kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "Особенности глинотерапии в социально-реабилитационной работе с детьми с нарушением зрения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объект исследования:  социально – реабилитационная работа с детьми с нарушением зрения.

Предмет исследования: глинотерапия в социально – реабилитационной работе с детьми с нарушением зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "Особенности глинотерапии в социально-реабилитационной работе с детьми с нарушением зрения".»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский социально-педагогический колледж

имени А.П. Раменского»





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)

по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми

ПМ.04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование и др.)

ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС



Тема: Особенности глинотерапии в социально-реабилитационной работе с детьми с нарушением зрения



Выполнила: Собянина Юлия Сергеевна С-44

фамилия имя отчество группа



39.02.01 Социальная работа

наименование специальности



Руководитель: Кокшарова Марина Юрьевна, преподаватель колледжа

фамилия имя отчество, должность




Защита состоялась: «___»____ 2019г.

Оценка: ____(___________________)



Соликамск, 2019


Содержание

Введение …………………………………………………………………

4

Глава 1. Теоретические аспекты организации социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения


9

1.1.Характеристика социально-психологического статуса детей с нарушением зрения………………………………………………………

9

1.2. Основы социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения………………………………………………………

12

1.3. Глинотерапия как метод социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения………………………………………...


18

Глава 2. Организация социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения через социальный проект творческой мастерской



23

2.1. Социологическое исследование востребованности социального проекта творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус»………………………………………………………….



23

2.2. Социальный проект творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус».………………………………….


26

Заключение………………………………………………………………

36

Список литературы……………………………………………………

38

Приложения………………………………………………………………

40








Введение

Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Тотальное разгосударствление, рыночные преобразования, с одной стороны, с другой – ухудшение состояния социальной экологии и, прежде всего, многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности.

Так как понятие ограничение жизнедеятельности звучит широко, для своего исследования мы взяли одну из категорий детей с ОВЗ – детей с нарушением зрения.

В настоящее время количество детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера, возрастает с каждым годом.

Зрительные нарушения осложняют и изменяют процесс познания детьми окружающего мира, что в свою очередь сказывается на моторном, познавательном и речевом развитии детей, имеющих зрительную патологию.

С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости.

И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

В России в настоящее время от нарушений зрения страдают 19 миллионов детей. 12 миллионов из них имеют нарушения зрения из-за аномалий рефракции — состояний, которые легко диагностируются и корректируются. 1,4 миллиона детей являются необратимо слепыми.

Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение между такими же детьми.

Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у ребенка с нарушением зрения.

Социальная работа с данной категорией детей осуществляется на основе следующих нормативно — правовых документов:

  • Конституция РФ;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Социально - реабилитационная деятельность направлена не на всех детей, а лишь на тех, у которых возникают трудности при вхождении в социальный мир. Поэтому и содержание, и средства в достижении поставленных целей, и направленность воздействий в социально - реабилитационной практике обуславливаются, прежде всего, спецификой развития ребенка с нарушением зрения.

Социальная реабилитация обеспечивает овладение и достижение детьми с нарушением зрения культуры, имея социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, и на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные социальные роли.

К числу важных особенностей социально - реабилитационного процесса следует отнести проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс, осуществляется он также в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психологической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.

Для достижения целей социальной реабилитации необходимо одновременное использование различных по своей направленности способов воздействия педагога на ребенка с нарушением зрения.

Восприятие детей с нарушением зрения характеризуется неточностью восприятия предметов и невысокой скоростью приема информации, а также ее объема (Е.В. Артюкевич, Л.П. Григорьева, Замашнюк, Р.Б. Каффеманас, Л.К. Малштейн, Г.В. Никулина, Л.И, Е.Н. Подколзина, Л.С. Сековец, Л.И. Л.В. Фомичева и др.).

Нарушение зрения обуславливает неполноценность зрительного восприятия и приводит к неточности и недостаточной обобщенности представлений (М.В. Велович, А.М. Витковская, Т.П. Головина, Н.С. Костючек, А.Г. Литвак, Н.Б. Лурье, Г.М. Милаева, В.М. Сорокин и др.), что отрицательно сказывается и на развитии вербально-логических процессов детей с нарушением зрения.

Методы арттерапии различны и подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовки, запаса знаний и умений, наличие предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. [9].

Одним из арттерапевтических методов является глинотерапия. Глинотерапия помогает проработать многие эмоциональные состояния. Использование данной техники позволяет работать над своими страхами, а так же другими сильными эмоциями. Работая с глиной, создавая из него различные фигуры, проигрывая беспокоящую ситуацию, ребенок переносит проблему из внутреннего мира наружу, что позволяет справиться с внутренним конфликтом. Под руководством специалиста через некоторое время данная техника может дать ощутимые результаты – физическое и эмоциональное раскрепощение, адекватная самооценка, чувство уверенности и покоя.

Подводя итог, хочется сказать, что арттерапия обладает множеством очевидных преимуществ. Ее воздействие происходит мягко, подчас незаметно для самого ребенка. К тому же творчество само по себе запускает механизмы психики, отвечающие за «исцеление» внутреннего мира человека. [9].

Актуальность проблемы определила тему данной работы: «Особенности глинотерапии в социально – реабилитационной работе с детьми с нарушением зрения»

Объект исследования: социально – реабилитационная работа с детьми с нарушением зрения.

Предмет исследования: глинотерапия в социально – реабилитационной работе с детьми с нарушением зрения.

Цель: теоретически обосновать социально-реабилитационную работу с детьми с нарушением зрения посредством глинотерапии и разработать проект творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус».

Задачи:

        1. Изучить социально-психологическую и нормативно-правовую литературу по теме исследования.

        2. Дать характеристику социально-психологического статуса детей с нарушениями зрения.

        3. Раскрыть содержание социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения.

        4. Охарактеризовать глинотерапию как метод социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения.

        5. Провести социологическое исследование востребованности разработки социального проекта творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус».

        6. Разработать социальный проект творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус».

Методы исследования:

  • теоретический (изучение литературы в аспекте темы, систематизация изученного);

  • эмпирический (анкетирование, беседы, социологический опрос).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала по рассматриваемой проблеме и разработке проекта творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус».


Глава 1. Теоретические аспекты организации социально – реабилитационной работы детей с нарушением зрения

1.1. Характеристика социально-психологического статуса детей с нарушением зрения

Дети и подростки, живущие в России, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами.

Общество, в котором на деле защищают права ребёнка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу.

Серьёзной проблемой остаются дети с физическими нарушениями здоровья - это проблема всего общества. Дети с физическими нарушениями имеют гораздо меньше шансов реализовать себя в качестве равноправных граждан страны - получить образование и сделать профессиональный выбор.

Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Нарушения зрение — это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм — основные виды нарушения зрения. Проблемы со зрением у детей встречаются в настоящее время нередко. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными, и в обоих случаях необходима коррекция. [15].

Дети, имеющие проблемы со зрением, значительно отличаются от своих сверстников, они требуют большего к себе внимания, другого подхода к обучению различным навыкам, чем ровесники с хорошим зрением. У них, как правило, сильнее развиты другие чувствительные органы, с помощью которых они познают мир. Происходит компенсация за счёт отличного слуха и осязания. [15].

Получение знаний и обучающие методики разнятся, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения. Зрительные органы играют важную роль как способ собственного восприятия и его развития, так и представления о пространстве вокруг. Все движения, которые совершает человек, контролируются зрением. Для ребёнка это наиболее важный аспект, так как его обучение, ориентирование в среде, полностью зависит от остроты зрения.

Из-за снижения зрения, у ребёнка начинается ограничение рамок, мир познаётся в меньшем объёме. Это может негативно сказаться на развитии многих навыков, таких как речь, память и внимание. У слепого ребёнка нарушается связь между словами и предметами в реальности.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с нарушением зрения.

Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышению качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей с нарушением зрения, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. [15].

Известно, что нарушенное зрение в первую очередь сказывается на зрительном восприятии. При изменении зрительного восприятия нарушаются такие его свойства, как предметность, что часто приводит к схематизму зрительных образов; целостность (в результате нарушения этого свойства становится фрагментарным, что обеспечивает неполное и неточное отображение в сознании ребёнка внешнего мира); константность (вызывает затруднения в определении местоположения объекта и элементов, из которых он состоит); обобщённость (в результате снижается возможность вычленять в объекте существенные признаки, а внимание часто фиксируется на случайных элементах). У детей выявляется особая потребность научиться видеть окружающий мир, в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой.

Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок с нарушением зрения, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Таким образом, ограничение возможности здоровья детей представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство в зависимости от своих социально-экономических приоритетов формирует социальную и экономическую политику в отношении детей с нарушением зрения. Однако возможности общества в борьбе с детской инвалидностью определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Дети с нарушением зрения, как правило, отличаются от своих сверстников, они требуют большего внимания к себе, но, тем не менее, у них сильнее развиты другие чувствительные органы, так как происходит компенсация за счет отличного слуха и осязания, с помощью которых они могут познавать мир. Такие дети аккуратны и старательны в каком-либо виде деятельности.

Использование различных технологий социально-реабилитационной работы способствует не только общему развитию детей с нарушением зрения, но и может оказать существенную помощь в коррекции зрения, развитии способностей и формировании индивидуальности, стимулировать потребность в самореализации, научит детей ставить перед собой определенные цели и выбирать собственные способы их достижения.

1.2 Основы социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения

Понятие социальная реабилитация детей с нарушением зрения можно рассматривать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность.

Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели - восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на ребенка. [18].

Социальная реабилитация как конечный результат - это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально - экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и личности ребенка, включенного в социально - реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения.

Социально - реабилитационная деятельность - это целенаправленная активность специалиста по социальной работе и ребенка с нарушением зрения в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной жизни посредством организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Социально - реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность. [18].

Целенаправленность социально - реабилитационной деятельности проявляется в том, что процесс социальной реабилитации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами должен обладать ребенок на завершающем этапе.

Специфика опосредованности социально - реабилитационной деятельности состоит в том, что социально - реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно - в результате социальной обусловленности социально - реабилитационной деятельности, ее связи со значениями, фиксированными в понятиях языка, нормах морали, ценностях. Социально - реабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмысленно на уровне сознания и будет принято индивидом как свое собственное.

Субъективность социально - реабилитационной деятельности выражается в проявлениях индивидуальности как специалиста по социальной реабилитации, так и ребенка, включенного в социально - реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участников, наличием прошлого опыта, установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отношений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

Интенсивность социально - реабилитационного процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной работе индивидуального стиля деятельности. Его наличие позволяет каждому из них при наличии разных особенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при использовании разных способов и средств воздействия.

Динамичность социально - реабилитационной деятельности определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально - реабилитационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике. [20].

Динамические изменения социально - реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изменениями в развитии личности в целом.

Эффективность социально - реабилитационной деятельности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения результатов. В числе основных показателей определения эффективности социально - реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личности ребенка, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и экономическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала. [20].

К числу других важных особенностей социально - реабилитационного процесса следует отнести, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс, во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психологической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.

Основная цель социально-реабилитационной работы обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушение зрения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. [18].

Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями зрения, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались. Проведение социально - реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

Третья цель социально - реабилитационной работы - реабилитировать семьи, имеющие детей с нарушением зрения, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Специалист по социальной работе должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

Участие специалистов по социальной работе в реабилитации детей с нарушением зрения носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним с доверием.

Важное место в комплексе составляющих компонентов подготовки детей с нарушением зрения к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации, которая в свою очередь невозможна без социальной терапии. Именно она играет существенную роль в процессе реабилитации. В процессе осуществления социальной реабилитации детей необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности в теории и практике социальной работы получило название социальная терапия.

Социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Характер и содержание процесса социальной терапии определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. [6,19].

На сегодняшний день создается множество реабилитационных площадок, социальных организаций для детей с нарушением зрения. Упор идет на создание благоприятной среды для самореализации детей с нарушением зрения посредством включения их в творческую деятельность.

Ниже представлены примеры этих организаций в России и Пермском крае.

В Пермском крае был создан проект «Уголок родной природы». Проект позволил создать дендрологическую площадку на территории школы-интерната для 185 слабовидящих и незрячих детей в возрасте от 7 до 18 лет, обучающихся и проживающих в данном интернате. Идея проекта состояла в том, чтобы преобразовать часть парка в специализированную дендрологическую площадку с биоценозом, присущим Пермскому краю.

В Перми появилась площадка для слабовидящих детей «Сад ощущений», который поможет слабовидящим детям научиться, лучше слышать, обонять и осязать этот мир. «Сад ощущений» – это детская площадка, созданная с учетом потребностей детей, не обладающих острым зрением. Она нужна не только для игры, но и для того, чтобы научить воспитанников школы-интерната ориентироваться в пространстве и узнавать окружающие предметы на ощупь, а также по запаху и звуку, которые они издают. С этой целью для школьников тут будут организованы специальные занятия.

Центр «Радуга» - яркая тактильная среда, которая позволит ребёнку:

- освоить новые ощущения;

- развить тактильную чувствительность;

- улучшить координацию;

- развить представление об объектах, явлениях и предметах окружающего мира, в том числе с помощью детских тактильных рукодельных и «говорящих» книг.

Работа Центра это не только цикл библиотечных мероприятий, направленных на развитие читательских способностей детей, но и индивидуальная коррекционно–развивающая работа с тифлопедагогом.

В Перми был создан сервис удаленной помощи «UTROFON» Михаила Зотова - глаза для людей с ограничениями зрения. Главной идеей было объединить человека, которому нужна помощь, и оператора с помощью видео и голосовой связи. Где бы ни находился человек с нарушением зрения, он может включить приложение, и оператор «станет его глазами», комментируя происходящее вокруг.

Таким образом, социально-реабилитационная работа с детьми с нарушением зрения направлена на гармоничное социальное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, так же психологическое и физическое развитие ребенка.

Все вышеперечисленные понятия объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина, улучшении его положения в обществе, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблем детской депривации. Для слабовидящих детей ведется большая работа, где дети смогут жить полноценной жизнью, получать образование на уровне образовательных школ, проводить досуг, родители начнут отпускать своих детей на улицу, не боясь того, что их ребенок травмирует себя или потеряется, потому что сейчас создаются все условия для их безопасности. Также дети с помощью сервиса Utrofon могут связываться с операторами, находясь на расстоянии, делиться своими переживаниями или просто приятно провести время. В Центре «Радуга» дети смогут развивать читательские способности, участвовать в различных мероприятиях, а также посещать тифлопедагога.

Технологии не стоят на месте, разработчики придумывают все больше и больше интересных новшеств, но для отдельной категории, как дети с нарушением зрения, еще многое предстоит создать, потому что большая часть разработок все же направлена не на отдельные категории, а на ОВЗ людей в целом. Поэтому вышеперечисленные реабилитационные площадки на сегодняшний день – огромная помощь детям с нарушением зрения и их семьям.


1.3. Глинотерапия как метод социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения

Наши дети живут в непростое время – им не хватает доброго, полезного общения с близкими людьми, папой и мамой, бабушкой и дедушкой. Многие дети с раннего детства знают, что такое тревожность, страхи, агрессия.

Дети с нарушенными зрительными функциями часто не умеют установить контакт с окружающими людьми, они беспомощны перед незнакомыми людьми, проявляют болезненную внутреннюю скованность.

Тогда слепые и слабовидящие дети ради сохранения внутреннего равновесия предпочитают уходить от контакта. Такое поведение является социальным аутизмом.

Если люди не откликаются на стремление детей общаться, у тех не удовлетворяется потребность испытать их внимание. Это приводит к дискомфорту, к длительным психоэмоциональным угнетениям, которые проявляются депрессивными состояниями. Дети нарушением зрения перестают верить в свои силы, они отчуждаются. Это особенно выражено у полностью слепых детей.

Из тупиковой ситуации одиночества и социальной депривации им помогает уход в эстетическую творческую деятельность. Дети пытаются сочинять стихи, что-то мастерить руками или писать музыку. Когда ребенок-инвалид по зрению открывает для себя радость эстетического творчества, он не только меняет свою жизненную позицию, но и отношение к своей жизни, себе и своему изъяну. Он начинает более оптимистично смотреть на жизнь и окружение. Но, к сожалению, в большинстве случаев по окончанию учебного заведения ребенок с нарушением зрения вновь оказывается в условиях узкого семейного общения.

Главным каналом, поставщиком различных переживаний, которые отражают жизнь человека, является общение. Оно приобретает особое значение в жизни ребенка с нарушением зрения тогда, когда он включается в творческую эстетическую деятельность и попадает в коллектив, в котором находит отклик на свое творчество. Но если незрячим людям не помогать, их творческие качества могут не развиться. Необходимо дать им увидеть те положительные стороны своей психики, которые помогут найти понимание, утвердиться в жизни и проявить себя в обществе.[19]. Подробнее рассмотрим один из методов арттерапии – глинотерапию. Использование данной техники позволяет работать над своими страхами, а так же другими сильными эмоциями.

Работа с глиной - это и хорошая профилактика личностных отклонений, и выход негативных эмоций, и снятие нервно-психического напряжения, страхов, агрессии.

Глина, как материал, содержит массу возможностей, она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Её можно формировать руками, её можно мять, бросать, мешать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и, несмотря на это, всё же не разрушается, она остаётся глиной, из которой можно лепить. [10].

Глина дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает детей с их чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его.

Способность глины вызвать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для детей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. А те дети, которые испытывают чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущения контроля и владения собой. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение «Я» в процессе изготовления поделки.

Ребёнок получает удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе работы дети часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями. Наработки коррекционных занятий для детей с нормальным зрением уже можно найти, а как быть со слабовидящими детьми.

Хорошо, что глина имеет и ещё одно преимущество, дети способны воспринимать её с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде картинки неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Это ещё один плюс.

В работе с детьми с нарушением зрения есть свои особенности. Хотя они также учатся готовить глиняное тесто на первоначальном этапе (перебирать, отбивать, проминать, проверять на пластичность), изготавливать разнообразные бусины (круглые, шарообразные, цилиндрические, конусообразные, кубические и квадратные). При обследовании предметов, игрушек такие дети выделяют детали, но изобразить их в лепке детям со слабым зрением сложно.

Дети с нарушением зрения используют приспособления при письме и чтении, а что если форма станет ещё одним таким пособием. Если обучение вести постепенно от простого к сложному, то дети смогут не только читать рельефное изображение, но и изготавливать, создавать его сами, используя формы.

Форма дает возможность детям с нарушением зрения изготовить качественную поделку своими руками, и подарить, а значит испытать радость дарения.

В рамках студии творческой мастерской проводятся занятия и мастер-классы с детьми с нарушением зрения. Каждую неделю будут проводиться занятия на разную тематику: тонфельд-терапия, лепка из глины, гончарное ремесло. На занятиях дети будут делиться своими впечатлениями. На занятиях нет определенных рамок, мастер задает тему тем самым, помогая с выбором, и дети изображают свои задумки непосредственно через глину.

На перовом занятии дети знакомятся с мастером и другими специалистами, а также знакомятся с самим материалом, с которым будут работать в дальнейшем - глиной. Немаловажный фактор - создание атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности в работе с детьми с нарушением зрения. Последующие занятия будут направлены на проведение тематических кружков и мастер-классов. Занятия будут проводиться три раза в неделю: во вторник, четверг и субботу.

Таким образом, глина – это чудесный медиум, её мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждает чувство радости. С глиной и формой каждый легко становится мастером. Работа с естественными, натуральными материалами, ведь это связь с естественным миром природы - это то, что придает внутренней силы, дает положительный заряд – физический, эмоциональный, душевный. [10].

Далее обратимся к практической теме исследования и рассмотрим степень востребованности социального проекта творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус».














Глава 2. Практические подходы к организации социально – реабилитационной работы с детьми с нарушением зрения

2.1 Социологическое исследование степени востребованности социального проекта творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус»

В данном параграфе раскрыто социологическое исследование по изучению общественного мнения и мнения целевой группы о необходимости разработки социального проекта творческой мастерской глинотерапии для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус».

Цель исследования - определение востребованности социального проекта творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус» среди целевой группы, жителей города.

Задачи исследования:

  1. Подобрать инструментарий для проведения социологического исследования;

  2. Определить уровень социальной заинтересованности общественности в разрабатываемом социальном проекте;

  3. Дать оценку готовности участия и заинтересованности целевой группы в социальном проекте.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: социологический опрос, изучение нормативно-правовой документации, беседа с родителями детей с нарушением зрения.

В социологическом опросе приняли участие жители города Соликамска. Количество опрошенных составило 75 человек в возрасте от 16 до 45 лет. Участникам опроса предлагалось ответить на три вопроса: (приложение 2).

  • нужна ли дополнительная помощь и поддержка детям с нарушением зрения?

Варианты ответа:

1)да – 85%(чел);

2)возможно – 10%(чел);

3)нет – 5%(чел).

  • нужна ли студия творческой мастерской для данной категории?

Варианты ответа:

1)да – 60%(чел);

2)возможно – 30%(чел);

3)нет – 10%(чел).

  • может ли студия способствовать решению таких социальных проблем целевой группы, как социальная адаптация и реабилитация в обществе?

Варианты ответа:

1)да – 40%(чел);

2) возможно – 40%(чел);

3)нет – 20%(чел).

В исследовании приняли участие 75 человек в возрасте от 16 до 45 лет. Участникам предлагалось ответить на три вопроса. В результате опроса стало известно о необходимости дополнительной помощи и поддержки детям с нарушением зрения. Также большинство респондентов считают, что студия творческой мастерской нужна для данной категории детей.

Анкетирование родителей г. Соликамска. Целевая группа – дети в возрасте от 10 до18лет. В анкетировании приняло участие 15 родителей. Было предложено ответить на следующие вопросы: (приложение 3).

1. Как долго Ваш ребенок посещает учреждения дополнительного образования?

А) менее 3 месяцев –70 % (чел);

Б) от 3 месяцев и до года – 15% (чел);

В) от 1 года и до 2 лет – 15% (чел);

Г) более 2-х лет – 0% (чел).

70% респондентов ответили, что их ребенок менее трех месяцев посещает УДО, 15% респондентов ответили, что их ребенок посещает УДО от трех месяцев и до года, 15% респондентов ответили, что их ребенок посещает УДО от года и до двух лет.

2. Делают ли что–либо городские власти, с Вашей точки зрения, для социальной реабилитации детей с нарушением зрения?

А) Да, делают всё, что могут – 10%(чел);

Б) Отдельные меры предпринимаются, но этого не достаточно – 60%(чел);

В) Ничего не делают - 30(чел)%.

10% респондентов уверены, что городские власти прикладывают все усилия для социальной реабилитации детей с нарушением зрения, 60% респондентов считают, что городская власть может создать определенно лучшие условия социальной реабилитации для детей с нарушением зрения.

3. Как Вы считаете, нуждаются ли дети с нарушением зрения в данном социальном проекте?

А) Да, конечно – 70(чел)%;

Б) Не думаю, что проект им необходим – 10(чел)%;

В) Не задумывался над этим – 20(чел)%.

70% респондентов положительно ответили на первый вопрос, 10% респондентов находятся в сомнении, что социальный проект творческой мастерской им необходим, 20% респондентов не задумывались над тем, нужен ли проект их детям.

В исследовании принимали участие специалист по социальной работе, социальный педагог. Была проведена беседа с сотрудниками о плане своей работы.

Итак, проведенное социологическое исследование показывает, что проект получил высокую оценку среди общественности по предполагаемым социально-реабилитационным эффектам для детей с нарушением зрения. Помимо этого целевая группа заинтересовалась тем, что станет результатом проекта, как студия положительно сыграет на развитие детей.


2.2 Разработка социального проекта творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус»

Проведённое исследование, в том числе и социологическое, подтверждает, что социальный проект творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус» является востребованным на территории г. Соликамска.

Цель проекта: обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление физического здоровья ребенка через внедрение элементов глинотерапии в практику на базе студии творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус».

Задачи проекта:

1. Способствовать улучшению психического и физического состояния здоровья детей с нарушением зрения посредством организации деятельности студии творческой мастерской «Мастер Хаус».

2. Создать условия для приобщения детей с нарушением зрения посредством привлечения их к культурно-досуговой деятельности в рамках студии творческой мастерской.

3. Содействовать в формировании и развитии социально-адаптационных способностей детей с нарушением зрения для последующей их самореализации.

4. Организовывать и проводить кружки, семинарские занятия и массовые мероприятия для детей с нарушением зрения и их родителей.

Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для ребенка. Для успешного вхождения детей с нарушением зрения в общество может стать творческая деятельность с помощью арттерапии.

Глинотерапия - уникальная техника арттерапии, основанная на применении глины - природного материла, как инструмента, помогающего понять и проработать актуальную проблему человека. Для детей с нарушением зрения любые упражнения с глиной очень полезны и терапевтичны. Глина способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, позволяет развивать навыки самоконтроля, актуализировать творческую активность, способствует личностному росту и общему интеллектуальному развитию. Кроме прочего, глинотерапия учит усидчивости, развивает воображение, творческие способности. Целительный эффект наблюдается и в физическом состоянии: развивается моторика, улучшается степень плавности и координации движений. [10]

Данный проект рассчитан на детей от 10 до 18 лет.

Условиями реализации предложенного нами социального проекта по внедрению элементов арттерапии (глинотерапии) на базе творческой мастерской для детей с нарушением зрения являются следующие:

  • хорошо освещенная, проветриваемая, достаточно просторная комната с хорошей звукоизоляцией, что бы избежать посторонних звуков (с обеих сторон), которые могут помешать процессу;

  • материально-техническое обеспечение для занятий: глина (основной материал); инструменты для обработки глиняных изделий; гончарный круг; печь для обжига; клеенка для столов; мисочка с водой; доска для лепки; фартуки;

  • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений детей с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка с нарушением зрения при регулярной включенности в занятия;

  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества психолога, специалиста по социальной работе, социального педагога и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей с нарушением зрения;

  • включение в целостный процесс разнообразных форм и методов работы с глиной.

Материалы, использующиеся при реализации данного проекта и непосредственно для проведения занятий по глинотерапии: краски - гуашь, акварель, кисточки, карандаши, фломастеры, масляные мелки, сыпучка (песок, крупа, кофе), платки, кусочки ткани различных цветов и разные по фактуре, украшения, камни, мишура, готовые глазки, звездочки, буковки и т.д.

Проект будет реализован в три этапа:

На подготовительном этапе формируется целевая группа. Планируется провести экспресс-опрос родителей и детей, а также жителей города о необходимости реализации в целом социального проекта и открытия мастерской студии для детей с нарушением зрения.

Для опроса населения и распространения буклетов и баннера привлекаются студенты-волонтеры социально-педагогического колледжа.

Также волонтеры обращаются к местным СМИ о распространении информации о проекте.

Создается интернет страница для размещения информации о студии мастерской «Мастер Хаус», так же будут размещены главные новости о спонсорах и партнерах проекта, фотогалерея, расписание занятий, статьи и много полезной информации для родителей и детей. Создаются буклеты и баннер об открытии студии мастерской «Мастер Хаус».

Для аренды помещения, проведения занятий по глинотерапии заключается договор со специалистом ЦРТДЮ «Звездный».

Базой нашего проекта будет являться студия мастерской ЦРТДЮ «Звездный» по адресу г. Соликамск, ул. 20 лет Победы 44. Заключается договор об аренде помещения для открытия студии и трудовой договор с медицинским работником этого учреждения. Медицинский работник необходим для оказания обслуживания детей, посещающим студию.

Также на подготовительном этапе в арендуемом кабинете будет поставлено специальное оборудование для глины. Планируется организовать собрание с родителями.

В разработке и реализации проекта предполагается активное участие социальных партнеров, которые будут вносить посильный вклад в развитие проекта:

Ресурсы реализации проекта

Кадровые ресурсы:

Руководитель проекта

Поиск и привлечение волонтеров, кадрового состава, партнеров, спонсоров, а также участников целевой группы, заключение с ними договоров

Наблюдение за ходом реализации проекта;

Разработка ежемесячных отчетов

Студенты-волонтёры

Проведение анкетирования и опросов населения и целевой группы;

Распространение баннера и буклетов о студии;

Сбор видео- и фотоматериалов

Гончар (мастер по глине)

Проведение занятий с целевой группой

Специалист по социальной работе

Ведение личного дела по каждому участнику проекта, на основе конфиденциальности;

Проведение индивидуальных форм работы с целевой группой;

Подготовка ежемесячных отчетов

Медицинский работник

Оказание обслуживания детей с нарушением зрения, посещающим студию;

Оказание первой медицинской помощи детям с нарушением зрения

Бухгалтер

Ведение финансового учета;

Подготовка ежемесячных финансовых отчетов

Фонд социального страхования

Обеспечение гражданам обязательного социального страхования;

Выдача путевок на санаторно-курортное лечение

Материально-технические:

Транспортные услуги

Предоставление необходимой помощи в перевозке необходимого оборудования;

Предоставление необходимой помощи в перевозке целевой группы в студию

Интернет магазин

Заказ необходимого оборудования для занятий

Информационные:

Опросники

Проведение анкетирования и опросов для выявления оценочной информации населения в ходе реализации проекта для детей с нарушением зрения и членов их семей

Буклеты

Распространение информации о создании проекта

Интернет - страница

Информация о данном проекте;

Контактные данные руководителя его партнеров, информационные ссылки на студию;

Получение нужной информации для посетителей и целевой группы

Баннеры

Размещение на вэб-страницах, для привлечения посетителей

Газета «Наш Соликамск»

Распространение информации о ходе реализации проекта

Группа Вконтакте

Распространение информации о ходе реализации проекта;

Создание - фото, - видео галереи;

Размещение информации о студии и расписание занятий


На основном этапе идет воплощение данного проекта. В рамках студии творческой мастерской проводятся мероприятия и мастер-классы с детьми с нарушением зрения. Каждую неделю будут проводиться занятия на разную тематику: тонфельд-терапия, лепка из глины, гончарное ремесло.

Первое занятие начнется со знакомства. Необходимо создание атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности. Помощь детям с нарушением зрения в решении актуальных задач развития, социализации. Для родителей также выпускается методический буклет по лечебной физкультуре для глаз в домашних условиях.

Последующие занятия будут направлены на проведение мероприятий, кружков и мастер-классов. Занятия будут проводиться три раза в неделю: во вторник, четверг и субботу.

Во вторник дети будут осваивать тонфельд-терапию - в переводе с немецкого языка «тонфельд» обозначает «глиняное поле». Глиняное поле - это плоская прямоугольная коробка, в которую помещается глина. Поле - символическая метафора «мира», который ребенок может «изучить» собственными руками. Спонтанное взаимодействие с глиной позволяет соприкоснуться с неосознаваемыми импульсами и проявится им в реальности безопасного творческого пространства, способствуя тем самым высвобождению жизненного творческого потенциала. Это помогает также понять динамику символической реальности личности при взаимодействии с миром. Подобно тому, как человек совершает своё путешествие по жизни, руки исследуют пространство глиняного поля, взаимодействуют с материалом.

В четверг занятие по лепке из глины. Лепка из глины является творческим и увлекательным занятием, так как материал очень пластичен и дает возможность изготавливать примерно те же изделия, что и из пластилина, но куда красивее! Тем более, если пластилин - материал для детей, то вот глина - «взрослая» субстанция, а значит, ребёнок творить будет с удовольствием, ведь незнакомые вещи неизменно манят детские умы. В процессе этих занятий у ребёнка развивается творческое воображение, фантазия, улучшается мелкая моторика рук.

В субботу дети познакомятся и начнут осваивать гончарное ремесло. Гончарное ремесло это занятия, на которых дети не только постигают азы гончарного ремесла, но и развивают моторику (как мелкую, так и общую), концентрацию внимания, усидчивость, пространственное мышление, творческие способности. Мягкая глина и мерное вращение гончарного круга способны заворожить кого угодно, а на ребенка они производят поистине магическое воздействие. И это не удивительно, ведь что может быть чудеснее, чем превращение бесформенного, казалось бы, куска глины в прекрасную вазу, кувшин или чашу? В такие минуты ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным творить чудеса, а его фантазия получает прекрасную возможность проявить себя. Умение изготавливать гончарные изделия даёт возможность не только иметь красивые предметы быта, но принести практическую пользу, что немаловажно для дальнейшей самостоятельной индивидуальной трудовой деятельности несовершеннолетних, их профориентации.

Когда дети освоят технику владения глиной, они смогут участвовать в небольших мастер-классах. Им будет выдана глина, и необходимый для изготовления предмета инвентарь на дом.

Также в рамках реализации проекта будет объявлен конкурс на посещаемость. Если у ребенка была хорошая посещаемость, то его родители (или замещающих их лица) получат путевку в санаторий – профилакторий «Усть-Качка», здание санатория «Кама» в г. Пермь.

На заключительном этапе проекта проводится мониторинговое исследование целевой группы, участников проекта. На завещающем этапе необходимо отслеживать проект в течение нескольких месяцев, чтобы понять дальнейшие перспективы проекта. С помощью различных диагностик, таких как опрос целевой группы, а также с помощью интервью мы анализируем и даем оценку дальнейшей жизнедеятельности проекта.

По окончании проекта будет возможность организовать ярмарку с творчеством детей.

Эффективность и результативность реализации проекта оценивается посредством проведения внутреннего мониторинга. Мониторинг реализации проекта проводится путем регулярного контроля над проведением занятий, встреч с детьми с нарушением зрения и их родителями, общение с партнерами по телефону, периодическая корректировка рабочего плана, контроль над качественным выполнением поручений руководителя проекта студентами-волонтёрами.

Оценивать качество реализации проекта и удовлетворенность целевой группы в получении услуг посредством социологических опросов. По окончанию проекта будет проводиться повторный опрос для оценки удовлетворенности родителей и детей реализации проекта, в результате которого будет известно, помог ли детям преодолеть психологические барьеры, на пути к самореализации и приобщению.

Учитывается оценка желаний дальнейшей реализации проекта детей с нарушением зрения и их родителей, а так же рекомендации и пожелания.

Обязательным условием оценки качества реализации проекта является отслеживание взаимодействия с партнерами путем предоставления ими по ходу реализации проекта необходимых ресурсов (отсутствие отказов, расторгнутых договоров). В том числе предполагается так же, как и с другими субъектами проекта, анкетирование удовлетворенности взаимодействие с организаторами проекта, результатами самого проекта.

Ожидаемые результаты социального проекта:

Количественные

Предполагает охват участников в количестве не более 10 человек

В опросах приняло около 70 человек, включая целевую группу

Разработано около 50 методических буклетов для детей по лечебной физкультуре для глаз в домашних условиях

В работе с целевой группой привлечено 3 специалиста и 5 волонтеров (студенты ССПК)

Будет предоставлен автобус от «Городского экспресса»

Качественные

Раскрытие потенциала детей с нарушением зрения

Успешная адаптация детей с нарушением зрения в обществе

Укрепление детско-родительских отношений в совместной социально-культурной деятельности

Посредством культурно-досуговой деятельности дети с нарушением зрения сформируют адекватную оценку себе и своему потенциалу, в дальнейшем смогут самореализоваться и с уверенность входить в мир

Данный проект обеспечит активизацию социальной позиции общественных организаций, целевой группы их готовность участвовать реализации проекта


После окончания реализации проекта «Мастер Хаус» оценивают качество и эффективность достижения поставленной цели, вносятся коррективы в план реализации мероприятий по желанию целевой группы для дальнейшего развития проекта. Проект «Мастер Хаус» может продолжать деятельность, с помощью дополнительных источников финансирования таких как: бюджетные организации и благотворительность.

Также проект может распространяться на другие территории Пермского края.

Общая стоимость проекта составила 449 011 рублей, из них собственных ресурсов – 94 011рублей, запрашиваемых 355 000 рублей.




















Заключение

Изучив нормативно-правовую и социально-психолого-методическую литературу, охарактеризовав особенности детей с нарушением зрения, можно сделать вывод, что на сегодняшний день социальная реабилитация детей с нарушением зрения является актуальной проблемой всего человечества, этому свидетельствует, неуклонный рост числа таких детей из года в год.

Социальная реабилитация детей с нарушением зрения - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Особенностями организации социальной реабилитации детей с нарушением зрения является подбор индивидуальной реабилитационной программы в зависимости поставленного диагноза так и особенности личности в социальной среде. Важной особенностью в социальной реабилитации является то, что все формы реабилитации - психологическая, социальная, социально-экономическая, профессиональная и другие - проводятся наряду с медицинской, для достижения эффективного результата в социально - реабилитационной работе.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация детей с нарушением зрения - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью.

Большинству детей с нарушением зрения необходим длительный реабилитационный период. В этот период в учреждении дополнительного образования специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог и мастер по глинотерапии должны обеспечить положительное эмоциональное состояние ребенка, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Организация воспитания и обучения детей с нарушением зрения предполагает акцентирование внимания на реабилитационных эффектах содержания, форм и методов работы с ними, используя в своей работе метод глинотерапии.

Именно для решения задач социальной реабилитации детей с нарушением зрения в условиях учреждения дополнительного образования и был разработан социальный проект глинотерапии творческой мастерской для детей с нарушением зрения «Мастер Хаус», который может стать хорошей практикой, быть использован в других учреждениях города и края.

Таким образом, в ходе исследования цель исследования достигнута, задачи исследования решены.
















Список используемой литературы

  1. Федеральный Закон от 24 .11. 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

  4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  5. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2181-р утверждена государственная программа «Доступная среда».

  6. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие/ Кузнецова Л.П. .- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 19с.

  7. Литвак, А.Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей / А.Г. Литвак. – Л.; 1981.

  8. Ремезова, Л.А., Буковцова, Н.И. развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий / Л.А. Ремезова, Н.И. Буковцова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008.

  9. Бетенский М. Что ты видишь? Новые методы арттерапии / М. Бетенский. - М.,2002.

  10. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008 Евтеева Т.Н. Программа занятий по глинотерапии.

  11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 2000.

  12. Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е. И.

  13. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001.

  14. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л.В. Фомичева - СПб.: КАРО, 2011

  15. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие /Л.И. Плаксина–– М.: РАОИКП, 2009

  16. Психология воспитания детей с нарушением зрения: научное издание / под общ. ред.: Л.И. Солнцевой; В.З. Денискиной - М.: Налоговый вестник, 2004.

  17. Бенедиктова, М.В. Учителю о незрячих и слабовидящих детях. Пособие для учителей массовых школ, обучающих детей с нарушением зрения / Сост. и ред. М.В. Бенедиктова - Нижний Новгород: Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива», 2010.

  18. Социальная реабилитация детей с нарушением зрения. Источник: http://www.yurii.ru

  19. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Методический комплекс по развитию зрительного восприятия младших школьников. Источник: https://www.twirpx.com/file/606006/

  20. Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения (физическая, социальная и психологическая). Источник: https://mosglaz.ru/vracham-ophtalmologam/item/1786-reabilitatsiya-detej-s-narusheniem-zreniya.html

  21. Социальная реабилитация детей с нарушением зрения. Источник: http://refleader.ru/polatyrnapolujg.html

  22. Тарасова Л. Ю. Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями // Молодой ученый. — 2019. — №18.Источник: https://moluch.ru/archive/256/58717/



Приложение 1

Статистические данные Российской Федерации на 2018-2019 год


























Приложение 2


Социологический опрос жителей г. Соликамск



















































Приложение 3

Анкетирование родителей г. Соликамск

















































Приложение 4

Бюджет проекта

Название статьи

Запрашиваемые средства

Собственные средства

Всего

Источники финансирования

Оплата труда

1.Зарплата мастера по глине – Гончара (1 раз в неделю)

75 000


10 000

85 000

Запрашиваемые средства, средства организации

2.Зарплата медицинского работника (1 раз в неделю)

50 000

10 000

60 000

Запрашиваемые средства, средства организации

3. Волонтерский труд (1 раз в неделю)

X

17 500

17 500

Бюджет организации

Всего по оплате труда

162 500 рублей

Прямые расходы

Оплата коммунальных услуг (аренда и содержание помещения)

x

21 511

21 511

Бюджет организации

Оплата транспортных услуг

80 000

-

80 000

Средства гранта

Оплата издательских услуг

-

5 000

5 000

Собственные средства

Оплата услуг связи

-

10 000

10 000

Средства гранта

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

150 000

-

150 000

Средства гранта

Оплата СМИ

-

20 000

20 000

Средства гранта

Всего прямые расходы

286 511 рублей

Всего расходов по проекту

449 011рублей

По статье «Оплата труда» включаются расходы на заработную плату штатных сотрудников:

- Мастер по глине (Гончар). Оплата по контракту составит 21 250 рублей в месяц. Оплата за 4 месяца составит 85 000 рублей.

- Медицинский работник. Оплата по контракту составит 15 000 рублей в месяц. Оплата за 4 месяца составит 60 000 рублей.

- Волонтерский труд. К работе в проекте будет привлечено 5 человек. Оплата составит 500 рублей/час. (500 рублей *5 человек = 2 500 в месяц.

2 500*7 =17 500 рублей). Оплата за 7 месяцев составит 17 500 рублей.

- Расходы на перевозку детей и инвентаря составит 80 000 рублей.

- Расходы на разработку брошюр для детей по лечебной физкультуре для глаз в домашних условиях. Расходы составят 5 000 рублей.

- Расход на оплату услуг связи составит 10 000 рублей.

- Приобретение оборудования. Расходы составят 150 000 рублей.

- Расходы на оплату СМИ. Включает в себя рекламу, краткая информация о целях реализации проекта, партнерах и т.д в газете «Наш Соликамск» составит 10 000 рублей, а также реклама на ТВ 10 000 рублей. Расход составит 20 000 рублей.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Собянина Юлия Сергеевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства