kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-исследовательская работа "Анализ взаимосвязи компьютерной зависимости и социализации подростков".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собою исследовательский проект на одну из актуальных проблем современных подростков - компьютерная зависимость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа "Анализ взаимосвязи компьютерной зависимости и социализации подростков".»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 27 Тракторозаводского района Волгограда»




Районный тур открытого городского конкурса учебно - исследовательских работ старшеклассников в рамках городского научного общества учащихся «Я и Земля»

секция «Социология»



Анализ взаимосвязи

компьютерной зависимости и социализации подростков







Выполнили:

Дудкина Татьяна Алексеевна

Назарова Алина Владимировна,

учащиеся 8 «В» класса

Руководитель:

Мякишева А.А., социальный педагог







Волгоград 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» И «КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ»……………………………………….5

    1. Понятие социализации. Особенности социализации подростков……..5

    2. Возрастные особенности подростков …………….………………….…7

1.3. Понятия и критерии компьютерной зависимости……………………...…9

1.4. Причины компьютерной зависимости и последствия для подростка…..11

Выводы по первой главе…………………………………………………………................................13


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………....14

2.1 Описание и методы исследования………………………………………...14

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………….......15

Выводы по второй главе……………………………………………………………………...……....17


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......19

ПРИЛОЖЕНИЕ №1……………………………………………………………20

ПРИЛОЖЕНИЕ №2…………………………………………………………….22

ПРИЛОЖЕНИЕ №3……………………………………………………..………25









Введение

Актуальность.

В настоящее время в обществе распространено мнение о негативном влиянии интернета и компьютерных игр на социализацию подростков: их взаимодействие с окружающими, школьную успеваемость, мировоззрение.

Социальные сети и компьютерные игры – новая ступень социальной реальности. Людям больше не нужно ходить в библиотеки, на концерты, покупать альбомы любимых групп. Любую информацию можно найти в Интернете. Встречи с друзьями сменились диалогами в социальных сетях, а развлечения на многочасовое пребывание за компьютерным монитором. В психологической науке появился феномен – компьютерная зависимость, которым страдают все больше и больше людей. Согласно статистике Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Владимира Петровича Сербского в особую группу риска попадают подростки от 10 до 14 лет. По подсчетам специалистов, от компьютерной зависимости страдает около 5-7% подростков, среди взрослых эта цифра меньше и составляет 2-3%. Правда, эти подсчеты лишь приблизительные, так как в современный классификатор болезней компьютерная зависимость не включена и официальная статистика по этому заболеванию не ведется.

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи компьютерной зависимости и социализации подростков.

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ понятий «социализация» и «компьютерная зависимость»;

  2. определить наличия компьютерной зависимости у подростков и их уровень социализации;

  3. выявить, есть ли взаимосвязь между уровнем социализации подростков и компьютерной зависимостью.

Объектом исследования является: социализация подростков.

Предметом исследования является: влияние компьютерной зависимости на социализацию подростков.

Гипотеза: если у подростка выявлено наличие компьютерной зависимости, то уровень социализации будет низким.

Методы исследования:

  1. библиографический,

  2. диагностический,

  3. обработки и интерпретации данных.

Эмпирическая база: исследование проводилось на базе МОУ СШ № 27 г. Волгограда. В исследовании принимали участие учащиеся 7-х классов (12-14 лет), в количестве 75 - человек.

Новизна исследования: за время проведения данного исследования учащиеся научились работать с библиографическими источниками, анализировать их, делать выводы. Также, познакомились с методом диагностики, научились самостоятельно проводить тестирование и последующую обработку, и интерпретацию полученных данных. Данные исследования можно использовать на классных часах по обсуждению проблемы влиянии компьютера на здоровье подростка.

Практическая значимость исследования: результаты данного исследования были представлены авторами совместно с социальным педагогом на классном часе в седьмом классе.











Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

    1. Понятие социализации. Особенности социализации подростков.

Социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Школа представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. Процесс социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка — с другой [2].

Рассмотрим педагогические средства социализации. В одних случаях это социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация. Педагогическим средством второго уровня следует считать общественные институты: семью, школу, сообщество сверстников, религиозные организации, СМИ. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения [2].

