Веб-сайт преподавателя как средство современных педагогических и информационных технологий
Веб-сайт преподавателя как средство современных педагогических и информационных технологий
Выпускник технического ВУЗа, согласно требований новых образовательных стандартов, должен уметь без труда и в кратчайшие сроки получить необходимую и актуальную информацию, в связи с чем, особую актуальность в современной системе технического профессионального образования приобретает формирование информационной культуры личности.Возникает необходимость разработки и внедрения в систему образования принципиально новых дидактических средств, в том числе персонального веб-сайта преподавателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Веб-сайт преподавателя как средство современных педагогических и информационных технологий»
ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ INTERNET КАК СРЕДСТВО СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Наливайко Светлана Александровна
ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»
г.Горловка, Донецкая Народная Республика
Современная педагогические технологии – это информационные технологии, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение и преобразование. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных и компьютерных технологий.
В статье 14 Закона «Об образовании в ДНР» № 55-IHC в редакции от 19.06.2015 года указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, передающих эту информацию по линиям связи и осуществляющих взаимодействие обучающихся и педагогических работников). В практике информационными и компьютерными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, информационные сети) и способы их выражения - аудио, видео, презентации, он-лайн передача данных.
Согласно требований новых образовательных стандартов, выпускник технического ВУЗа должен уметь без труда и в кратчайшие сроки получить необходимую и актуальную информацию, пополнить знания и повысить свой профессиональный уровень, свою профессиональную компетентность. В связи с чем, особую актуальность в современной системе технического профессионального образования приобретает формирование информационной культуры личности будущего специалиста [1, с.496], компетентного в области взаимодействия с информацией, а так же современными источниками её получения.
Наиболее распространенным источником информации на современном уровне развития техники является Интернет (англ.Internet, от лат. inter - между и англ. net - сеть) - это глобальная компьютерная сеть, которая объединяет в единое целое множество компьютерных сетей и отдельных компьютеров, предоставляющих обширную информацию в общее пользование и не является коммерческой организацией.
Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить жителям нашей страны равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, сделать нашу систему образования более открытой и эффективной.
В Internet имеется огромное количество самых разнообразных ресурсов, но полный официальный их перечень отсутствует по следующим причинам: во-первых, они огромны и практически неисчерпаемы; во-вторых, каждый желающий может в любой момент создать свой новый ресурс, следовательно, ресурсы быстро обновляются и изменяются. За год в любом указателе сетевых ресурсов устаревает приблизительно четвертая часть сведений.
Описать ресурсы Internet в области педагогики также является крайне сложной задачей. Это педагогические и учебные базы данных, мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, различного рода научная литература, дискуссионные группы, электронные версии журналов и газет, описания научно-исследовательских проектов, педагогическое программное обеспечение различного назначения и многое другое.
Остроактуальной становится проблема разработки и внедрения в систему образования принципиально новых дидактических средств, в том числе персонального веб-сайта преподавателя, как средства интерактивного дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса или использование возможностей социальных сетей по накоплению и передаче информации[3, с.66].
Физически структуру Интернета составляют компьютеры самых разных типов. Те из них, которые подключены постоянно и участвуют в передаче данных между другими участниками сети, обеспечивая пользователей определенными услугами, называют серверами. Несмотря на то, что многие из серверов не совместимы программно, вся система функционирует надежно благодаря тому, что каждый сервер использует стандартный протокол передачи данных TCP/IP(протокол— это совокупность правил и соглашений, позволяющих связываться между собой компьютерам разных типов, работающих в разных операционных системах).
Веб-сайт (англ. site – «местоположение», «строительная площадка») – это элемент распределенной всемирной системы объединенных компьютерных сетей. «Всемирная паутина» – World Wide Web, представляющей собой огромное количество веб-серверов, то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение и которые объединены в сеть Интернет. Он представляет собой совокупность объединённых общим содержанием веб-страниц, размещённых на одном веб-сервере под определённым доменным именем и реализующих виртуальное представительство организации или отдельного человека в Интернете.
По содержанию веб-сайты преподавателей могут быть представлены несколькими типами.
Сайт-визитка наиболее удачно представляет имидж учителя и содержит общие сведения о нем. Сайт-портфолио может включать следующие разделы: общие сведения о преподавателе, результаты педагогической деятельности, представление научно-методических работ, разработки уроков, материалы по внеурочной деятельности. Это наиболее часто встречающийся тип ресурсов, созданных преподавателями. Например, сайты учителей и преподавателей, созданные на базе порталов infourok.ru, nsportal.ru, multiurok.ru.
Следующий тип сайта – предметный сайт. Он наполняется разнообразной информацией в соответствии с предметом (видео, аудио, мультимедиа). Обычно структура сайта определяется или предметными линиями курса, или поурочной системой. Информацию, как правило, предназначенную для студентов, можно не только прочитать, но и скачать на свой персональный компьютер. Например, для этих целей может быть использована платформа сбора и хранения информации в проекте «Облако» на базе распространенной социальной сети и почтового сервиса - mail.ru.
Еще один тип – это образовательный сайт (сайт преподаватель-студент). Назначение сайта – помочь студентам через его странички получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам, курсовому или дипломному проектированию. На сайте располагаются дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Кроме того, здесь размещаются работы учащихся, актуальные новости и объявления по предмету и т.п. Для создания таких сайтов наиболее подойдут платформы социальных сетей. Например, в социальной сети ВКонтакте существует совершенно уникальная платформа для ведения научных дискуссий и сбора материала – группа, участники которой не ограничены ни временем, ни сроками, ни объемом, ни форматом. Там есть такие опции как – обсуждения, аудио, видео, ссылки, документы, фотоальбом, стена объявлений, сообщения, возможность делать группу или комментарии открытыми для всех пользователей сети или закрытыми – только для участников группы. Например, для студентов специальности «Технология машиностроения» и участников кружка научно-технического творчества в ГПОУ «ГКПТЭ» создана группа «Новые технологии», веб-адрес: https://vk.com/clubnewtechnologi (создатель и администратор С.А.Наливайко).
Комбинированный сайт имеет в своей структуре компоненты двух и более типов сайта, перечисленных выше. Как правило, в таких сайтах представлены визитная карточка педагога (или группы преподавателей), методические разработки, актуальная и полезная информация, работы студентов и т.д. В качестве примера комбинированного сайта можно рассмотреть официальный сайт «Технология» цикловой комиссии профессиональной технологической подготовки ГКПТЭ по специальности 15.0208 «Технология машиностроения» (адрес: https://technologgmk.jimdo.com , создатель и администратор С.А. Наливайко).
Персональные веб-сайты преподавателей обладают не только потенциалом осуществления образовательного диалога за пределами учебного заведения в режиме дистанционного обучения. Они являются интерактивным дидактическим средством, благодаря которому становится возможной организация взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса – преподавателями, студентами и их родителями, потенциальными абитуриентами ВУЗа или работодателями для его выпускников и т.п.
Интернет – это огромный банк ресурсов, охватывающих все области человеческих потребностей, в котором легко можно заблудиться. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладевать информационной компетентностью.
Оптимизации работы педагогов в сети Интернет служит знакомство с Интернет-ресурсами, полезными в профессиональной деятельности:
в подготовке к урокам, в воспитательной работе,
в обмене опытом – создании сайта или странички Интернет-портала, размещении разработанных материалов,
в ,участии педагогов в Интернет-конкурсах, отборе предметных олимпиад и конкурсов для учащихся,
в дистанционном повышении квалификации (дистанционные курсы для педагогов, мастер-классы; дистанционные конференции (семинары, вебинары).
Сетевые сообщества дают возможность для создания сайта или странички Интернет-портала, размещения разработанных материалов. Наиболее интересными, на мой взгляд, являются Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru и http://new.pedsovet.org , Прошколу.ру – www.proshkolu.ru/, http://info.olimpiada.ru Олимпиада.ру, http://www.iteach.ru/edu/courses.php - портал бесплатных курсов для преподавателей, http://www.prosv.ru сайт издательства «Просвещение» - бесплатное участие в вебинарах, www.moi-universitet.ru/do/directions/list/ – «Образовательный портал Мой университет» и многое другое.
Итак, давайте подведем итог. Использование Интернет-ресурсов и персональных веб-сайтов в работе преподавателя позволяет:
знакомиться с нормативно- правовыми документами, новостями науки и образования;
находить в Интернете электронные учебники, книги, статьи по необходимой тематике;
обмениваться с коллегами информацией;
участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, семинаров;
участвовать в конкурсах, олимпиадах, мастер-классах;
обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации,
обеспечивать доступность образования для студентов разного социального уровня.
Только саморазвитие может позволить каждому преподавателю и его студентам оставаться актуальным в современных условиях.
Список использованной литературы:
Новикова, В. А. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста: дис. к.п.н. / В. А. Новикова. – Рязань, 2009. URL: http://www.diss.rsl.ru (дата обращения: 29.12.2016)
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ № 55-IHC от 19.06.2015. Сайт Народного Совета ДНР. URL: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/
Горлова Н.Л. Сайт и блог учителя – новый инструмент в образовании. URL:http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/personalnyi-sait-vrabote-uchitelya
Иванова Ю.А. Интернет-ресурсы для педагога. URL: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/01/23/internet-resursy-dlya-pedagoga (дата обращения 5.01.2017)