Включение учащихся в инновационную деятельность основана на стратегиях повышения мотивации, опоры на опыт, знания учащихся, создании ситуации успеха, осуществления обратной связи в учебном процессе, другими учащимися, обсуждения, обучения в партнерстве, рефлексии, когда дается конкретная оценка работы и т.д.п.
Когда ученики глубоко мотивированы, вовлечены и участвуют с интересов в учебном процессе. Мотивация зачастую создается учителем при ежедневном использовании разнообразных технологий, при условии хорошем и умелом их использовании.
Но и нельзя забывать о психологической готовности к инновационной деятельности. Психологическая готовность к инновационной деятельности имеет несколько аспектов: временной, структурный, ориентированность на субъектно-объектные и субъектно-субъектные взаимосвязи, осуществляемые человеком в деятельности. Исходя из этих положений, психологическая готовность к инновационной деятельности может быть определена как активное психическое состояние, обеспечивающее при своем высоком уровне эффективную включенность субъекта деятельности в инновационные мероприятия и представляющее собой единство мотивационно-волевого, операционально-мыслительного и субъектно-образного компонентов, отражающих как предметный, так и социально-психологический контекст инновационного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«включение учащихся в инновационную деятльность »
Включение учащихся в инновационную деятельность основана на стратегиях повышения мотивации, опоры на опыт, знания учащихся, создании ситуации успеха, осуществления обратной связи в учебном процессе, другими учащимися, обсуждения, обучения в партнерстве, рефлексии, когда дается конкретная оценка работы и т.д.п.
Когда ученики глубоко мотивированы, вовлечены и участвуют с интересов в учебном процессе. Мотивация зачастую создается учителем при ежедневном использовании разнообразных технологий, при условии хорошем и умелом их использовании.
Но и нельзя забывать о психологической готовности к инновационной деятельности. Психологическая готовность к инновационной деятельности имеет несколько аспектов: временной, структурный, ориентированность на субъектно-объектные и субъектно-субъектные взаимосвязи, осуществляемые человеком в деятельности. Исходя из этих положений, психологическая готовность к инновационной деятельности может быть определена как активное психическое состояние, обеспечивающее при своем высоком уровне эффективную включенность субъекта деятельности в инновационные мероприятия и представляющее собой единство мотивационно-волевого, операционально-мыслительного и субъектно-образного компонентов, отражающих как предметный, так и социально-психологический контекст инновационного процесса.
В структуру мотивационно-волевого компонента входят:
* наличие интереса к инновационной деятельности и желания ее осуществлять;
* доминирование внутренних по отношению к инновационной деятельности мотивов;
* наличие мотивации на достижение успеха;
* наличие творческого подхода при реализации инновационной активности;
* волевые качества.
Операционально-мыслительный компонент — это:
* широкий репертуар способов выполнения обязанностей;
* кругозор, общий уровень развития;
* гибкость мышления;
* обучаемость;
* уровень развития прогностических навыков;
* сформированность навыков саморегуляции.
Субъектно-образный компонент, связанный с представлением о ситуации нововведения, проявляется:
* в инновационном опыте;
* в упорядоченности, полноте, адекватности и многоплановости (комплексности) отражения ситуации нововведения; в полноте и адекватности отражения текущей ситуации;
* в отражении сущности своей роли в данной деятельности;
* в полноте отражения своей роли во взаимодействии с окружающими людьми и социальных последствий своих действий;
* в адекватности самооценки.
Формирование психологической готовности у учащихся в процессе обучения может осуществляться на протяжении всего периода обучения, пронизывая всю структуру учебно-воспитательной работы.
Выделяют два компонента психологической готовности — предметно-деятельностный и социально-психологический.
Первый отражает подготовленность субъекта деятельности к тем изменениям в составе профессиональных обязанностей, компетенции, технологии, которые грядут в рамках нововведения.
Социально-психологическая готовность характеризуется наличием у человека черт и качеств, обеспечивающих взаимодействие с другими людьми, эффективное участие в совместной деятельности (жизни).
Предметно-деятельностный компонент можно формировать в процессе обучения в виде:
- информирования учащихся о передовом опыте и новшествах
- участия в исследовательской деятельности.
Ознакомление учащихся с научными открытиями, с инновационными технологиями в изучаемой сфере, а также конкретными новшествами и передовым опытом практических подразделений, должно стать неотъемлемым компонентом учебных программ.
Социально-психологический компонент готовности к инновационной деятельности, который характеризуется наличием у человека черт и качеств, обеспечивающих взаимодействие с другими людьми и эффективное участие в совместной деятельности, формируется в процессе психолого-воспитательной работы с учащимися, а также может реализоваться путем специальной подготовки в виде социально-психологического тренинга. Основными задачами такого тренинга являются:
- развитие коммуникативных навыков, в том числе умений убеждать и воздействовать на других;
- формирование умений взаимодействовать с другими;
- ознакомление со способами принятия творческих (в том числе коллективных) решений.
Выполнение задачи по формированию психологической готовности к инновационной деятельности у учащихся требует создания условий для формирования готовности к инновационной деятельности в виде комплекса таких мер как:
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- организация конференций, освещающих инновационную деятельность;
Вместе с тем, поставленная задача предъявляет новые требования и к преподавателю образовательного учреждения. По существу, преподаватель, способный формировать психологическую готовность к инновационной деятельности, сам должен обладать чертами инноватора. Главным качеством инноватора, по мнению многих ученых – это творческие способности, которые выражены в таких качествах, как порог знаний, предшествующая творческая деятельность, приверженность убеждениям и настойчивость.
Таким образом, перед образовательными учреждениями стоит задача создать условия для развития творческого подхода в обучении, что может послужить основой для формирования психологической готовности к инновационной деятельности в современной школе.
«Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уайльд
Это высказывание смело можно отнести к педагогическим технологиям, методам, подходам, приёмам, позволяющим, нам, учителям, добиться цели, т. е. формировать УУД.
Принципы моей работы.
Считаю, что каждому ребёнку необходима педагогическая поддержка в учебном процессе. Чтобы этого добиться, необходимо выполнение следующих принципов:
«Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг». (В. Солоухин)
Это высказывание - об индивидуальном подходе: учитель должен помнить, что каждый сидящий перед ним в классе – личность.
Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям. (Н.Крупская)
Нельзя требовать от всех учеников знания всего материала, так как всегда есть ученики, которые не могут освоить весь материал, усваивают лишь базовые знания, поэтому я стараюсь не принуждать, а обеспечиваю дифференциацию обучения в соответствии их потребностями и интеллектуальными возможностями.
Обеспечение ученикам ситуации успеха в учении
На уроках создаю условия для того, чтобы все ученики усвоили учебный материал не хуже, чем на минимальную положительную оценку.
Доверительный контроль и «тактичность» оценки
Систематический контроль стимулирует добросовестность, при этом ученики имеют право на ошибку и «тактичное» оценивание результатов своей учебной деятельности.
Обеспечение каждого ученика на уроке «полем деятельности»
Всё, что происходит на уроке, должно касаться каждого ученика. Поэтому на каждом уроке стараюсь привлечь к работе всех учеников.
Сотрудничество в обучении.
Каждый ученик мне интересен, я искренне заинтересована в его успехе, готова прийти на помощь, в то же время помогу выявить проблемы в знаниях и добиться их устранения.
Развитие интереса к уроку до него, во время урока и после его окончания.
Сама специфика предмета требует от ученика большой подготовки к уроку, поэтому я стараюсь создать такие условия, чтобы подготовка к уроку не была мучительной и тягостной, на уроке ученик должен быть захвачен учебной работой, после урока – испытывать удовлетворённость от урока и собственной деятельности.
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. (Н.А. Рубакин)
Я создаю ученикам при помощи различных технологий условия для самостоятельной работы, для самореализации. формирую умение учиться.