kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг с детьми, проживающими в принимающих семьях

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Межличностные отношения.

2.Виды конфликтов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг с детьми, проживающими в принимающих семьях»









Тренинг с детьми, проживающими
в принимающих семьях

Межличностное общение.
Бесконфликтное взаимодействие


Составила:

Лёля.Л.Л., социальный педагог











с. Шира.

2016год





План-конспект занятий

Тренинг с детьми, проживающими
в принимающих семьях

Занятие 1. Межличностное общение.
Бесконфликтное взаимодействие

Цель занятия: формирование навыков межличностного общения и бесконфликтного взаимодействия.



Задачи:

  1. Выделить преимущества и недостатки различных способов общения.

  2. Отработать различные способы поведения в конфликте.

  3. Расширить репертуар позитивного поведения в конфликтных ситуациях.



Оборудование и материалы:

Листы бумаги А4 – шт.

Фломастеры – 16 пачек.

Шарфы – 20 шт.

Карточки с «девизами» видов поведения в конфликте – 5 шт.






















  1. Подготовительный этап.

Игра «Грейп-коктейль»

Цель игры: знакомство участников, создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Описание игры:

Обучающиеся пишут ответы на вопросы на листе, прикрепляют их к себе и ходят знакомятся.

Вопросы: имя, фамилия, группы, как поднимаешь себе настроение, когда грустно, интересы (хобби).

Особая значимость данного занятия: необходимости быстрого знакомства подростков и успешного взаимодействия.


Упражнение «Комплимент».

Цель упражнения: сближение участников, снятие психо-эмоционального напряжения.

Описание упражнения:

Упражнение выполняется в кругу. Один из участников берет мячик и бросает его тому, кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен его вернуть обладателю с приятными словами о нем. После того как он остановиться, мячик кидают следующему сидящему в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.


  1. Основной этап.


Игра «Унисон».

Цель игры: активизация участников, подготовка к работе.

Описание игры:

Участники встают в круг. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев без предварительного согласования.


Принятие правил групповой работы

Чтобы наше общение было эффективным, необходимо следовать нескольким простым правилам взаимодействия:

Примечание: Совместно с группой записываются правила работы на семинаре.


Игра «Общий язык».

Описание игры:

Группа разбивается на тройки. Игроки каждой тройки должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у них ограничены: один сидит с завязанными глазами и неподвижен, другой онемел и также неподвижен, третий может двигаться, но лишен права разговаривать и у него завязаны глаза.

Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, каждая тройка должна договориться о встрече за минимальное время. Обсуждение задания строиться вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.

Можно обсудить вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах возникает впечатление, что говорят они как слепой с немым.


Упражнение «Испорченный телефон».

Цель упражнения: формировать потребность в использовании информации «из первых рук».

Описание упражнения: Несколько участников выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Всем входящим даётся инструкция: «Представь себе, что вы получили записку, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное - как можно точнее отразить ее содержание.

Текст: «Звонила Ирина, подруга Кати, с которой они учатся вместе с первого класса. Она просит передать, что задерживается на занятиях по бальным танцам, в связи с тем что, ее хореограф Елена Васильевна изменила расписание по просьбе большинства ребят. Она постарается вернуться к 18.00, к началу дня рождения, но если не успеет, то надо передать Кате, чтобы она купила свечи для торта и поставила разогревать голубцы в духовке».

Обсуждение:

- Насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки»?

- Почему не задавали уточняющих вопросов? (При общении важно получить обратную связь)

Можно обсудить, какая именно информация была утеряна.


Упражнение «Варианты общения»

Цель упражнения: выделить препятствия, возникающие в общении.

Описание упражнения:

Участники разбиваются на пары.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Обсуждение: Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?


Упражнение «Что такое конфликт?»

Цель беседы: проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе.

Описание упражнения:

Ведущий записывает посередине доски слова «конфликт — это…». Затем, обращаясь к группе, предлагает описать «это» другими словами. Вариант обращения может быть таким: «Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте запишем вокруг этого незаконченного предложения все, что приходит в голову по поводу конфликта…»

Ведущий стимулирует группу к работе, повторяя незаконченное предложение: «Конфликт — это…», — обращаясь ко всей группе и к отдельным учащимся. Ответы записываются на доске.

В ходе работы полезно ориентировать на отражение положительного воздействия конфликта. Например: «Конфликт — это возможность проверить человеческие взаимоотношения», «Это способ защиты собственного достоинства» и т. д. Такие определения лучше выделить и на доске, записывая, например, положительные формулировки по одну сторону, а отрицательные — по другую.

После того как коллективное описание «портрета» конфликта зафиксировано, проводится анализ данного материала. В ходе анализа необходимо обратить внимание на бытовое определение конфликта: «Конфликт — это ссора…», разделив при этом поведенческие, содержательные и эмоциональные компоненты конфликта. Помочь в этом может такой пример: «Вы идете по коридору школы, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, что они смотрят вам вслед. Неожиданно встретив ваш взгляд, они быстро отводят глаза и что-то начинают говорить друг другу… Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это — конфликт». Здесь может быть уместен риторический вопрос: «Есть в этой ситуации то, что характеризует ссору — громкие крики, взаимные оскорбления?»

Вывод, который делает группа, резюмируется ведущим: «Да, конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций. Так что же такое конфликт? Как вы понимаете «конфликт интересов»? Приведите пример ситуации, где интересы двух сторон не совпадают, и это ведет к конфликту».


Упражнение «Основные виды поведения в конфликте и его разрешение»

Цель упражнения: научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.

Описание работы:

Для работы потребуется 5 больших листов бумаги, карандаши, фломастеры, карточки с «девизами» видов поведения в конфликте.

Ведущий предлагает участникам разделиться на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет «икс», кто «игрек».

Ведущий дает инструкцию: «Икс» должен занять место на стуле, «игрек» встает перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача — зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак, «игрек» давит на ладони «икса», «икс» сопротивляется!..» (На эту часть упражнения достаточно 30 секунд.) По команде «Стоп!» Поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас…

Во время обсуждения упражнения ведущий обращает внимание на то, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при «давлении» словами, интонацией. Не удивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Этот вид поведения так и называется — «избегание».

При предъявлении результатов работы подгрупп ведущий начинает заполнять на доске схему: обращает внимание учащихся на позиции партнеров в общении и определяет ведущую стратегию поведения в конфликте.










Согласно этой модели можно дать следующее толкование стратегий поведения:

избегание (уход) - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта;

соперничество (борьба) - стремление к доминированию и, в конечном счете, к устранению одной из сторон в конфликте;

приспособление - уступки противоположной стороне в достижении ее интересов, вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов;

сотрудничество - стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны;

компромисс - взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.


Здесь уместны вопросы:

В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

Почему люди могут избегать конфликтов?

Варианты ответов: «не хотят проиграть», «нет времени», «боятся неизвестного», «боятся серьезного отпора с другой стороны», «не хотят делать «из мухи слона» « и т. п.

Упражнение 3.

Ведущий делит группу на 4 подгруппы. Каждая из них выбирает представителя, которому из четырех карточек, предложенных ведущим, достается одна с названием одного из основных стилей в конфликте и с соответствующим девизом.

Содержание текстов на карточках:

1. Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2. Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

3. Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4. Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

Обсуждение.

Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства?

Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?

По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?

Как можно охарактеризовать данный стиль с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?

При обсуждении желательно фиксировать внимание на ключевом моменте — интересах сторон. Их помогают выявить вопросы: Почему противоположная сторона так себя ведет? Чего она опасается?

Заключительным в обсуждении темы должен стать вопрос о том, какой стиль является наиболее конструктивным для взаимоотношений людей. Речь идет о стратегии сотрудничества на основе согласования интересов.

Обобщая, ведущий говорит о том, что избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны. Это показано стрелками на схеме.




Упражнение «Ошибки ролевого общения»

Цель упражнения: научить узнавать и выбирать определенный стиль поведения в конфликте в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.

Описание упражнения: Подростки разыгрывают ситуации ошибок ролевого общения и определяют, как можно было их избежать. Необходимо не только показать ошибки в общении в той или иной ситуации, но и показать, как правильно нужно решать данную ситуацию общения.


Ситуация 1.

Катя и Настя с недавнего времени стали подругами. Катя поделилась с Настей секретом, а Настя рассказала его другой девочке. Катя больше не разговаривала с Настей.

Какой способ решения конфликта нашла Катя?

Как бы поступили вы?


Ситуация 2.

Дима любил громко слушать рэп, а его мама такую громкую музыку не любит, постоянно сердится и просит её выключить. Из за этого они постоянно спорят и ругаются. Папа подарил Диме на День рождения наушники. Мальчик теперь слушает музыку в них и не спорит с мамой.

Как разрешился конфликт?

Что содействовало его разрешению?

Какие ещё варианты можно найти?


Ситуация 3.

Саша и Алёша посмотрели в кинотеатре интересный боевик. Но мнения их о главном герое разошлись. На улице они начали спорить, и каждый отстаивал своё мнение. В итоге мальчики разругались и разошлись по домам. До самого вечера они не встречались и не выходили в Контакт.

Какую тактику выбрали мальчики?

Что бы вы делали в данной ситуации?


Ситуация 4.

Бабушка просила Лену, чтобы она всегда делала уроки до её прихода с работы. Но Лена игнорировала бабушкину просьбу. Каждый вечер они ругались, у бабушки повышалось давление и она плакала. После этого, поздно вечером, лена всё-таки садилась за уроки.

Какую тактику выбрала Лена в своём поведении?

Как разрешить конфликт?


  1. Заключительный этап.

Обсуждение результатов:

Что нового вы узнали о себе?

Как это повлияет или уже повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

Что из увиденного и услышанного вы не хотите применять в своей жизни?

Что вы хотите и будете применять?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тренинг с детьми, проживающими в принимающих семьях

Автор: Лёля Людмила Львовна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства