Внедрение в технологию образования учебно-воспитательного процесса компететность лиц и межпредметная связь
Внедрение в технологию образования учебно-воспитательного процесса компететность лиц и межпредметная связь
Компететнция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это одна из характеристик компетентности. Не существует единой принятой всеми классификации компетенций. Большинство авторов связывают компетентность с эффективным выполнением какой либо деятельности или действия.
Компететность лиц – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение в технологию образования учебно-воспитательного процесса компететность лиц и межпредметная связь»
ВНЕДРЕНИЕ В ТЕХНОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОМПЕТЕТНОСТЬ ЛИЦ И МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ
АВТОР: БЕКЖАНОВА АСЕЛЬ УТЕУБЕРДИЕВНА
МАНГИСТАУСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Компететнция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это одна из характеристик компетентности. Не существует единой принятой всеми классификации компетенций. Большинство авторов связывают компетентность с эффективным выполнением какой либо деятельности или действия.
Компететность лиц – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Смещение конечной цели образования со знаний на «компететность» позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
Выделены три группы ключевых компететностей на основе сформулированных в психологии:
компететности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
компететности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
компететности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
В Европе при внедрении в технологию образования учебно-воспитательного процесса компетентность лиц применяют следующий перечень ключевых компетенций:
Изучать
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядычивать их;
самотоятельно заниматься своим обучением.
Организовывать свои собственные приемы изучения;
уметь решать проблемы;
уметь извлекать пользу из опыта;
Искать
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
консультироваться у эксперта;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позициюв дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
уметь сотрудничать и работать в группе;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Принимать решения – улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
Приниматься за дело:
включаться в проект;
входить в группу или коллективи вносить свой вклад;
доказывать солидарность;
нести ответственность;
уметь организовывать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
показывать стойкость перед трудностями
доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
уметь находить новые решения.
Для Казазхстана тенденции развития европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего пути.
обновление философии образования;
внедрение новых парадигм образования;
поиск все более эффективных способов управления системой образования;
интеграция науки с образованием;
совершенствование государственных стандартов образования;
информатизация образования и разработка адекватных новых технологий обучения;
рост уровня образованности и профессиональной компетентности выпусников учебных заведений.
Перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным оптытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе
В процессе учебно – воспитательной деятельности в целях развития у учащихся компететности, на практике применяются следующие методы и спрсобы проведения урока: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интелектуальная деятельность;планирование, проектирование, моделирование, прогонозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности. Также происходит развитие компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование),компьютерная грамотность; владение электронной, интернет - технологией.
Познавательные задачи по химии. Например: Чем можно объяснить тот факт, что если на берегу небольшого озера регулярно мыть машины с применением моющих средств, то этот водоем со временем станет эвтрофным?
Учащиеся не могут решить данной задачи без привлечения материала из дополнительных источников информации (познавательная информация выявляется в ходе решения задачи).
Нестандартные задачи по химии. Например: Установите возможную формулу органического соединения, которое содержит 40% углерода по массе.
Решение: дана массовая доля углерода, а больше про вещество ничего не известно. Давайте пробовать разные варианты – будем самостоятельно «назначать» дополнительную информацию .
Самые простые органические вещевта углеводороды – Сх Ну. Пусть неизвестное вещество содержит 40% углерода и 60% водорода. Найдем его эмпирическую формулу стандартным способом:
ѵ(С) : ѵ(Н) = 40/12 : 60/1 = 1 : 18.
Углеводород СН18 не существует.
Пробуем дальше. Добавим в формулу вещества символ кислорода:
СхНуОz. С помощью стандартного приема мы формулу найти не можем, т.к. массовые доли кислорода и водорода неизвестны. Попробуем принять наименьшее возможное значение числа атомов углерода: х = 1. Тогда молярная масса вещества составляет: М (СхНуОz) = 12/0,4 = 30 г/моль
Из 30 г на углерод приходится 12 г, а на водород и кислород – 18 г, что соответствует Н2О. Таким образом, эмпирическая формула вещества – СН2О. Этой формуле соответсвуют, например, все углеводы.
Ответ: возможная формула соединения - СН2О.
Проблемные ситуации. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
противоречия практической деятельности.
Продуктивное и репродуктивное познание. Отличить продуктвное мышление от репродуктивного просто: если итогом становится некий новый мыслительный продукт- значит, мышление продуктивно. Если же в процессе мышления новых знаний не образуется, а лишь происходит процесс воспроизведения знаний, то мышление репродуктивно. Сравните: «я буду худеть» и «я не буду есть после шести» если первое высказывание – обощенно и вероятнее всего ни к чему не приведет, то второе говорит о конкретном намерении и являетя продуктивным.
Исследование. Наиболее ценным видом творческой деятельностиявляется исследовательская работа, проведенная учеником самостоятельно. Немногие дети имеют способности, а главное желание и время заниматься творческим исследованием. Задача учителя – выделить учащихся, которые появляют интерес к предмету, подходят к учителю после урока, чтобы задать интересующие их вопросы, читают дополнительную литературу. Таких учащихся имеет смысл приобщать к исследовательской деятельности. Учитель в этом случае выступает в роли консультанта, помогает выбрать объект исследования, рекомендуют литературу и методику исследования, дает практические рекомендации. Примерами творческих исследовательских работ, консультантом которых я выступала, являются:
Синтез аммиака
Выполнена учащийся группы ОХТ 31 Набиева Раушан
Производство аммиачной селитры
Выполнена учащимися группы ХТНВ – 32
Технологическая схема получения карбамида
Выполнена учащимися группы ХТНВ -32 Кенжебаев Б.Ж. Каламова Д.Я.
Получение азотной кислоты
Выполнена учащимися группы ХТНВ -32 Коваль А. Карпова Г.
Производство синтетической соляной кислоты
Выполнена учащийся группы ХТО -31 Таупекова Г.
Образовательные компететности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Межпредметные связи позволяют выделить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся.
Межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая ситемность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Опираясь на связи с другими предметами, реализуется комплексный подход к воспитанию.
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями биологии, физики, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и.т.д.
Межпредметная связь между вышеуказаннами предметами
Тема занятия по химии
Тема занятия по биологии
Задачи
Вещества Классификация веществ.
Химический состав клетки.
Подчеркнуть важность, необходимость и незаменимость элементов и неорганических соединений в клетке – единице живого организма. Значение различия химического состава клеток разных тканей.
Тема занятия по химии
Тема занятия по технологии неорганических веществ
Задачи
Роль отдельных химических элементов в жизни растений
Минеральные удобрения
Показать важность и незаменимость отдельных химических элементов в жизни растений
Тема занятия по химии
Тема занятия по физике
Атомно – молекулярное учение
Познание строения вещества
Доказать на основе атомно – молекулярного учения, что все вещества состоят из молекул, а они в свою очередь из атомов.
Тема занятия по химии
Тема занятия по физико-химическим основам технологии
Свойства аммиака
Теоретические основы получения аммиака
Показать зависимость свойств аммиака от теоретических основ получения аммиака
Тема занятия по химии
Тема занятия по процессам и аппаратам химической промышленности
Химические реакции
Классификация процессов по типу химических реакций
Показать связь между знанием видов химических реакций и классификации процессов по типу химических реакций
Тема занятия по химии
Тема занятия по конструкционные материалы и оборудование
Физические и химические свойства железа
Сплавы
Показать важность знаний между свойствами железа и составом сплавов
Тема занятия по химии
Технология переработки сырья
Соединения серы
Технология переработки сырья в производстве серной кислоты
Рассмотреть значение соеденений серы в производстве серной кислоты, а также показать связь между свойствами соединений серы и способов их переработки в качестве сырья в производстве серной кислоты
Необходимость связи между учебными предметами диктуется воспитательными задачами учебного заведения, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем в действительности, т.е. развивает разносторонне развитую компетентную личность.
Список литературы
1)Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984. 2)Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук. – М., 1983. 3)Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей // Сов. педагогика. – 1977. – №5. – С. 56 – 61. 4)Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 1999 – 160 с. 5)Гурьев А.И., Межпредметные связи – теория и практика // Наука и образование – Горно-Алтайск, 1998 – №2. – 204 с. 7)Крупская Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин. – Пед. соч. В 6 – ти т. – М., – 1980. 8)Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» // Полн. собр. соч. – Т. 29. – С. 152. 9)Ленин В.И. Статистика и социология // Полн. собр. соч. – Т. 30. – С. 350. Максимова В.Н. Актуальные проблемы дидактики. – Л., 1982. 10) Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. – Л., 1984. 11) Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. – М., 1977. 12) Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. –Советская педагогика, 1981, №8. 13) Межпредметные связи в учебно – познавательной деятельности учащихся/ Под ред. Н.А. Сорокина. – Тула, 1983. 14) Панчешникова Л.М. Основы методики обучения экономической географии зарубежных стран. – М., 1975. – С. 114. 15) Скаткин М.Н. Наука и учебный предмет // Сов. педагогика.–1945.– №3 –С. 12. 16) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980.