Теперь перейдем к функциям средств социализации. Во-первых, средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции: распространение и усвоение определенной информации. Этим занимаются институты коммуникации и массовой пропаганды, система образования с ее институтами, где особенно важную роль выполняет школа. Вторая функция — организационно-регулирующая. Они создают в процессе социализации определенные возможности и условия для формирования у ребенка собственного социального опыта. Такими средствами являются формы организации деятельности детей (учебный класс, художественная студия, спортивная команда, клуб по интересам), определенные в них правила поведения, права, обязанности, полномочия и ответственность каждого участника. Третья функция — регулятивно-контролирующая: обеспечение системы социальных норм. И наконец, четвертая функция средств социализации — стимулирующая [2]. Проявляясь на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях, они обеспечивают стимулирование социальной активности личности.

Особую актуальность процесс социализации приобретает в становящемся информационном обществе, задавая новые параметры. В современном мире человек проходит школу социального обучения при помощи посредника - компьютера, что существенно изменяет направленность и характер социализации. На социальную составляющую оказывает огромное влияние информационная сфера. Информационное общество, можно определить, по конкретным признакам, перечислим их:

1) информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;

2)условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению;

3)жизнь человека зависит от умений своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать, и наиболее эффективно использовать любую новую информацию [2].

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. Информационная культура личности - это одна из важнейших составляющих частей всей общей культуры человека и человечества; это совокупность системы знаний и умений и информационного мировоззрения, которые обеспечивают самостоятельную целенаправленную деятельность по удовлетворению информационных потребностей с использованием новых и традиционных информационных технологий. Человек, которому необходимо обеспечить доступ к информации, должен осознавать свои потребности в информации, быть способным их выражать, иметь представление о многообразных современных информационных ресурсах. Он должен уметь вести поиск необходимой информации как в традиционной (бумажной), так и в электронной среде. Эти знания и умения составляют ядро информационной грамотности и являются неотъемлемой частью информационной культуры личности. Человек, освоивший информационную грамотность, способен лучше учиться, он более подготовлен к самостоятельному освоению знаний [2].

С этой целью в современной школе учащиеся привлекаются к научно – исследовательской деятельности, собственному поиску необходимой для урока информации. Участвуя на различных конкурсах, разрабатывая свои научно – исследовательские проекты, создавая компьютерные презентации, они учатся работе с информацией. Вся учебно – воспитательная работа школы должна быть нацелена на подготовку всесторонне развитой, здоровой, культурной, информационно грамотной личности, способной найти своё достойное место в современном обществе [4]. Но, к сожалению, не для всех людей, а в частности, подростков, компьютер и свободный Интернет - являются средством обогащения новым знаниями, наоборот, для многих это путь к формированию асоциального образа поведения.


    1. Возрастные особенности подростков.

Подростки — дети от десяти до четырнадцати лет. Типичные черты подростков наиболее ярко выражены в возрасте 12—13 лет. В 10—11 и в 14 лет эти черты в значительной степени размыты — в первом случае многое сохраняется от млад­шего школьного возраста, во втором — приходит от юношеского.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее формиро­вание представлений о природе, обществе, человеке, постижение основ миропонимания, норм морали, художественных ценностей, обеспечивающих общекультурное развитие личности. Расширя­ется диапазон видов деятельности, увлечений. Усиливается стремле­ние выразить себя.

Переход от детства к юности, каким является подростковый возраст,— важнейший период становления личности. Во все времена этот возраст, возраст самоутверждения, считался трудным. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же вре­мя не любит, чтобы его воспитывали. Желание самоутвердиться — и неумение сделать это.

В 12-13-летнем возрасте значительно активизируется про­цесс самовоспитания. Происходит интенсивный поиск друга, фор­мирование товарищеских групп по интересам. Для этого возраста характерен процесс так называемой половой идентификации — осознание подростком своей принадлежности к мужскому или женскому роду и соответствующих социальных ролей. К 14 годам девочки по своему физиологическому и психическому развитию значительно опережают мальчиков. Начинает разрушаться психологический барьер между девочками и мальчиками, который был свойствен и предыдущим этапам развития (10—13 лет). Возникает их интерес друг к другу. У мальчиков в этом возрасте проявляется ярко выраженное стремление овладеть «мужскими» чертами (быть сильным, ловким, смелым и т. п.).

