kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСУРСИИ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе – виртуальная экскурсия. Раскрывается понятие виртуальной экскурсии, дается примерная классификация виртуальных экскурсий, которые можно использовать на занятиях. Уточняются особенности проведения виртуальных экскурсий как с использованием ресурсов среды Интернет, так и без подключения к данной среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСУРСИИ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСУРСИИ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматривается один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе – виртуальная экскурсия. Раскрывается понятие виртуальной экскурсии, дается примерная классификация виртуальных экскурсий, которые можно использовать на уроках. Уточняются особенности проведения виртуальных экскурсий как с использованием ресурсов среды Интернет, так и без подключения к данной среде.

Одной из актуальных проблем, обсуждаемых на страницах профессиональных журналов, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. И в связи с тем, что персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современная молодежь проявляет к ним значительный интерес, задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника учителя.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии [1].

Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира [5].

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [4].

Виртуальные экскурсии можно разделить на следующие виды:

  • литературные – это экскурсии, связанные с жизнью и творчеством того или иного писателя;

  • краеведческие:

-исторические – это сбор сведений по истории своего края, города, данных о развитии экономики и культуры, о местах боевой и трудовой славы, о замечательных людях;

-природоведческие – это знакомство с природными условиями и ресурсами родного края, постановкой охраны природы;

- производственные – это знакомство с природными и социально-экономическими условиями сельскохозяйственного и промышленного производства, с вопросами их технологии, способами организации и планирования, с перспективой развития хозяйства в районе, городе, с развитием данной отрасли в масштабе области и страны в целом;

  • историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;

  • художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;

  • обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках одного тематического направления.

На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

- не покидая здания учебного заведения можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны;

- автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;

- помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями;

- ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта [2, с. 130].

Использование виртуальных экскурсий на уроках будет способствовать расширению знаний учащихся, развитию навыков поиска необходимой информации. Все это ведет к расширению художественно-эстетического развития каждого школьника.

Как и при разработке любого проекта, в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:

- определение цели и задач экскурсии;

- выбор темы;

- отбор литературы и составление библиографии;

- определение источников экскурсионного материала;

- отбор и изучение экскурсионных объектов;

- сканирование фотографий или других иллюстраций;

- составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

- подготовка текста экскурсии;

- определение техники ведения виртуальной экскурсии;

- показ экскурсии [3, с. 204].

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту от одной экспозиции к другой.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: создать презентацию, подготовить доклад, составить альбом [6].

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема - это отсутствие подключения школы к сети Интернет. Особенно остро она стоит в сельской школе. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе.

В данном случае на помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии [4].

В программах по изобразительному искусству для младших школьников рекомендуется использовать виртуальные экскурсии в Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский художественный музей и др. Музеи Белгородской области также предлагают разнообразные виртуальные экскурсии. Хочется посоветовать обратиться к региональному опыту сотрудничества образовательных учреждений и музея.

Белгородский государственный историко-краеведческий музей предлагает виртуальную экскурсию по всем отделам своего музея. Достаточно зайти на сайт музея в раздел «Музей без преград. Виртуальная экскурсия». Также можно совершить виртуальную экскурсию «Музейная азбука». Она знакомит с уникальными экспонатами музея и с многоплановой деятельностью музейных работников. Виртуальная выставка «Выстояв, мы победим» имеет подразделы: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская битва», «Битва за Днепр. Оборона Ленинграда», «Окончание Великой Отечественной войны».

Белгородский государственный художественный музейпредлагает виртуальные экскурсии следующей тематики: «Художник и книга», посвященная Году литературы (из фондов БГХМ), «Произведения белгородских художников в собрании Белгородского государственного художественного музея».

Посетители сайта Белгородского литературного музея могут познакомиться с виртуальными выставками: «Живая палитра», «Автографы памяти», «Радость детства». А раздел «Виртуальный тур» предлагает совершить виртуальную экскурсию по всему музею.

Очень хорошо развита сеть виртуальных экскурсий в Белгородском музее народной культуры. Тематика разнообразна: «Дом и быт», «Мужские ремёсла», «Женские ремёсла», «Казачество», «Музыкальные инструменты». 

И другие музеи Белгородской области предлагают виртуальные экскурсии. Например, музей-заповедник «Прохоровское поле», расположенный в п. Прохоровка, шебекинский историко-художественный музей, мемориальный музей «Первой конной армии», который находится в с. Великомихайловка.



Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

Виртуальные экскурсии музеев города Белгород позволяют решить вопросы тесного взаимодействия музея и школы, использовать средства новых информационных технологий в образовании и воспитании школьников.









Литература

  1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22

  2. Комаровская Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика / Е. П. Комаровская // Вестник Московского университета. Сер. 20,- Педагогическое образование, 2009 – с. 250

  3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие / Л.Я. Ноль – М.: РГГУ, 2007 — с. 386 

  4. Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий [электронный ресурс]. Режим доступа: WWW.it-n.ru/communities.aspx

  5. Что такое виртуальная экскурсия? [электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/virtualnyeekskursiisvenerockoj/cto-takoe-virtualnaa-ekskursia

  6. Юхневич М.Ю. Ребёнок в музее: новые векторы детского музейного движения / М.Ю. Юхневич – М.: Академич. Проект, РИК, 2006 – 176 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСУРСИИ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Автор: Селезнева Алина Владимировна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 332053


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства