Вхождение украинского образования в европейское образовательное
пространство нуждается в реформировании всех его звеньев, в первую
очередь, общего среднего образования. Новые подходы к организации
образования в старшей школе заложены в Национальной доктрине развития
образования (2002), Законе Украины «Об общем среднем образовании».
Концепции общего среднего образования (12-летняя школа) и Концепции
профильного обучения в старшей школе.
Концептуальными государственными документами определено, как
приоритетное, право на равный доступ к получению качественного
образования всеми гражданами Украины. Этим заложены ее основы
гуманизации и демократизации.
Одной из ключевых проблем реформирования общего среднего
образования на современном этапе является профильное обучение.
Профильное обучение как вид дифференцированного обучения
предусматривает учет образовательных потребностей, склонностей и
способностей учащихся, создание условий для обучения старшеклассников
в соответствии с их профессиональным самоопределением, что
обеспечивается за счет изменений в целях, содержании и структуре
организации обучения. Оно направлено на формирование единственной
жизненной, мировоззренческой, научной, культурной и профессиональной
компетентности учеников, что обеспечит их последующее
самоусовершенствование и самореализацию.