Учебная деятельность, как правило, перестает быть преобладающей, хотя и остается основной. Как правило, наибольшее значение приобретает общение со сверстниками. Меняются инте­ресы и увлечения. Старших подростков интересуют все сферы жизни и взаимо­отношений людей. В оценке людей им часто свойственна катего­ричность. Подросток настойчиво стремится к самостоятельности, избегает вмешательства в свои дела, активно отстаивает свои взгляды и убеждения.

У учащихся 7—8-х классов возникает потребность видеть себя не только в настоящем, но и в будущем. Этим обусловлен интерес к профессиям. Однако говорить о своей будущей профес­сии подростки не любят. В подростковом возрасте усиливается тяга к сверстникам, активизируются межличностные отношения. Очень заметной ста­новится ориентация на мнение сверстников, их авторитет.

1.3. Понятия и критерии компьютерной зависимости.

Игровая зависимость (зависимость от компьютерных игр) – форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми [1]. По-нашему мнению, играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые игры. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка, после многосуточной игры. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон [3]. Большинство людей, поиграв в ту или иную игру, не могут найти ей замену. Нередки случаи, когда зависимый человек, так называемый геймер, отрицает свою зависимость.

Как правило, существует три стадии игровой зависимости:

1)Стадия легкой увлеченности – на это стадии человек в любой момент может отказаться от игры и заняться другим делом.

2)Стадия увлеченности - на второй стадии человек также может отказаться от игры и найти ей замену, но это дается ему с большим трудом.

3)Стадия зависимости – появляется психологическая зависимость от компьютерной игры [1].

Основными критериями игровой зависимости, большинство специалистов считают:

1)Нежелание отвлечься от игры;

2)Раздражение при вынужденном отвлечении;

3)Неспособность спланировать окончание сеанса игры;

4)Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;

5)Забывание о домашних делах, учебе, встречах в ходе игры на компьютере;

6)Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной, сном;

7)Злоупотребление кофе, энергетическими напитками и другими подобными психостимуляторами;

8)Готовность удовлетвориться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

9)Ощущение эмоционального подъема во время игры [1].

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет-зависимости. Так, Кимберли Янг, профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть», которая переведена на многие языки, приводит четыре признака:

1)Навязчивое желание проверить e-mail;

2)Постоянное желание следующего выхода в Интернет;

3)Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;

4)Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [1].

Перейдем к рассмотрению физических симптомов компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости): 

1) Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки в области запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2) Сухость в глазах; 

3) Головные боли по типу мигрени; 

4) Боли в спине;

5)Расстройства сна, изменение режима сна [1].









1.4. Причины компьютерной зависимости и последствия для подростка

Как правило, школьниками является дети подросткового возраста, поэтому рассматривая данную тему, будет обозначать их как подростков. Одним из наиболее важных факторов формирования игровой/интернет зависимостей подростка являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешить конфликты, уход от проблем. Как правило, молодые люди, страдающие данными видами зависимости, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир и постепенному формированию зависимости. Уход в компьютерную среду является одним их способов приспособления к миру. Испытывая сложности в контактах с близкими, сверстниками, в выражении своих эмоций, подросток старается избегать дискомфортных ситуаций, пытается искать более безопасный способ взаимодействия со средой [1].

Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.

Так же, одной из главных причин возникновения компьютерной зависимости, может являться отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала подростка. Подросток не приучен к труду, к умению видеть и выполнять работу. Еще одной ошибкой взрослых может быть незнание ими правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него. Например, если в семье стиль воспитания построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться – это так же приведет к компьютерной зависимости подростка; если родители в общении с подростком не осознают его взросления, не изменяют стиля общения, не выходят на диалог, согласованные действия; если подростку в семье некомфортно, так как комната – его личное пространство – устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения [1]. Последствия таких ошибок могут очень печальными.
Последствия Игровой и Интернет зависимости могут быть фатальны. В прессе неоднократно освещалось, что подростки умирали за компьютером, не важно, была это игра или они просто проводили время в сети. Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей – туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью [1].

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию [1].
       Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже.    Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.


Выводы по первой главе:

Подводя итоги теоретическому блоку изучаемой темы, стоит остановиться еще раз на моментах, которые станут основой для нашего эмпирического исследования:

  1. социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит;

  2. по – нашему мнению, школа представляет собой модель нашего общества, в котором происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе школьников;

  3. мы рассматривали две формы компьютерной зависимости: игровая и интернет зависимость.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И КОМПЬЮТЕНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

2.1. Описание и методы исследования

Исследование было проведено на базе МОУ СШ № 27 Тракторозаводского района города Волгограда. В исследовании приняли участие 75 школьников: 39 мальчиков и 36 девочек, учащиеся седьмых классов, в возрасте от 12 до 14 лет.

