Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях современной школы»
Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»
83039 ДНР, город Донецк, Петровский район, улица Самарская, дом 1, тел.: 071-307-70-11, е-mail: [email protected]
ДОКЛАД
на педсовет
«Внеурочная деятельность как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях современной школы»
г. Донецк, 2020
Введение
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагога по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Целью в сфере патриотического воспитания обучающихся является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу республики, укрепления чувства сопричастности обучающихся к истории и культуре ДНР, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Задачи патриотического воспитания во внеурочной деятельности:
активизация интереса обучающихся к изучению истории родного края и
формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам;
развитие у подрастающего поколения уважения к символам и памятникам Отечества;
популяризация подвигов героев и видных деятелей истории и культуры;
создание условий для укрепления и развития преемственности поколений;
повышение мотивации у молодежи к военной службе и готовности к защите Отечества;
создание условий для развития гражданской активности обучающихся по формированию патриотической культуры в электронных и печатных средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в собственных творческих, научных работах, в практической деятельности.
Основание для работы:
Программа «Патриотическое воспитание детей и молодёжи Донецкой Народной Республики»;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики
Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагога, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.
Главным подходом в патриотическом воспитании является деятельностный компонент. Только через активное вовлечение детей, молодёжи в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения обучающихся в созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой родине, к своим родным местам, воспитания готовности к защите Родины, изучения обычаев и культуры родины, Отечества.
Патриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях общества, к инициативному труду, к участию в управлении социально значимыми делами, к реализации прав и обязанностей, ответственности за свой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Для осуществления этого процесса с раннего возраста детям прививается любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за малую родину, родную страну. Именно со школы начинается оптимальная работа с детьми в плане патриотического воспитания, так как в период формирования личности происходит осознание учащимися своего «Я», формирование «самостоятельности», необходимой для активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности представлено как военно-патриотическое, краеведческое, экологическое, творческое, художественное развитие детей и молодёжи. Самое главное в деятельности– это познание исторического опыта поколений.
В становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности патриотического кружка, детской общественной организации.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
К.Д. Ушинский говорил, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе общество. В условиях социальной нестабильности, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны.
В программе «Патриотическое воспитание детей и молодёжи Донецкой Народной РеспубликиЕРеспублики Р» отмечается, что система образования должна обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов республики». В качестве первоочередной выдвинута задача воспитания патриотов Родины, «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Социальное неблагополучие семей вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, стремящимся достичь основной цели развития ее гражданского потенциала, привития подросткам гражданско-патриотических ориентиров.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы. Патриотическое воспитание даёт возможность реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, принять на себя ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В формировании такой личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад внеурочная деятельность.
Основная часть
Патриотическая внеурочная воспитательная работа базируется на трёх видах деятельности:
1. Обучение учащихся теоретическим основам гражданско-патриотического воспитания.
2. Реализация на практике полученных теоретических знаний – поисковая,
краеведческая деятельность.
3. Обобщение итогов теоретической подготовки и практической деятельности.
Деятельность по патриотическому воспитанию включает в себя направления «Поиск» и «Школьный музей».
I. Направление «Поиск»
Цель: содействовать осознанию обучающимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы реализации: работа историко-краеведческого направления; сбор, запись воспоминаний участников, очевидцев, хранителей событий, подготовка словарей, презентаций, схем, карт, составление сборников, очерков по истории населённых пунктов, переписка и проведение встреч с земляками, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, организация молодёжной общественной организации- поискового объединения, организация Вахт Памяти, разведывательных экспедиций.
Направление «Поиск» включает в себя следующие разделы-проекты.
1. Летопись родного края.
Цель: изучение истории, природы родного края с древнейших времён и воспитание у обучающихся любви к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края. 2. Формировать у обучающихся позицию «Я – гражданин». 3. Формировать экологическую культуру учащихся.
Формы реализации: запись рассказов, воспоминаний участников или очевидцев событий; создание очерков, хроник событий об исторических событиях, по истории малой родины, отдельных памятников природы; составление историко-краеведческих словарей, брошюр, карт, запросы и работа в архиве.
2. Родословие.
Цель: развитие у обучающихся интереса к истории рода.
Задачи:
Изучать происхождение, историю и родственные связи родов и семей. 2. Научиться приёмам составления генеалогических таблиц. 3. Создать историю своей семьи, родословной
. 4. Выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.
Формы реализации: запись рассказов, воспоминаний родственников, представителей других родов, изучение их биографий; составление генеалогических таблиц, картотек, изучение происхождения имён, фамилий, отчеств; фотосъёмка; создание презентаций; проведение встреч с представителями разных трудовых династий, их описание.
3. Культурное наследие родного края.
Цель: изучение культурного наследия и творчества жителей родного края.
Задачи:
1. Изучать литературное, художественное, музыкальное творчество земляков. 2. Изучать фольклор, народные традиции родного края. 3. Изучать жизнь и творчество деятелей культуры. 4. Изучать события, факты местной культуры. 5. Обучаться основам декоративно-прикладного искусства, исполнению произведений фольклора.
Формы реализации: сбор краеведческих материалов о деятелях культуры; ведение фотолетописи культурной жизни края; запись (аудио- видеозапись) народных песен, частушек, танцев; проведение творческих вечеров, народных праздников; организация выставок народных умельцев; опубликование очерков, тематических творческих работ, литературно-краеведческих сборников; создание и показ презентаций, фильмов.
4. Великая Отечественная война и поисковая работа.Цель: изучение учащимися истории Великой Отечественной войны на территории родного края и увековечение памяти земляков, неизвестных воинов.
Задачи:
1. Изучение учащимися истории войны на местном краеведческом материале. 2. Создание поискового отряда. 3. Выявление учащимися неучтённых, заброшенных захоронений погибших воинов в ходе поисковых разведывательных экспедиций, организации Вахт Памяти. 4. Установление учащимися имён, судеб неизвестных погибших воинов. 5. Поиск учащимися родственников погибших. 6. Осуществление учащимися шефской помощи ветеранам, вдовам, ухода за воинскими захоронениями. 7. Составление учащимися летописи поискового движения на родной земле. 8. Проведение исследовательской работы в музеях, архивах. 9. Организация учащимися пропагандистской работы, митингов, вечеров, встреч в целях увековечивания памяти павших защитников Отечества.
Формы реализации: сбор краеведческих материалов по военной истории (опрос участников, тружеников тыла, свидетелей Великой Отечественной войны; опрос детей- участников боевых действий и детей- тружеников тыла войны; описание сохранившихся документов, наград, вещей военного времени; собирание и описание вещевых и изобразительных памятников, отражающих историю войны: письма, фотографии, грамоты, рисунки, схемы, личные вещи участников войны); организация деятельности поискового отряда (проведение разведывательных экспедиций; проведение Вахт Памяти; опрос местного населения; запросы в военкоматы; поисковая работа по базам Интернета (www. obd- memorial.ru; www. soldat.ru); участие в создании Книги памяти; военно-патриотических уроков; переписка с родственниками погибших солдат; установление с помощью местной администрации, военкомата памятных знаков, надгробий, уход за ними; составление карт мест боёв; создание творческих работ и опубликование в печати); составление летописей, очерков по истории Великой Отечественной войны; просмотр и создание фильмов; организация и проведение уроков Мужества; тематических часов, встреч, коллективных творческих дел, конкурсов, праздников, устных журналов, выставок; участие в акциях «Операция «ветеран», «Дети войны» и других; презентация краеведческих материалов.
II. Направление «Школьный этнографический музей»
Цель: сохранение и преумножение исторического, культурного, природного наследия, исторической памяти народа.
Задачи:
1. Создание учащимися школьного музея.
2. Работа учащихся по собиранию, пополнению музейных экспозиций, обработке материалов школьного музея.
3. Охрана учащимися памятников истории и культуры.
4. Создание учащимися творческих работ на основе материалов краеведения, представление их на конкурсах и мероприятиях от школьного до международного уровня.
5. Организация мероприятий на базе школьного музея.
6. Публикация в печати материалов школьного этнографического музея: статей, очерков, отчётов, собственных произведений, творческих работ.
7. Сотрудничество учащихся с архивами, музеями, общественными организациями.
Формы реализации: экскурсия, встреча с ветеранами, с жителями края - запись воспоминаний, аудиозапись, видеозапись, формирование музейных коллекций, паспортизация школьного музея, создание презентаций, творческих работ, презентация опыта, проведение вечеров встреч, уроков Мужества, праздников, связанных с юбилейными и памятными датами.
Основные мероприятия внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию
№
Мероприятие
Цель
1.
Организация историко-краеведческого поискового отряда .
Способствовать духовной и социальной ориентации учащихся в их жизненном пространстве в ходе изучения истории родного края.
2.
Организация школьного этнографического музея. Разработка нормативных документов.
Возрождение духовной жизни, воспитание нравственности через переосмысление страниц истории, восстановление исторических и культурных памятников.
3.
Работа общественной организации «Факел». Разработка нормативных документов.
Увековечение памяти погибших при защите Отечества.
4.
Организация поисковых разведывательных работ в местах боевых действий 1941-1945гг.
Увековечение памяти погибших при защите Отечества.
5.
Участие в республиканской акции « Вахта Памяти»
Увековечение памяти погибших при защите Отечества. Повышение роли обучающихся в патриотическом воспитании молодёжи. Повышение качества проведения поисковой работы.
6.
Помощь ветеранам войны и труженикам тыла
Утверждение среди молодежи идеалов бескорыстногослужения Родине, воспитание гражданской позиции, внимательного отношения к ветеранам войны и труда, старшему поколению.
7.
Экологические акции
Сохранение и преумножение природного наследия родного края.
8.
Краеведческая поисковая работа
Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности. Формированию у учащихся чувства сопричастности к истории, преемственности и ответственности за будущее страны.
9.
Участие в конкурсах, конференциях, мероприятиях от школьного до международного уровня.
Пропаганда культурно-исторического наследия российского народа. Обмен опытом краеведческой, поисковой работы.
Развитие навыка исследовательской деятельности.
10.
Организация, подготовка и проведение мероприятий
Развитие межпоколенческого диалога, формирование уважительного отношения к старшему поколению, истории, культуре.
11.
Проведение исследовательской работы в музее.
Поиск, изучение, обобщение и пропаганда культурно-исторического наследия родного края.
12.
Создание творческих работ, отчётов. Опубликование в печати, Интернете.
Развитие творческой активности всех участников. Пропаганда культурно-исторического наследия российского народа.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «Школа № 116 г. Донецка»,
Оценка эффективности внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию
Оценка результативности осуществляется на основе использования системы критериев и показателей оценки результатов. Данные результаты заключаются в следующих показателях.
1. Продуктивность, представленная качественными нравственно-духовными параметрами (сформированность социально-ценностных отношений: патриотизм и любовь к Родине, национальное самосознание, уважение чести и достоинства других граждан, ответственность за происходящее; сформированность высокого уровня гражданственности: умение принимать самостоятельные осознанные решения и защищать их, готовность к участию в общественных делах, к образованию, умение работать и действовать индивидуально, в группе и в коллективе, умение знать и соблюдать законные права граждан, уважать их достоинство и выполнять свои обязанности).
2. Продуктивность, представленная количественными параметрами (разработка, организация, проведение и создание электронного методического банка мероприятий, участие в конкурсах, конференциях, форумах по духовно-нравственной и патриотической тематике, работа школьного этнографического музея, создание поискового отряда, участие в республиканской акции «Вахта памяти», создание банка краеведческих материалов в ходе работы школьного кружка, поисковых экспедиций, работы в музеях, архивах).
3. Высокий уровень адаптационной способности учащихся (реализуемость- готовность учащихся к реализации принятых целей и задач, гибкость- способность решить новые проблемы и работать в изменяющихся условиях).
4. Удовлетворённость участников педагогического процесса собственной и совместной деятельностью, содержанием и организацией воспитательного процесса (высокий уровень мотивации, включенность каждого школьника в педагогические ситуации, эмоционально-положительное отношение к деятельности, содействие развитию друг друга, отсутствие асоциального поведения).
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
Основным результатом работы по патриотическому воспитанию
становится: сформированность у молодежи моральной, психологической и физической готовности к защите Отечества, гражданской ответственности;
активизация и повышение интереса обучающихся к изучению истории Отечества;
повышение уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
развитие у обучающихся чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества;
сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, направленной на сохранение и преумножение культурно-исторических памятников.
Для педагога основной прогнозируемый результат- формирование системы патриотического воспитания обучающихся, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре общества.
Формы представления результатов работы по патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности
1. Годовые отчёты результатов работы. 2. Выпуск стенгазет. 3. Презентация опыта работы в ходе научно-исследовательских, краеведческих конференций (презентация, фотовыставка, реферат, доклад, творческая работа).
4. Презентация опыта в ходе встреч, мероприятий различного уровня (презентация, творческая работа, интервью, аудио- и видеозапись). 5. Опубликование статей, очерков в средствах массовой информации. 6 Экскурсия. 7. Размещение материалов по гражданско-патриотическому воспитанию в Интернете, на школьном сайте.
Выводы
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии обучающихся. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с основами научного мировоззрения, национального самосознания. От того, насколько подросток осознал свою причастность к прошлому, происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития страны.
Вовлекая детей в активные виды духовно-нравственной и патриотической деятельности, мы формируем у них качества гражданина-патриота, готовность к выполнению гражданского долга, воспитываем чувство любви к своему Отечеству, малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитываем гордость за свой народ, за тех, кто защищал и защищает нашу Родину. В то же время на основе возвышающих чувств патриотизма у молодёжи укрепляется любовь к родине, народу, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, желание сохранить материальные и духовные ценности, развивается благородство и достоинство личности. Таким образом, патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности.
Без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа невозможно полноценное развитие государства. Патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, объединяет молодёжь для реализации высоконравственных идей.
Литература
1. Афанасьев В.Г. Краеведение и патриотическое воспитание в школах Смоленщины: опыт, проблемы, перспективы.- Смоленск, 1997г. 2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПБ: КАРО, 2004г.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7. 4. История и традиции народов России. Москва «Дрофа», 2007.
5. Методическое пособие по организации и проведению поисковой работы (сборник материалов). Смоленск «Долг», 1999. 6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: «Образование», 2002г.