«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому,
медицинскому или тому подобным, не тех,
которые стремятся обеспечить свою жизнь, а тех,
которые чувствуют к этому делу и науке
сознательное призвание и предчувствует в нем удовлетворение,
понимая общую народную надобность»
Д.И. Менделеев
Учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Педагог – благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной ценности, любви к детям, безграничной верности к своему делу.
В этих словах для любого педагога не только проявление всенародной любви и признательности, но и четкие ориентиры программы самовоспитания и совершенствования профессионального мастерства.
Работа педагога не терпит спешки и суеты, любое слово, любое действие педагога должно быть взвешенным и обдуманным.
Многолетний опыт преподавания в группах начального профессионального образования показывает, что контингент обучающихся сложный, в колледж приходят ребята из семей с разным уровнем достатка, образования и культуры, принадлежащие к разным национальностям. Среди них есть и те, которые не привыкли систематически учиться. Как их заинтересовать, чтобы урок был успешным?
Педагоги нашего колледжа, в том числе и я, стараются, чтобы уроки были рациональными и интересными. Каждый преподаватель, готовясь к уроку, обязательно учитывает триединство целей: познавательной, развивающей и воспитательной. Особенно важное значение придается воспитательной цели – здоровьесберегающей, каждый преподаватель ищет свою педагогическую изюминку и индивидуальный подход к обучающимся. Насколько готов современный учитель к осуществлению здоровьесберегающей функции? Как сформировать у учащихся осознанную потребность в сохранении и укреплении своего здоровья?
В процессе проведения урока мною ведется работа в различных аспектах здоровьесберегающей технологии:
- чередуются различные виды учебной деятельности;
- чередуются различные виды методов преподавания;
- проводятся эмоциональные и психологические разрядки;
- проводятся физкульминутки с использованием различных комплексов упражнений;
- организуются и проводятся мероприятия по профилактике частых заболеваний, травматизма;
- организуются и проводятся мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма;
- воспитывается правильное отношение к собственному здоровью с помощью бесед, эмоциональных разрядок.
В течения занятия происходит чередование различных видов учебной деятельности: изложение нового материала с помощью беседы, объяснения, рассказа с демонстрациями; постановка эксперимента; решение задач; выполнение лабораторных и практических задач; работа со справочной литературой; составление схем, диаграмм, таблиц.
Каковы же слагаемые успеха урока? Успех урока зависит от уровня подготовки учащихся, уровня подготовки учителя, доступности обучения, заинтересованности учащегося, эмоционального настроя учащихся. Поэтому необходимо проведение эмоциональных и психологических разгрузок с целью формирования правильного отношения к собственному здоровью и развития творческих способностей учащихся. С той же целью применяются физкультминутки с использованием различных комплексов упражнений, например, предупреждение зрительного утомления и близорукости учащихся, комплекс упражнений для активизации кровоснабжения головного мозга, для формирования правильной осанки. Проводятся нетрадиционные формы опроса, например, вопросы-шутки. Следует отметить, что использование возможностей игры имеет существенное значение, так как это средство активации учебного процесса, обладающее сильным мотивирующим воздействием. Мотивы игровой деятельности содержатся в ней самой и способны выполнять роль пускового устройства для формирования других мотивов.
Особое внимание занимают валеопаузы (короткие эвристические беседы), направленные на формирование позитивного отношения учащихся к своему здоровью и мышлению. Темы этих бесед зависят не только от предмета и темы урока, но и от социальной ситуации, которая складывается в группе. Это беседы об охране труда и здоровья, о красоте, в том числе и душевной, охране окружающего мира. Тематика бесед может быть расширена с учетом запросов учащихся.
Обязательны беседы о вредных привычках. Цель этой работы - формирование учащихся в осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья. В ходе воспитательной работы уместно использовать пословицы разных народов мира о здоровье, так как это кристаллизация народной мудрости, эффективны также высказывания великих людей, философов, мудрецов, историков.
Чтобы стать подлинным лидером, учителю необходимо быть дружелюбным, настойчивым, терпеливым, изобретательным, понимать людей, знать имена своих учеников, факты из их жизни для того, чтобы внести в разговор элементы, которые им интересны. Речь преподавателя положительно воспринимается учащимися, когда ему удается поддерживать дружелюбный, неформальный тон, реагировать на настроение группы и на возможную усталость, прогнозировать заинтересованность студентов в предмете разговора или ее отсутствие.
В образовательном процессе и преподавателю, и учащимся необходимы положительные эмоции. У нас существует традиция: с учащимися первых курсов ходим на экскурсии, на объекты, где работают выпускники колледжа, показываем результаты их труда, тем самым нацеливаем студентов на успех. Преподаватели строительно-транспортного отделения создали альбом, в котором отражена производственная деятельность ребят. У нынешних студентов, разглядывающих альбом, появляется мечта, чтобы в летопись колледжа попали и их фотографии.
Таким образом, деятельность педагога складывается из многих элементов, но гарантом успеха является уровень профессионального мастерства, использование различных методов мотивации учебной деятельности. Наша педагогическая задача – воспитание всесторонне развитой личности, преподаватель может дать правильное направление в жизни, показать правильный путь, и в итоге воспитать хорошего человека и гражданина.