Для исследования компьютерной зависимости был использован тест Ольги Кутуевой [5], состоящий из восьми вопросов, к каждому из которых прилагалось три возможных ответа на данный вопрос. Ответы к каждому вопросу оценивались от трёх до одного балла. Ответ выбирался только один. По ходу обработки результатов, подчитывалась общая сумма ответов на все вопросы и выявлялся уровень компьютерной зависимости, в зависимости от попадании в следующие балльные промежутки: 8-12 баллов, низкий уровень компьютерной зависимости, иными словами, отсутствие таковой; 13-18 баллов – средний уровень, который подразумевает, что зависимости пока нет, однако родителям стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок помимо времяпровождения за компьютером, имел и другие увлечения; 19-24 балла – высокий уровень компьютерной зависимости, который сигнализирует о серьезной проблеме ребенка. Данный тест выбран нами тест является простым и легким, что позволяло школьникам незатруднительно отвечать на вопросы (приложение 1).

Для исследования социализации подростков была подобрана методика изучения социализированности личности учащегося, разработанная профессором М.И. Рожковым. В тесте содержится 20 вопросов, которые условно разделены на четыре группы, каждая из которых рассматривает один из компонентов социализированности, а именно: социальная адаптированность, активность, автономность и нравственная воспитанность. Школьникам предлагалось прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: четыре – всегда; три – почти всегда; два – иногда; один – очень редко; ноль – никогда. Для того чтобы быстрее и легче проводилась обработка результатов, каждый подросток получает бланк, в котором напротив номера суждения ставится оценка. Обработка полученных данных проходила путем вычисления средней оценки каждого из компонентов социализации, например, социальной адаптированности школьников, которую получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять и так далее (приложение 2). Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка по уровню социальной адаптированности; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный школьник (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


2.2 Анализ результатов исследования

В результате проведенной диагностики мы получили следующие результаты по методике Ольги Кутуевой «Тест на компьютерную зависимость». Было протестировано 75 подростков: 39 мальчиков и 36 девочек.

Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что высокий уровень компьютерной зависимости не выявлен ни у кого. Средний уровень компьютерной зависимости выявлен у мальчиков в количестве 24 человек, что составляет 62 % (приложение 3, рис.1). Низкий уровень компьютерной зависимости выявлен у мальчиков в количестве 15 человек, что составляет 38 % (приложение 3 рис.1).

Низкий уровень компьютерной зависимости выявлен у девочек, в количестве 12 человек, что составляет 33 % (приложение 3 рис.2). Средний уровень компьютерной зависимости выявлен у девочек в количестве 24 человек, что составляет 67 % (приложение 3 рис.2).

В результате проведенной диагностики по тесту «Методика для изучения социализированности личности учащегося» разработанная профессором М.И. Рожковым, мы получили следующие результаты. Было протестировано 75 подростков: 39 мальчиков и 36 девочек. В данной методике изучается четыре компонента социализации.

Анализируя полученные результаты, делаем выводы:

  1. Высокий уровень социальной адаптированности преобладает у мальчиков в количестве 16 человек, что составляет 43% (приложение 3 рис.3), в то время как девочки в количестве 9 человек, что составляет 25% (приложение 3 рис.7). Таким образом, мальчики более социализированы к школе.

  2. Высокий уровень социальной автономности преобладает у мальчиков в количестве 13 человек, что составляет 33% (приложение 3 рис.4), девочки в количестве 8 человек, что составляет 22% (приложение 3 рис.8). Таким образом, мальчики наиболее независимы от общественных оценок и установок.

  3. Высокий уровень социальной активности преобладает у мальчиков в количестве 15 человек, что составляет 38 % (приложение 3 рис.5), у девочек в количестве 12 человек, что составляет 33 % (приложение 3 рис. 9). Таким образом, мальчики наиболее проявляют интерес к общественной жизни школы, ответственны при выполнении поручений учителя.

  4. Высокий уровень нравственной воспитанности преобладает у девочек в количестве 18 человек, что составляет 50 % (приложение 3 рис 6), у мальчиков, в количестве 15 человек, что составляет 39% (приложение 3 рис. 10). Таким образом, девочки в большем мере обладают знаниями моральных и общественных норм, соблюдают предъявленные требования в школьном коллективе.



Выводы по второй главе:

Подводя итог нашему эмпирическому исследованию, выделим основные результаты:

  1. наличие компьютерной зависимости у подростков не выявлено;

  2. по всем компонентам социализации (адаптированность, автономность, активность, нравственная воспитанность) большинство школьников имеют показатели в пределах нормы;

  3. установить взаимосвязь между компьютерной зависимостью и социализацией подростков на основании результатов диагностики не удалось.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование посвящено анализу взаимосвязи компьютерной зависимости и социализации подростков.

Подводя итоги изучаемой темы, стоит остановиться еще раз на моментах, которые стали основой для нашего исследования:

  1. социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит;

  2. по – нашему мнению, школа представляет собой модель нашего общества, в котором происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе школьников;

  3. мы рассматривали две формы компьютерной зависимости: игровая и интернет зависимость.

По окончании нашего исследования мы выделили основные результаты:

  1. результаты тестирования не выявили наличия компьютерной зависимости у подростков;

  2. по всем компонентам социализации (адаптированность, автономность, активность, нравственная воспитанность) большинство школьников имеют показатели в пределах нормы.

Итак, поставленную в исследовании гипотезу подтвердить или опровергнуть не удалось. Так как полученные данные тестирования не показали наличие компьютерной зависимости у учащихся 7 классов. Уровень социализации (социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность, нравственная воспитанность) у всех подростков в пределах нормы.

Тем не менее, результаты исследования авторы представили на классном часе в седьмом классе, а также рассказали ребятам о проблеме компьютерной зависимости и последствиях для подростков.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г. стр.32-58.

2.Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18// Социология и политология. 2006. №3 – 135 с.

3. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С.54-58.

4.Статья «Китайской геймерше устроили виртуальные похороны». 08 ноября, 2005. http://www.securitylab.ru/news/241863.php

5.http://nashydetky.com/razvitie-rebenka-2/test-na-kompyuternuyu-zavisimost-dlya-detey-i-roditeley.


Приложение №1

Методика Ольги Кутуевой «Тест на выявление компьютерной зависимости»

1. Часто ты проводишь время за компьютером?

- ежедневно – 3 балла;
- один раз в два дня – 2 балла;
- только когда нечего делать – 1 балл.

2.  Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?

- более 2-3 часов – 3 балла;
- 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;
- не более часа – 1 балл.

3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?

- пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он  перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;
- бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;
- выключаю сам по собственной воле – 1 балл.

4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

- конечно, на компьютер – 3 балла;
- зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;
- вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.

5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?

- да, было такое – 3 балла;
- пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;
- нет, никогда такого не было – 1 балл.

6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:

- почти все время думаю об этом – 3 балла;
- могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;
- почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.

7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?

- компьютер - для меня все – 3 балла;
- большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;
- компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.

8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:

- иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;
- каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;
- точно не сажусь за компьютер – 1 балл.



Ключ для теста

Необходимо сосчитать сумму баллов и выявить, к какому из промежутков подходит полученный результат.

8-12 баллов – все хорошо, компьютерная зависимость не выявлена.

13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения.

19-24 балла – у ребенка выявлена компьютерная зависимость.















Приложение №2

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 – всегда;

  • 2 – иногда;

  • 0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  12. Мне нравится помогать другим.

  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  16. Переживаю неприятности других, как свои.

  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,

  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.


1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Ключ для методики

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности – с третьей строчкой.

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.



Приложение №3

Рис. 1 - Уровень компьютерной зависимости у мальчиков



Рис. 2 - Уровень компьютерной зависимости у девочек





Рис. 3 - Уровень социальной адаптированности у мальчиков



Рис. 4 - Уровень социальной автономности у мальчиков



Рис. 5 - Уровень социальной активности у мальчиков

Рис. 6 - Уровень нравственной воспитанности у мальчиков












Рис. 7 - Уровень социальной адаптированности у девочек

Рис. 8 - Уровень социальной автономности у девочек

Рис. 9 - Уровень социальной активности у девочек


Рис. 10 - Уровень нравственной воспитанности у девочек




25


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мякишева Анна Алексеевна

Дата: 14.06.2017

Номер свидетельства: 421707


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства