kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект по теме: "Совершенствование методического мастерства учителя посредством изучения методики преподавания математики".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте представлена система работы учителя начальных классов по математике, где отражены все этапы работы над проблемной темой «Дифференцированный подход на уроках математики в начальной школе» за 4 года. Начинающий учитель, используя данный проект сможет суметь правильно поставить свою работу над проблемной темой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по теме: "Совершенствование методического мастерства учителя посредством изучения методики преподавания математики".»

Особенностями начавшегося XXI века является наличие серьезных проблем. По данным прогнозов в начале века будут углубляться, и расширяться кризисные явления (сл 2)–

  • Энергетический,

  • Экономический,

  • Глобальные изменения климата,

  • Увеличение численности населения,

  • И самый страшный кризис современного мирового общества – положение человека в современной цивилизации, в разладе его с природой.

В проекте концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК выражается глубокая озабоченность мирового сообщества проявлениями кризиса в образовании странах мира, который связан не только с недостаточной эффективностью образования, с упущениями в интеллектуальном, личностном, нравственно-духовном развитии молодого поколения, но и в неготовности системы образования формировать менталитет личности, а, следовательно, и всего социума в духе общечеловеческих ценностей, толерантности и сотрудничества.

Современное образование должно стать активным участником процесса выхода из планетарных кризисов, а также в преодолении негативных тенденций в развитии общества. Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко в монографии «Управление образовательным процессом в адаптивной школе» сформулировали главную задачу образования «максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружать их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации».

Воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких нравственных качеств, на содействии формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общество, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.

Стратегия современного образования должна стать возможность дать всем учащимся без исключения проявить свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих планов. Перспективной в развитии образования является концепция образования на протяжении всей жизни человека.

Таким образом, выпускник школы должен обладать определенными качествами личности(сл 3):

  1. Умение адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике.

  2. Самостоятельно критически и творчески мыслить.

  3. Уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать рациональные пути их преодоления.

  4. Грамотно работать с информацией.

  5. Быть коммуникабельными и контактными.

  6. Самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного развития.

Ключевой фигурой в решении задач образования был и всегда остается учитель. В проекте Концепции непрерывного педагогического образования названы черты учителя новой формации (сл. 4): Учитель новой формации - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, педагогическим даром и стремлением к новому.

В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать личностно – ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Двадцать лет назад академик Д. Лихачев в статье «Любите учиться», опубликованной в «Комсомольской правде» 26 сентября 1985 года писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Ибо знания все растут и усложняются. В настоящее время, когда принята Концепция развития образования РК до 2015 г., перед педагогами страны стоят серьезные задачи по повышению своего профессионального мастерства, потому что учить молодое поколение необходимо на том уровне, который востребован в нашем обществе.

В пункте 7 статьи 41 Закона об Образовании (сл.5)записано:

« Педагогические работники обязаны:

        • Обеспечивать получение обучающимися и воспитанниками знаний, умений и навыков не ниже уровня, предусмотренного соответствующими государтсвенными общеобязательными стандартами образования;

        • Выявлять и содействовать развитию индивидуальных и творческих способностей обучающихся и воспитанников;

        • Повышать свою квалификацию;

        • Совершенствовать уровень педагогического мастерства;

        • Соблюдать нормы педагогической этики;

        • Уважать достоинство обучающихся, воспитанников;

        • Вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди обучающихся, воспитанников.

Чтобы соответствовать требованиям современного учителя необходимо не только в совершенстве владеть предметом, но и уметь организовывать деятельность каждого ученика на уроке, видеть результаты их учебной деятельности, своевременно корректировать отклонения, иными словами – видеть в учащихся субъектов учебной деятельности. Самообразование – прочный фундамент профессионального совершенствования и повышения профессионального уровня компетентности.

Именно поэтому мною была выбрана тема «Совершенствование методического мастерства учителя посредством изучения методики преподавания математики». (сл.6)

Приступая к работе над этой темой, поставила следующие цели: (сл.7)

  1. Формировать у учащихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями.

  2. Развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: (сл.8)

  1. Развитие познавательных процессов ( восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) на уроках математики.

  2. Развитие мыслительных способностей на уроках математики.

  3. Развитие личностных качеств.

Для достижения поставленных целей и задач была изучена следующая литература: (сл.9)

  1. «Методика преподавания математики в начальной школе» Н.Г. Уткина,

  2. «Методика обучения математики в начальных классах» М.И. Моро, А.М. Пышкало,

  3. «Нестандартные задания по математике в начальной школе» Г.В. Керова,

  4. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» Ю.К. Бабанский

  5. «Педагогические технологии на основе активизации и эффективного управления УВП» Г.К.Селевко.

  6. Журналы «Начальная школа Казахстана».

  7. «Модульная технология обучения как средство развития ученика» М.М. Жанпеисова.

В 2008 -2009 учебном году мною был набран 1 «Б» класс, где 27 учеников ( 17 - мальчиков, 10 – девочек) возрастной состав класса: 6 лет – 4 человека, 7 лет – 22 человека, 8 лет - 1 человек). Психологом школы Степановой Е.С. был проведен диагностико – прогностический скрининг по изучению готовности к школьному обучению учащихся, в котором было обследовано 27 учащихся.(сл.10)

Среди учащихся данного класса 2 человека относятся к высокой возрастной группе или высокий уровень (10 – 8,5 б), что составляет 8 % - эти учащиеся характеризуются сформированными навыками самоконтроля и планирования, самоорганизация в произвольных видах деятельности, хорошо развит фонематический слух, зрительно-двигательная координация.

Стабильная середина или средний уровень (8 – 6,5 б) наблюдается у 10 человек - это 38% от всего класса. К данной группе относятся дети с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки самоконтроля, достаточно стабильная работоспособность. Дети хорошо сотрудничают с взрослыми и сверстниками.

Группа риска или низкий уровень (6,5 -3,5 б) – 14 человек, что составляет 50% всего класса. У этих детей наблюдается частичное соскальзывание с предложенной инструкции, отсутствие навыков произвольного контроля над собственной деятельностью, с трудом анализируют образец. В работе с такими детьми необходимо уделять внимание не усвоению учебного материала, а формированию мотивации к учению, развитию базовых познавательных уровней.

«Беда» или очень низкий уровень (от 2,5 б и менее) - 1 человек - 4%. Здесь ребенок продемонстрировал отсутствие понимания того, что от него требуется, не понимает структуру образца, смысла задания. Последовательность звуков в слове слышит, называет первый звук. Создают узнаваемые предметные изображения, отражающие основные детали объектов. Дети нуждаются в консультации специалистов (невропатолог, психиатр, дефектолог).

Средний балл по классу – 5,8 б.

С учетом индивидуальных особенностей мною планируется учебно-воспитательный процесс. При подготовке к урокам я определяю конечный результат, предвидя трудности, которые могут возникнуть у ребят, подбираю задания, наглядность, приемы, которые помогают одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утверждаться в чем-либо.

Ознакомившись с результатами данной диагностики, узнали, что 50% учащихся имеют низкий уровень готовности к школе, в работе с которыми необходимо уделять внимание, прежде всего не усвоению учебного материала, а формированию потребности в учении и интереса к овладению знаниями.

На уроках математики в 1 классе наряду с известными приемами и методами, рекомендуемыми в методической литературе, я широко использую в своей практике игровые моменты. Все мы знаем « без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное, светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятие об окружающей действительности. Игра – это дитя труда. Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру» - так писал Сухомлинский.

Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, активизирует учебный процесс, так и развитию многих качеств личности.

Игровые моменты использую на разных типах урока, а также на разных этапах урока. Например,

  • Задачи в стихотворной форме,

  • Игры «Математический волейбол», «Продолжай», « Найди свое место»,

  • Задачи – шутки,

  • Занимательная разминка «Поспевай- не зевай»,

  • Математические ребусы, логические задания.

Начиная с 1 класса, использую на уроках дифференцированное обучение: составляю карточки для учащихся с высоким, средним и низким уровнем обучения. Решая примеры разной степени сложности, каждая группа отгадывает свое слово, а, в общем, это может получиться либо пословица, либо математическое высказывание.

Также для детей, которые относятся по результатам диагностики к высокой возрастной группе и детей, которые в процессе обучения достигли этой группы, мною были разработаны специальные карточки – задания, работая над которыми эти учащиеся, то есть «сильные» «не стоят на месте», а продолжают работать на шаг вперед, и не теряют интерес к предмету. Аналогично работаю с остальными детьми, используя результаты диагностики.

Использование подобных методов и приемов помогает воспитывать интерес у ребят и способствует более прочному усвоению материала.

В течение всего учебного года вела мониторинг развития успеваемости учащихся (сл.12), который показал, что высокий уровень повысился на 11% и равен 19%, средний уровень повысился на 6% и составил 44%, низкий уровень снизился на 17% и равен 33%, и лишь очень низкий уровень остался на своем месте -4%, так как мальчик остался на повторное обучение.

По итогам 2008 – 2009 учебного года в 1 «Б» классе из 27 учащихся 5 – отличников, 12 – хорошистов, 9 – троечников, 1 – оставлен на повторное обучение, качество знаний за год составляет – 63%.

Таким образом, посредством повышения своего педагогического мастерства, начиная с первого класса мною ведется отслеживание развития познавательных процессов, самооценка школьной мотивации учащихся. Также проводится мониторинг качества знаний и успеваемости по классам. Только так, а не иначе молодой педагог, изучая личность каждого учащегося на уроках, изыскивая разные методы, приемы, подходы, а также изучая различные технологии и литературу педагог может совершенствовать свое мастерство.

Для того чтобы интересно учиться было не только сильному, среднему учащемуся, но и слабому ученику необходимо строить работу, учитывая возможности школьников, их интересы, эрудированность. Поэтому считаю целесообразным выбор следующей проблемной темы: Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах» (сл.13).

В заключении хотелось бы привести выражение психолога и философа С.Л.Рубенштейна «Важнейшим делом обучения является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, … но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач» (сл 14).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Магурьян Наталья Александровна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129102


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства