучающихся произвольного внимания.
Таким образом, использование технических средств на уроках позволяет управлять вниманием учеников. Многие педагоги справедливо рассматривают видео и кинофильмы как усилитель человеческого внимания.
Важная особенность использования видеофильмов на уроках заключается в следующем: [4, с.87]
- кино может изображать коммуникативные ситуации наиболее полно;
- видео позволяет увидеть, где происходит действие.
Требования к отбору видеофильмов:
- материал урока должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения;
- необходимо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания. [6, с.92]
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности - игровой на учебную, и учебная деятельность становится ведущей, но особенно игра сохраняет своё значение. [5, c.67]
Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал.
Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. [5, с.106]
Игровая деятельность на уроках обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает внимание.
Разработанная методика «Волшебные квадраты» является разновидностью обучающих игр, целью которой является развитие внимания обучающихся начальной школы. Данная методика является модификацией известной цифровой головоломки “судоку” (в переводе с японского “су” - цифра, “доку” - стоящая отдельно). Она может быть использована в процессе индивидуальной или групповой работы. [24, с.119]
Учитывая, что младшие школьники быстро утомляются, их внимание рассеивается, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и др.
При этом нужно не забывать о том, что хорошо развитое внимание является фактором, определяющим успешность обучения в начальной школе. Хороший уровень внимания позволяет мыслительным процессам протекать быстрее и правильнее. Действия детей становятся более организованными и аккуратными. [11, с.111]
Таким образом, внимание обеспечивает целенаправленность и сосредоточенность познавательной деятельности человека, усиливает восприятие и память, активизирует мышление. Поэтому чрезвычайно важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития.
Наличие внимания в учении играет большую роль. Внимательно слушая объяснения учителя на уроке, ученик лучше воспринимает, понимает и запоминает его содержание.
Главная задача – постоянно поддерживать умственную активность обучающихся, требующую напряжения внимания. Если ученики на уроке всё время заняты делом, требующим внимания, и учитель контролирует и оценивает их труд, они будут активны и внимательны на протяжении всего урока. Учителю необходимо знать, в чем заключаются особенности внимания младшего школьника, его личностные качества. [17, с.123]
Подводя итоги первой главы следует отметить тот факт, что внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание в младшем школьном возрасте продолжает свое формирование и под воздействием различных факторов легко поддаётся воздействию, изменению.
Без процесса внимания ни одна деятельность не выполняет эффективность, в том числе учебная, то, безусловно, в начальной школе следует развивать процесс внимания с использованием личностного подхода.
Личностный подход в образовании провозглашен ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
В психологической науке выделяют большое количество свойств внимания. Среди них: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость, произвольность, направленность.
Свойства внимания развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок. Особенно развитию свойств внимания способствует учебная деятельность.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование развития внимания младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности внимания в учебном процессе. [13, с.92]
Разнообразие методов ведения урока, форм учебной работы с использованием личностного подхода - важнейшее условие поддержания внимания учащихся начальных классов. [24, с.85]
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Анализ педагогического опыта по развитию свойств внимания на учебных занятиях в младшем школьном возрасте
Продолжая исследование, мы перешли к практической части работы. Изучили и проанализировали опыт работы учителей начальных классов: М.Н.Шардакова (ГБОУ СОШ №3 г. Ярославль), Б.Г.Ананьева (МБОУ СОШ №18 г. Новосибирск), С.Н. Кабылицкой (Гимназия № 1 г. Волгоград).
Михаил Николаевич Шардаков использовал такой прием развития устойчивости внимания младших школьников в учебной деятельности: во время урока, Михаил Николаевич просил одного ученика читать вслух, остальным детям предлагал задание следить за интонацией, произношением читающего. В этом случае дети проявляют умственную активность, и их внимание не отвлекается.
Также Михаил Николаевич использовал в своей работе ряд упражнений: «Не собьюсь», «Мой День Рождения», «Самый внимательный», «Телефон» по развитию свойств внимания.
Они содержали в себе следующие задания:
Упражнение «Мой День Рождения»: обучающиеся по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый ребенок добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех детей.
Упражнение «Самый внимательный»: обучающиеся должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения ребят. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди.
Михаил Николаевич считал, что для успешного развития свойств внимания необходимы данные упражнения.
Изучив опыт данного учителя, на наш взгляд такой прием как чтение вслух одного ученика, действительно способствует развитию устойчивости внимания. А также ряд разнообразных упражнений способствуют успешному развитию свойств внимания.
Продолжая исследовать данную проблему, мы изучили опыт Бориса Григорьевича Ананьева. Его опыт заключался в следующем: он применял ряд специальных методик и игр для развития свойств внимания, используя личностный подход, например, «Найди отличия», «Что изменилось?», «Муха», «Назови предмет», «Что слышно?», «Совушка - сова», «Линии» и т.д.
Они содержали в себе следующие задания:
Методика «Найди отличия» заключалась в том, что ребенку предлагаются:
а) серия картинок (листы 16-17) по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточки с изображением двух картинок (листы 18-19), отличающихся друг от друга деталями.
Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Методика «Назови предмет»: ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.
Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.
Методика «Что слышно?»: учитель предлагает детям послушать и запомнить, то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали.
Примечание. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости в водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.
У младших школьников внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить.
Изучив опыт Ананьева, на наш взгляд такой прием как использование специальных методик и игр действительно способствует развитию свойств внимания.
Методический прием, используемый учителем Светланой Николаевной Кабылицкой, позволяет развить свойства внимания. Учитель применяет на уроке различные игры, например: «Ошибки текста». Эта работа не требует от учащихся специальных знаний и умений. Выполняемая ими при этом деятельность аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего, внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.
Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бежал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отметки. На школьной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стрекочет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».
«Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»
Работа проводится следующим образом. Каждому обучающемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.
Есть обучающиеся, которые с первого раза не понимают, как выполнить то или иное задание, для этого Светлана Николаевна работает индивидуально с такими детьми, т.е. осуществляет личностный подход.
При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.
Учитывая возрастные особенности обучающихся, наблюдения показали, что детям очень трудно заниматься однообразными видами деятельности. Чтобы привлечь интерес обучающихся к уроку необходимо подбирать различные виды работы, тем самым, развивая переключаемость внимания. Детям намного интереснее, когда на уроке они выполняют небольшие по объёму и длительности задания, но их на уроке целое разнообразие.
Еще Светлана Николаевна применяет на своих уроках технические средства обучения, которые способствуют концентрации внимания обучающихся, повышают учебный материал.
Разбирая опыт данного учителя, мы полагаем, что данные приемы работы, технические средства и личностный подход с обучающимися приведут к положительному результату развития свойств внимания.
Изучив и проанализировав педагогическую деятельность по развитию свойств внимания, мы пришли к выводу, что внимание – это наиважнейшая функция психики, ее необходимо улучшать, развивать для этого рекомендуется использовать различные приемы, влияющие на эффективное развитие данного процесса.
Изучив опыты педагогов – практиков, мы познакомились с нетрадиционными формами, методами и приемами развития свойств внимания. Каждый опыт по - своему уникален.
По нашему мнению, разнообразные формы работы, личностный подход - эффективны при развитии свойств внимания.
Мы планируем в своей педагогической деятельности использовать некоторые элементы из опыта педагогов – практиков.
2.2. Педагогическая деятельность по оптимизации личностного подхода в развитии свойств внимания в начальной школе
Исследование по данной теме осуществлялось на базе МБОУ Целинской СОШ №8 в 3 «Б» классе, классный руководитель: Усова Ирина Евгеньевна.
Приступая к исследованию по данной теме, состоялась беседа с классным руководителем, в ходе которой познакомились с психологическими особенностями данного класса.
В классе обучается 20 человек, из них 14 мальчиков и 6 девочек.
Психологическая характеристика класса:
- УО соответствует 97%, а КО 53%;
- уровень воспитанности соответствует ниже среднего;
- акцентируемые черты характера класса: отзывчивые, эмоциональные, активные, доброжелательные, несдержанные, работоспособные.
- в классе 6 холериков, 4 флегматиков, 10 сангвиников;
- уровень конфликтности – низкий.
- два обучающихся воспитываются в неполных семьях.
- у ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.
- обучающиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных дел, часто сами выступают инициаторами в их проведении.
- дети подвижны, общительны, любят рисовать, мастерить, петь и танцевать.
Продолжая исследование по данной проблеме, на начальном этапе,целью которого было:изучение свойств внимания как высшей психической функции, мы подобрали и провели ряд диагностик на выявление развития свойств внимания.
Для проведения обследования была создана необходимая обстановка, т.е. были исключены яркие, необычные предметы, которые могли бы непроизвольно отвлекать внимание школьника от выполнения заданий.
1тест: «Найди 10 отличий», автор И.С. Гринченко (см. Приложение 1).
Цель: развитие переключаемости внимания
Анализ результатов диагностики показал следующее:
- 4 обучающихся обладают высоким уровнем переключаемости внимания;
- 9 обучающихся – средний уровень переключаемости внимания;
- 7 обучающихся - низкий уровень переключаемости внимания.
Диаграмма 2.1.
2 тест: «Слово - невидимка», автор И.С. Гринченко (см. Приложение 2).
Цель: изучение объема внимания
Результаты диагностики следующие:
У 5 обучающихся объем внимания соответствует высокому уровню;
У 10 обучающихся показали средний уровень объема внимания;
У 5 – низкий объем внимания.
Диаграмма 2.2.
3 тест: «Ладошки», автор Т.Н. Руднева (см. Приложение 3)
Цель: изучение устойчивости внимания
Анализ результатов диагностики показал следующее:
- 9 обучающихся обладают высоким уровнем устойчивости внимания;
- 5 обучающихся – средний уровень устойчивости внимания;
- 6 обучающихся - низкий уровень устойчивости внимания.
Диаграмма 2.3.
Завершая этап, осуществив анализ уровней развития свойств внимания: объем, переключаемость, устойчивость определилась определенная группа детей с низким уровнем развития. В связи с этим, мы спланировали ряд мероприятий, который предполагает повышение уровня развития исследуемых свойств внимания.
Мы спланировали и провели ряд разнообразных форм работы, целью которых является повышение внимания на учебных занятиях.
Виды работ:
1. Разработка технологических карт учебных занятий.
2. Развивающие (индивидуальные) упражнения на развитие свойств внимания.
3. Подбор физминуток на развитие свойств внимания.
4. Рекомендации родителям и педагогам по развитию свойств внимания.
5. Подбор подвижных игр на развитие свойств внимания.
Развивающие (индивидуальные) упражнения на развитие свойств внимания:
Упражнение 1 «Числа» (см. Приложение 4).
Автор: М.Ю. Коровин
Цель: развитие объема внимания
Обучающимся на 1 секунду показывали карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку убирали, сложить эти числа и записать сумму. Детям показывали три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Записав сумму, ребята должны были ответить, на каких фигурах какие числа были написаны.
Ребята активно включились в педагогическую деятельность, что эффективно сказывалось на выполнении заданий.
Упражнение 2 «Селектор» (см. Приложение 5).
Автор: К.О. Рудин
Цель: развитие устойчивости внимания
Для упражнения выбирался один из участников игры – «приемник». Остальная группа – «передатчики» - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он поочередно настраивается на каждый "передатчик". После того как «приемник» достаточно поработал, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
В течение всей работы, я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя. Обучающиеся активно проявили себя.
Упражнение 3 «Летает – не летает» (см. Приложение 6).
Автор: К.О. Рудин
Цель: развитие переключения внимания
Обучающиеся сидели полукругом. Я называла предметы. Если предмет летает - дети поднимали руки. Если не летает - руки у детей опущены. Я сознательно ошибалась, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания поднимались.
Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Упражнение 4 «Съедобное - несъедобное» (см. Приложение 7).
Автор: К.О. Рудин
Цель: развитие переключения внимания
Я по очереди кидала обучающимся мячик и при этом называла предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный – обучающиеся ловили мяч, если же нет – отбрасывали.
Упражнение 5 «Узор» (см. Приложение 8).
Автор: А.Г. Мельникова
Цель: развитие объема внимания
Обучающимся было предложено по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Также разработан и оформлен ряд технологических карт с учебными занятиями, с элементами заданий на развитие объема, устойчивости и переключаемости внимания:
ИЗО - тема: «Выражение характера в изображении. Мужской образ» (см. Приложение 9).
Математика - тема: «Умножение на двузначное число» (см. Приложение 10).
Музыка – тема «Музыкальные портреты» (см. Приложение 11).
Русский язык – тема «Краткая форма качественных прилагательных» (см. Приложение 12).
Окружающий мир – тема: «Что создавалось трудом крестьянина? Как трудились крестьянские дети» (см. Приложение 13).
Рекомендации родителям по развитию свойств внимания:
Название: «Развитие свойств внимания у младших школьников» (см. Приложение 28).
Автор: Е.В. Черноштан
Данные рекомендации носят практический характер. Родителям следует иногда обращаться к данным рекомендациям, чтобы развить у детей высокий уровень внимания.
Подбор подвижных игр на развитие свойств внимания:
Игра 1 «Дни недели» (см. Приложение 29)
Цель: развитие объема внимания
Игра 2«Жесты» (см.Приложение 30)
Цель: развитие объема внимания
Игра 3 «Где игрушка?» (см.Приложение 31)
Цель: развитие устойчивости внимания
Игра 4 «Повтори движение» (см.Приложение 32)
Цель: развитие устойчивости внимания
Используя данный комплекс игр, мы старались повысить уровень развития определенных свойств внимания у детей младшего школьного возраста. Ребята, играя в данные игры - активно взаимодействовали друг с другом.
На наш взгляд, предложенные нами мероприятия способствовали эффективному развитию внимания у обучающихся.
При проведении начального этапа мы выявляли первоначальный уровень внимания у обучающихся 9-10 лет, что позволило спланировать дальнейшую работу по развитию свойств внимания у младших школьников.
В психолого-педагогической деятельности по развитию свойств внимания были использованы следующие приёмы: элементы наблюдения, индивидуальные упражнения, физкультминутки во время учебных занятий, были предложены рекомендации по развитию свойств внимания, подвижные игры.
Завершив основной этап, мы перешли к заключительному этапу, целью которого являлось выявить уровень развития свойств внимания после ряда мероприятий, которые были проведены на основном этапе исследования.
1тест: «Найди 10 отличий», автор И.С. Гринченко (см. Приложение 1).
Цель: изучение переключаемости внимания
Анализ результатов диагностики показал следующее:
- 6 обучающихся обладают высоким уровнем переключаемости внимания;
- 11 обучающихся – средний уровень переключаемости внимания;
- 3 обучающихся - низкий уровень переключаемости внимания.
Диаграмма 2.4.
2 тест: «Слово - невидимка», автор И.С. Гринченко (см. Приложение 2).
Цель: изучение объема внимания
Результаты диагностики следующие:
У 7 обучающихся объем внимания соответствует высокому уровню;
У 11 обучающихся показали средний уровень объема внимания;
У 2 – низкий объем внимания.
Диаграмма 2.5.
3 тест: «Ладошки», автор Т.Н. Руднева (см. Приложение 3)
Цель: изучение устойчивости внимания
Анализ результатов диагностики показал следующее:
- 11 обучающихся обладают высоким уровнем устойчивости внимания;
- 6 обучающихся – средний уровень устойчивости внимания;
- 3 обучающихся - низкий уровень устойчивости внимания.
Диаграмма 2.6.
Таким образом, осуществляя сравнительный анализ результата начального этапа и результат заключительного этапа, можно отметить, что содержание основного этапа позволило повысить внимание у обучающихся, в некоторой степени.
В ходе основного этапа все, что запланировали, было реализовано, но следует отметить непредвиденные трудности.
Таким образом, наше исследование позволило выявить уровень сформированности внимания и проследить динамику развития под влиянием учебной деятельности.
При проведении практической части исследования, мы опирались на передовой опыт педагогов-практиков. Некоторые элементы способствовали развитию свойств внимания.
При проведении начального этапа исследования, мы провели диагностический материал, который помог выявить уровень развития внимания у обучающихся 3 «Б» класса. После получения результатов основного этапа, мы спланировали ряд мероприятий, направленный на развитие свойств внимания.
По нашему мнению, данные формы работы способствовали эффективному развитию свойств внимания.
На заключительном этапе исследования нами был проведен повторный диагностический материал, который использовался на основном этапе исследования. Обработав результаты основного и заключительного этапов, мы увидели проделанную нами работу.
Практическая деятельность показала, что обучающиеся с низким уровнем развития внимания достигли успехов в работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание является основой психической функцией в психике. Внимание лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
В широком смысле вниманием можно назвать направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при определенной деятельности, при отвлечении от всего остального. [3, c.213]
Цель нашей работы– выявить оптимальные условия развития свойств внимания младшего школьника. Таким образом, к условиям развития свойств внимания можно отнести:
- знание психологических особенностей развития свойств внимания в младшем школьном возрасте;
- организация учебно-воспитательного процесса на диагностической основе;
- владение компетенциями по созданию условий для развития свойств внимания в младшем школьном возрасте.
При решении первой задачи, мы проанализировали понятие внимание, личностный подход с точки зрения разных специалистов и пришли к выводу, что понятия, предложенные Б.Г. Мещеряковым, К.Г. Юнга: «Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой», «Личностный подход – это индивидуальный подход к каждому обучающемуся, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию», является наиболее приемлемым для нашего исследования.
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направляет свое внимание на определенный объект. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание, становится опосредованным.
Внимание в младшем школьном возрасте продолжает свое формирование и под воздействием различных факторов легко поддаётся воздействию, изменению.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью, произвольностью, направленностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Наиболее эффективными инструментами развития свойств внимания в младшем школьном возрасте являются различные методы, приемы, средства обучения. Увлекательные задания привлекают интерес ребенка и тем самым становятся толчком к развитию свойств внимания.
Уровень развития внимания младших школьников имеет свои особенности, поэтому самое главное для педагога направить все силы на развитие внимания детей. Постепенно, при правильной организации учебного процесса претерпевают изменения, развиваются и совершенствуются положительные свойства внимания школьников.
Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы - важнейшее условие поддержания внимания учащихся начальных классов. [6, c.37]
Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.
Игровая деятельность на уроках обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает внимание.
Проанализировав опыт педагогов – практиков, в педагогической части исследования, мы выделили те приемы и методы, которые были использованы в практической деятельности педагогов.
Мы считаем, что каждый из предложенных опытов вносит свой неповторимый вклад в развитие свойств внимания младших школьников.
На наш взгляд, практическая часть нашего исследования содержит в себе разнообразие форм деятельности, позволяющих развивать свойства внимания у детей младшего школьного возраста.
В психолого-педагогической деятельности по развитию свойств внимания были использованы следующие приёмы: элементы наблюдения, индивидуальные упражнения, физкультминутки во время учебных занятий, были предложены рекомендации по развитию свойств внимания, подвижные игры.
Дополнительной ценностью нашего исследования является разработка памятки родителям по развитию свойств внимания, в котором содержатся рекомендации изучаемой по проблеме развития свойств внимания младших школьников.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что внимание является одним из важных факторов повышения уровня успешности обучения младших школьников, так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на развитие внимания, то учитель должен знать индивидуальные особенности обучающихся и учитывать их в учебном процессе.
Таким образом, гипотеза: развитие свойств внимания у детей младшего школьного возраста будет эффективно, если:
- в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности внимания обучающихся;
- учитель владеет теоретическими и практическими знаниями и умениями развития внимания;
- включает обучающихся в активную познавательную деятельность нашла свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вейн, А.М. Внимание человека [Текст] / А.М. Вейн. – М.: Просвещение, 2006. – 189с.
Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах: Учеб. пособие [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Питер, 2006. –121 с.
Волчегорская, Е.Ю. Личностный подход: Учеб. пособие [Текст] / Е.Ю. Волчегорская, К.Г. Юнг. – М.: Логос, 2008. – 96 с.
Волын, А.А. Основные свойства внимания [Текст] / А.А. Волын. – М.: Просвещение, 2009. – 110с.
Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Питер, 2007. –413с.
Гоноблин, Ф.Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноблин. - М.: Педагогика, 2008. – 64 с.
Добрынин, Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников [Текст] / Н.Ф. Добрынин. – М.: Просвещение, 2006. – 198 с.
Ефимкина, Р.П. Психологи развития [Текст] / Р.П. Ефимкина. – М.: Новосибирск, 2009. - 392 с.
Завьялова, Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст] / Т.Л. Завьялова. - М.: Аркти, 2008. – 178с.
Крайг, Г.З. Психология развития [Текст] / Г.З. Крайг. - М.: Питер, 2008. - 213 с.
Леонтьев, А.Н. Психология [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2006. – 537 с.
Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков.- М.: Питер, 2006. – 84 с.
Марцинковский, Т.Д. Детская психология [Текст] / Т.Д. Марцинковский. - М.: Гардарики, 2007. - 255 с.
Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2006. – 422 с.
Нуркова, В.В. Психология [Текст] / В.В. Нуркова. - М.: Юрайт, 2006. – 132 с.
Окуров, П.В. Развитие внимания в младшем школьном возрасте [Текст] / П.В. Окуров. – М.: Просвещение, 2007. – 99с.