Просмотр содержимого документа
«Учитель XXI века: векторы роста и грани мастерства»
Назарова Елена Александровна
МБОУ “Средняя школа №27” г. Ульяновска, учитель математики и информатики, [email protected]
“Учитель XXI века: векторы роста и грани мастерства”
"Школьные учителя обладают властью,
о которой премьер-министры могут только мечтать."
У. Черчилль
Процессы модернизации в нашей стране, изменение требований современного общества к содержанию образования, ориентировано на модернизацию системы образования. В ходе реализации инициативы “Наша новая школа” обновлён стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. Появились квалификационные требования к педагогам, порядок аттестации и профессиональной переподготовки.
Мир стремительно меняется, и современный учитель должен соответствовать вызовам времени.
Ведь основной задачей учителя является воспитание поколения свободных, образованных, творчески мыслящих граждан, которые утвердят статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе.
На сегодняшний день, необходимо ориентироваться на воспитание и обучение людей, способных быстро адаптироваться и существовать в современном обществе. Ученик должен владеть определённым набором действий, позволяющим на основе полученных знаний правильно формулировать задачу, составить план, разработать проект и претворять его в жизнь. Ученик должен уметь учиться и познавать мир. Но разве человек, не способный реализовать все эти качества в себе, сможет направить другого человека?! Если мы себя не определяем как личность, сможем ли мы увидеть личность в другом человеке?!
Самообразование, инновационное развитие, расширение граней мастерства – единственный путь, который позволит стать конкурентным в мире XXI века. А, следовательно, научить быть конкурентными учеников! В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться, рости в течение всей жизни.
Так каковы векторы роста учителя. На мой взгляд, они определяются тремя его ипостасями: учитель – предметник, учитель – врачеватель детских душ и учитель – саморефлексирующий субъект образовательной среды.
1 вектор предполагает развитие в направлении постижения своего учебного предмета не только как основы науки, но как инструмента постижения жизни;
“каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становиться современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников”. Стремление понять точку зрения другого человека, помогает сформировать в каждом уверенность в себе, в успехе обучения и личностном развитии. Поэтому, на мой взгляд, важным моментом является ломка стереотипов рассмотрения ученика как объекта учебно-воспитательного процесса. Учитель должен научиться быть не просто ретранслятором учебной информации, а выступить в роли организатора образовательного процесса, консультанта, проводника. Что позволит реорганизовать любое знание в сознание.
При этом современные дети отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что “никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети”. Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов на сегодняшний день становятся нормой. В связи с этим, и учитель обязательно должен учиться использовать возможности современных коммуникаций, не забывая, что это лишь средства!
2 вектор - развитие как постижение души ребенка на основе новых знаний и открытий психологии, педагогики, социологии, культурологи, антропологии и др. наук;
“… учитель – это фильтр, стремящийся пропустить через себя лучшие ценности нового поколения, чтобы воспитать “ученика, у которого было бы чему учиться””. Но чтобы быть “фильтром” необходимо уметь отличать добро от зла. А как сказал Александр Мень: “… когда мы начинаем учиться отличать добро от зла …, тогда и начинается работа по выращиванию нашей духовности …”.
Творить свою душу – задание пожизненное. Это происходит, когда мы совершаем свой выбор, решая педагогическую проблему. Умение читать в сердцах других людей помогает направлять каждого маленького человека и добиваться его самореализации и саморефлексии через познание себя и проживания “ситуации успеха”. И в этом случае важно самому обладать умением рефлексии, необходимо рефлексировать по пути самосовершенствования. Как говорит Ю.И.Латышев: “Рефлексия – дитя неравнодушных к делу людей”. Вот он, 3 вектор роста современного учителя.
Рефлексия помогает уяснить для себя ещё одно важное условие духовного роста. Всегда существуют люди, которые находятся на неизмеримо большей, чем мы, высоте, на которых мы смотрим с восхищением, стремясь дотянуться до них.
В любой сфере человеческой деятельности путь к высшим достижениям начинается с овладения ремеслом. Неотъемлемой частью оттачивания своего мастерства является знакомство с мастерством своих старших товарищей. Вот только не стоит слепо копировать чужие достижения! Необходимо понять, идею, замысел и попробовать реализовать, опираясь на свои сильные стороны. “Ведь каждый творческий человек тем и отличается, что имеет свой, узнаваемый подчерк”.
Грани мастерства бесконечно разнообразны. Область применения - безгранична. Каждый из нас, со временем становиться изобретателем новых технологий или мастером классического жанра. Но объединяет нас то, что мы открыты ко всему новому, стремимся понимать детскую психологию и учитывать особенности развития школьников, раскрываем новые аспекты своего предмета.
Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего.
“… Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И по большому счёту всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России”, - Д. А. Медведев.