kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая педагогическая деятельность как фактор повышения качество образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье рассматриваются современные эффективные педагогические технологии, используемые в работе дошкольного образовательного учреждения. Обосновывается актуальность использования современных инновационных технологий в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая педагогическая деятельность как фактор повышения качество образования»

Секция 2. Творческая педагогическая деятельность как эвристическая составляющая развития личности.

Силенко Ксения Николаевна

учитель английского языка

МОУ «Школа №80 города Донецка»

ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются современные эффективные педагогические технологии, используемые в работе дошкольного образовательного учреждения. Обосновывается актуальность использования современных инновационных технологий в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Перечислены наиболее актуальные современные инновационные технологии, используемые в работе дошкольных образовательных учреждений. Рассмотрены такие понятия, как "инновационная технология", "педагогическая технология". Раскрывается сущность этих технологий и цель их применения. Делается вывод о необходимости эффективного использования данных технологий в дошкольных учреждениях. Описаны формы, методы, классификации видов технологий, используемых воспитателями детских садов.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, инновационные технологии, стандарты образования, качества.

XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разные сферы человеческой деятельности, и образование среди них, естественно, становится одной из самых значимых.



Инновационные технологии выступают как одна из основ функционирования социальных процессов, а также условием взаимосвязи между ними. Информационное пространство через глобальную сеть расширяет возможности человека, позволяя преодолевать географические и политические границы, делая мировые культурные ценности доступными для созерцания каждому, "визуализируя" сферу человеческой жизни. Скорость распространения информационных потоков приводит к ситуации тотальной оцифровки процессов социальной жизни индивидов и роста образования. Смена культурных парадигм происходит прямо на наших глазах в режиме реального времени. Основные, явления, определяющие единую современную цифровую культуру, включают в себя персональный компьютер и все многообразие цифровых устройств:

  • Интернет;

  • Искусственный интеллект;

  • Системное и прикладное программное обеспечение;

  • компьютерную графику и системы виртуальной реальности;

  • Цифровые форматы традиционных средств коммуникации (книги, фотографии, аудио- и видеозаписи, цифровое телевидение и т.д.);

  • Компьютерные игры;

  • Технологическое искусство.

Сегодня образование продолжает свой путь по дороге реформ: меняются стандарты образования, внедряются новые технологии, реформируются уровни образования. Например, начальная школа стала четырехлетней, а аспирантура перестала быть послевузовским образованием, а стала третьей ступенью высшего образования после бакалавриата и магистратуры.

Реформы и инновации пополнили ряды сторонников в лице инноваторов, педагогов-новаторов, людей, которые стремятся не только идти в ногу со временем, осознавая новые тенденции в развитии образования, его новейшие технологии, выдвигая и реализуя идеи по улучшению, но и своим энтузиазмом и активностью пытаются заразить других, повести их за собой. В то же время значительная часть педагогического коллектива пополнила ряды открытых или скрытых противников всего нового. И это во многом объяснимо. Не всегда есть понимание цели и сути вводимых новшеств, а также их положительного эффекта и перспектив их внедрения. Деятельность в условиях, когда реформы длятся десятилетиями, вызывает у преподавателей усталость и недоверие. Но справедливости ради следует отметить, что есть и другая сторона медали сопротивления инновациям. Болонский процесс и реформа высшего образования "раскачали лодку", спокойно плывшую до этого. Инновации во многом нарушили сложившуюся за многие годы шаблонную стабильность. Нарушилось привычное многолетнее, а иногда и много десятилетнее челночное движение из пункта "А" в пункт "Б" и обратно. На этом фоне осталось незамеченным, что грань между стабильностью и стагнацией давно стерта и одно переходит в другое. Как отмечают исследователи, проявление сопротивления инновациям можно обнаружить как "неприятие нового, страх перед инновациями, открытый или завуалированный скептицизм по отношению к новому, нежелание сойти с пути" [1].

Невозможно однозначно положительно или отрицательно оценить последствия цифровизации. Они очень четко определяют актуальные для системы образования, наиболее близкой к поколению, воспитанному на рисунке, поколением "next", задачи, на наш взгляд, связанные с сохранением и трансляцией традиционных европейских ценностей. Сами по себе цифровые технологии, цифровизация, массовый перевод культурного наследия в цифру не ведут напрямую к цифровой культуре, как к личностной составляющей, к типу культуры в традиционном понимании: культура может как формироваться, так и не формироваться [2].



В настоящее время перед Казахстаном стоит задача войти в число 30 наиболее развитых стран мира, что требует инновационного развития и ускоренного технологического обновления. В своем Послании народу Казахстана Глава государства объявил о Третьей модернизации, ядром которой является цифровизация. "За годы независимости нам удалось войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Теперь стоит задача войти в 30-ку, что требует от Казахстана инноваций и ускорения технологических нововведений. Поэтому в начале года в своем Послании народу Казахстана я объявил о Третьей модернизации, ядром которой является цифровизация", - сказал Нурсултан Назарбаев [3].

Кроме того, глава государства отметил важность подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и подчеркнул необходимость пересмотра политики в области образования. Он акцентировал внимание на развитии центров компетенций на базе научно-исследовательских институтов, дошкольных учреждений, высших учебных заведений и в рамках инновационных кластеров.

В связи с этим в настоящее время педагогические коллективы дошкольного образовательного учреждения интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Поэтому основной задачей педагогов ДОУ является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют заявленной цели развития личности.

Несомненно, инновационные процессы на современном этапе развития общества в первую очередь затрагивают систему дошкольного образования, как начальный этап раскрытия потенциальных способностей ребенка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без развития инновационных технологий.



Безусловно, инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, используемые в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Однако современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основной задачей педагогов ДОУ является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые будут оптимально соответствовать заявленной цели развития личности [4].



Несомненно, самым важным аспектом в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В общении с детьми взрослый придерживается ситуации: "Не рядом, не над ним, а вместе!". Ведь его цель - способствовать развитию ребенка как личности. Что означает сам термин "технология"?



Технология - совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, умении, искусстве [5].



Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, приемов обучения, средств воспитания; это инструмент педагогического процесса [6].



Педагогическая технология - это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей [7].



По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям:



1. Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения целей образования.



Системность включает наличие всех признаков системы: логику процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.

Управляемость позволяет диагностировать целеполагание, планирование, проектирование учебного процесса, поэтапную диагностику, вариативность средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность видит оптимальность с точки зрения затрат, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность использования (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других аналогичных учебных заведениях, других субъектах [8].

На основе анализа различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет принять следующее основное определение:Педагогическая технология - это целостный научно обоснованный проект конкретной педагогической системы от ее теоретического проектирования до внедрения в образовательную практику, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.Основные критерии педагогической технологии можно классифицировать, как показано на рисунке 1, по различным основаниям:



Здоровьесберегающие технологии;

Технологии проектной деятельности;

Технологии исследовательской деятельности;

Информационно-коммуникационные технологии;

Технология портфолио дошкольника и воспитателя;

Технология "ТРИЗ";

Технология предметно - развивающей среды.

Здоровьесберегающие технологии. Целью здоровьесберегающих технологий является предоставление ребенку возможности сохранить здоровье, формирование необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни.



В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:



1) от типа дошкольного учреждения;



2) от длительности пребывания в нем детей;



3) от программы, по которой работают педагоги;



4) от конкретных условий ДОУ;



5) профессиональной компетентности педагога;



6) показатели здоровья детей.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 3 группы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

Технологии обучения здоровому образу жизни;

Коррекционные технологии.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, должен быть здоров, обладать валеологическими знаниями, не переутомляться, уметь объективно оценить достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии проектной деятельности.Цель - развитие и обогащение социально-личностного опыта путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия.



Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная в ней жизнедеятельность в детском саду позволяет им лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.



Кроме того, сюда относится классификация учебных проектов:



"Игровые";

"Экскурсионный";

"Повествовательный";

"Конструктивный".

Технология исследовательской деятельности. Целью исследовательской деятельности в детском саду является формирование ключевых компетенций дошкольников, способности к исследовательскому типу мышления.



В содержание познавательно-исследовательской деятельности входят: эксперименты (экспериментирование), коллекционирование (классификационная работа), информационно-коммуникативные технологии.



Мир, в котором развивается современный ребенок, принципиально отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как первому звену непрерывного образования: обучение с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет). Несомненно, существуют требования к компьютерным программам дошкольного образования (рис. 2).



Преимущества компьютера:



представление информации на экране компьютера в игровой форме;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движение, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

имеет стимул для познавательной активности детей;

дает возможность индивидуализации обучения;

в процессе деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые невозможно увидеть в повседневной жизни.

Технология портфолио дошкольника. Портфолио - это коллекция личных достижений ребенка в различных видах деятельности, его успехи, положительные эмоции, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразное развитие ребенка.

Существует множество вариантов портфолио. Содержание разделов наполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Технологии современного образования требуют учителя нового типа:



творчески мыслящий,

владеющего современными технологиями обучения,

методами психолого-педагогической диагностики,

способами самостоятельного построения педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умение прогнозировать свой конечный результат.

Портфолио позволяет учесть результаты, достигнутые педагогом в различных видах деятельности (образовательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и эффективности работы педагога.

Технология "ТРИЗ". ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая была создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Основной целью, которую преследуют ТРИЗ - педагоги, являются: - формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности.

Технологии создания предметно - развивающей среды. Среда, в которой находится ребенок, во многом определяет темп и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.



Таким образом, внедрение инноваций требует от участников образовательного процесса формулирования определенных компетенций. Разработка электронного учебного курса, его образовательного контента предполагает сформированную "цифровую компетентность" воспитателя: Каждый элемент взаимодействия "дошкольник - контент" должен быть не только четко выстроен, но и быть технологичным. Все это требует значительной "перестройки", ориентации на непрерывное образование и самообразование воспитателя, разработку и применение нового технологического инструмента.



Важно не упускать из виду психологическую сторону вопроса: в случае затруднений могут проявиться проблемы психологических барьеров, которые могут возникать на каждом этапе внедрения инновации и привести к отказу от внедрения инноваций. Поэтому, вступая на этот путь, важно рассмотреть вопрос профессионального сопровождения процесса внедрения.



Попадание в цифровую среду - неизбежная реальность нашего времени. Это происходит задолго до осознания человеком своих профессиональных интересов и склонностей.



Безусловно, особую необходимость внедрение образовательных технологий в дошкольных учреждениях приобретает в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с введением государственных образовательных стандартов.



В любом случае, главная цель образовательной деятельности как социального явления сегодня не может быть достигнута вне "технологического" поля - той сферы профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует современным научным взглядам.

Ссылки



Тейлор, М.Л. (2006). Поколение next: студент в эпоху постмодерна. Журнал "Отечественные записки", 256 р. Получено с сайта http://jarki.ru/wpress / 2009/01/26/413/.

Загвязинский, В.И., и Строкова Т.А. (2015). Innovatsionnoe utomlenie [Innovative fatigue]. Ekonomika obrazovaniia - Economics of Education, 2, 21-23. Retrieved from http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-utomlenie [in Russian].

online.zakon.kz. Retrieved from http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38537960.

Kontseptsiia doshkolnoho vospitaniia [The concept of preschool education]. (1989). Дошкольное воспитание - Дошкольное образование, 5 [на русском языке].

Ожегов, С.И. (1991). Словарь русского языка. Москва: Просвещение [на русском языке].

Klarin, M.V. (1984). Pedahohicheskaia tekhnolohiia obucheniia [Pedagogical technology of training]. Moscow: Izdatelskii tsentr "Akademiia" [in Russian].

Лихачев, Б.Т. (1992). Pedahohika [Pedagogy]. Moscow: Просвещение [на русском языке].

Селевко, Г.К. (1998). Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование [на русском языке].

Подласый, И.П. (2003). Hde pomohut tekhnolohii [Where technologies will help]. Moscоw: Советская педагогика [на русском языке].




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческая педагогическая деятельность как фактор повышения качество образования

Автор: Ксения Николавна Силенко

Дата: 14.12.2021

Номер свидетельства: 594699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "effiektivnosturokakakusloviiepovyshieniiakachiestvaobrazovaniiavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "278010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453029932"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Эффективность урока как условие повышения качества образования в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(81) "effiektivnosturokakakusloviiepovyshieniiakachiestvaobrazovaniiavnachalnoishkolie1"
    ["file_id"] => string(6) "278011"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453029939"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Доклад "Факторы и пути повышения качества образования.""
    ["seo_title"] => string(58) "doklad-faktory-i-puti-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307828"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458459263"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Доклад "Факторы и пути повышения качества образования.""
    ["seo_title"] => string(60) "doklad-faktory-i-puti-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "307829"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458459270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства