Просмотр содержимого документа
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших воспитанников»
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии.
Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе. Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе – это всё формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту. Семья дает ребёнку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера человека и его представления о морали. Но в отсутствии семьи у подростка интернатного учреждения нельзя уменьшать роль педагогов в патриотическом воспитании. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой подростков, и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы воспитанников с учётом их индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
-воспитание ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу.
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи являются решающими во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка-сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой подросток, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, доброжелательного отношение к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу подросткового периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Таким образом, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы;
-«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-деятельный подход
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Тематические планирование способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочить к конкретным событиям и праздника, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днём Конституции), Богатыри земли Русской – в феврале (перед Днём защитника Отечества), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Следует подчеркнуть, что для наших детей характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей вниманию и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой музыкой, изодеятельностью.
Проводилась сказкотерапия. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа , но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Все задачи по нравственно-патриотическому воспитанию были внутри работы.Я ставила задачу отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными , вызывающими интерес
Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответсвующего
материала позволяет формировать у подростков представление о том, чем славен родной край. Внимание детей привлекалось к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу,
наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. На занятиях прививались детям важные понятия, как «Долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Белгородчины, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
При исследовании нравственного опыта воспитанников я использовала ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов, опрос.
Беседа.При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагала прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа воспитанникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных
рассказов, воспитанникам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом
является он сам. Подросток должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
При определении особенностей нравственного опыта воспитанников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание содержания моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.
О нравственном отношении узнавала по оценочным суждениям подростка о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.
Опрос. Задавались вопросы.
Скажи, как ты думаешь, что такое патриотизм?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
При проведении опроса перед детьми был поставлен моральный выбор, школьники с низким уровнем нравственного опыта 15% терялись в ответах, остальные 85% объяснили значение слов, как они и понимают.
Анализ ответов показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки.
Нравственные знания у этих воспитанников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний подростков с низким уровнем нравственного опыта.
Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют возрастным особенностям. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность и ответственность. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство
детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д.
Нравственная культура-это еще и православие. Совесть, любовь, благо, истина, красота. Нравственные нормы почитания родителей, предков, старших, и конечно 10 главных заповедей. На занятиях ребята были ознакомлены с 10 заповедями. Рассмотрели, как они их понимают.
Воспитанники должны знать, что они граждане своей страны, уметь воспитывать в себе доброту, волю. А так же:
-любить Родину, людей,
-беречь свое человеческое достоинство, охранять памятники культуры
-проявлять заботу о людях в повседневной жизни
-творить в учебе
-помогать товарищам, быть неравнодушным к злу, обману, несправедливости
-любить природу и бережно к ней относиться, участвовать в деятельности по охране природы.
В нашей работе применяю следующие формы: наблюдение, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины. Формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональных контекстом, опорой на художественные образы.
Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.
Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств воспитанников методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование. А так же:
· этические беседы
· рассказы на этическую тему,
· диспуты
· письменные размышления на нравственную
· примеры героев
· встречи с «интересными» людьми
· разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка).
Нравственная норма “доброжелательность” характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, веру в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.
На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).