Воспитательная деятельность на уроке, с целью формирования духовно-нравственного мировоззрения школьников.
Воспитательная деятельность на уроке, с целью формирования духовно-нравственного мировоззрения школьников.
Статья предназначена для учителей общеобразовательной школы. Описывает необходимые методы, приемы и формы воспитательного воздействия на учащихся во время проведения урока, с целью формирования их духовно-нравственного мировозрения. В статье представленны конкретные примеры воспитательной деятельности. Она подходит для педагогов практикующих в начальной школе, классах среднего и старшего звена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная деятельность на уроке, с целью формирования духовно-нравственного мировоззрения школьников. »
Воспитательная деятельность на уроке, с целью формирования
духовно-нравственного мировоззрения школьников.
Наверняка каждый из нас, учителей, неоднократно размышлял о подготовке детей, своих воспитанников, к будущей жизни в обществе: к несению ими общественных обязанностей, к выполнению морального долга по отношению не только к своим близким, но и к миру в целом. Зачастую и нам, взрослым, эта задача не под силу, так как требует ежедневного, а, порой, и ежечасного, самоконтроля, самодисциплины, самоотдачи не только в большом, но и в малом. Однако именно эти качества прилежного образцового гражданина мы и должны воспитать в своем подопечном – ученике общеобразовательной школы. Возможно ли это? Способен ли современный учитель дать знания основ духовно-нравственной жизни маленькому человеку?
Хочется верить, что - да. Ведь именно труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке. В классе учителю вручаются важные полномочия. На определенное время он заменяет родителей, учит и воспитывает детей, наказывает и поощряет, руководит ими, дает пищу уму, сердцу, душе. Сколь велика, уважаемые коллеги, нравственная ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания подрастающего поколения. Пройдет время, и из сегодняшних школьников вырастут отцы и матери, и то, что было воспринято ими в детстве, отзовется в их старости. Будущее семьи и общества, в целом, - в детях. Посеянное нами, учителями, в школьные годы, взойдет в ближайшем будущем и даст плод. Каким он будет? Педагогическое сообщество России в ответе за этот посев. Ведь высокое звание учителя заключается не только в том, чтобы дать знания по преподаваемому предмету, а в том, чтобы воспитать такое поколение, которое способно понять, что такое добро, любовь, сострадание… А поняв, отдать это другим людям. И поэтому в детях прежде всего должны быть воспитываемы такие исходные понятия, как долг, ответственность, честь, порядочность. Где же и как закладываются начатки этих добродетелей? В школе, в ежедневном отношении к ученическому труду. Очевидно, что некий осовремененный Митрофанушка, лениво волочащий за собой портфель, не сможет стать нужным и полезным человеком для своей Родины. А, по сему, очень важно развивать в детях усидчивость, прилежание, серьезное отношение к труду.
Итак, поговорим о воспитательном значении урока и средствах, повышающих его воспитательную ценность.
На мой взгляд, оказывать такое воспитывающее воздействие на ребенка во время занятий могут три фактора: личность педагога, преподаваемый материал, а также форма проведения урока. Постараемся рассмотреть каждый из них в отдельности.
Воспитание личностью.
Каждый урок должен мыслиться как встреча детей с педагогом, позволяющая ребенку побыть рядом с интересным для него человеком.
Только лишь детское отношение ко взрослому, представляющему собой творческую личность, вникающему в интересы учеников, бывает проникнуто удивительным доверием и уважением. В этом случае проблемы дисциплины, зачастую, решаются сами собой. Дети ценят возможность общения с таким учителем и бывают восприимчивы к его просьбам и замечаниям.. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Дети поразительно внимательны и чутки даже к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычка одеваться – все это в тонкостях подмечается детьми. Младшие школьники, склонные к идеализации образа учителя, будут стремиться перенять эти черты. Старшие школьники бывают настроены более критически, а поэтому авторитет и доверие к педагогу могут существенно снижаться из-за каких-либо, на первый взгляд, неверно допущенных оплошностей. Поэтому-то взрослые, работающие с детьми, должны постоянно соблюдать особую аккуратность в словах, манерах и поступках. Но не нужно вместе с тем думать, что под воспитанием личностью подразумеваются какие-то особые, редко встречающиеся гениальные педагогические дарования. Просто педагог должен стремиться к максимально полному раскрытию всех своих положительных сторон. Быть личностью не означает необходимость демонстрации своего особенного превосходства над детьми. Нужно уметь привносить в класс себя. Именно себя, а не кого-нибудь другого. Ошибка многих заключается в том, что, входя в аудиторию, они становятся как бы другими людьми, изображают из себя того, кем на самом деле не являются. Такому педагогу дети будут отвечать тем же лицемерием. Разрыв между требованиями к детям и теми принципами, по которым живут сами взрослые, приводит к печальным последствиям. Как дома, так и в школе дети начинают понемногу замечать, что воспитание и жизнь – две совершенно разные вещи. Ведь, к сожалению, иногда родители и преподаватели позволяют себе поступать в жизни вовсе не так, как об этом учат. А раз так, то воспитание начинает восприниматься детьми не как передача более старшими своего опыта, но как специфически детская тема, которая никакого отношения ко взрослому миру не имеет. И дело даже не в том, что своим поведением учитель может подорвать доверие к себе. Изменится детское отношение к самому предмету, который преподает такой горе-педагог.
Дети должны видеть в своем учителе человека. Хочется вспомнить слова М.Горького из пьесы «На дне»: «Человек – это звучит гордо!» И еще (уже из «Сказок об Италии») « Великолепная должность на земле – быть человеком». И у нас, учителей, есть великолепная возможность показать это детям на собственном примере. Для этого не нужно постоянной «помпы» и официоза, не нужно бояться показаться слабым и сомневающимся – дети обладают удивительной способностью любить человека таким, каков он есть. Напротив, в определенных случаях может оказаться полезным изменить план урока и вместо именительного и родительного падежей преподать воспитанникам совсем иное - свой образ отношения к случившемуся, порассуждать вместе с детьми о том, как нужно поступить правильно, оказавшись в той или иной жизненной ситуации.
Очень важно, на мой взгляд, также учитывать и возрастные различия в понимании детьми авторитета взрослых. Если малыши 7-8 лет приходят в школу еще «тепленькими» из-под маминого крылышка и сами льнут ко взрослым, то 9-12-летние более требовательны и разборчивы в своих предпочтениях. Они склонны воспринимать авторитетными тех педагогов, которые много знают и умеют об этом интересно рассказать. А вот начиная с 13-14 лет эта ситуация сильно меняется. Ключевыми факторами подросткового уважения становятся навыки и умения взрослых, их готовность видеть в подростках серьезных собеседников и помощников в делах, знание явлений в современной жизни.
И еще раз обращу внимание на наиболее существенное: если педагог искренне любит детей, отдает им себя без остатка, стремится к живому контакту душ, в этом случае предметная урочная система получает новые силы и возможности. На первый план выходит воспитательное воздействие личности педагога, а формальные рамки урока служат лишь оболочкой для общения учителя с классом.
2.Содержание материала.
Немаловажную воспитательную роль играет и содержание материала, подающегося на уроке. Нужно заметить, что восприятие детьми преподаваемого материала в последние 3-4 года сильно изменился. Многие шести-семи летки, только что пришедшие из семьи, демонстрируют логическое рациональное восприятие учебной информации. К моменту поступления в школу ребенок уже имеет стойкую привычку просеивать все получаемые сведения через сито рассудка, являясь, таким образом, самому себе единственным критерием истины. Поэтому педагогу в наши дни несравненно сложнее прививать детям понимание непрагматических нравственных и духовных понятий.
В чем причина столь сильных изменений, происшедших в детской душе? Нельзя, конечно, отрицать сильного влияния средств массовой информации и образцов современной культуры. Газеты, радио, телевидение вкупе с детскими книжками и игрушками неизбежно приводят, так сказать, к унификации душ и умов. И если в семье малыш не получил зачатков духовно нравственного воспитания, если он не научился всецело воспринимать и принимать высокое, положительное поведение родителей, то такой ребенок не будет доверять и тому, о чем рассказывает учитель.
Изменить нравственность ребенка на рациональное восприятие мира в условиях урока сложно. Гораздо лучше этой цели соответствуют внеклассные и нешкольные мероприятия. Ведь что такое духовная близость и взаимное доверие дети лучше всего понимают, когда становятся необходимыми взаимопомощь и умение решать задачи сообща. Однако и на уроке учитель может излагать материал так, чтобы поощрять в детях прежде всего нравственные и эстетические чувства, а не эрудицию и логику. Громадные резервы для этого заложены в школьные предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Возьмем для примера русский язык. Для синтаксического анализа и разбора какого-либо предложения, я, например, стараюсь брать не скучное упражнение из учебника, которое – то и в памяти ребенка не останется, а текст из специально подобранной мною литературы. Это, прежде всего, детские рассказы (конечно же, соответствующие возрасту и пониманию ребенка), притчи, басни, возможно, стихотворения, в которых, в первую очередь, я делаю акцент на восприятие учащимися нравственных ценностей , а потом уже на непосредственно учебный материал. В таких воспитательных текстах всегда можно найти предложения, которые заставят ребенка задуматься о нормах морали, и, в то же время, будут хорошим примером для закрепления пройденного на уроке. Например. «Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели затеять игру, но что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно». На мой взгляд, даже в этом небольшом отрывке мы видим огромный материал для повторения норм орфографии, морфологии и пунктуации. Это и правописание приставок (про, до, по, ото), корней (постояли), наречий (прочь), дефисное написание (что-то, чего-то), разбор различных частей речи, синтаксический анализ предложений (выделение грамматических основ, определение способа союзной и бессоюзной связи) и т.д. А, главное, это возможность побеседовать с учащимися о том, почему же ребятам из рассказа стало стыдно. Что возникло в их душе, о чем они задумались? Еще больший простор для реализации поставленных задач может дать урок литературы. Тут уж каждое, без исключения, произведение при правильной подаче учителя, окажет благотворное влияние на становление духовно-нравственной личности ребенка. Разброс велик: «Муму» И.С.Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Левша» Н.Лескова, «Один день из жизни Ивана Денисовича» А.И.Солженицына, стихотворное наследие российских и многих советских классиков. Главное, что должен делать учитель в классе , это работать «на опережение», т.е. при анализе какого-либо материала всегда учитывать явления современной действительности, и стараться привить детям возможность нравственного, духовного противостояния негативному в том или ином жизненном выборе .
Учебный материал должен иметь практическую ценность и применимость к жизни учеников.
Форма урока.
Как можно изменить форму проведения урока, чтобы сделать его более эффективным в воспитательном отношении? Очевидно, перейти от лекционного монолога к диалогу между учителем и отвечающим учеником, а в лучшем случае построить урок как коллективную творческую работу. Значит, во-первых, нужно учеников «разговорить», пробудить в них интерес к открытому общению и высказыванию своих взглядов, поиску истины, а, во-вторых, в процессе такого открытого общения способствовать внутренней работе ребят по осмыслению своей позиции, самоанализу, сравнению и обобщению своих взглядов со взглядами собеседников. То есть побудить учеников самостоятельно мыслить и формулировать свою внутреннюю позицию, а не только пассивно внимать информации, предлагаемой учителем. Перечень различных педагогических технологий по осуществлению такого вида работы описан во многих пособиях для учителя, поэтому не буду повторяться в уже известном. Скажу лишь о том, что именно в основе этих направлений и лежит поиск источника духовно-нравственного воспитания наших учеников.
Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что если учитель не познал собственной внутренней жизни, сам не усвоил духовно-нравственных основ, то вряд ли следует от него ждать действенной помощи ученикам. Положительное влияние учителя на учеников определяется прежде всего его личностью, примером его собственной жизни. Полного совершенства не дано человеку на земле, но стремление к нему составляет высокий нравственный долг человека, особенно того, кто взял на себя нелегкий крест учительского служения.