Просмотр содержимого документа
«Восстановительный подход в организации процесса ресоциализации воспитанников СУВУ»
Восстановительный подход в организации процесса ресоциализации воспитанников
Уровень преступности несовершеннолетних в современной России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках, как наиболее социально незащищенной части общества. В последние годы проблема девиантного поведения и распространяющаяся криминализация несовершеннолетних вышла на первый план среди социально-правовых проблем России. Ежегодно органами МВД привлекается в качестве обвиняемых и подозреваемых более 200 тыс. несовершеннолетних достигших 14-летнего возраста. Только половина дел доходит до суда. Тем не менее, около 20 тыс. несовершеннолетних (каждый десятый) получают наказание в форме реального лишения свободы. Растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Ежегодно суды, органы правопорядка, учреждения-субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних вынуждены подбирать меры воспитательного воздействия примерно для 180 тысяч подростков, в процессе реализации которых должны добиваться формирования персональной ответственности у правонарушителей. Тем не менее, имеющиеся статистические показатели указывают на низкую результативность работы специалистов служб, созданных за последние годы в различных ведомствах и призванных оказывать помощь семье и детям. Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей. Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частности, в межличностном общении со сверстниками, со взрослыми, и, прежде всего, родителями.
Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже делинквентное поведение. Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции.
Таким образом, актуальность проблемы указывает на необходимость усовершенствования существующих и поиск новых, более эффективных технологий работы с несовершеннолетними. Такой технологией может стать использование восстановительного подхода для предупреждения и разрешения конфликтов у несовершеннолетних в процессе их ресоциализации. Ресоциализация – это сложный комплекс социальных, психологических, педагогических, экономических и юридических мер, направленных на формирование у воспитанника способности и готовности включиться после выпуска из воспитательного учреждения в обычные условия жизни общества.
Ресоциализации предполагает, что у воспитанников к моменту выпуска из училища будут развиты нормы, ценности и знания, необходимые для успешной включенности в общество, что он сможет функционировать как нормальный член общества. Это налагает определенную ответственность как на самого человека, так и на организации, отвечающие за его ресоциализацию.
Комплексная система ресоциализации должна включать следующие компоненты:
Позитивный пример. Если несовершеннолетний в училище постоянно сталкивается с примерами уважения к личности, собственности, примерами вежливости и эффективной коммуникации, это поможет ему осознать эти нормы, принять их, научиться им, они станут для него естественными. Ведь именно неразвитость у подростка норм уважения к личности, жизни и собственности часто является причиной их преступлений.
Создание активной мотивации к изменению своей жизни. Но мотивация скорейшего освобождения не должна являться приоритетом. Училище – это место, где у воспитанника должны произойти конкретные изменения, которые в дальнейшем помогут ему вести нормальную жизнь на свободе. Созданию мотивации к позитивным изменениям могут служить специальные восстановительные программы, помогающие подростку взять на себя ответственность за то, что с ним произошло, и разработать план по активному исправлению ситуации.
Поддержание и восстановление отношений подростка с позитивным социальным окружением. Порой сложные отношения в семье, трудная жизненная ситуация или социально опасное положение являются основной причиной совершения подростком преступления. Иногда отношения в семье разрушаются вследствие преступления. Возвращение в семью – одна из острых проблем. При этом основной самый важный ресурс для реабилитации – это именно семья. Чтобы уменьшить количество проблем, стоящих перед воспитанником, а также, чтобы увеличить его ресурс для позитивной ресоциализации, нужно готовить его семью, чтобы она могла его принять. Также надо готовить самого воспитанника для того, чтобы он смог безболезненно вернуться в систему своей семьи, тем более что во многих случаях в результате правонарушения взаимоотношения между ребёнком и его семьей оказываются разрушенными. Для того чтобы подготовить семью принять возвратившегося из училища ребёнка, чтобы подготовить самого ребёнка к возвращению в семью, необходимо восстановить все разрушенные связи, подготовить место, поговорить с семьёй о том, как им, возможно, нужно будет изменить систему взаимоотношений с ребёнком.
Необходимо наличие человека, который был бы неравнодушен к подростку, который поможет после выпуска из училища преодолеть первые, самые сложные, самые кризисные дни после выхода на свободу.
Помощь в поиске своего места в жизни. Если у подростка получится найти интересную для себя работу, от которой он будет чувствовать удовлетворение, это будет для него огромной опорой.
Восстановительный подход начал развиваться в России примерно 15 лет назад. Этот подход позволяет людям становиться более активными и ответственными в своей жизни, их трудная жизненная ситуация может стать точкой роста. Существует «Правило четырёх «В»: выправить, восстановить, вернуть мир вокруг ребёнка, воссоединить социальные связи».
В самом названии подхода звучит слово «восстановление». Именно оно ставится во главу угла в этом подходе. Работа с людьми, сама жизнь, взаимодействие и взаимоотношение всегда имеют под собой какое – либо основание, благодаря которому можно объяснить свои действия, их причину, смысл и назначение. Жизнь становится более осмысленной, если в ее основе лежат какие-либо принципы, нормы, ценности.
Восстановительный подход – использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.
Основная ценность восстановительного подхода заключается в том, что любая трудная ситуация, будь то конфликт или разрушение связей в семье, связей человека с социумом, рассматривается не как фатальное безвыходное событие или вина, а как то, то, что может быть восстановлено.
Основными принципами восстановительного подхода являются:
Восстановление разрушенных негативной ситуацией связей и жизненных форм;
Акцент на заглаживание вреда, причиненного негативной ситуацией всем ее прямым и косвенным участникам;
Ответственность самих людей и сообществ за свою жизнь и поступки, а также за разрешение ситуации;
Равенство всех участников ситуации в ответственности за ее разрешение.
Основными его ценностями является ответственность, осознанность, открытость.
Основная цель деятельности социального педагога – это продуктивное содействие воспитаннику в получении доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности, а также его адаптации к культуре современного общества.
Задачи и направления работы социальных педагогов являются:
Педагогическое сопровождение групповых явлений в среде воспитанников (кружковая работа, наставничество, проведение воспитательных мероприятий)
Разработка и реализация индивидуальных воспитательных маршрутов
Социально – педагогическое сопровождение (поддержка воспитанника в построении им социальных отношений, оказание ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации)
Педагогическая поддержка (процесс совместного определения с воспитанником его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и формировании образа жизни)
Социально – педагогическая помощь (реальное содействие в преодолении возникающих у воспитанника трудностей)
Таким образом, проблема использования восстановительного подхода для предупреждения и разрешения конфликтов у несовершеннолетних является актуальной, новой и достаточно малоизученной в России. Необходимо больше уделять внимание решению проблем в воспитании подростков, особенно в воспитательных учреждениях, именно с использованием восстановительных технологий. Социальные педагоги и психологи Орловского СУВУ видят настоящее и будущее воспитание своих ребят именно на основе восстановительного подхода, поэтому проходят курсы повышения квалификации по таким технологиям и внедряют их в свою работу.
Список использованной литературы:
1. Йошпа Н.А. Ресоциализации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: восстановительный подход: Методическое пособие. – М.: Институт права и публичной политики, 2013. – 102 с. – (Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями»).
2. Мурашёва С. В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 246–250. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64051.htm.
3. Садовникова М.Н., Кровушкина А.А. Восстановительный подход в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом: Методические рекомендации: метод. пособие для практ. Работников/М. Н. Садовникова, А.В. Лазовский, Э.Л. Раднаева. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. -258 с.