13. Кæмæ æмæ кæй тыххæй фыста Къоста ацы ныхæстæ: «…. я до сих пор не могу простить его фальсификации в «Ирон фандыре»... Я не могу этой книжки видеть. Если бы я смог собрать все издание и сжечь его, я бы помолодел, по крайней мере, на 10 лет. Я понимаю корректурную ошибку, но заменять слова, выбрасывать слоги, изменять падежи и таким образом нарушать не только рифму, но и строй стиха, и смысл выражения!»
Цаликовы в пятигорске жили на квартире у купца Сеферова на тверской улице
Здесь колста встречался с четой Лещинских
Петр Ржаксинский – его товарищ гимнастических лет, врач, врач В.Борисовский ,горный инженер Незлобинский, врач Кобылин, его жена Жмакина
В статье упоминается заведующая училищем, Мария Ивановна ТимченкоЯрещенко.
Марию Ивановну мы можемсмело включить в круг пятигорских знакомых
Хетагурова. Ведь она несколько лет преподавала во владикавказском женском училище,где заведующей была хорошая знакомая Коста, Вера Григорьевна Шредерс, а законоучителем – Александр Цаликов. Мария Ивановна принимала деятельное участие в работе благотворительных обществ, вместе с друзьямиКоста – Александром Цаликовым, супругами Ржаксинскими, Борисовским, Жмакиной.Всех этих людей мы находим в списках Кав
Семья Цаликовых, которая дружила и поддерживала Коста напротяжении многих лет, бережно сохранила часть культурного наследияК.Л. Хетагурова. Вскоре после кончины К. Хетагурова, о. АлександрЦаликов передал некоторые его неопубликованные произведения иписьма, в том числе к своей семье, ГигоДзасохову76, который в1909 г. издал книгу «Коста Хетагуров. Критико-биографический
очерк»77. В предисловие к книге первый биограф К. Хетагурова
Г.Дзасохов выразил особенную благодарность сестрам Цаликовым, г.Гущину и М.Н. Коченову за предоставленные ими письма и материалы о
Коста. На обложке подготовительных рукописных материалов к книге,переписанных рукой Гиго Дзасохова, была сделана надпись:«Посвящается семье свящ. Ал. Цаликова»78.
17 Шредерс (Ломоносова) Варвара Григорьевна
(30.03.1852–23.12.1902), общественная деятельница и
просветительница. По ее инициативе во Владикавказе были открыты
женская воскресная школа, общественная библиотека и женское
двухклассное училище. В доме В.Г. Шредерс и ее супруга адвоката
В.Д. Шредерса собиралась владикавказская интеллигенция. К.
Хетагуров посвятил В.Г. Шредерс несколько стихотворных посланий.
1881-1885 годы учебы в академии
Однако лишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с подзаголовком : «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни».
Классный руководитель: Сегодня вся Осетия отмечает 154-летие со дня рождения Коста Хетагурова.
Высокогорное селение, окруженное белоснежными вершинами и альпийскими лугами.
Каменные сакли с плоскими крышами, как орлиные гнезда, приютившиеся в труднодоступном месте у вечных ледников.
Здесь на вес золота каждая пядь земли. В темные замшелые сакли редко заглядывает луч солнца, а песни горцев напоминают плач.
Именно здесь в семье прапорщика горской милиции Левана Елизбаровича произошло событие, которым гордится Осетия.
ВОПРОС № 1:
Что за событие, где и когда оно произошло?
(Родился Коста Леванович Хетагуров, в ауле Нар 15 октября 1859 года).
Родители Коста: Леван Елизбарович Хетагуров и Мария Гавриловна Губаева.
145 лет назад родился мальчик, которому было суждено прославить свой народ. Коста рано потерял мать, его выходила и поставила на ноги дальняя родственница.
: «Женщина «золотого сердца и доброго нрава, которая всей душой отдалась воспитанию ребенка». Ее звали Чендза Хетагурова из селения Цми»- писал Клста
И с благодарностью он вспоминал свою кормилицу:
Чужая младенца в свой дом приняла, И грудью кормила, и доброй была,
Дитя баловала заботой своей, - Те ранние годы всего мне милей»- писал Коста
Об отце – Леван Елизбарович Хетагуров получил образование в частном учебном заведении и в молодости поступил на службу в русскую армию, в которой прослужил более 30 лет. Он участвовал в Крымской войне 1853-1856 г. г., в заграничных походах в Венгрию, Польшу и др. страны. Имел медали: серебряную «За усмирение Венгрии и Трансильвании», бронзовую «За Крымскую кампанию 1853-1856 г. г.», серебряную «За покорение Чечни и Дагестана» и крест «За службу на Кавказе». Ушел в отставку в чине подпоручика.
По роду своей службы Леван Хетагуров редко виделся со своим сыном, но Коста любил отца, гордился им. «Отца я не только любил, - писал он, - но обоготворял... Таких самородков, гуманнейших, честнейших и бескорыстных, я больше никогда и нигде не встречал».
Леван Хетагуров понимал значение просвещения и старался дать Коста образование.
Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище открыли для Коста двери еще одного учебного заведения. Это учебное заведение сыграло огромную роль в формировании революционно-демократического мировоззрения Коста.
ВОПРОС № 2:
Это учебное заведение сыграло огромную роль в формировании революционно-демократического мировоззрения Коста. В стенах этого учебного заведения он пробыл 10 лет. Здесь он приблизился к идеям Белинского и Герцена, Чернышевского и Добролюбова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина.
ВОПРОС 2.
Назовите это учебное заведение. (Ставропольская мужская классическая гимназия).
Юношеские годы, прошедшие в Ставрополе в поисках жизненного пути, в пылких спорах и диспутах о будущем, Коста вспоминал с благоговением. В 1889 г. По поводу 50-летия гимназии он посылает ее воспитанникам стихотворное поздравление.
«Как мне хотелось взглянуть на вас снова, в вашем кругу освежиться душой», - писал он своим однокашникам.
Обращаясь же к будущим выпускникам гимназии, Коста писал:
«... Вы безбоязненно смело Вступите в жизнь, в этот омут страстей,
И за великое честное дело Не пожалеете жизни своей.
Там предстоит вам бороться немало С грубым насильем, коварством и злом...
Много героев в борьбе погибало, Но здесь не место о грустном былом...»
В 1881 году, не окончив гимназию, Коста едет в Петербург.
ВОПРОС № 3:
Зачем Коста едет в Петербург? (Он поступает в Академию Художеств).
И вот Коста – студент Академии художеств.
Три года занимался Коста в Академии под руководством профессора Чистякова, воспитавшего уже Репина, Васнецова, Поленова, Сурикова и других блестящих русских художников. В числе профессоров Академии он был любимым учителем ряда поколений. Коста Хетагурову посчастливилось, что именно Чистяков, один из самых прогрессивных педагогов Академии, оказался его руководителем.
На студенческой скамье рядом с Коста были Серов и Врубель, ставшие впоследствии гордостью русского классического искусства.
Верещагин – профессор Академии художеств высоко ценил Коста Хетагурова.
Но стипендия от горских штрафных сумм, которую ему помогли получить ставропольские наставники, оказалась мизерной, а вскоре ее и вовсе перестали платить. Коста был вынужден покинуть стены Академии.
В 1885 году Коста вернулся в Осетию и подвел печальные итоги увиденному:
Вернувшись, нашел я тебя, Народ, изнуренный заботой.
Нет места тебе ни в горах, ! Ни в наших привольных полях: Не стой, не ходи, не работай
Почти никому не известный 26-летний «начинающий художник» за несколько лет станет главной фигурой в общественно-политической жизни Северного Кавказа. Он пишет стихи на осетинском и русском языках, много занимается живописью, работает в театре и пишет для газет, разоблачая колонизаторский характер российского самодержавия на Кавказе.
ВОПРОС № 4:
Назовите газету, в которой постоянно печатался Коста в это время.
(«Северный Кавказ»).
Евсеев – первый редактор газеты «Северный Кавказ». В газете «Северный Кавказ» Коста опубликовал большинство своих русских стихотворений, поэму «Перед судом», комедию «Дуня», сатирическую поэму «Кому живется весело».
В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай,
На городском бульварчике сошлись под вечерок Семь выгнанных чиновников,
Отчисленных начальников, Правителей, грабителей народной нищеты...
Так начинается поэма Коста Хетагурова «Кому живется весело».
ВОПРОС № 5:
Подзаголовок этой поэмы гласит: «Подражание...». В подражание какому русскому поэту написана эта поэма? Как называется произведение, послужившее примером для Коста?
(«Кому на Руси жить хорошо» Н. А.Некрасова).
В этой поэме наряду с другими персонажами Коста заклеймил своего политического противника и злейшего врага – начальника Терской области генерал-лейтенанта Каханова. Каханов не мог простить Коста не только этой поэмы, но и карикатуры, напечатанной в газете «Стрекоза». Он стал неутомимо искать повод к ссылке Коста. Вон из Терской области! И вскоре повод нашелся.
«На одном из свадебных торжеств на окраине Владикавказа подвыпившие осетины стали, согласно обычаю, петь и стрелять, что привело к столкновению с полицейским патрулем. В числе участников этой пирушки, вступивших в пререкания с полицейскими, оказался однофамилец поэта Коста Созрыкович Хетагуров. Начальник области раздул этот незначительный бытовой инцидент, представив его вышестоящим властям как следствие политической агитации поэта. На этом «основании» Каханов обратился в штаб Кавказского военного округа с ходатайством о высылке Коста Хетагурова сроком на пять лет».
ВОПРОС № 6:
Куда был сослан поэт? (г. Херсон, Таврической губернии).
Коста в Херсонской ссылке. Когда Коста был уже в Херсоне в этом же тяжелом для него 1899 году вышел в свет сборник его осетинских произведений.
ВОПРОС № 7: Как он назывался? («Ирон фандыр» или «Осетинская лира»).
Обложка сборника и цензор Христофор Джиоев – священник, первый рецензент сборника. Состоял цензором осетинской литературы и печати в Кавказском цензурном комитете..
Гаппо Баев, близкий друг Коста, просветитель, критик, собиратель фольклора. Под его редакцией был издан «Ирон фандыр». «...Гаппо Баев допустил ряд серьезных отступлений от рукописи, нарушивших волю автора. Коста впоследствии не раз говорил об этом с негодованием и болью. Так в письме к Цаликовой А. А. от 7 сентября 1899 года он писал: «Гаппо я до сих пор не могу простить его фальсификации в «Ирон фандыре»... Я не могу этой книжки видеть. Если бы я смог собрать все издание и сжечь его, я бы помолодел, по крайней мере, на 10 лет. Я понимаю корректурную ошибку, но заменять слова, выбрасывать слоги, изменять падежи и таким образом нарушать не только рифму, но и строй стиха, и смысл выражения!»
ВОПРОС № 8:
Каким стихотворением открывались рукописи и почти все последующие издания «Ирон фандыра»? («Ныстуан» или «Завещание»).
Этому стихотворному посланию Коста, видимо. придавал большое значение. В одной из его поздних тетрадей, незадолго перед смертью, был сделан карандашный набросок: гранитная глыба и на ней, как бы олицетворяя вечность, это слово: «Ныстуан» - слово-завет, слово-наказ, послание поколениям. Под рисунком текст стихотворения, записанный Коста по памяти и, судя по почерку, уже тяжело больным.
«Завещание»
Прости, если отзвук рыданья Услышишь ты в песне моей:
Чье сердце не знает страданья, Тот пусть и поет веселей.
Но если б народу родному Мне долг оплатить удалось,
Тогда б я запел по-другому, Запел бы без боли, без слез.
Именно в Херсонской ссылке возник замысел одной поэмы. Посвящалась она родоначальнику Хетагуровых, но не была, к сожалению, завершена.
ВОПРОС № 9:
Как называется эта незаконченная поэма? («Хетаг»).
Поэма была задумана как широкая картина жизни осетинского народа в историческом прошлом. Осуществлению замысла помешали обстоятельства, связанные со ссылкой, и тяжелая болезнь. Завершить поэму Коста уже не мог, но продолжал работать над ней до последних дней своей жизни. «Начало никогда не имеющей быть оконченной поэмы» - эта мысль подчеркнута в подзаголовке.
Хетаг
Читатель! Сбираюсь поведать тебе Старинную повесть о славном
И доблестном предке, стяжавшем себе Бессмертье в потомстве забавном.
Я сам из потомков его и, как гусь, Лишь годный в жаркое, нередко,
Встречаясь с другими «гусями», кичусь Прославленным именем предка.
ВОПРОС № 10:
Кто такой Хетаг? Что вы о нем знаете? Какой памятник природы носит до сих пор его имя?
«Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на протоке последней – Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследо-вания своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначаль-ником кабардинских князей. А второй, Асламбек, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами в Куртатинской долине. Эта «Куща Хетага», как гласит народное предание, по зову Хетага выделилась от леса и укрыла его от преследования шайки кабардинских разбойников... Несмотря, однако, на такую легендарность личности Хетага, потомки его поименно перечисляют всех членов идущих от него поколений. Я, например, являюсь одним из многочисленных членов десятого поколения и могу перечислить своих предков:1. Хетаг, 2. Георгий (единственный сын), 3. Мами и брат его, 4. Гоцци и три его брата, 5. Зида (Сида) и два его брата, 6. Амран и четыре его брата, 7. Асса и брат его, 8. Елизбар и три его брата, 9. Леуан (отец мой) и брат».)
Это был отрывок из этнографического очерка Коста, в котором он описал уклад жизни и обычаи осетин. Называется очерк «Особа». (Ударение на первом слоге).
ВОПРОС № 11:
Что означает это название? (С грузинского – «осетинщина»).
«Отец мой, скончавшийся в 1892 году 82-летним стариком, был живым свидетелем последней эпохи того невозвратного прошлого в истории Осетии, которое несет название «о'соба». По словопроизводству «о'соба» грузинского происхождения и может быть переведено выражением «осетинщина»».
Последние годы жизни.
Не хочу я страдать, не хочу! – видит Бог, - Мне неведомо счастье земное,
И в неравной борьбе до того изнемог, Что теперь я ищу лишь покоя...
Сестра Коста Ольга. Именно она увезла больного поэта в Георгиевско-Осетинское с надеждой, что чистый горный воздух, сельская обстановка поправят его здоровье, восстановят силы.
В декабре 1905 года Ольга писала... о состоянии здоровья брата: «Нужно вглядеться в его большие глаза, потерявшие свою глубокую осмысленность, глядящие доверчиво, ласково, но вопросительно, будто силящиеся что-то понять, вспомнить... Бедный Коста, бедный, несчастный, так рано погибший. Всю жизнь он жаждал свободы, желанный день настал, но уже не для него! Хуже всего то, что у Коста уже отнялись ноги, и он не может ходить. Говорит тоже уже плохо, так что я больше угадываю его...»
Коста умер 19 марта 1906 года и был похоронен дважды: 22 марта и через неделю 29 марта
ВОПРОС № 12: Почему так произошло?
Где был похоронен Коста в первый и во второй раз? Почему был перезахоронен?
(Первый раз – 22 марта 1906 года - в с. Георгиевско-Осетинское в одной могиле с отцом в ограде сельской церкви. Второй раз – 29 марта 1906 года – во Владикавказе. По инициативе интеллигенции Терской области прах поэта решили перевезти во Владикавказ из с. Георгиевско-Осетинское).
Похороны Коста в с. Георгиевско-Осетинское. Похороны во Владикавказе.
Родственники Коста противились перевозке останков поэта и уступили лишь после настойчивых просьб общественности. Когда траурный поезд приблизился к первой осетинской станции Эльхотово, все селение вышло встретить прах любимого поэта. Особенно торжественной была встреча на станции Беслан. Сюда прибыли почитатели покойного и все жители окрестных сел. На Владикавказском вокзале собрались тысячи людей разных национальностей, представители всех слоев населения области. «... Хотя приготовили траурную колесницу, но его все время несли на руках, даже на головах. Несли студенты, офицеры, простой народ – все старались хоть дотронуться до гроба. Грузин Шошиев покрыл гроб очень богатым парчовым покровом. Венков было около двенадцати.
Здесь состоялась панихида на осетинском, грузинском языках. По пути следования к осетинской церкви процессию встретило армянское духовенство города, отслужившее панихиду на армянском языке. После отпевания покойного поэта у могилы мулла произнес молитвы на арабском языке. В заключение траурного обряда было совершено традиционное посвящение коня умершему». Так писала сестра Коста Ольга Хетагурова в своем письме Гиго Дзасохову, другу Коста.
Так Осетия простилась со своим любимым сыном, великим поэтом, сумевшим подняться к вершинам передовой культуры своего времени и повести за сбой народ по пути борьбы за счастье и свободу. Простилась, но не забыла и не забудет никогда.
В 1973 году в издательстве «Современник» вышел роман Тотырбека Джатиева «Горная звезда», посвященный творческой судьбе и становлению легендарной личности Коста Хетагурова.
А в 1999 году, когда просвещенное человечество отмечало 140-летие со дня рождения поэта, имя Коста Хетагурова было увековечено «во вселенском масштабе».
ВОПРОС № 13:
Каким образом было увековечено имя Коста? (В его честь была названа звезда).
Международный звездный регистр.
Текст (перевод с английского): «Настоящее заверяется подписями и печатью Международного звездного регистра от 15.10.99. В соответствии с этим, Международный звездный регистр присваивает звезде в созвездии Дракона – 18 час 24 мин 48° 05' – имя Коста. Далее следует, что эта звезда будет отныне именоваться таким именем. Оно окончательно вносится в список регистра в Швейцарии и записывается в книгу, которая зарегистрирована в Регистрационной палате в США».